Проект по экологическому воспитанию «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ» для детей 5 - 6 лет
проект (старшая группа)

Романова Виктория Викторовна

Пояснительная записка

 

За основу была взята программа «Юный эколог» Николаевой С.Н, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. В ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию.

Цели и задачи.

Цель экологического развития старшего дошкольника – развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и эмоционально-чувственного опыта.

Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач экологического развития детей старшего дошкольного возраста:

- обогатить знание о растительном и животном мире  Природных зон России;

- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

- развивать у детей способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие - следственные связи.

.

    Принципы и подходы.

Рабочая программа  по ознакомлению с окружающим базируется на основных принципах дошкольного образования:

1. Доступность.

2. Систематичность и последовательность.

3. Наглядность.

4. Динамичность.

5. Дифференциация.

6. Природосообразность.

7. Диагностичность.

 

    Планируемые результаты.

 К концу дошкольного детства у детей должны быть сформированы первичные представления о растительном мире и  бережное отношение к природе. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен. Его постоянно изучают люди, которые делают свои открытия и получают знания посредством различных источников информации. В целом работа по методике обеспечивает каждому ребёнку полноценную интеллектуальную подготовку к школе.

Предметные результаты:

-интерес к познанию мира природы;

-потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере;

-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

-принятие воспитанниками правил здорового образа жизни;

-развитие морально-этического сознания;

-получение воспитанниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом

 

Описание образовательной деятельности.

   В методике по экологическому развитию старших дошкольников можно выделить несколько условных содержательных линий.

     Первая линия – растительный мир. Здесь предусмотрено:

- формирование положительного отношения к природе через  приобщение детей к важнейшим природоведческим понятиям (природа, живая и неживая, мир растений и животных и пр.);

-знакомство с природными зонами России (тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, степь, лесостепь и пустыня);

-показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и климатическими условиями.

      Вторая линия – исследовательско-экспериментальная деятельность. Здесь предусмотрено:

-обогащение памяти ребенка;

-развитие речи;

- накопление фонда умственных приемов и операций;

-развитие эмоциональной сферы и творческих способностей ребенка.

     Третья линия -  продуктивная деятельность.      Здесь предусмотрено:

-создание эмоционально-положительного настроения;.                                                                                                                                  -развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности;                                                                                                                --формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности;                                 -знакомство с сенсорными эталонами;                                                                                                                                                                    -развитие мелкой моторики рук;                                                                                                                                                                             -активизация словаря;                                                                                                                                                                                              

-развитие умений по продуктивной деятельности;                                                                                                                            

-воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность.

     Особое направление в работе с детьми связано с изучением детьми причинно-следственных связей в нашем мире. Детей ненавязчиво следует подводить к пониманию того, что жизнь природы, человека, их взаимоотношения во многом определяются именно данным видом связей.

 

 Календарно – тематическое планирование.

№ ТЕМЫ

ТЕМЫ РАЗДЕЛОВ И ЗАНЯТИЙ

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ

  1. Природные зоны России  (8 занятий)

1.

Путешествие по природным зонам

1

2.

Знакомство с природной зоной России - тундра

 1

3.

Просмотр д/ф «Загадочный мир тундры»

 1

4.

Беседа о животном и растительном мире тундры

1

5.

Беседа «Что мы знаем о лесотундре»

1

6.

Просмотр д/ф «Загадочный мир лесотундры»

1

7.

Беседа о животном и растительном мире лесотундры

1

8.

Все покажем и расскажем.

Открытое занятие

1

  1. Природные зоны России  (6 занятий)

9

«Многоликая тайга».

1

10.

Просмотр д/ф «Загадочный мир тайги»

1

11.

Беседа о животном и растительном мире тайги.

1

12.

 «Удивительный широколиственный лес».

1

13.

Растения и животные широколиственного леса».

1

14.

Все покажем и расскажем.

Открытое занятие

1

  1. Природные зоны России  (8 занятий)

15.

« Степь и лесостепь»

1

16.

Беседа о животном и растительном мире степи и лесостепи.

1

17.

Создание коллажа из детских рисунков «Растения степи и лесостепи»

1

18.

Просмотр д/ф «В степи».

1

19.

«Жаркая пустыня».

1

20.

Просмотр д/ф «В жаркой астраханской пустыне».

1

21.

Растения и животные жаркой  пустыни».

1

 

22.

Все покажем и расскажем.

Открытое занятие

1

4.Природные зоны России  (4 занятий)

 23.

«Арктическая пустыня».

1

24.

Растения и животные арктической пустыни».

1

25.

Просмотр д/ф «В безмолвной Арктике».

1

26,

Все покажем и расскажем.

Открытое занятие

1

Всего:

 

 

26

 

 

        

 

 

 

Месяц

 

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый  результат

Октябрь

Природные зоны России

 

 

 

1

 Путешествие по по природным зонам

- Познакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными климатических зон России;

 -Формировать представление о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Развивать речь детей, учить связно пересказывать. 

1.Орг. момент.

2.Путешествие  по природным зонам.

3.Путешествие   по по природным зонам - фильм

4 Игра «Узнай растение»

5. Итог занятия

Беседа, рассказ, игра.

Карта зон, иллюстрации растений, видеофильм.  

Развитие интереса к изучению природы России; Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России;                     Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

2

Знакомство с природной зоной России - тундра

-Формировать представление о природной зоне Земли - тундра.                                                                     - Познакомить с климатом, природой, такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота;                                             Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;  Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.

1. Орг. момент.

2. Беседа о тундре

3. Презентация.

4.  Игра «Что такое тундра?»

5. Итог занятия

Беседа, просмотр презентации,  игра.

Карта зон, иллюстрации растений

Иметь представление о природной зоне - тайга, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

3

Просмотр д/ф «Загадочный мир тундры»

- Расширить кругозор и знания о тундре

- Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания;

- Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.

1. Орг. момент.

2. Загадочный мир тундры (фильм).

3.«Что ты знаешь о Тундре?»

4. Игра «Узнай лиственное растение»

5. Итог занятия

Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций

Карта зон, видеофильм.  

 Иметь представление растительном мире тайги, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

4

Беседа о животном и растительном мире тундры

- Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях крайнего севера.

- Формировать представления о многообразии северной природы и животных тундры.          Совершенствовать диалогическую речь. Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому.Развивать познавательный интерес.

1.Орг.момент.

2. Беседа о животном и растительном мире тундры.  

3.Презентация.                                                      4. Дидактическая игра « четвертый

лишний».

5.Итог занятия

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации

Карта зон, презентация с иллюстрациями животного и растительного мира тундры, проектор..

     Расширяются представления о  животном растительном мире тундры;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

 

 

 

Месяц

 

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый  результат

Ноябрь

Природные зоны России

1

Беседа «Что мы знаем о лесотундре»

-Формировать представление о природной зоне Земли - лесотундра.                                                                     - Познакомить с климатом                                                 Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности.

1. Орг. момент.

2. Беседа о лесотундре

3. Презентация.

4.  Игра «Что такое тундра?»

5. Итог занятия

Беседа, просмотр презентации,  игра.

Карта зон, иллюстрации растений

Иметь представление о природной зоне - тайга, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

 

2

Просмотр д/ф «Загадочный мир лесотундры»

- Расширить кругозор и знания о лесотундре

- Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания;

- Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.

1. Орг. момент.

2. Загадочный мир лесотундры (фильм).

3.«Что ты знаешь о лесотундре?»

4. Игра «Узнай лиственное растение»

5. Итог занятия

Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций

Карта зон, видеофильм.  

 Иметь представление растительном мире тундры, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

3

Беседа о животном и растительном мире лесотундры

-Формировать представление о животном и растительном мире лесотундры;

 Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях климата

- Совершенствовать диалогическую речь. Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому. Развивать познавательный интерес.

 

1.Орг.момент.

2. Беседа о животном и растительном мире тундры.  

3.Презентация.                                                      4. Дидактическая игра « четвертый

лишний».

5.Итог занятия

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации

Карта зон, презентация с иллюстрациями животного и растительного мира лесотундры,

     Расширяются представления о  животном растительном мире лесотундры;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

4

Итоговое занятие (тундра и лесотундра) Все покажем и расскажем.

(Визитная карточка для группы «Любознайки».

     Основываясь на опыте детей, закрепить их представления о тундре и лесотундре.

 

 

 

 

   

  

  

 

 

 

 

 

Месяц

 

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый  результат в

Декабрь

Природные зоны России

 

1

Беседа «Многоликая тайга».

-Формировать представление о природной зоне Земли - тайга.                                                                     - Познакомить с климатом, природой, такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота;                                             Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;  Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.

1. Орг. момент.

2. Беседа о тайге.

3. Презентация.

4. Итог занятия

Беседа, просмотр презентации.

Карта зон, презенация

Иметь представление о природной зоне - тайга, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

2

Просмотр д/ф «Загадочный мир тайги»

- Расширить кругозор и знания о тайге

- Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания;

- Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.

 

1. Орг. момент.

2. Загадочный мир тайги (фильм).

3.«Что ты знаешь о тайге?»

4. Игра «Узнай лиственное растение»

5. Итог занятия

Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций

Карта зон, видеофильм.  

 Иметь представление растительном мире тайги, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

3

Беседа о животном и растительном мире тайги.

-Формировать представление о животном и растительном мире тайги;

 Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях климата

- Совершенствовать диалогическую речь. Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому. Развивать познавательный интерес.

1.Орг.момент.

2. Беседа о животном и растительном мире тайги.  

3.Презентация.                                                      4. Дидактическая игра « четвертый

лишний».

5.Итог занятия

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации

Карта зон, презентация

     Расширяются представления о  животном растительном мире тайги;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

4

Беседа «Удивительный широколиственный лес».

-Формировать представление о природной зоне Земли – широколиственный лес;                                                                    Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;  Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.

1. Орг. момент.

2. Беседа о широколиственном лесе

3. Презентация.

4. Итог занятия

Беседа, просмотр презентации.

Карта зон, презентация

Иметь представление о природной зоне – широколиственный лес, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

 

 

Месяц

 

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый  результат

Январь

Природные  зоны России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ельность

  

 

 

   
  

 

   

 

3

Растения и животные широколиственного леса».

-Формировать знания детей о растениях и животных широколиственных лесов;   - Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

1.Орг.момент.

2. Беседа о животном и растительном мире тайги.  

3.Презентация. «Леса России»                                                    4. Дидактическая игра «Отбери лиственные и хвойные деревья»                                                                                 5.Итог занятия

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации

Карта зон, презентация , картинки растений.

     Расширяются представления о  животном растительном мире лесов;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

4

Итоговое занятие (тайга и широколиственный лес)

   

 Обобщить знания детей о природной зоне  тайги и широколиственного леса

   

  

 

Месяц

 

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый  результат

Февраль

 

 1


Беседа « Степь и лесостепь»
 

Закрепить и систематизировать знания о природных зонах России.

- Познакомить с понятием «лесостепь», объяснить, где она расположена, какую занимает территорию, какой климат в этой природной зоне.
Рассказать о постепенном переходе леса в степь.

1. Орг. момент.

2. Беседа

3. Презентация.

4. Итог занятия

Беседа, просмотр презентации.

Карта зон, презентация

Иметь представление о природной зоне – лесостепь.

развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

 

2

Беседа о животном и растительном мире степи и лесостепи.

Формировать знания детей о растениях и животных степей;    Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас

Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны;

учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений.

2. Развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому

предмету.

3. Воспитывать бережное отношение к природе

Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны;

учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений.

2. Развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому

предмету.

3. Воспитывать бережное отношение к природе

Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны;

учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений.

2. Развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому

предмету.

3. Воспитывать бережное отношение к природе

 

1.Орг.момент.

2. Беседа .  

3 Игра «Лото».

4.Итог занятия

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра

Карта зон, презентация , картинки растений и животных

     Расширяются представления о  животном растительном мире  степей;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

3

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

Создание коллажа из детских рисунков «Растения степи и лесостепи»

 

Просмотр д/ф «В степи».

 

 

 

 

 

 

 

- Расширить кругозор и знания о степи

- Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания;

- Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Орг. момент.

2. В степи» (фильм).

3.«Что ты знаешь о степи?»

4. Игра «Узнай лиственное растение»

5. Итог занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта зон, видеофильм.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Иметь представление растительном мире степи, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

 

 

 

Месяц

 

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый

Март

Природные зоны России

1

Беседа «Жаркая пустыня».

-Сформировать целостное представление детей о пустыне.

- продолжать формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях;

- развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение рассуждать, делать простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, умение классифицировать;

- формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов;

- воспитывать бережное отношение к природе

1.Орг. момент.

2.Беседа.

3. Игра «Лото

4. Итог занятия.

 

Беседа, эксперимент, игра

Картинки семян

Иметь представление о природной зоне – пустыня.

развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

 

2

Просмотр д/ф «В жаркой астраханской пустыне».

 

- Расширить кругозор и знания о пустыни

- Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания;

- Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.

 

1. Орг. момент.

2. «В жаркой астраханской пустыни» (фильм).

3. Игра «Узнай лиственное растение»

4. Итог занятия

 

Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций

Карта зон, видеофильм.  

 Иметь представление растительном мире тайги, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

3

Растения и животные жаркой  пустыни».

-формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях;

- обобщить представления детей о взаимосвязи природных условий с жизнью растений и животных;

- упражнять в умении различать и называть представителей животного и растительного мира пустыни;

1.Орг. момент.

2.Беседа.

3. Дидактическая игра «Кто живёт и что растёт в пустыне?»

4.Презентация «Животные и растения пустыни»

5. Итог занятия.

 

Беседа, игра

Карта зон,

иллюстрации животных и растений  пустыни

     Расширяются представления о  животном растительном мире жаркой пустыни;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

4

Итоговое

 Основываясь на опыте детей, закрепить их представления о тундре и лесотундре.

 

 

 

 

 

 

Месяц

 

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый  результат

Апрель

 

1

Беседа «Арктическая пустыня».

 

-Формировать представление об арктической пустыни

- Познакомить с климатом, природой, такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота;                                             Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;  Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.

1. Орг. момент.

2. Беседа

3. Презентация.

4. Итог занятия

Беседа, просмотр презентации.

Карта зон, презентация

Иметь представление о природной зоне –

развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

 

2

Растения и животные арктической пустыни».

-иметь представление о растительном и животном мире                                                       Развивать мышление, память;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас

1. Орг. момент.

2. Беседа

3. Презентация.

4.Игра «Растительный и животный мир»

5.Итог.

Беседа, игра

Карта зон,

иллюстрации животных и растений  пустыни

     Расширяются представления о  животном растительном мире;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

3

Просмотр д/ф «В безмолвной Арктике».

 

 

 

 

 

 

4

Итог

   

 

 

 

 

  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pr_5-6_let.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по экологическому воспитанию

 «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ»

для детей 5 - 6 лет

                                                     

                                                                                                                                                                         

Воспитатель: Романова В.В.

                                                                                                                                                                     

2021 -2022 учебный год

Пояснительная записка

За основу была взята программа «Юный эколог» Николаевой С.Н, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. В ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию.

Цели и задачи.

Цель экологического развития старшего дошкольника – развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и эмоционально-чувственного опыта.

Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения основных задач экологического развития детей старшего дошкольного возраста:

- обогатить знание о растительном и животном мире  Природных зон России;

- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

- развивать у детей способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие - следственные связи.

.

    Принципы и подходы.

Рабочая программа  по ознакомлению с окружающим базируется на основных принципах дошкольного образования: 

1. Доступность.

2. Систематичность и последовательность.

3. Наглядность.

4. Динамичность.

5. Дифференциация.

6. Природосообразность.

7. Диагностичность.

    Планируемые результаты.

 К концу дошкольного детства у детей должны быть сформированы первичные представления о растительном мире и  бережное отношение к природе. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен. Его постоянно изучают люди, которые делают свои открытия и получают знания посредством различных источников информации. В целом работа по методике обеспечивает каждому ребёнку полноценную интеллектуальную подготовку к школе.

Предметные результаты:

-интерес к познанию мира природы;

-потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере;

-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

-принятие воспитанниками правил здорового образа жизни;

-развитие морально-этического сознания;

-получение воспитанниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом

Описание образовательной деятельности.

   В методике по экологическому развитию старших дошкольников можно выделить несколько условных содержательных линий.

     Первая линия – растительный мир. Здесь предусмотрено:

- формирование положительного отношения к природе через  приобщение детей к важнейшим природоведческим понятиям (природа, живая и неживая, мир растений и животных и пр.);

-знакомство с природными зонами России (тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, степь, лесостепь и пустыня);

-показать детям взаимосвязь между внешним видом растений и климатическими условиями.

      Вторая линия – исследовательско-экспериментальная деятельность. Здесь предусмотрено:

-обогащение памяти ребенка;

-развитие речи;

- накопление фонда умственных приемов и операций;

-развитие эмоциональной сферы и творческих способностей ребенка.

     Третья линия -  продуктивная деятельность.      Здесь предусмотрено:

-создание эмоционально-положительного настроения;.                                                                                                                                  -развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности;                                                                                                                --формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности;                                 -знакомство с сенсорными эталонами;                                                                                                                                                                    -развитие мелкой моторики рук;                                                                                                                                                                             -активизация словаря;                                                                                                                                                                                             

-развитие умений по продуктивной деятельности;                                                                                                                           

-воспитание у детей умения выполнять совместную деятельность.

     Особое направление в работе с детьми связано с изучением детьми причинно-следственных связей в нашем мире. Детей ненавязчиво следует подводить к пониманию того, что жизнь природы, человека, их взаимоотношения во многом определяются именно данным видом связей.

 

 Календарно – тематическое планирование.

№ ТЕМЫ

ТЕМЫ РАЗДЕЛОВ И ЗАНЯТИЙ

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ

  1. Природные зоны России  (8 занятий)

1.

Путешествие по природным зонам

1

2.

Знакомство с природной зоной России - тундра

 1

3.

Просмотр д/ф «Загадочный мир тундры»

 1

4.

Беседа о животном и растительном мире тундры

1

5.

Беседа «Что мы знаем о лесотундре»

1

6.

Просмотр д/ф «Загадочный мир лесотундры»

1

7.

Беседа о животном и растительном мире лесотундры

1

8.

Все покажем и расскажем.

Открытое занятие

1

  1. Природные зоны России  (6 занятий)

9

«Многоликая тайга».

1

10.

Просмотр д/ф «Загадочный мир тайги»

1

11.

Беседа о животном и растительном мире тайги.

1

12.

 «Удивительный широколиственный лес».

1

13.

Растения и животные широколиственного леса».

1

14.

Все покажем и расскажем.

Открытое занятие

1

  1. Природные зоны России  (8 занятий)

15.

« Степь и лесостепь»

1

16.

Беседа о животном и растительном мире степи и лесостепи.

1

17.

Создание коллажа из детских рисунков «Растения степи и лесостепи»

1

18.

Просмотр д/ф «В степи».

1

19.

«Жаркая пустыня».

1

20.

Просмотр д/ф «В жаркой астраханской пустыне».

1

21.

Растения и животные жаркой  пустыни».

1

22.

Все покажем и расскажем.

Открытое занятие

1

4.Природные зоны России  (4 занятий)

 23.

«Арктическая пустыня».

1

24.

Растения и животные арктической пустыни».

1

25.

Просмотр д/ф «В безмолвной Арктике».

1

26,

Все покажем и расскажем.

Открытое занятие

1

Всего:

26

Месяц

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый  результат

Октябрь

Природные зоны России

1

 Путешествие по по природным зонам

- Познакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными климатических зон России;

 -Формировать представление о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Развивать речь детей, учить связно пересказывать. 

1.Орг. момент.

2.Путешествие  по природным зонам.

3.Путешествие   по по природным зонам - фильм

4 Игра «Узнай растение»

5. Итог занятия

Беседа, рассказ, игра.

Карта зон, иллюстрации растений, видеофильм.  

Развитие интереса к изучению природы России; Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России;                     Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.

2

Знакомство с природной зоной России - тундра

-Формировать представление о природной зоне Земли - тундра.                                                                     - Познакомить с климатом, природой, такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота;                                             Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;  Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.

1. Орг. момент.

2. Беседа о тундре

3. Презентация.

4.  Игра «Что такое тундра?»

5. Итог занятия

Беседа, просмотр презентации,  игра.

Карта зон, иллюстрации растений 

Иметь представление о природной зоне - тайга, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

3

Просмотр д/ф «Загадочный мир тундры»

- Расширить кругозор и знания о тундре

- Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания;

- Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.

1. Орг. момент.

2. Загадочный мир тундры (фильм).

3.«Что ты знаешь о Тундре?»

4. Игра «Узнай лиственное растение»

5. Итог занятия

Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций

Карта зон, видеофильм.  

 Иметь представление растительном мире тайги, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

4

Беседа о животном и растительном мире тундры

- Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях крайнего севера.

- Формировать представления о многообразии северной природы и животных тундры.          Совершенствовать диалогическую речь. Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому.Развивать познавательный интерес.

1.Орг.момент.

2. Беседа о животном и растительном мире тундры.  

3.Презентация.                                                      4. Дидактическая игра « четвертый

лишний».

5.Итог занятия

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации

Карта зон, презентация с иллюстрациями животного и растительного мира тундры, проектор..

     Расширяются представления о  животном растительном мире тундры;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

Месяц

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый  результат

Ноябрь

Природные зоны России

1

Беседа «Что мы знаем о лесотундре»

-Формировать представление о природной зоне Земли - лесотундра.                                                                     - Познакомить с климатом                                                 Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности.

1. Орг. момент.

2. Беседа о лесотундре

3. Презентация.

4.  Игра «Что такое тундра?»

5. Итог занятия

Беседа, просмотр презентации,  игра.

Карта зон, иллюстрации растений 

Иметь представление о природной зоне - тайга, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

2

Просмотр д/ф «Загадочный мир лесотундры»

- Расширить кругозор и знания о лесотундре

- Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания;

- Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.

1. Орг. момент.

2. Загадочный мир лесотундры (фильм).

3.«Что ты знаешь о лесотундре?»

4. Игра «Узнай лиственное растение»

5. Итог занятия

Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций

Карта зон, видеофильм.  

 Иметь представление растительном мире тундры, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

3

Беседа о животном и растительном мире лесотундры

-Формировать представление о животном и растительном мире лесотундры;

 Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях климата

- Совершенствовать диалогическую речь. Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому. Развивать познавательный интерес.

1.Орг.момент.

2. Беседа о животном и растительном мире тундры.  

3.Презентация.                                                      4. Дидактическая игра « четвертый

лишний».

5.Итог занятия

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации

Карта зон, презентация с иллюстрациями животного и растительного мира лесотундры, 

     Расширяются представления о  животном растительном мире лесотундры;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

4

Итоговое занятие (тундра и лесотундра) Все покажем и расскажем.

(Визитная карточка для группы «Любознайки».

     Основываясь на опыте детей, закрепить их представления о тундре и лесотундре.

 

   

   

Месяц

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый  результат в

Декабрь

Природные зоны России

1

Беседа «Многоликая тайга».

-Формировать представление о природной зоне Земли - тайга.                                                                     - Познакомить с климатом, природой, такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота;                                             Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;  Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.

1. Орг. момент.

2. Беседа о тайге.

3. Презентация.

4. Итог занятия

Беседа, просмотр презентации.

Карта зон, презенация

Иметь представление о природной зоне - тайга, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

2

Просмотр д/ф «Загадочный мир тайги»

- Расширить кругозор и знания о тайге

- Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания;

- Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.

1. Орг. момент.

2. Загадочный мир тайги (фильм).

3.«Что ты знаешь о тайге?»

4. Игра «Узнай лиственное растение»

5. Итог занятия

Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций

Карта зон, видеофильм.  

 Иметь представление растительном мире тайги, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

3

Беседа о животном и растительном мире тайги.

-Формировать представление о животном и растительном мире тайги;

 Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях климата

- Совершенствовать диалогическую речь. Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому. Развивать познавательный интерес.

1.Орг.момент.

2. Беседа о животном и растительном мире тайги.  

3.Презентация.                                                      4. Дидактическая игра « четвертый

лишний».

5.Итог занятия

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации

Карта зон, презентация

     Расширяются представления о  животном растительном мире тайги;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

4

Беседа «Удивительный широколиственный лес».

-Формировать представление о природной зоне Земли – широколиственный лес;                                                                    Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;  Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.

1. Орг. момент.

2. Беседа о широколиственном лесе

3. Презентация.

4. Итог занятия

Беседа, просмотр презентации.

Карта зон, презентация

Иметь представление о природной зоне – широколиственный лес, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

Месяц

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый  результат

Январь

Природные  зоны России

ельность

3

Растения и животные широколиственного леса».

-Формировать знания детей о растениях и животных широколиственных лесов;   - Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

1.Орг.момент.

2. Беседа о животном и растительном мире тайги.  

3.Презентация. «Леса России»                                                    4. Дидактическая игра «Отбери лиственные и хвойные деревья»                                                                                 5.Итог занятия

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра, просмотр презентации

Карта зон, презентация , картинки растений.

     Расширяются представления о  животном растительном мире лесов;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

4

Итоговое занятие (тайга и широколиственный лес)

   

 Обобщить знания детей о природной зоне  тайги и широколиственного леса

   

Месяц

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый  результат

Февраль

 1


Беседа « Степь и лесостепь»

Закрепить и систематизировать знания о природных зонах России.

- Познакомить с понятием «лесостепь», объяснить, где она расположена, какую занимает территорию, какой климат в этой природной зоне.
Рассказать о постепенном переходе леса в степь.

1. Орг. момент.

2. Беседа

3. Презентация.

4. Итог занятия

Беседа, просмотр презентации.

Карта зон, презентация

Иметь представление о природной зоне – лесостепь.

развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

2

Беседа о животном и растительном мире степи и лесостепи.

Формировать знания детей о растениях и животных степей;    Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

- Развивать мышление, память;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас

Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны;

учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений. 

2. Развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому

предмету. 

3. Воспитывать бережное отношение к природе

Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны;

учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений. 

2. Развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому

предмету. 

3. Воспитывать бережное отношение к природе

Формировать представления учащихся об особенностях животного мира степной зоны;

учить сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений. 

2. Развивать любознательность, наблюдательность, память, интерес к изучаемому

предмету. 

3. Воспитывать бережное отношение к природе

1.Орг.момент.

2. Беседа .  

3 Игра «Лото». 

4.Итог занятия

Беседа, рассматривание иллюстраций, игра

Карта зон, презентация , картинки растений и животных

     Расширяются представления о  животном растительном мире  степей;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

3

4.

Создание коллажа из детских рисунков «Растения степи и лесостепи»

Просмотр д/ф «В степи».

- Расширить кругозор и знания о степи

- Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания;

- Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.

1. Орг. момент.

2. В степи» (фильм).

3.«Что ты знаешь о степи?»

4. Игра «Узнай лиственное растение»

5. Итог занятия

Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций

Карта зон, видеофильм.  

 

Иметь представление растительном мире степи, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

Месяц

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый

Март

Природные зоны России

1

Беседа «Жаркая пустыня».

-Сформировать целостное представление детей о пустыне.

- продолжать формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях;

- развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, умение рассуждать, делать простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, умение классифицировать;

- формировать умение выслушивать друг друга при обсуждении проблемных вопросов;

- воспитывать бережное отношение к природе

1.Орг. момент.

2.Беседа.

3. Игра «Лото

4. Итог занятия.

Беседа, эксперимент, игра

Картинки семян

Иметь представление о природной зоне – пустыня.

развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

2

Просмотр д/ф «В жаркой астраханской пустыне».

- Расширить кругозор и знания о пустыни

- Сформировать элементарные представления о взаимосвязях растений со средой обитания;

- Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, речь, логическое мышление.

1. Орг. момент.

2. «В жаркой астраханской пустыни» (фильм).

3. Игра «Узнай лиственное растение»

4. Итог занятия

Рассказ, игра, рассматривание иллюстраций

Карта зон, видеофильм.  

 Иметь представление растительном мире тайги, о взаимосвязи растения с климатическими условиями, развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

3

Растения и животные жаркой  пустыни».

-формировать экологические представления детей о разнообразии природы, о пустыне и ее обитателях;

- обобщить представления детей о взаимосвязи природных условий с жизнью растений и животных;

- упражнять в умении различать и называть представителей животного и растительного мира пустыни;

1.Орг. момент.

2.Беседа.

3. Дидактическая игра «Кто живёт и что растёт в пустыне?»

4.Презентация «Животные и растения пустыни»

5. Итог занятия.

Беседа, игра

Карта зон,

иллюстрации животных и растений  пустыни

     Расширяются представления о  животном растительном мире жаркой пустыни;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

4

Итоговое

 Основываясь на опыте детей, закрепить их представления о тундре и лесотундре.

Месяц

Неделя

Тема

Цель и задачи непосредственно образовательной деятельности

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Формы работы

Организация развивающей среды

(оборудование)

Планируемый  результат

Апрель

1

Беседа «Арктическая пустыня».

-Формировать представление об арктической пустыни

- Познакомить с климатом, природой, такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота;                                             Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически, объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;  Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.

1. Орг. момент.

2. Беседа

3. Презентация.

4. Итог занятия

Беседа, просмотр презентации.

Карта зон, презентация

Иметь представление о природной зоне –

развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

2

Растения и животные арктической пустыни».

-иметь представление о растительном и животном мире                                                       Развивать мышление, память;

– Воспитывать познавательный интерес.

- Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас

1. Орг. момент.

2. Беседа

3. Презентация.

4.Игра «Растительный и животный мир»

5.Итог.

Беседа, игра

Карта зон,

иллюстрации животных и растений  пустыни

     Расширяются представления о  животном растительном мире;  развивается инициатива в поиске вариативных способов сравнения, классификации растений; развивается  способность анализировать, делать выводы устанавливать простейшие- следственные связи.

3

Просмотр д/ф «В безмолвной Арктике».

 

4

Итог

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей»

Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей» ...

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Деревья вокруг нас" для детей младшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный год.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сл...

Педагогический проект по экологическому воспитанию "Вода- это жизнь" для детей старшего дошкольного возраста на 2018-2019 учебный год.

   Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды с...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», на первый...

Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Волшебная сила воды» для детей среднего дошкольного возраста

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...

Проект по патриотическому воспитанию «Моя Родина - Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из главных задач нравственного воспитания. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы це...