Консультация для воспитателей «Воспитание у детей сочувствия, сострадания- условия формирования личности»
консультация

Консультация для воспитателей

«Воспитание у детей сочувствия, сострадания-

условия формирования личности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_vospitateley.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска  детский сад №61 «Соловушка»

Консультация для воспитателей

«Воспитание у детей сочувствия, сострадания-

условия формирования личности»

Подготовила:

Саидова С.А.

                                           Нижневартовск-2018

Консультация для воспитателей

«Воспитание у детей сочувствия, сострадания, условия формирования личности»

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людьми, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, сопереживание, готовность понять другого.

Проблема нравственного воспитания интересовала педагогическую науку на протяжении долгих лет. Во все времена ценились в людях такие качества, как доброта, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость, уважение к людям.  

Но лучшие педагоги в своей деятельности исходили, прежде всего, из воспитания глубоко нравственных качеств личности. Так, на необходимость воспитания в детях нравственных качеств и нравственного поведения обращали внимание А. С. Макаренко, уделявший особое внимание формированию нравственных отношений в детском коллективе, В. А. Сухомлинский, показавший тесную связь нравственного воспитания с развитием эмоциональной сферы ребенка, его умением переживать, радоваться за других.

Проблема нравственного воспитания сегодня приобретает особую актуальность. Недооценка воспитания нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего общества. Сегодня дефицит нравственности стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым.

В   детском саду можно проводить различные исследования с целью выявления уровня представлений дошкольников о таких нравственных качеств «доброта», «сочувствие», «культура поведения» используя метод проблемных ситуаций. Детям необходимо предложить игровые ситуации, в которых необходимо   сделать нравственный выбор.  

1 ситуация. Исследование проявления состродания.

Дети играют во дворе. Вдруг один из них упал и сильно ушибся. От боли он заплакал.

2 ситуация. Исследование проявления доброты.

На занятии Маша рисовала дерево. Вдруг у нее сломался зеленый карандаш. Она расстроена. Говорит своему товарищу: «Я сильно нажимала и сломала карандаш»

3 ситуация. Исследование культуры поведения.

Мальчик (девочка) возвращается домой из детского сада. Навстречу ему идет другой мальчик, нечаянно задевает его и говорит: «Извини!»

 Исходя из полученных результатов можно сделать вывод,   необходима систематическая и целенаправленная работа по нравственному воспитанию дошкольников или нет.

Нравственное воспитание детей – достаточно сложный процесс. С течением времени ребенок постепенно овладевает общепринятыми в обществе нормами поведения и взаимоотношений. Но путь этот долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому так важна роль взрослого, с помощью которого этот процесс осуществляется. Источником развития доброты, милосердия, сочувствия у дошкольника выступают взаимоотношения с близкими людьми. Дети рано начинают чувствовать сострадание, справедливость взрослых, сверстников, чутко реагируют на проявления недоброжелательности. Очень важно, чтобы они распространяли гуманные чувства не только на себя, а умели сострадать другим людям, быть милосердными. Ребенок должен знать, что такое быть милосердным, честным, справедливым, добрым и т. п. Дети должны уметь ответить на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. С этой целью используется в работе с детьми групповые и индивидуальные беседы о добрых поступках людей, обогащать их речь такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый». Чаще всего подобные беседы проводятся после чтения художественных произведений. Так, в беседе по рассказу Я. Сегеля «Как я был мамой», цель которой – вызвать у детей желание заботиться о малышах (накормить, позабавить, спеть песенку, помочь одеться) после чтения рассказа воспитатель предлагает детям подумать над вопросами:

• Чем вам понравился рассказ?

• Как вы думаете, за что Яшу могли поблагодарить родители маленького Саши?

• Как вы считаете – кормить маленького ребенка – это трудная работа? А что об этом говорит автор?

• Как Яша уговорил Сашу поесть? Как он создавал у него хорошее настроение?

• Как Яша укладывал спать малыша?

В заключении воспитатель говорит детям о том, что воспитательница младшей группы попросила прислать к ней помощников. На вопрос о том, кто бы хотел помочь малышам, подняли руки все дети, что говорит об эффективности беседы.

Читая детям немецкую сказку «Кукушка» — о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от недобрых, черствых сыновей, мы спрашиваем детей: «Вам жалко сыновей? », стремясь тем самым подвести их к выводу жалости, сострадания – ведь они остались совсем одни. Стремясь воспитывать у детей заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите, сочувствии, проводим беседы по произведениям Н. Артюховой «Трудный вечер», Е. Благининой «Посидим в тишине», А. Барто «Вовка-добрая душа» и др. Цель таких бесед – показать детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.

Нужно стремимся чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым

поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и сострадании, а, следовательно, и развитию их чувств, поведения.

Поэтому   работе мы предлагаем детям ситуации морального выбора, когда ребенок оказывается «на распутье» перед несколькими одинаково возможными, но разными по своему нравственному смыслу линиями поведения, из которых он должен предпочесть одну. Например, воспитатель говорит ребенку: «Ты можешь пойти поиграть. Но если хочешь, помоги товарищу – у него задание оказалось труднее, чем у тебя. Сам выбери, что станешь делать»

Развивая представления детей о понятии «доброта», «сочувствие», можно использовать ситуации:

1. В детском саду праздник. Все пришли нарядные. Только Маша пришла в обычном платье. Нина спросила: «Почему ты не нарядная? » Маша ответила: «У меня мама заболела» и заплакала.

2. Мама пришла с работы усталой. Дочка смотрит телевизор.

В данных ситуациях детям требовалось проявить сочувствие, способы доброжелательного поведения, найти пути решения проблемы. Ценность данной формы работы с детьми состояла в том, что она давала им возможность тренировки в доброжелательном поведении.

В формировании у дошкольников нравственных качеств особое значение имеет сотрудничество родителей и воспитателей. В работе с родителями в детском саду проводится анкетирование, готовятся библиотечки книг для семейного чтения. На одном из родительских собраний на тему «Воспитания у детей доброты и милосердия» педагог может предложить родителям правила воспитания ребенка:

1. Люби своего ребенка!

2. Охраняй своего ребенка!

3. Будь добрым примером для него!

4. Играй со своим ребенком!

5. Трудись со своим ребенком!

6. Предоставляй ребенку возможность переживаний!

В результате систематической работы по воспитанию у детей гуманных чувств, дошкольники будут более доброжелательными по отношению друг к другу, научатся прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноваты, научатся считаться с желаниями и интересами других.

Таким образом, необходимо воспитание у детей нравственных качеств (сочувствие, сострадание) посредством различных форм и методов, в тесном сотрудничестве с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Воспитание у детей правильного произношения»

Материал будет полезен воспитателям, специалистам ДОУ....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТАРШИМ В ПРОЦЕССЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравст...

Консультация для воспитателей «Воспитание у детей правильного звукопроизношения»

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями. * (цитаты) Речевой функцией ребён...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни".

Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей становится актуальной в сфере дошкольного в...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности»

Здоровье является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество ок...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности»

Известно, что многие проблемы взрослого человека уходят корнями именно в детские годы. Более того, по утверждению некоторых ученых, трагедия детства заключается в том, что его возможные катастрофы веч...