Практикум для родителей "Развитие речи дошкольников через ТРИЗ-игры"
консультация (младшая группа)

Дутова Ольга Владимировна

Педагогическое просвещение родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта

оказания психолого-педагогической, консультационной,

методической помощи родителям

Тема: «Развитие речи дошкольников через ТРИЗ-игры»

Вид авторского материала: практикум

Описание опыта

Цель: содействовать формированию у родителей (законных представителей) умений по использованию ТРИЗ-игр и упражнений, направленных на развитие речи дошкольников.

Оборудование и материалы: круги Ллулия, дидактический мяч,картинки, проектор, экран, презентация

Слайд 1  (пустой)

Уважаемые родители, рада приветствовать вас сегодня. А начать нашу встречу предлагаю с небольшого опроса. Перед вами на столе лежат листы с вопросами, прочитайте их и ответьте на них, как вы считаете верным. Вопросы:

Слайд 2(развитие речи дошкольников через инновационные игры)  

Скажите, а вы знаете, что такое инновация?

Слайд 3  (расшифровка термина «инновация»)

Сегодня я хочу познакомить вас с инновационной ТРИЗ-технологией в развитии речи детей. Итак, тема нашей встречи: «Развитие речи дошкольников через ТРИЗ-игры»

Слайд 4 (тема встречи)

Технология ТРИЗ была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Слайд 5 (расшифровка аббревиатуры ТРИЗ, фото Г.С.Альтшуллера и его высказывание)

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

Использование дидактических игр по технологии ТРИЗ является эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста. У детей повышается уровень понимания речи, активизируются средства общения, становится шире и богаче словарный запас, развиваются навыки связной речи.

Я использую в нашей группе в работе с детьми методы и приемы, предлагаемые ТРИЗ-технологией. С некоторыми из них хотела бы вас сегодня познакомить и поиграть с вами.

Слайд 6 (цель пособия)

 «Круги Луллия». Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определенные сектора на каждом из кругов.

         Слайд 7(цель пособия).

Активно используется в младшем возрасте пособие «Дидактический мяч».

Взрослый предлагает слово - существительное (прилагательное, глагол), а ребенок говорит противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый-черный; большой-маленький; плакать - смеяться.

Игра «Дразнилка» (на столе разложены картинки с отгадками.) Не произнося настоящих названий картинок,  дайте им шуточные имена-дразнилки. Например,  смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза. Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чем идет речь.

Дети очень любят сказки, но к хорошо известным сказкам можно найти новый, творческий поход. Например, игра «Теремок».

Слайд 8 (цель игры)

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде. На каждого - один рисунок.  

Ход игры: каждый участник (мама, пап, сестра, братья) получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (кстати, теремок может быть чисто условным - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

 - Тук, тук, кто в теремочке живет?

 - Я (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я (называет себя, например, яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары, и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные могут помочь. Играть можно и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем, а вместо рисунков используйте бытовые предметы. Попробуем поиграть!

Как вы считаете, с какого возраста  можно использовать ТРИЗ?

А на самом деле, такие  упражнения доступны для детей с 3-х летнего возраста.

        Конечно, дома нет определенных пособий, и данные игры требуют определенной подготовки , и вы будете…не правы! Предлагаю вам буклет с ТРИЗ-играми по дороге в детский сад и домой, в которые можно играть буквально на ходу.

А теперь подведём итог нашей встречи с помощью ТРИЗ-игры «Хорошо-плохо». Проанализируйте нашу встречу и скажите, что было в ней хорошего, а что плохого.

 Благодарю вас за ваши ответы, желаю вам успехов и приятных минут общения с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Развитие познавательного интереса дошкольников, через экспериментирование»

Цель: представление опыта работы с детьми разного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.Задачи:- повысить уровень профессиональной компетенц...

Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».

Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...

Семинар-практикум: «Решение задач по формированию выразительности речи дошкольников через театрализованную игру»

Одним из главных отличий человека от остальных представителей живого мира является речь. Речь необходима человеку для передачи своих мыслей другим людям, для общения. В современном мире востребован ус...

Семинар-практикум:«Развитие коммуникативных компетенций дошкольников через диалог с искусством» 2021 год

Коммуникативная компетенция детей дошкольного возраста – это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения усп...

Семинар-практикум для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи детей с ОНР. Развитие речи дошкольников через кинезиологические упражнения»

В современном мире большое значение уделяется развитию речи, в особенности развитие речи у подрастающего поколения. Поэтому педагоги, нейрофизиологи, врачи и доктора наук создают новые техники, методы...

Выступление на ГМО «Интеграция образовательных областей через ТРИЗ игры"

Мастер -класс на ГМО на тему: «Интеграция образовательных областей через ТРИЗ игры.16 апреля 2021 г. в Аничково....