Рабочая программа по образовательному компоненту «Игры-занятия с дидактическим материалом» для детей первой группы раннего возраста общеразвивающей направленности (от 1,5 до 2 лет)
рабочая программа

Подболотова Лариса Алексеевна

Рабочая программа для группы раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_did.mat_.docx71.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Золотая рыбка»

«ПРИНЯТА»

на заседании педагогического совета

 МАДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»

Протокол от «30» августа 2021г. №1

                               «УТВЕРЖДАЮ»

                    Заведующий МАДОУ

                    Детский сад  «Золотая рыбка»

                                 _________________/О.Н.Ляшенок/

                                Приказ от «30» августа 2021г. №146

Рабочая программа

по образовательному компоненту

«Игры-занятия с дидактическим материалом»

для детей первой группы раннего возраста общеразвивающей направленности (от 1,5 до 2 лет)

2 компонента организованной образовательной деятельности в неделю

Всего 69 компонентов организованной образовательной деятельности в год

на 2021-2022 год

                                               Автор-составитель:

                                         Подболотова Лариса Алексеевна,

                                              воспитатель

с. Горелое, 2021г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по образовательному компоненту «Игры-занятия с дидактическим материалом» для детей первой группы раннего возраста общеразвивающей направленности (от 1,5  до 2 лет) (далее - рабочая программа) - разработана в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ Детский сад «Золотая рыбка», с учетом инновационной общеобразовательной программы ДО «От рождения до школы», под редакцией Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, М., Мозаика-Синтез, 2020 г.,  в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
  • Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  •  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральных государственных требованиями в  дошкольном образовании.

Рабочая программа ориентирована на использовании учебно-методического пособия:

  1. Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА,2017г.
  2. Маханева М.Д., Решикова С.В.»Игровые занятия с детьми 1-3 лет: Книга для педагогов и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2016г.
  3. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей дошкольного образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей от 1,5 до 2 лет.

Реализация рабочей программы осуществляется в рамках организованной образовательной деятельности 2 раза в неделю (72 раза в год), длительность одной организованной образовательной деятельности составляет 9 минут, в соответствии с действующими СанПиН.

Сопутствующими формами образовательной деятельности являются: рассматривание иллюстраций, предметов, игровые сюрпризные моменты.

Содержание образовательной работы предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.); развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности сравнивать.

Основные цели рабочей программы – обогащение сенсорного опыта детей, развитие познавательно-исследовательской деятельности, побуждение к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами.

Для достижения поставленных целей рабочей программы решается комплекс следующих задач:

Учить выбирать предметы по размеру и соответственно различать их: большой, маленький; понимать слова: поменьше, побольше, соответствующие промежуточной величине предмета.

Развивать умение различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4-5 колец на конической и прямой основе, подбирая их не только по размеру, но и по цвету, из 4-5 колпачков.

Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки

Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки, трехместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).

Учить детей приближать к себе предметы различных форм с помощью палочки, а также выталкивать палочкой игрушку или цветные пыжи из прозрачной, а затем и непрозрачной трубки (диаметром 3-4 и длиной 20-25 см).

Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.

Развивать мелкую моторику пальцев, побуждая детей выполнять более тонкие действия с предметами (мелкие вкладыши, «чудесный мешочек» с мелкими игрушками разных форм и размеров).

Знакомить с предметами, издающими различные звуки (колокольчики, металлические подвесные палочки, игрушки-пищалки, музыкальные игрушки).

Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков.

Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.

Формировать у детей сенсомоторные координации «глаз – рука» в ходе дидактических игр и в быту.

Побуждать подбирать и приносить по слову взрослого предметы того или иного цвета. Выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно – цвет и величину,

форму и величину, форму и цвет, используя дидактические и народные игрушки, бытовые предметы.

Отличительной особенностью рабочей программы для детей группы раннего возраста является то, что игровое построение занятий побуждает каждого ребенка принять участие в образовательном процессе, активизирует речь, создает доброжелательную эмоционально- насыщенную атмосферу.

Особенность организации образовательного процесса. При проведении каждого занятия основным методом обучения является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. При проведении игр-занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.

Еще одним необходимым принципом в методике сенсорного воспитания детей является принцип последовательности, обусловливаемый ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Так же важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически.

Предпочтительной формой организации образовательной процесса является подгрупповая непрерывная образовательная деятельность.

Вариативность проведения педагогической диагностики. Оценка индивидуального развития детей проводится 1 раз в год (май) в форме педагогической диагностики, путем наблюдений, бесед. Она обеспечивает возможность оценки динамики достижения детей.

Тематический план.

В тематическом плане представлена последовательность изучения разделов рабочей программы, непрерывная образовательная деятельность распределена по разделам и темам из расчѐта максимальной учебной нагрузки. Тематический план составлен на весь срок освоения образовательного компонента

«Игры-занятия с дидактическим материалом» для детей второй группы раннего возраста общеразвивающей направленности.

Тема ООД

Количество ООД

В том числе практическая

деятельность

1

Собери пирамидку

7

7

2

Навинчивание гаек

1

1

3

Целое из 2-3-х частей

6

6

4

Форма

7

7

5

Цвет

14

14

6

Величина

8

8

7

Собери матрешку

4

4

8

Шнуровка

5

5

9

Плоскостные фигуры

6

6

10

Ориентировка в пространстве

5

5

11

Парные картинки

4

4

12

Оценка индивидуального развития

2

2

Итого

69

69

Содержание работы по освоению образовательного компонента

«Игры - занятия с дидактическим материалом»

для детей первой группы раннего возраста общеразвивающей направленности

Тема (раздел)

Содержание работы

Требования к овладению

необходимыми знаниями и умениями

Собери пирамидку (7 компонента)

Собирать пирамидку из четырех колец двух контрастных размеров

Собирает с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку из четырех колец

Навинчивание гаек (1 компонент)

Формировать навык целенаправленных движений рук, воспитывать волевое усилие, желание довести дело до конца.

Умеет открутить, закрутить гаечки одного цвета без помощи взрослого

Целое из 2-3-х частей (6 компонента)

Обучать детей действиям с предметами: нанизывать на стержень пирамидки 2-3 кольца одинакового размера

Собирает с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конусной основе, состоящую из 2-3 колпачков разных размеров

Форма

(7 компонентов)

Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.)

Умеет различать предметы по форме и

называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.)

Цвет (14 компонентов)

Совершенствовать разнообразные действия с предметами, ориентироваться на цвет (красный, синий, желтый, зеленый). Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению

взрослого отбирать предметы определенного цвета.

С помощью взрослого отбирает предметы определенного цвета. Умеют различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый)

Величина

(8 компонента)

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой - маленький)

Умеет различать размеры и обозначают их в речи большой дом – маленький домик, большие мячи – маленькие мячи и т.д.)

Собери матрешку (4 компонента)

Обучать детей действиям с предметами открывать и закры- вать одноместную матрешку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.

Умеет действовать с предметами - открывать и закрывать одноместную матрешку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.

Шнуровка (5 компонента)

Совершенствовать разнообразные действия с предметами (втыкать, шнуровать, накладывать)

Совершает разнообразные действия с предметами        (втыкать,        шнуровать, накладывать)

Плоскостные фигуры (6 компонентов)

Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.

Соотносит плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с

отверстиями дидактической коробки

Ориентировка в пространстве (5 компонента)

Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти. Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым   действиям   взрослого,    отображать   в    игре  по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации

Ориентируется в помещении группы, умеет действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражает игровым

действиям взрослого

Парные картинки

(4 компонента)

Составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).

Умеет составлять парные картинки

Способы проверки усвоения содержания образовательного компонента

«Игры-занятия с дидактическим материалом»

Оценка индивидуального развития детей по образовательному компоненту «Игры-занятия с дидактическим материалом» для второй группы раннего возраста проводится с целью выявления результативности образовательного процесса, лежащего в основе планирования педагогического проектирования, определение наличия условий для развития воспитанника в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями, в форме педагогической диагностики с использованием диагностического материала.

Методика проведения педагогической диагностики:

  1. Педагог предлагает назвать 4 основные формы предметов
  2. Педагог предлагает ребенку составить башенку из 4-5 кубиков
  3. Педагог предлагает ребенку составить картинку из 2-4 частей
  4. Педагог предлагает сгруппировать предметы по одному из заданных сенсорных признаков (цвет, форма, величина)
  5. Педагог предлагает понятия «1-2-много, ни одного»
  6. Педагог предлагает ребенку расставить матрешек по величине (большая, средняя, маленькая)
  7. Педагог предлагает расположить предметы по способу их использования, и назвать их одним словом (игрушки, посуда, мебель)

К концу года дети должны:

  1. Различать 4 основных формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
  2. Составлять башенки из 5-6 кубиков.
  3. Составлять целое из нескольких частей (2-4)
  4. Группировать предметы по одному из сенсорных признаков
  5. Распределять предметы по величине (большой, средний, маленький)
  6. Группировать предметы по способу их использования, используют в речи слова-обобщения (игрушки, посуда, мебель)

Критерии оценки:

  1. Знает 6 основных цветов
  2. Знает 4 основных формы
  3. Соотносит предметы по цвету, форме, величине
  4. Составляет из 2-3 деталей целое
  5. Видит отличия в двух предметах
  6. Различает понятия «1-2-много, ни одного»

Нанизывает предметы без учета формы и цвета на стержень и на нить

За каждое задание выставляется балл, уровень подготовки зависит от количества набранных баллов

Высокий уровень (3 балла) - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

Средний уровень (2 балла) - справляется с помощью взрослого или со второй попытки

Низкий уровень (1 балл) - ребенок не справляется с заданием.

Протокол оценки индивидуального развития детей по образовательному компоненту «Игры - занятия с дидактическим материалом» для детей первой группы раннего возраста общеразвивающей направленности

Фамилия, имя ребенка

количество

цвет

величина

 форма

Ориентиров-ка в прост-

ранстве

уровни

Различает понятия

1-2- много, ни одного

Составляет из 2-3

деталей целое

С помощью взрослого отбирает предметы определенн ого цвета.

Умеет различать

четыре основных цвета (красный,

синий, желтый, зеленый)

Расставляет предметы по росту (большой,

маленький)

Знает 3основных

формы

Соотносит предметы по форме, цвету, величине

Ориентируется в группе

1

в

с

н

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Группа №                 Дата проведения диагностики:

Высокий                 дет                                 % Средний         дет                 % Низкий                 дет                         %

Кто проводил (воспитатель)         

Вывод:         

Литература и средства обучения.

Для педагогов:

Основная методическая литература:

  1. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в ясельной группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – М: ТЦ Учитель, 2010;
  2. Янушко Е.А. Сенсорное развитие/ М.: «Мозаика-Синтез», 2011;
  3. Маханева М.Д., Решикова С.В. «Игровые занятия с детьми 1-3 лет»: Книга для педагогов и родителей.- М.:ТЦ Сфера, 2016г.

Для детей:

Настольные игры: «Собери бусы», «Мозаика», «»Разложи по форме», «Подбери по цвету», «Вкладыши», сенсорный коврик, геометрические вкладыши, матрешки.

Наглядный материал: иллюстрации, картины, игрушки.

Геометрические фигуры: геометрический конструктор, плоские модели, модули, вкладыши.

Раздаточный и демонстрационный материал: геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг) различные по величине и цвету, мозаика, пирамидки с круглыми и квадратными брусочками, матрешки, различные мелкие игрушки, цветные палочки, втулочки со столиками к ним, кубики различной величины и цвета, шары и мячи различной величины и цвета, деревянные бусины, шаробросы, грибки.

Календарно-тематическое планирование по образовательному компоненту «Игры-занятия с дидактическим материалом» для детей первой группы раннего возраста общеразвивающей направленности

Планируе

мая дата

Фактическ

ая дата

№ п/п

Тема

Содержание программы

Материал и оборудование

Литература

03.09

1

Кукла Таня играет с детками

Формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям.

Коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной, кубик и шарик, кукла Таня.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

06.09

2

Котенок Мурр-мур-мяу знакомит детей со своим другом.

Побуждать детей дифференцировать предметы по цвету, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельные слова: листья, листопад, желтые, красные, летят. Воспитывать любовь к окружающей природе.

Фланелеграф, фигурки к нему: желтые, красные листья, вазочка, котенок и собачка.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

10.09

3

Собери корзиночку.

Формировать навык самообслуживания: имитация одевания на прогулку; развивать умение подбирать предметы определенного цвета по показу.

Деревья из картона, грибы, мостик, корзиночки.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

13.09

4

Где кукла Ляля?

Учить ориентироваться в группе, развивать внимание, зрительную память

Игрушечный персонаж: кукла

Маханева М.Д., Решикова С.В. «Игровые занятия с детьми 1-3 лет»: Книга для педагогов и родителей.- М.:ТЦ Сфера, 2016г., с. 39

17.09

5

Собираем грибы

Учить детей различать количество предметов, закреплять понятие «Большой, маленький»

Корзинка, грибы большие и маленькие, дорожка, имитирующая мостик, корзиночка.

«Сенсорное развити»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.41

20.09

6

Кубик на кубик.

Развивать целенаправленные действия с несколькими однородными предметами. Учить детей следить за действиями взрослых и воспроизводить их.

Кубики.

Маханева М.Д., Решикова С.В. «Игровые занятия с детьми 1-3 лет»: Книга для педагогов и родителей.- М.:ТЦ Сфера, 2016г., с. 39

24.09

7

Собери пирамидку.

Учить нанизывать кольца на стержень без учета размера колец. Побуждать детей к результативным трудовым действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к совместной деятельности.

Пирамидки из трех колец

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

27.09

8

Волшебные колечки.

Формировать положительный интерес к трудовой деятельности, побуждать различать детей величину предметов, учитывать её при выполнении действий с предметами, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький.

Пирамидки из колец большого и маленького размера.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

01.10

9

Учимся находить грибочки.

Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать интерес к совместной деятельности.

Игрушки: ежики двух цветов (красный и зеленый), грибы двух цветов (красные и зеленые), ковролин.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

04.10

10

Угощение для козочки, зайчика-побегайчика и ежика.

Формировать у детей понятие величины: большой, маленький. Закрепить навык соотносить предметы и названия животных, совершенствовать представление об их внешнем виде, качествах овощей и фруктов (капуста, морковь, яблоко). Воспитывать интерес к совместной деятельности, желание трудиться.

Картинки с изображениями животных, фруктов, овощей

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

08.10

11

Грибочки разложим по местам.

Формировать сенсорно-двигательный навык трудовой деятельности. Побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия стола и различать основные цвета.

Столик, разделенный на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и 20 грибочков (по пять каждого цвета)

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

11.10

12

Собери пирамидку (из трёх колец)

Учить собирать пирамидку из 3 колец, чередуя их по цвету.

Пирамидка из трех колец

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.56

15.10

13

Дело начинай и обязательно его завершай

Формировать навык трудовой деятельности: желание завершить начатую деятельность. Побуждать детей различать размеры колец и распознавать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово кольцо и название цвета, воспитывать интерес к занятию.

Башни резко контрастные по размеру

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

18.10

14

Колечко на колечко, получится пирамидка

Формировать сенсорный и трудовой навык, побуждать детей обращать внимание на завершение выполнения действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький.

Кубики, шарики, колечки

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

22.10

15

Прокатывание шарика через воротики

Развивать координационное движение рук. Учить различать красный и синий цвет.

Формировать словарь: шарик, красный, синий, ворота.

Шарики, мячики красного и синего цвета и ворота красного и синего цвета

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:

«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.46

25.10

16

Хитрые матрешки.

Учить собирать 3-х местную матрешку, закреплять понятие «большой-маленький»

Матрешка

Маханева М.Д., Решикова С.В. «Игровые занятия с детьми 1-3 лет»: Книга для педагогов и родителей.- М.:ТЦ Сфера, 2016г., с. 39

29.10

17

Что случилось с яблоком?

Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, развивать зрительное восприятие, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.

Картинки с изображениями игрушек, фруктов, овощей

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

01.11

18

Как мы различали подружек куклы Кати

Формировать цветовое восприятие: красный, желтый, синий; развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навык выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство.

Куклы, одетые в наряды трех цветов

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

08.11

19

Сложить картинку из двух частей.

Научить собирать целое из 2-3 частей.

Картинки с изображениями животных, фруктов, овощей

«Сенсорное развитие» /Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.52

12.11

20

Дружно все потрудимся

Побуждать детей открывать и закрывать игрушку, различать верхнюю и нижнюю части матрешки, понимать слово матрешка, воспитывать интерес и наблюдательность.

Игрушка в ярком сарафане

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

15.11

21

Учимся проталкивать фигурки

Формировать трудовой навык пользования палочкой, как орудием, в новых условиях – при выкатывании игрушек.

Трубочки с игрушками

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

19.11

22

Соберем пирамидку из шариков

Формировать трудовой навык нанизывания шариков. Закрепить у детей понятие о резко контрастных размерах (большой, маленький), познакомить с промежуточными размерами: самый большой, поменьше, самый маленький.

Стержни с шариками

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

22.11

23

Соберем бусы

Учить нанизывать на нить бусины разной формы и цвета, развивать мелкую моторику кисти рук.

Шнурок, бусины разной формы

Маханева М.Д., Решикова С.В. «Игровые занятия с детьми 1-3 лет»: Книга для педагогов и родителей.- М.:ТЦ Сфера, 2016г., с. 39

26.11

24

Горка для шариков

Закреплять знание цвета, подбирать предметы по цвету.

Желобок, цветные шарики

Маханева М.Д., Решикова С.В. «Игровые занятия с детьми 1-3 лет»: Книга для педагогов и родителей.- М.:ТЦ Сфера, 2016г., с. 39

29.11

25

Доставание шариков ложкой из банки

Развитие мелкой моторики. Учить детей держать ложку и действовать с ней.

Формировать словарь: круглый, шарик

Баночки, ложка, шарики

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.26

03.12

26

Собери пирамидку из пяти колец.

Учить собирать пирамидку из пяти колец, чередуя их по цвету

Пирамидка из пяти колец

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.56

06.12

27

Как мы учились различать кукол

Знакомство детей с величиной предмета; прием сравнения однотипных предметов разного размера, развитие зрительного восприятия, воспитание аккуратности.

Две куклы, две кровати (большие и маленькие, одежда для кукол по размеру.,

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 150

10.12

28

Наряд у Кати разный

Формировать понятие величины предметов, совершенствовать навык слухового восприятия и называния предметов одежды, обуви, воспитывать бережное отношение к одежде.

Стол, кукла; одежда для куклы по сезону.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 78

13.12

29

Большие и маленькие колпачки

На эмоционально-чувственной основе познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины. Развивать тонкие движения кончиками пальцев. Выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство – величину, воспитывать интерес к занятиям.

Набор из 8-12 одноцветных полых конусов, убирающихся один в другой.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 77

17.12

30

Учимся открывать и закрывать матрешку

Формировать навык открывать и закрывать матрешку, закрепить название цвета (красный, синий, желтый, зеленый), расширять активный словарь: большая, маленькая матрешка, верх, низ, платочек, фартучек; формировать представления о величине.

Матрешки по количеству детей, строительный материал красного и синего цветов.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 89

20.12

31

Учимся быть аккуратными

Формировать у детей навык накладывать вертикально кубик на кубик, понимать слова: сделай, башня; развивать внимание и воспитывать аккуратность действий

По 4 кубика одинаковой величины на каждого ребенка

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 90

24.12

32

Учимся работать дружно

Развивать у детей умение сосредоточенно играть одной игрушкой, развивать координацию мелких движений кисти руки, воспитывать интерес к совместной детской деятельности.

Пирамидка с 5 кольцами, мишка

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 90

27.12

33

Кукла Катя и её младшая сестренка Маша

Формировать понятия: большая и маленькая, узкая-широкая, соотносить формы предметов разной величины, развивать зрительное восприятие, воспитывать трудолюбие.

Кирпичики большие и маленькие, большая и маленькая куклы, машины

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 100

10.01

34

Шарики разные: зеленые и красные

Выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске, побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый), расширять чувственный опыт, воспитывать положительный интерес к занятиям.

Игрушечный паровоз, вагончики, машины красного, синего, зеленого, желтого цветов.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 100

14.01

35

Завяжи шарф кукле

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, побуждать завязывать шарф двумя руками, воспитывать внимание, сосредоточенность, желание достичь положительного результата.

Сюжетные картинки, цветные шарфы, кукла Катя.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 112

17.01

36

Парные картинки

Закрепить умение находить одинаковые изображения, развивать внимание

Картинки с изображениями животных, фруктов, овощей

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.51

21.01

37

Наши лесные друзья в беде, им надо помочь

Формировать основы безопасности. Развивать ориентировку в пространстве, побуждать детей действовать по сигналу, находить предметы по названию и описанию, воспитывать наблюдательность и аккуратность.

Макеты деревьев, елочки, снежинки. Игрушки-лиса, медведь, волк, зайчик, пес-барбос, доктор Айболит

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 157

24.01

38

Учимся трудиться дружно

Побуждать детей выполнять цепь последовательных трудовых действий. Осуществлять выбор предметов (выбери самый большой из всех), ориентируясь на самую большую величину. Познакомить детей с промежуточной величиной предметов, соответствующей понятиям: большой, поменьше, маленький.  Развивать более точные, координированные движения рук, глазомер при действии с предметами трех величин. Воспитывать внимательность и аккуратность.

Одноцветная пирамидка-елочка на конической основе из четырех колец

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 113

28.01

39

Научи куклу застегивать пальто

Формировать навык соотносить предметы по форме. Упражнять мелкие мышцы пальцев; побуждать детей точно выполнять действия  по указанию воспитателя (например, находить пуговицу, соответствующую петле и застегивать её),  воспитывать аккуратность и внимание.

Две половинки импровизированного пальто, на одной петли, на другой пуговицы по количеству детей, кукла Катя

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 113

31.01

40

Палочки и колечки

Учить детей нанизывать колечки на палочку, учить снимать колечки с палочки. Предложить

детям другие манипуляции с игрушкой (колечко катится, вертится, крутится)

Палочки, колечки

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.60

04.02

41

У нас машины разные: и большие, и красные

Побуждать детей дифференцировать предметы по форме, величине, цвету; соотносить восприятие предмета с содержанием речи воспитателя. Узнавать транспортную игрушку среди сходных, называть части предмета, воспитывать наблюдательность и коммуникативность.

Транспортные игрушки, руль, кукла, мишка, зайчик, кубики

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 123.

07.02

42

Будем аккуратными и трудолюбивыми

Формировать аккуратность и трудолюбие в трудовой деятельности; побуждать детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов. Формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Грибочки трех цветов, одноцветные ведерки, три ведерка побольше – красное, желтое, зеленое.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 134

11.02

43

Нанизывание предметов

Учить нанизывать бусины без учета формы и цвета, развивать мелкую моторику кисти рук.

Шнурок, бусинки разных размеров

Конспект

14.02

44

Будем слушать и выполнять

Побуждать детей последовательно выполнять  необходимые действия, различать низ, верх предметов и соотносить их по размеру, подбирать две половинки предмета одинакового размера, воспитывать аккуратность и внимательность.

Трехместная матрешка по количеству детей, собачка, корзинка

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 134

18.02

45

Раскладывание однородных предметов разной величины на 2 группы

Учить фиксировать внимание на величину предметов; формировать у них простейшие приемы установления тождества и различие однородных объектов, сопоставлять форму по образцу.

Кубики, деревянные, пластмассовые

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.55

21.02

46

Плоскостные фигуры (треугольник, прямоугольник)

Познакомить с плоскостными фигурами, сравнить их с объѐмными

Фигуры, треугольник, прямоугольник разных цветов и размеров

Конспект

25.02

47

Без труда не вынешь рыбку из пруда

Совершенствовать и исполнять полученные трудовые навыки в других условиях, дополнять новыми – подвести магнит удочки точно под рыбку, вынуть пойманную рыбку из воды. Развивать координацию движений рук, умение зрительно их контролировать. Воспитывать сообразительность, ловкость, быстроту реакции.

Удочка с магнитом, пластмассовые рыбки с магнитом внутри, таз с водой.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 134

28.02

48

Подбери чашки к блюдцам

Учить детей соотносить предметы по цвету

Блюдца и чашки разных цветов из картона

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.70

04.03

49

Интересные вкладыши

Формировать умение группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы. Воспитывать интерес к занятиям, наблюдательность и аккуратность.

Доски с вкладышами

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 144

11.03

50

Разложи игрушки правильно

Формировать навык группировки предметов  по форме, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разные, одинаковые.

Круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету, фактуре.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 144

14.03

51

Будь внимательным

Побуждать детей соотносить предметы по форме с помощью кубиков-вкладышей; узнавать, сравнивать и называть изображения, воспитывать внимательность и аккуратность.

Кубики-вкладыши с цветными картинками, мишка, чудесный мешочек.

Конспект

18.03

52

Раскладывание кубиков 4-х цветов в коробочки

4-х цветов

Учить детей соотносить предметы по цвету. Дать детям название цветов, активизировать речь.

Кубики, коробочки

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.62

21.03

53

Поймай солнечного зайчика

Формировать навык трудолюбия и аккуратности, развивать зрительное восприятие, формировать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы, воспитывать внимательность.

Зеркальце, ширма, солнышко

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 157

25.03

54

Пронеси шарик в ложке

Совершенствовать трудовой навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на расстояние 25 см и класть в объемный сосуд -пластмассовый стакан, использовать вспомогательные предметы – ложку. Развивать глазомер, координацию движений рук. Воспитывать устойчивость в достижении цели, терпение.

Ложка столовая, тарелка мелкая, стакан, четыре шарика, кукла

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 157

28.03

55

Пазлы

Учить собирать картинку из трех частей

Пазлы «Домашние животные», «Детеныши»

Конспект

01.04

56

У нас все получится

Побуждать дифференцировать предметы по величине, обогащать зрительно-осязательный опыт, выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Закреплять положительное отношение к занятиям, воспитывать трудолюбие и желание выполнять действие до конца.

Коническая пирамидка из пяти колец, одноцветные пирамидки разных цветов.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 166

04.04

57

Разложи все предметы по форме

Продолжать фиксировать внимание детей на форме предмета, устанавливать тождества и различия однородных предметов, сопоставлять форму объекта с образцом, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разны, одинаковые.

Одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты и прямоугольники, круги и овалы.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 167

08.04

58

Разложи все предметы по цвету

Побуждать детей группировать однородные предметы по цвету, узнавать и развивать цвет. Развивать зрительное восприятие предмета. Воспитывать аккуратность и внимательность.

Двухцветные столики с грибочками.

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 167

11.04

59

Поможем бабушке

Развивать сосредоточенность, координацию движений рук и зрительный контроль трудовых действий, воспитывать уважение к старшим.

Катушки большие разных цветов, к ним привязывают веревочки  70 см

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 179

15.04

60

Цвет, форма, величина (учить группировать предметы по одному признаку).

Закрепить представления детей о цвете, форме и величине.

Обруч большой и маленький, кубики

большие и маленькие, шарики разных цветов

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.69

18.04

61

Нанизывание бусин

Закреплять умение нанизывать на нить

бусины разной величины и цвета с учетом

цвета и величины бусины, развивать мелкую моторику кисти рук.

Шнурок, бусинки различной величины

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.72

22.04

62

Научимся шнуровать правильно

Развивать координацию мелких движений руки и зрительного контроля трудовых действий, воспитывать аккуратность.

Картонная карточка с дырочками и шнурок

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 179

25.04

63

Воздушные шарики

Учить различать разные цвета, выбирать цвет по образцу, развитие внимания.

«Мыльные пузыри» воздушные шары, нитки

двух цветов (красный, синий).

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.70

06.05

64

Собери карандаши

Закрепить понятие цвета, использовать в речи слово (черный)

Цветные карандаши

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:

«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.78

13.05

65

Научимся завинчивать гайки

Формировать навык целенаправленных движений рук, воспитывать волевое усилие, желание довести дело до конца

Пластмассовый винт с набором гаек

Карпухина Н.А. «Реализация содержания образовательной деятельности Ранний возраст (1,5 – 2 года) Практическое пособие – Воронеж: М-КНИГА, 2017г., с. 179

20.05

66

Опиши предмет. (Описывать предмет, используя один из признаков).

Учить описывать предмет, опираясь на его признаки (большой, круглый, красный).

Мяч, кубик

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.69

23.05

67

Занимательный квадрат

Учить собирать квадрат из трех разных частей

Пазлы мягкие

«Сенсорное развитие»/Е.А. Янушко, М.:«Мозаика-Синтез», 2011г. Стр.74

27.05

68

Оценка индивидуального развития детей

Выявить знания и умения детей по усвоению

программы, составить индивидуальные карты с учетом не усвоенных тем.

Индивидуальные карты развития ребенка

30.05

69

Оценка индивидуального развития детей

Выявить знания и умения детей по усвоению

программы, составить индивидуальные карты с учетом не усвоенных тем.

Индивидуальные карты развития ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник дидактических игр для детей первой группы раннего возраста.

Игра для ребенка дошкольного возраста – это не только любимое и главное, но и постоянный вид деятельности, в котором дети проводят большую часть времени. Роль игры в развитии ребенка огромн...

Конспект игра-занятия со строительным материалом для детей первой группы раннего возраста.

Конспект игры-занятия для формирования у детей сооружения простых построек....

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2023 — 2024 учебный год для детей второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Цель рабочей программы - разностороннее развитие ребёнка в период раннего возраста с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, истори...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2023 — 2024 учебный год для детей второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2023 — 2024 учебный год для детей второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет)...