Доклад
статья

Шабаева Светлана Юрьевна

Музыкально - дидактические игры с музыкальными и шумовыми инструментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ И ШУМОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.
        Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.
        Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.
        Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:
- обучающая, которую преследует взрослый;
- игровая, ради которой действует ребенок.
         
Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений.
       В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:
1. Спокойное музицирование.
2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3. Игры, построенные по типу хороводных.
      В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение. Эти игры часто проводятся с пособиями.
В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или  иную картинку, поднимая в соответствии   со звучанием произведения  флажки разных цветов и т.д.
       Второй вид     дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки, реагируют на него движениями. 
     В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Так же можно использовать музыкальные инструменты в игре. Например под звучание бубна идет первый круг, на звучание маракаса второй круг и т.д.

     
Музыкально – дидактические игры необходимо включать во все музыкальные занятия. Применение музыкально – дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно. По мере усвоения, игры можно переносить в свободное от занятий время, а также использовать игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально – дидактических играх.
        Все игры подбираются по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты. В работе с детьми стараюсь использовать простые, доступные  и интересные музыкально – дидактические игры, только тогда они побуждают детей для игры на музыкальных инструментах.
        Использовать музыкально – дидактические игры надо начинать уже с младших групп. Музыкальные и шумовые инструменты помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности, формируют умения различать звуки по высоте. На занятиях нужно стараться создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой.
        Музыкально – дидактические игры развивают творческую активность, определенные умения и навыки, воспитывают желание играть самостоятельно, побуждают малоактивных детей к игре на музыкальных инструментах, развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми.
        В процессе музыкально – дидактических игр у дошкольников формируется чувство товарищества, ответственности. На музыкальных занятиях использую различные дидактические пособия: ложки, погремушки, колокольчики, треугольники, барабаны, дудочки и т.д.
        Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
        В каждой возрастной группе знакомлю детей с разнообразными музыкальными инструментами, согласно возрастным особенностям, учу разнообразным приемам игры на них.  Когда знакомлю дошкольника с каким-то конкретным инструментом, показываю сам инструмент (или как вариант иллюстрацию с этим инструментом), даю послушать фонограмму звучания инструмента (либо сама играю на инструменте, если таковой есть). Когда дети познакомились с тем или иным музыкальным инструментом, как итог можно провести либо развлечение, либо игры для выявления результатов знаний.

        1.Здравствуй, музыкант! (для детей старшей группы).
Цель:
закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них.
Заранее выучить с детьми слова стихотворения. Перед игрой выбрать ведущего – музыканта.
Ход игры: Дети выстраиваются в шеренгу, к ним лицом встает музыкант. Ведущий за спиной музыканта показывает картинку определенного музыкального инструмента – дети имитируют игру на нем. Музыкант должен угадать по действиям музыкальный инструмент.
Здравствуй, добрый музыкант!
Посмотри на наш талант.
Да смотри, не зевай -
Инструмент наш угадай!

Дети по очереди имитируют игру на музыкальном инструменте – музыкант угадывает инструмент: балалайка, скрипка, колокольчик, гармошка, пианино, барабан, дудочка.

        2.Внимание. (средний и старший возраст)
Цель:
развивать внимание, тембровый слух, чувство ритма.
Материал: ложки, колокольчики, бубны, маракасы, ширма.
Ход игры: Дети танцуют все вместе с музыкальными инструментами. С окончанием музыки педагог играет на каком -либо инструменте. К нему подбегают дети только с такими же инструментами, остальные отбегают в сторону.
Усложнение: педагог может играть за небольшой настольной ширмой, чтобы дети не видели, какой инструмент звучит.

        3.Делай с музыкой (старший возраст)
Цель:
способствовать проявлению творчества, фантазии, ритмичности.
Материал: стол, барабан, бубен, колокольчики.
Ход игры: На небольшом столе лежат музыкальные инструменты. Педагог играет на любом из них. Дети выполняют движения, которые характерны для выполнения под предлагаемый аккомпанемент. Под барабан - дети маршируют, под бубен – прыгают, колокольчики – бегают.

        4.Картинки и музыкальные инструменты. (младший возраст)
Цель:
 восприятие музыки, внимание.
Материал: картинки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты.
Ход игры: Педагог показывает детям картинку с музыкальным инструментом. Дети называют инструмент, изображенный на картинке, и играют на том инструменте, которое угадали. Педагог еще раз называет тот инструмент, на котором играет ребенок. По окончании игры педагог повторяет с детьми названия всех инструментов, на которых они играли.

        5.Кто пришел в гости. (старший возраст)
Цель:
развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.
Материал: колокольчики, бубны, барабаны.
Ход игры: Дети стоят свободно у стены. В руках у них музыкальные инструменты (колокольчики, бубны, барабаны). Спиной к играющим стоит ведущий. Педагог произносит слова:
У зайчонка День рождения,
Получил он поздравленья.
Кто пришел, отгадай?
…….быстро называй.
Водящий называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих музыкальных инструментов. Колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата.

        6.Тихо вокруг.
Цель:
развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух.
Материал: колокольчики, ложки, бубны.
Ход игры: Педагог читает стишок, дети играют на музыкальных инструментах, соответственно тексту:
Тихо, тихо все вокруг,
Слышен где – то слабый звук.
Колокольчик прозвенел, ложки застучали,
Бубен песенку пропел – тихо все играли.

        Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкальных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя и осуществляться различными методами и средствами, в том числе  с помощью музыкально – дидактических пособий и игр.



        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...