Материалы районного семинара для руководителей ДОО «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ВОПРОСАХ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
материал

Шиповская Ольга  Викторовна

Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только, как на помощников детского учреждения, но  и  как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ  ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ  ПОЛИТИКИ КИРОВСКОГО  ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ

Семинар  для  руководителей  ДОО

«ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЬСКОЙ  ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ  В  ВОПРОСАХ  

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Формы и методы работы с родителями  по

нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников»

Подготовила Шиповская  О.В.

Заместитель  заведующего  по  УВР

  МКДОУ «Детский  сад  № 19 «Звездочка»

 станицы  Зольской

Декабрь,2021

“Любовь к Родине начинается с семьи”. Ф. Бекон

Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек (Т. Н. Доронова, О. Л. Зверева, С. В. Ковалев, Е. С. Евдокимова, Солодянкина О. В. др.).

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа.

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.

Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. Эту работу можно разделить на 3 блока:

Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ

сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.

Практический — предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).

Контрольно-оценочный — предполагает  анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада — для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.

Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания дошкольников, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа.

Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, мы   вариативно используем традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников:

  • Анкетирование «Семейные традиции»        
  • Консультации в родительских уголках
  • Родительские собрания
  • Издание  газеты  для  родителей «Штаны  на  лямке»

Совместная деятельность детей и родителей:

  • Оформление  рисунков  «Моя  станица»
  • изготовление макетов с родителями
  • составление кроссвордов  

Поисковая деятельность:

  • подбор познавательных статей из истории станицы  и  края
  • экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей)
  • создание  мини – музея  «Моя  малая  Родина»
  • Беседа 
  • Гостиные; 
  • Круглый стол; 

Совместные занятия родителей и детей; 

  • Тренинги; 
  • Организация  семейного  клуба   «Семь Я»
  • Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол» 
  • Обсуждение и распространение семейного опыта; 
  • Музыкальная гостиная «О казачьих традициях и обычаях» 

Совместные детско-родительские встречи в различных формах:

  • Конкурсы,         викторины, спортивные         мероприятия:         «Мы         – читающая семья!», «Мама, папа, я – Ставропольская  семья», «Что? Где? Когда? – Знатоки  родного  края»
  • Вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки» 
  • Посиделки, досуги (фольклорный досуг)  «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости»,  «Чаепитие в русских традициях» 
  • «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам семейного воспитания

Акцент во взаимодействии с родителями  ставим на проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День матери»,  «День  матери-казачки», «День  защитника  Отечества» семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», выставки выходного дня, издание газеты, встреча с интересными людьми, ведение домашних читательских дневников и др.

Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «Расскажи другу о Ставрополье», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья», «Я люблю свою  станицу», «Казачьи  традиции», «Игры  маленьких  казаков», - в  результате  этого  детско-родительского  проекта появился  альбом-картотека   казачьих  подвижных  игр.

Мини-музей «Моя  малая  Родина» в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста является инновационной формой познания окружающего мира, потому что только когда проникнешься духом времени, можно понять какими были наши предки, что для них было важно и ценно, о чем были их мечты и думы.

Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души». Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».

Анализ ситуации последних лет показывает, что после прихода из детского сада и в выходные дни 60 % детей смотрят телепередачи, читают книги – 13%;    4 % занимаются изобразительной деятельностью; настольно-печатными играми 9% и лишь 10 % - спортивными играми. Экскурсии, прогулки, выходы в природу в выходной крайне редки, только 4 % семей  активно отдыхают на природе.

 Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско-патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, педагоги  нашего  ДОУ  используют  такую инновационную форму работы, как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям станицы, района, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, станице, детском садике, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Наша задача заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов стало  создание семейного  альбома  «Альбом  славы»  и  «Книги  памяти», где размещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.

Примерные темы маршрута выходного дня:

  • «Семейный поход по памятным местам родной  станицы»
  • «Памятные места героического прошлого станицы  и  края»
  • «Исторические достопримечательности Зольской»
  • «Любимый уголок  Ставрополья»
  • «Мы  живём  на  Кавказе!»
  • «Гордись своим именем улица»
  • «Улицы станицы» - обзорные экскурсии  по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.
  •  «Купола над станицей»

Для создания, передачи и распространения информации по  нравственно-патриотическому  воспитанию  педагоги  ДОУ   используем информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Мультимедийное сопровождение различных форм организации педагогического просвещения родителей способствует лучшему восприятию содержания материала, помогает сделать его более информативным и занимательным, позволяет слушателям при желании конспектировать услышанное. Например, на родительском собрании «Воспитание начал патриотизма и гражданственности» можно продемонстрировать  слайды с результатами мониторинга знаний детей о семье, родном городе, стране. Включить различные материалы: схемы, диаграммы, видео- и аудио- фрагменты детских высказываний. Использование возможностей мультимедийной презентации позволит в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами, дать понятие об основных направлениях работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

На собрании «О крае  родном ведем мы наш рассказ», использовались видео- и фотоматериалы экскурсии «Улицы родной станицы». Что позволяет  родителям составить представления о том, какие краеведческие знания о родном крае, станице, об  их достопримечательностях  доступны старшим дошкольникам.

Просмотр видео- и фотоматериалов, иллюстрирующих образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей. Так, на семинаре-практикуме «Свой край люби и знай!» мы  продемонстрировали видеофильм «Виртуальная экскурсия по  станице  Зольской» на  примере которого появилась возможность  показать родителям методы и приемы работы по ознакомлению детей с историческими и современными достопримечательностями родной  станицы.

На  виртуальной  консультации для  родителей  старшей  группы «Как знакомить детей с природой» был  организован просмотр слайд-шоу «Как мы в поход ходили». Это фотоматериалы экскурсии в природу, целью которой является обогащение знаний детей о растительном и животном мире, о взаимодействии человека и природы. Фото на слайдах иллюстрировали алгоритм ознакомления детей с природными объектами.

Использование ресурсов Интернет при проведении педагогической гостиной «Быт и традиции   края» позволит  повысить эффективность общения педагогов и родителей по проблеме ознакомления детей с народными костюмами, утварью русской избы, народными праздниками и традициями.  

Главная задача на практическом этапе взаимодействия с родителями  — это формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей. Это может быть достигнуто при участии педагогов, родителей и детей в различных формах совместной деятельности: тренинги, кружки для родителей, открытые просмотры различных видов деятельности детей, совместные досуги и праздники, викторины, тематические вечера, турпоходы, выставки совместного творчества.

Удачно зарекомендовал себя такой вид использования ИКТ, как мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений. Это позволяет сделать их эмоционально окрашенными, привлекательными, современными.

Хорошей традицией  в  нашем  ДОУ  стала выставка совместного творчества детей и родителей, посвящённая  Дню  станицы.  Работы  детей  и  родителей детского  сада  неоднократно  занимали  призовые  места  на  станичной  выставке.

В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: газета, издаваемая ДОУ для родителей; стенгазеты; буклеты; папки-передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки. Использование технических средств ИКТ позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными.

          Использование средств ИКТ конечно же не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных

результатов в работе

  

Заключение: 

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй опирается на родителей не только, как на помощников детского учреждения, но  и  как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.  Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ  ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ  ПОЛИТИКИ КИРОВСКОГО  ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ

Семинар  для  руководителей  ДОО

«ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЬСКОЙ  ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ  В  ВОПРОСАХ  

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Семейный  проект, как метод взаимодействия  семьи  и детского сада в  вопросах  нравственно-патриотического  воспитания»

Подготовила Шафоростова  Т.В.

Воспитатель  МКДОУ «Детский  сад  № 19 «Звездочка»

 станицы  Зольской

Декабрь,2021

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Происходит снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и нравственного воспитания.. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его нравственных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в нравственно – патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Практика показывает, что одним из путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность, которая способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников  жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей старшего дошкольного возраста.

Проведение семейных проектов в младших группах детского сада способствует более успешной адаптации ребёнка в новых условиях. Когда к нам поступили малыши, мы предложили родителям стать участниками проекта «Моя семья». Не все и не сразу согласились принять участие («некогда, не умею…»), однако дело сдвинулось. Итогом  стало оформление семейного альбома каждой семьёй. В группе выделили полочку, где были размещены альбомы и каждый ребёнок мог взять его, посмотреть на маму, папу, бабушку или дедушку, ощутить их рядом. А ведь, если рядом с тобой близкие люди, тебе спокойней.

Благодаря такой форме работы родители проявляют свои знания и умения, повышая свой авторитет в глазах детей, обогащая своим жизненным опытом не только своего ребёнка, но и других детей группы. Например, в нашей группе был реализован проект «Как я был маленьким». Одни родители подготовили и показали вместе со своими детьми игры своего детства, а потом научили им всех детей группы («Вышибала», «Резиночка» и др.). Интересно было ребятам увидеть коллекцию почтовых новогодних открыток, собранную мамой нашего воспитанника, и узнать, что раньше в праздничные дни люди  поздравляли  родственников и друзей, посылая открытки по почте, а не по телефону как в наше время. Сколько положительных эмоций и у взрослых, и у детей, какая гордость за своих родителей.

Среднесрочный групповой проект «Семейные традиции» был интересен и полезен родителям и детям. Он важен в своей реализации, т.к. даёт возможность взаимодействия всех участников педагогического процесса и особенно актуален в наше время, когда детско-родительским отношениям уделяется недостаточное внимание. Проект даёт возможность всем его участникам глубже рассмотреть проблему семейных ценностей и более продуктивной совместной деятельности. Цель проекта - приобщение детей к семейным традициям и ценностям через  взаимодействие детского сада и семьи. В ходе реализации проекта были использованы различные методы и приёмы: беседы с детьми и родителями о семейных ценностях, рисование на тему «Моя семья», составление рассказов о семье, создание фотоальбома «Семейные традиции», совместная деятельность с родителями: «Наша любимая семейная традиция», родительское собрание на тему «Патриотическое воспитание дошкольников» и многое другое.

В ходе реализации данного проекта можно говорить о формировании у детей представлений о семье, и её значимости в жизни каждого человека, проявление уважения к членам своей семьи, приобретение знаний о семейных традициях. В процессе совместной деятельности проявились развитие творческих способностей детей, активизация любознательности, наблюдательности. Кроме этого, в детском саду были созданы условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества с семьёй, укрепление внутрисемейных отношений.

В  реализации проекта «Я люблю свою  станицу» принимали активное участие все дети нашей группы и их родители. Мы совершили интересную пешую экскурсию по улицам  Зольской, побывали в музее, где ребята познакомились с историей возникновения нашей  станицы, посетили храм св. Николая.

В процессе совместной работы дети узнали о жизни именитых станичников, об их вкладе в развитие станицы  и  края; вместе с родителями пополнили групповую библиотеку материалами о жизни станицы.  

В завершении проекта детьми совместно с родителями был изготовлен альбом «Я люблю свою  станицу». Каждая семья выбрала любимый уголок Зольской и рассказала о нём на страницах альбома, который был представлен воспитанникам других групп нашего детского сада. Реализовав проект «Я люблю свою  станицу», мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей, родителей и педагогов общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, интереса и уважения к истории малой  Родины.

Ко Дню защиты детей был реализован проект «Я рисую мир». Дети вместе со своими родителями рисовали, предварительно обсудив содержимое рисунка, а затем составляли коллаж. Каждая семья, принявшая участие в проекте, объяснила, каким она видит мир, почему важен мир на земле. Такая работа объединила всех участников проекта. Заставила поразмыслить на глобальную тему: «Миру мир!»

Одним  из  самых  интересных  и  ярких  проектов, проведённых в  нашей  группе  стал  проект  «Игры  маленьких  казаков». Для  его  реализации  были  привлечены  не  только  родители  наших воспитанников, но  и  самое  старшее  поколение  семей – бабушки  с  дедушками. Участники  по  крупицам  собирали  описания  подвижных  казачьих  игр; самостоятельно изготовляли  атрибуты  для  них, что, конечно, положительно сказалось на взаимоотношениях в семье, помогло сблизиться и вместе провести много интересных минут. Кульминацией  проекта стало  развлечение «Игры  казачат», в  котором с  удовольствием  приняли  участие  и  дети, и  взрослые. Собранные  участниками казачьи  подвижные  игры  мы оформили  в  альбом-картотеку «Казачьи  подвижные  игры»

Учитывая всё вышесказанное,  можно сделать вывод: при осуществлении проектной деятельности в работе с родителями, не только укрепляются детско-родительские отношения. В результате у детей формируется познавательный интерес, воспитывается трудолюбие, доброта, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине начинается с  чувства любви к своей семье. И осуществляют воспитание педагоги в тесном контакте с родителями с их непосредственным участием.

Список литературы

Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с.

Проектная деятельность старших дошкольников/авт.-сост.В. Н.Журавлёва. – Волгоград: Учитель, 2009. – 202с.: ил.



Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ  ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ  ПОЛИТИКИ КИРОВСКОГО  ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ

Семинар  для  руководителей  ДОО

«ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЬСКОЙ  ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ  В  ВОПРОСАХ  

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Мини-музей в ДОУ как форма работы с родителями  в  вопросах  нравственно-патриотического  воспитания  дошкольников»

Подготовила Трофимова  Ю.В.

Воспитатель  МКДОУ «Детский  сад  № 19 «Звездочка»

 станицы  Зольской

Декабрь,2021

Обращение к ценностям, накопленным в культуре народа, к его истории предполагает включение ребенка в культурно-историческое пространство.  Особая роль здесь принадлежит музею, который представляет своеобразную модель многомерного мира, где опыт рационального познания переплетается с чувственным.  

Словосочетание «музейная педагогика» известно всем, кто имеет отношение к образованию и воспитанию молодого поколения. Данное понятие появилось в IX-XX  в Германии и именно с этого времени музей осознаётся, как учреждение, основной функцией, которого является образовательная и воспитательная.

В сфере патриотического воспитания дошкольников «музейная педагогика является инновационной технологией, которая создаёт условия для погружения личности ребёнка в специально организованную предметно-пространственную среду»

Развитие патриотических чувств ребенка происходит при изучении истории России через мини-музей, где находятся экспонаты, которые могут погрузить дошкольника в прошлое.

Главным средством патриотического воспитания выступает конкретная работа детей, где ребёнок дошкольного возраста является активным участником. Одно из главных условий данной работы заключается в следующем: дети дошкольного возраста должны видеть важность и необходимость своих усилий. «В музейно-образовательной деятельности ребёнок не сторонний наблюдатель, а главный исследователь».

В работе с детьми дошкольного возраста главный вид деятельности – игра. С её помощью моделируются разнообразные игровые ситуации, в ходе которых дошкольник познаёт окружающую действительность и приобретает необходимые навыки и собственный опыт. Особо развитые воображение и фантазия помогают воспитанникам проникнуться духом исторического времени, осваивая и преобразовывая накопленные историко-культурные ценности. В продуктивной детской деятельности: рисунке, лепке, моделировании – отражается интерес к истории страны, народным традициям.  

Систематическая работа и методически правильная организация педагогического процесса при патриотическом воспитании дошкольников может осуществляться на материале музея с раннего дошкольного возраста.

Для того чтобы сформировать представления о культурных и народных традициях родной страны, в педагогике используются разные методы, такие как, беседа, наблюдение, создание специальных педагогических ситуаций, организация познавательной и исследовательской деятельности воспитанников, консультации, беседы с законными представителями ребенка.

Особенную значимость  при  решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьёй воспитанников. Родители – это первые помощники и равноправные участники образовательного процесса. «При грамотной педагогической работе можно с помощью родителей дошкольников оформить стенды и макеты, что способствует облагораживанию детско-родительских отношений».

Задачи патриотического воспитания на материале музея:

  • вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа;
  • знакомить детей с разными формами устного народного творчества, с особенностями народного быта:
  • воспитывать у детей гордость за свою страну, её историю;
  • расширять кругозор детей, словарный запас через знакомство с предметами быта, с традициями русского народа;
  • развивать связную речь детей при описании  предметов быта, составлении загадок и рассказов о традициях русского народа;
  • привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов музея, организации и проведении экскурсий по станице и музеям родного края.

Данные задачи патриотического воспитания решаются на примере использования материала мини-музея, в процессе осуществления всех видов детской деятельности, в ходе непрерывной образовательной деятельности, целевых прогулок, экскурсий по селу, городу, виртуальных экскурсий в музеи родной страны, режимных моментов, игр, труда. Работа строится в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • «позитивный центризм» (усвоение ребёнком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом его психологических особенностей, возможностей и интересов, рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • деятельностный подход, развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Хороших результаты можно достичь, соблюдая главное условие –это активная деятельность воспитанников при работе с материалом в мини-музее. Желание потрогать, почувствовать и подержать в руках экспонаты музея, а особенно посмотреть, как они работают, всё это находит объяснение в  детском от природы любопытстве. «Ребёнок является соавтором и творцом, что позволяет расширить кругозор ребёнка».

Мини-музей «Моя  малая  Родина», созданный  в  нашем  детском  саду  совместными  усилиями  педагогов  и  родителей, является мощным средством в социокультурном развитии ребенка, в формировании творческой личности, которая осознаёт свои корни и национальные истоки. Понять настоящее и предвидеть будущее можно только на основе прошлого.

Целью  создания мини-музея  является формирование у детей представлений о национальных традициях, истории и культуре Ставропольского края  и  станицы  Зольской. Содержание материалов и название экспозиций учитывало национальные традиции и познавательные интересы детей:

  • «Быт  и  традиции  казачества»
  • «Зольская  в фотохронике»
  • «Станичные  достопримечательности»

В экспозиция «Быт  и   традиции». Здесь находятся предметы, русского обихода, с помощью которых женщины управлялись по хозяйству на кухне – это ухват, самовар, чугунок,  глиняная посуда. Есть предметы, которые необходимы для уборки избы – метла, коромысло, ведра, стиральная доска, чугунный утюг на углях, половики, а также стиральная  доска, прялка, керосиновая  лампа и  гордость  музей – настоящие  казачьи  папаха  и  шашка?   В ходе пополнения экспонатов дети выступали в группе с сообщениями о том, какой   посудой  пользовались  в  старину, как  стирали  их  прабабушки, и, конечно  о  бравых  казаках. Интересным не только для детей, но и родителей оказалось выступление об истории станицы  Зольской  и  о  людях, ее населяющих.

В экспозиции «Зольская  в фотохронике» представлены фотографии   станицы  и  станичников  в  разные  периоды. Самый  ценный  экспонат  - фотография  дореволюционной  Зольской. Ребятам  было  интересно  узнавать  на  чёрно-белых фотографиях  знакомые  улицы  и  строения. Отдельно  выделены  старые выцветшие  фото  станичников-фронтовиков, прадедушек  наших  воспитанников.

Центом  экспозиции «Станичные  достопримечательности» является  макет  деревянного храма  св. Николая  образца  XIXв, выполненного  родителями  нашей  воспитанницы  Евы  Шиллер.

В нашем музее всё можно трогать руками и рассматривать. Ведь только исследование ребёнком реальных предметов быта музея позитивно влияет на ознакомление дошкольников с культурой и традициями русского народа.

«Возрождение российской культуры, восстановление духовности молодого поколения, изучение истории народа, – всё это на данный период времени очень актуально. Детские впечатления, полученные в результате посещения музея, всегда воплощаются в детских рисунках, игре, исследованиях».

Предметно-пространственная среда мини-музея является для дошкольника средством познания, традиций и культуры родной страны. Погружение воспитанников в существующую музейную среду даёт неповторимую возможность приобщения детей к духовным богатствам и ценностям общества, помогает воспитанникам осознать своё место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым. Всё вышесказанное и определённые правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории, родного края, своей страны.  Участие детей в работе мини-музея способствует чувству радости и сопричастности от общего дела.  

В патриотическом воспитании мини-музей играет важную роль. Смысл создания мини-музея заключается в том, чтобы взрастить в  детской душе семена любви к семье, дому, природе, родной  станицы, истории и традициям родного края и ко всему рукотворному миру, что создано руками близких и родных людей, которых зовут соотечественники.  

Таким образом, мини-музей – это инновационная форма педагогической деятельности, которая позволяет решать задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста:

во-первых, помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;

во-вторых, способствует сохранению народных традиций, воспитанию

патриотических чувств;

в-третьих, позволяет развивать у дошкольников способность к эстетическому восприятию, к самостоятельному освоению окружающего мира.

Привлечение родителей к проблемам нравственно-патриотического воспитания детей способствует установлению благоприятного микроклимата в отношениях между воспитателями, детьми и родителями и создаёт  благоприятные условия для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

 

 

 Литература

  1. Князева, О.И., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О.А. Князева, М.Д. Маханева; Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2008. – 60с.
  2. Рыжова, Н.А. Мини-музей в детском саду [Текст]  / Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова,  А.И. Данюкова; М.: Линка-Пресс, 2008. – 75с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] //https://docviewer.yandex.ru/print.xml?sk.

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ  ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ  ПОЛИТИКИ КИРОВСКОГО  ГОРОДСКОГО  ОКРУГА  СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ

Семинар  для  руководителей  ДОО

«ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ  С  РОДИТЕЛЬСКОЙ  ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ  В  ВОПРОСАХ  

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ»

«Семейный клуб «Семь Я»  

как  инновационная  форма  работы детского сада и семьи»

Подготовила Солдатова  Е.А.

Воспитатель  МКДОУ «Детский  сад  № 19 «Звездочка»

 станицы  Зольской

Декабрь,2021

Семья – это непрерывный и продолжительный процесс построения отношений между людьми разного возраста, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.

В законе «Об образовании Российской Федерации» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами». Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.  

Дошкольная образовательная организация (ДОО) не может заменить семью, решить многие социально – экономические и материальные проблемы, но педагоги ДОО призваны поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Наш  детский  сад  работает над решением задач социально- коммуникативного развития воспитанников через социальное партнёрство в нескольких направлениях, одно из которых – это взаимодействие с родителями нашего ДОО, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнёрами.

Работая в детском саду более 10 лет,  я в своей работе пробовала использовать разные формы взаимодействия с родителями. И сделала вывод, что родителей интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы в воспитании ребенка, поделиться опытом с другими. Планируя ту или иную форму работы, я исхожу от представления о родителях как современных людях, готовых к обучению и сотрудничеству.    Изучив методическую литературу, информационные ресурсы и потребности родителей группы при помощи анкетирования, я пришла к выводу, что наиболее целесообразно постепенно менять формы взаимодействия с семьей, направив их на установление более тесных неформальных контактов между всеми участниками образовательных отношений. На мой взгляд, такой, оптимальной и наиболее эффективной инновационной формой социального партнерства сегодня, является Семейный клуб.

Семейный клуб - особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая обмен опытом, знания по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

 Семейный клуб «Семь Я» — перспективная форма работы с родителями, которая позволяет осуществлять дифференцированный подход, заинтересовать их конкретной проблемой, совместное решение которой улучшает уровень развития ребенка в определенных видах деятельности и способствует укреплению его здоровья.  

Основными принципами работы клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

Участниками клуба являются все желающие родители наших воспитанников, воспитатели, узкие специалисты и дети. Работа в клубе организуется 1 раз в квартал.  Родителей оповещают о предстоящей встрече с помощью приглашений. Тематика родительских встреч определяется несколькими факторами: запросами и интересами родителей, желанием повысить педагогическую компетенцию родителей, насущными потребностями времени. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи, по итогам, которой намечают изменения или внесение новых форм в план встреч клуба.

Особое внимание в работе «семейного клуба» я уделяю   инновационным методам и формам взаимодействия с семьей; духовному развитию личности дошкольника и привитию ему основополагающих принципов нравственности на основе культурно–исторических традиций России, развитию у дошкольников нравственных чувств, воспитанию любви и уважения к малой родине, родному краю, опираясь на взаимодействие с семьей.

 Цель: создание условий для координации усилий детского сада и семьи по вопросам нравственно-патриотического   воспитания ребенка через инновационную активную форму - Семейный клуб  «Семь Я».

Задачи клуба:

  • Ориентировать родителей на  формирование  предпосылок морального развития ребёнка.
  • Во взаимодействии семьи и ДОУ продолжать формировать  нормы поведения и положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • В партнёрстве ДОУ и родителей, продолжать развивать в детях  патриотическое отношение к своей стране.
  • Помочь родителям сохранить и развивать любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад..

Для решения поставленных задач нам необходимо единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания ребёнка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами работы  по  воспитанию  духовно-нравственной  личности в детском саду, а педагог использует лучший опыт семейного воспитания. Систематичность и последовательность работы в течение всего года. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.

Наш семейный клуб действует второй год и является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители и дети могут получить информацию воспитании  всесторонне развитой  личности. Формируют навыки совместного провождение времени через досуговые мероприятия, совместные прогулки-походы, так как все это ведет к гармонизации детско- родительских отношений.

Формы работы с семьями использовались такие, как совместная познавательная творческая деятельность родителей и детей в клубе «Семь Я» (занятия, мастер-классы, практикумы); консультации по родительским запросам.

Самым популярным и действенным в установлении партнерских отношений родителей с детьми стало игровое взаимодействие в различных видах: викторина «Как помочь ребенку освоить культуру поведения на улице», квест «Остров сокровищ», интеллектуальные соревнования «Знатоки  родного  края», оформление стенгазет «Улица, на  которой  я  живу», «Российской  армии – привет!», «День  Победы», оформление выставок и т.д. Совместные занятия позволяют обучить родителей элементарным приемам педагогического взаимодействия с ребенком, вовлечь их в воспитательно-образовательную деятельность, заинтересовать ею.  

  • Таким образом, благодаря разработанной системе с применением инновационных форм и методов взаимодействия с родителями
  • Произошла активизация включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения.  
  • Повысилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом, возросло доверие к дошкольному учреждению. Это ярко проявилось как в количественном росте числа воспитанников детского сада, так и в расширении участия родителей в жизни детского сада.

Кроме того, в группе удалось создать микроклимат уважения, доверительного отношения родитель – ребенок – педагог, повысить компетентность родителей в вопросах нравственно-патриотического  воспитания.

 

                                                         Литература

  1. Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Детско-родительский клуб // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №1. С. 66.  
  2. Деркунская, В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская // Дошкольная педагогика.

–         2006.         -         №         5,         с.         49         –         51.                

       3. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В.

Глушкова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005. – 190 с.        4. Зубова О.Н., Лукьянова Н.А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. №11. С. 52-60.        5. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - №11. -С.57.  

       6. Свирская Л. Работа с семьей. - М.: Линке - Пресс, 2007.