КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
статья

Лободенко Наталья Леонидовна

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к  родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у дошкольников целостного представления о своем крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края за счет становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей воспитанников, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения,   семейных связей. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_lobodenko.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ  ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Лободенко Наталья Леонидовна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 62 «Радуга».

385001, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Привокзальная, 76,

8(8772)54-69-39, det.62@yandex.ru

385003,Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Апшеронская д.55 кв.2,

8-961-826-00-55, nata6905@mail.ru

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки»

Д.С. Лихачев

Известно, что дошкольный возраст – тот возраст, в котором пространственные краеведческие представления формируются быстрее, а правильно организованная предметно-развивающая среда способствует быстрому усвоению материала и формированию целостного представления о своем крае.

Мы знаем, что «край» очень объемное понятие,  и включает  в себя,  все, что малыша окружает: детский сад, дом, родители…

Задача педагогов и родителей помочь открывать чудеса окружающего их мира, приобщать к природе и быту, истории и культуре нашей малой Родины. Таким образом,  происходит нравственное воспитание человека, любящего и знающего свою Родину, любящего и знающего свой край!

Существует много форм и методов работы способствующих изучению и усвоению полученных знаний, формированию патриотических и гражданских чувств у наших воспитанников. Важна и методология вовлечения  дошкольников в изучение родного края, которая происходит поэтапно.

  1. Изучение  истории своей семьи, формирование интереса к родному дому, улице, городу, краю происходит   через беседы, тематические занятия, дидактические игры и закрепляется участием в выставках, конкурсах и викторинах. И важным условием на этом этапе является тесная связь детей и родителей. Совместное участие в конкурсах «Мое генеалогическое дерево», «Моя семья», «СемьЯ» позволяет коснуться исторических корней семьи и бережно относится к семейным традициям, дает возможность проследить исторические факты на основе истории своей семьи.

Работая вместе с членами своей семьи над рисунками или поделками,  малыши не только учатся ручному труду, усердию и аккуратности, но и узнают и усваивают семейные традиции, которые так важны для развития нравственных устоев и патриотических чувств.

  1. Через очные и виртуальные экскурсии, праздники, развлечения, встречи с известными людьми нашего города  дошкольники знакомятся с культурой, бытом родного края и у них формируется  чувство гордости за своих земляков. И на этом этапе важно участие родителей. Они принимают активное участие в нашей деятельности – нетрадиционные родительские собрания, совместные краеведческие игры и национальные праздники, которые дают возможность приобщить ребенка к истории и географии Адыгеи.

Народные умельцы,  ветераны, известные писатели нашего края  рассказывая свою историю или историю написания произведения увлекают наших воспитанников в неизведанные, но такие родные места нашей малой Родины.

  1. Краеведческая работа по изучению природы края интересна и разнообразна.  Прогулки по экологической  тропинке,  наблюдения, участие в экологических акциях и конкурсах, наличие на территории детского сада  клумбы с первоцветами,  занесенными в Красную Книгу - развивает познавательный интерес, творческую активность и любознательность, то есть личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры   в ФГОС ДО.  Общение с природой, воспитание бережного к ней отношения есть залог гуманного отношения наших воспитанников ко всему живому, а ежегодное участие и призовые места в городских, республиканских и всероссийских конкурсах экологической направленности «Моя сторонка», «Будни лесника», «Первоцветы» формирует стойкую гражданскую и нравственную позицию.

Основываясь на опыте работы педагогов нашего ДОУ, рекомендуем проводить в старших и подготовительных группах  работу, которая происходит в рамках кружка «Моя малая Родина».  Такая работа охватывает всех воспитанников этой  возрастной группы и дает возможность ознакомления с историей, традициями, бытом и искусством нашего края. Ребята не только используют имеющийся  материал, но и сами пополняют  его рисунками, играми, поделками, выполненными своими руками.

Важно, чтобы такая работа в ДОУ велась систематически и стала неотъемлемой частью процесса образования и воспитания юного поколения. Именно через краеведческое образование в детском саду  воспитанники учатся понимать свою связь с окружающим миром, значимость наследия родного края. Каждый этап ознакомления с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у дошкольников такие черты характера, которые помогут им понимать, исследовать и закреплять верные понятия о патриотизме. Ведь известно, что яркие впечатления, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

        Считаем, что одной из задач  педагогов  нашего ДОУ являются интересные и индивидуальные способы и своевременность внести на страницу детства каждого воспитанника неповторимые и яркие моменты, которые в дальнейшем сформируют  любовь к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине!

Если не мы, то, кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно — не опоздать!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение в экологическом воспитании дошкольников

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческог...

Краеведение в экологическом воспитании дошкольников

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческог...

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возрастаПетрова Тамара ПавловнаМДОУ"Детский сад №4 "Вис-вис" общеразвивающего вида д.Полевая, Волжского района, РМЭ.Патрио...

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Определение патриотизма, через что воспитывается патриотизм, краткое содержание программы по патриотизму "С чего начинается родина?"...

Краеведение - основа патриотического воспитания дошкольников

Идея использования краеведения в дошкольном образовании: поиск способов создания краеведческого пространства, максимально благоприятного для патриотического воспитания ребенка....

Положение о смотре - конкурсе уголков краеведения и патриотического воспитания

Нравственно - патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на  воспитание...