Семинар - практикум с элементами тренинга. Познавательное развитие дошкольников средствами проектной деятельности.
опыты и эксперименты (старшая группа)

Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с элементами тренинга.

Познавательное развитие дошкольников

средствами  проектной деятельности.

1. Вводная часть.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами поговорим о важности организации проектной деятельности для  познавательного развития детей.  

Но сначала предлагаю вам поучаствовать в небольшом тренинге на развитие  эмоциональной готовности педагога к инновациям.

Инновация - это результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения.

Основной задачей нашего тренинга является создание положительных эмоций к инновациям.

Тренинг  «ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИЯМ»

Ход занятия

Упражнение 1. «Только хорошее»

Ход: Участникам предлагается поздороваться и вспомнить, что хорошее произошло с ними в это утро.

Упражнение 2. «Притча»

Ход: 1. «Рискнуть попробовать».

Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?

Какие черты характера характеризуют последнего претендента?

Вывод. Часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает прочувствованное (увиденное) и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы. Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины».

Я предлагаю вам всем рискнуть и присоединиться к работе нашей творческой группы. Мы попробуем сегодня попрактиковаться в проектной деятельности и проследить свои ощущения от этого. Ну а вначале немного теории (просмотр презентации).

2 часть. Основная.

Познание – обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире. Специально организованное  познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса. (Педагогический словарь. Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.) Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.
Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов.
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает
познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является
потребность и новых впечатлениях, новых знаниях. Эта потребность выделена и изучена в целом ряде исследований (Л.И. Божович, М.П. Денисова, М.И. Лисина, Н.Л. Фигурин, Н.М. Щелованов и др.). Л.И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем
разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие. Говоря о познавательной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочения и систематизацию. Это деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируются восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства познавательная деятельность сопровождают игру, продуктивную деятельность, обусловливая эффективное познание ребенком многих доступных ему предметов и явлений. «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности», — пишет С.А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников.
Работая с детьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же время обеспечивает непрерывный рост и неопределенных неясных знаний. Однако отметим: информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать в ребенке познавательные потребности и интересы.
Положительное отношение создается двумя путями.
Первый путь создания положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.
Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п.
Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования, что, несомненно, актуализирует задачу ее изучения и внедрения в образовательных учреждениях (как в детском саду, так и в начальных классах).
Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным, в данной деятельности, разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов у детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе познавательно-исследовательской (опытнической) деятельности и экспериментирования.
Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение – изучение – исследование).
Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанника.
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний педагог превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Для проектной деятельности характерны такие изменения в профессиональном взаимодействии взрослого и ребенка, как переход от трансляции готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.
Педагог помогает самостоятельно найти решение, «открыть» новое знание и присвоить его на уровне опыта. В ходе выполнения проекта дети учатся самостоятельно искать информацию, делать выводы, подбирать способы изложения найденного материала для сверстников, младших детей.
         В работе над проектом определяется его классификация, цель и задачи. Разрабатывается схема реализации, распределяется деятельность по этапам. Обозначаются участники проекта.
Целью проекта является развитие познавательных способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Работа над проектом строится в несколько этапов.
На первом этапе детей вводят в игровую ситуацию, формулируют проблему и задачи.
На втором этапе, а это организация работы над проектом, планируется деятельность детей. Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте. Реализация проекта проходит в непосредственно организованной деятельности с интеграцией всех образовательных областей.
Изучается с детьми художественная литература, пересказываются сказки, разучиваются пословицы и поговорки, слушаются музыкальные произведения. Рассматриваются иллюстрации, проводятся  игры, наблюдения, тема отражается в изодеятельности.
Третий этап заключается в подготовке презентации проекта. Совместно с педагогами дети готовят работы, экспонаты для выставки.
Контроль за проектной деятельностью осуществляется через мониторинг промежуточных и итоговых результатов проекта (экспресс диагностика психических процессов детей по методике Павловой Н. Н. и Руденко Л.В.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими. Они приобретают способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний.

В заключение хочется сказать. Выстраивая проектную деятельность идите от ребенка, от его заинтересованности. Маленького исследователя привлекает все- не пропустите этот интерес!

Николай Николаевич Поддьяков (академик РАО, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. ) в своей статье " Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника", привел интересный случай. И пусть он касается социального экспериментирования, но мне хочется вас ним познакомить.

  Пример социального экспериментирования (из воспоминаний профессора Н.Б. о своем детстве): Коля Б. в пять лет пошел с мамой на детский концерт. По ходу действия там часто появлялся мужчина крошечного роста со сморщенным лицом и подпрыгивающей походкой. Мальчик никогда не видел лилипутов и был поражен внешностью этого мужчины, напоминавшего хорошо сделанную куклу со сложным устройством. Пред ребенком встала проблема – это живой человек или кукла. Коля уже не замечал концертной программы, он был сосредоточен на решении этой задачи. У него мелькнула мысль: это можно проверить – показать лилипуту язык. Если это человек, то ему будет неприятно, если же кукла, то ей безразлично, что делается в зале. Коля выждал момент и, когда лилипут повернулся в его сторону, высунул язык, а затем показал ему

руками длинный «нос» и страстно впился глазами в его лицо. Но в этом момент мама, потрясенная действиями своего сына, встряхнула его так, что ребенок вынужден был прекратить свой блестяще задуманный эксперимент.

Тренинг:  «Восточный стих»

Ход: Участникам предлагается сочинить восточное стихотворение на тему проектный метод  по следующей форме:

Существительное (Проект).

Прилагательное, прилагательное.

Глагол, глагол, глагол.

Выражение отношения.

Существительное (Проект).

После определения групповых негативных эмоций и проблем мы заявляем их для позитивной обработки опять же в восточном стихе и прописываем рядом с негативом позитив на доске.

3 часть. Практическая.

Педагоги делятся на группы, каждой команде выдаются памятки по работе над проектом (№1,№2). Предлагается составить мини-проект с воспитанниками старшей группы.

4 часть. Рефлексия.

Что интересного из нашей встречи мне больше всего запомнилось.

Литература:
1. Данюкова А. Вы любите проекты // Обруч. 2001. № 4. С. 11—13.
2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144с.
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2006.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие / Е.С. Полат и др.; под ред. Е.С. Полат. М., 1999.
5. Халикова В.В. Проектный метод как способ реализации субъектного подхода // Воспитатель ДОУ. 2008. № 8. С. 77—83.

6. Поддъяков Н.Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника Исследователь/Researcher ,  2/2009

ПАМЯТКА №1

 Воспитателю  работающему по методу проектов

  • Глубоко изучите тематику проекта.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу.
  • Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддержите его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • Создавайте игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  • Тактично рассматривайте все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдайте принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавайте атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивайте творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходите к реализации проекта; ориентируя детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекайте родителей, социальных партнеров в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Готовьте заключительный этап проекта в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т. п.

ПАМЯТКА №2

Этапы реализации исследовательского проекта.

Деятельность взрослого и ребенка.

Подготовительный этап.

1. Выбор темы (объект исследования).

2. Запуск проекта (определение области интересов, выдвижение гипотез).

3. Определение предмета исследования.

4. Постановка целей и задач.

5. Определение путей решения задач (источники информации, методы исследования).

Педагог

Определяет темы интересующие детей.

Готовит запуск проекта.

Совместно с детьми определяют источники область поиска информации.

Ведет подбор литературы и других источников, обобщает и адаптирует информацию.

Дети

Сообщают о чем хотят узнать.

Выдвигают гипотезы.

Совместно с педагогом определяют область поиска ответов на вопросы.

Получают информацию.

Выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания.

Этап реализации проекта.

1. Практические действия (наблюдения, экспериментальная деятельность, и т.д.).

2. Фиксация деятельности.

3. Опровержение или подтверждение гипотезы.

4. Обобщение полученных результатов.

Педагог

Разрабатывает алгоритм практической деятельности.

Готовит шаблоны дневников наблюдений, и т.д.

Оказывает помощь в проведении экспериментальной деятельности.

Фиксирует результаты .

Дети

Наблюдают.

Заполняют дневники наблюдений,   фиксируют  деятельность доступными средствами (рисуют и т.д.).

Проводят эксперименты.

Делают выводы.

Этап представления результатов проекта.

1. Оформление проекта.

2. Подготовка презентации проекта.

3. Защита проекта.

Педагог

Оказывает помощь в оформлении проекта

(либо оформляет сам).

Готовит презентацию проекта.

Оказывает помощь в подготовке защиты проекта.

Дети

Совместно с педагогом оформляют проект.

Готовятся к защите проекта.

Правила выбора темы проекта.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3. Компетентность педагога.

Правило 4. Тема должна быть доступной и выполнимой.

Правило 5. Наличие возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность

Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий, компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость в...

Семинар-практикум с элементами тренинга «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» (для родителей)

Семинар для повышения уровня психолого-педагогических знаний у родителе о воспитании, развитии, дисциплине и пихологической безопасности детей дошкольного возраста...

Технологическая карта семинара-практикума "Метод проекта в познавательном развитии дошкольников"

В материале описаны действия и средства по формированию у педагогов представления о методе проектов как эффективном условии познавательного развития детей....

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность...

Семинар-практикум с элементами тренинга «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» (для родителей)

Цель: 1. Повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей а) о воспитании, развитии, дисциплине; б) о психологической безопасности детей-дошкольников 2.Обучение родителей умению снимать мы...

Познавательное развитие дошкольников через проектную деятельность (консультация для педагогов)

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов особое место занимает познавательный мотив....

Развитие познавательного интереса дошкольников средствами проектной деятельности

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) направлен на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступеня...