Семинар-практикум для педагогов "Как успокоить недовольного родителя? Оптимизация взаимодействия педагога с родителями"
консультация

Камзина Юлия Викторовна

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Как успокоить недовольного родителя? Оптимизация взаимодействия педагога с родителями»

 

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в сфере общения и профилактики конфликтов с родителями воспитанников.

Задачи:

  1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников;
  2. Активизировать педагогическое мышление педагогов как основу игрового моделирования способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями, стимулировать у них развитие творчества и профессиональной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Как успокоить недовольного родителя» Оптимизация взаимодействия педагога с родителями»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в сфере общения и профилактики конфликтов с родителями воспитанников.

Задачи:

  1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников;
  2. Активизировать педагогическое мышление педагогов как основу игрового моделирования способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями, стимулировать у них развитие творчества и профессиональной активности.

Ход семинара-практикума:

В силу специфики работы в нашем учреждении основное место отводится работе с семьей. И в большинстве случаев приходится иметь дело с неблагополучными, психологически депривированными семьями.

Это семьи с алкогольными и наркотическими зависимостями, асоциальные, криминальные, конфликтные, педагогически несостоятельные. Родители плохо понимают причины своего неблагополучия и как правило не могут обсуждать словесно проблемы семьи. Чаще всего преобладающими эмоциями у них выступают гнев, раздражение и агрессия.

В силу этого многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников центра, особенно если есть сложные, конфликтные ситуации. Как выстроить диалог с родителем, чтобы избежать конфликтов, сегодня попробуем ответить на этот сложный вопрос.

- Какого родителя вы считаете сложным, трудным в общении?

Пассивные родители постоянно заняты служебными делами и поэтому перепоручают своих детей заботам профессионалов: «Вы воспитатели, вот и следите за ребенком, это ваша работа»

Избегающие проблем родители словно ставят перед собой цель убедить всех (и себя в том числе), что у них все в порядке, даже в том случае, когда специалисты (логопед, воспитатель, медицинский работник) советуют обратиться по поводу состояния их ребенка в специальное учреждение. Для таких родителей характерно утаивание медицинской информации от специалистов, которые могут и должны помочь детям. Они не считаются с результатами тестирований и обследований, панически боятся разглашения медицинского диагноза, поставленного их ребенку, и могут сказать: «Тесты у вас неправильные, вы ошибаетесь, у нас нет никаких проблем!». Сотрудникам дошкольного учреждения необходимо установить с такими родителями особо доверительные отношения, чтобы они поверили в необходимость и безопасность работы специалистов с их детьми.

Агрессивно недовольные – родители, постоянно критикующие действия воспитателей, часто требуют разбирательства их претензий в вышестоящих инстанциях, хотя дело можно решить в режиме конструктивного общения  с работниками детского сада.

Это может негативно сказаться на взаимоотношениях их детей с педагогами, которые стараются любыми путями избежать конфликта.

Надменные интеллектуалы считают свое мнение единственно верным, особенно если информация о ребенке требует пересмотра их роли в воспитательном процессе.

Они могут перебить воспитателя, пойти на открытый конфликт, не выполнить необходимых рекомендаций, если им покажется, что специалист недостаточно авторитетен. Снобизм родителей может быть нейтрализован созданием официальной обстановки, в этом случае значение и роль специалиста, дающего рекомендации, более очевидны.

Чтобы выстроить общение с родителями на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов и опыта в воспитании детей, важно обладать коммуникативными умениями. Важно включить родителей в образовательный процесс, повысить их педагогическую компетентность и сделать их партнерами.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

- Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? (высказывания педагогов)

- Я предлагаю вам «нарисовать» портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников. 

 В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки. 
- Личностные качества и установки  (личностный компонент) 

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
  • Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»
  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
  • В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.

Знания (содержательный компонент) 

  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.

Умения и навыки (деятельностный компонент) 

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения
  • Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

  • Коммуникативные умения и навыки: Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Упражнение  « Нужны ли конфликты с родителями?»

Родители бывают разные. С одними нам легко общаться, а с другими очень не просто. Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. 

Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к “трудным”, высказывая постоянные претензии в их адрес. За  всеми  этими  типами  поведения  скрывается  уязвимость взрослых,  нередко  холодность  по  отношению  к  детям,  непонимание  их  проблем,  растерянность,  боязнь  показать  истинные  чувства,  разрушить  стереотип  своего  поведения.  К  сожалению,  от  этого  в  первую  очередь  страдают  дети,  не  имеющие  возможности  получить  адекватную  помощь  педагогов  и специалистов  до  тех  пор,  пока  родители  не  изменят  своего  отношения  к  их  проблемам.  

 Вывод: чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают.

- Какие претензии вы предъявляете чаще всего родителям?

- Какие чаще всего претензии предъявляют родители? 

А что, собственно ожидают родители от работы воспитателя и всего учреждения:

  • ребенка будут развивать;
  • дадут то, что нельзя дать дома (праздники, музыкальные занятия, общение со сверстниками и взрослыми);
  • учтут индивидуальность, окажут внимание, помогут в решении их проблем;
  • обеспечат безопасность, чистоту и сохранность одежды, уберегут от травм;
  • не будут предъявлять к малышу абсурдных требований (запрет ходить в туалет в тихий час);
  • расскажут о ребенке, дадут рекомендации;
  • будут общаться деликатно;

Воспитатель и родитель иногда могут совершенно по-разному смотреть на одну и ту же проблему ребенка. От воспитателей в таких ситуациях требуются навыки конструктивного диалога с родителями по проблемам воспитания и развития ребенка.

Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

1.Улыбка, имя собеседника, комплимент.

2.Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я»:

«Я сам такой же, у меня то же самое! ».

Как можно реже употреблять местоимение «Вы… » (Вы сделайте то-то! », «Вы должны это! »)

Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали! », «Нас всех беспокоит, что дети… », «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей! »

3.Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

4.Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

5.Дистанция и позиция

Планируя дистанцию общения педагога с родителями (расстояние между собеседниками), очень важно не вторгаться в его личное пространство, а предоставить возможность выбора дистанции ему самому.

Дистанция между вами должна составлять от 1м до 1, 5 м.

4.Очень важно для педагога умение преподнести себя, быть аккуратно одетым, т. к. его внешний вид одежда, прическа, походка и даже обувь (туфли, а не домашние тапочки-шлепанцы) важны в процессе общения.

Многие дети, имеют специфические трудности в поведении, которые требуют от воспитателя специальных навыков работы. Это дети с энурезом; плохо адаптируемые к условиям пребывания в группе; гипперактивные; робкие; невротичные; агрессивные и т.д. проблемы детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями – особый разговор и часто «головная боль» педагога.

Как общаться с родителями, чтобы избежать конфликтов.

 Как правильно вести беседу.

  • Не принимайте претензии родителей сразу на свой счёт. Объективно оцените суть претензии, будьте готовы к критике. Если вы были не правы, извинитесь. Не бойтесь признать свои ошибки.
  • Не давайте волю эмоциям. Выясните, по какому вопросу родитель волнуется. Сосредоточьтесь на проблеме, а не на эмоциях.
  • Не перебивайте родителей, дайте им высказаться. Даже если вы с чем-то не согласны, помните, что дослушать говорящего - простое правило вежливости. Возможно, родителям просто нужно выговориться. обращайтесь к ним по имени отчеству и на Вы.

Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.

  • Не копируйте интонацию родителей, когда они раздражены. Говорите спокойно и корректно. Обдумывайте каждое слово. Будьте дружелюбны.
  • Следите за языком вашего тела. Сохраняйте непринужденную открытую позу, поддерживайте зрительный контакт с родителем. Не складывайте руки на груди и не отворачивайтесь.
  • Проявляйте неподдельный интерес к ребёнку. Узнайте у родителей о его особенностях, любимых занятиях. Обговорите с родителями, что ребёнок может брать из дома в группу.
  • Сделайте родителю косвенный комплимент. Похвалите ребёнка. Это снимет напряжение при общении. И только потом тактично говорите о проблеме.
  •  Будьте терпеливы. При необходимости обращайтесь к родителю несколько раз, если это касается здоровья или внешнего вида ребёнка.
  • Поддерживайте родителей в их инициативах. Если они противоречат правилам, принятым в СРЦ, постарайтесь вместе найти варианты решения.

Как успокоить недовольного родителя?

Приём 1. Сочувствие

 Сочувствие создаёт пространство диалога, а участие педагога помогает собеседнику высказаться, избавиться от негативных эмоций.

 Действия педагога: не пытаться оправдаться. Сочувственно выслушать родителя. Использовать в диалоге такие фразы:

  • Я вас полностью понимаю.
  • Говорите всё, мне важно это знать.
  • Да, это очень серьёзно.
  • Я на вашей стороне. Помогите мне вас понять.
  • Чем я могу помочь прямо сейчас?

Приём 2. Психологическое айкидо

 Главным условием для дальнейшего диалога является то, что родитель видит в педагоге человека, признающего его правоту.  Согласие в конфликте обезоруживает спорщика.

 Действия педагога: немедленно согласиться с доводами и критикой оппонента, даже критиковать себя. Повторить то, что говорит родитель, согласиться с его негативными оценками. Использовать в диалоге такие фразы:

  • Это моя ошибка.
  • Вам есть, из-за чего злиться.
  • Я к вам иду, что бы вы меня поругали.
  • Это потому, что я... (называете свой недостаток).

  Приём 3. Тайм-аут

 Тайм-аут позволяет не принимать решение сгоряча. Появляется время продумать стратегию решения проблемы.

 Действия педагога: иногда можно взять паузу в несколько минут. Перенести разговор на час или другой день. Использовать в диалоге такие фразы:

  • Давайте сделаем перерыв и после него поищем решение.
  • Давайте на некоторое время отложим обсуждение этого и поговорим о ... (чём-то, что имеет отношение к ситуации, но не самое острое в ней).

 Приём 4. Нейтрализация

 Человек отвлекается на изменение, которое улавливают органы чувств. Отвлечение помогает регулировать уровень негативных эмоций спорщика.

  Действия педагога: переключить внимание родителя на другой канал информации: зрительный, слуховой или тактильный. Для нейтрализации помогают такие действия:

  • Уроните на пол карандаш.
  • Включите или выключите свет.
  • Откройте окно.
  • Закашляйтесь.
  • Смените громкость или темп своей речи.

Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только потом формулировать проблему: "Ваш Петя сегодня здорово рисовал, он у вас замечательный, но есть одна сторона, которая меня очень волнует. Вы своего ребенка лучше знаете, может быть, вы мне что-то посоветуете в этом плане… Я замечаю, что он часто бьет Катю, как вы считаете, с чем это может быть связано? Давайте вместе подумаем, в чем здесь дело и как ему помочь…" 

 «Правила бесконфликтного поведения».

Воспитателю необходимо научиться грамотно доносить информацию до родителей.

 Техника «Активное слушание».

У каждого из нас информация перерабатывается по-разному, каждый что-то «додумывает», дополняет, исходя из своего опыта из своих ощущений, из своего восприятия и взглядов на некоторые вещи, так как мы считаем, что будто хорошо понимаем, что именно имеет в виду, о чем думает наш собеседник, когда говорит ту или иную фразу.

Поэтому, очень важно придерживаться правил активного слушания.

(« Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)

Это позиция сотрудничества, общение на равных, обращение к родителю как к знающему и компетентному человеку.

Банк идей.

Предлагаю всем участникам пополнить банк идей, ответив на вопрос: 

Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

  1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Подводя итог, обращаю внимание, что над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Приложение 1

Памятка для воспитателя:

Проведение беседы с родителями по инициативе воспитателя.

1. Постановка психологической цели.

– Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.

Проводить беседу с родителями стоит, если воспитатель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.

2. Организация начала диалога.

Церемония приветствия. Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.

3. Установление согласия на контакт. Это означает, что воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

4. Создание обстановки диалога заключается в том, что продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял, или чтобы воспитатель сидел за своим столом, а родитель – на детском стульчике.

  • Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.
  • Жесты и позы должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).
  • Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.
  • Вызывая родителя для беседы, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям и дать возможность высказаться им.

Проведение диалога. 

  • Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут»), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.
  • Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».
  • Также не следует после положительной информации о ребёнке продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».
  • Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта) или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.

  • Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.
  • Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству к родителю как можно чаще.
  • Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.
  • От воспитателя требуется умение слушать. После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.
  • Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.
  • Конкретные советы должны даваться воспитатель только в том случае, если родитель просит у него совета.
  • Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Воспитателю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания - «резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания. Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

Приложение 2

Памятка для воспитателя:

Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей.

1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)

Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, воспитателю вместо избегания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в несколько минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время. Таким образом, педагог дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.

2. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой. Следите за своей позой!

3. Выражение воспитателем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены поведением (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения.

4. Воспитателю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача воспитателя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов. Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение воспитателя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

5. Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области воспитания и развития его ребенка.

6. Закончить беседу следует также по инициативе воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум с элементами тренинга для воспитателей на тему "Взаимодействие педагога с детьми".

Позитивно относиться – не значит сюсюкать, лелеять, баловать детей, это умение принять точку зрения ребенка, понять его как целостную личность.   Наше занятие направлено на форм...

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»

Семинар-практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагогов с родителями» Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников...

презентация к семинару - практикуму для педагогов ДОУ "Эффективное взаимодействие педагогов с родителями"

Образовательный уровень современных родителей довольно высок, но зачастую обнаруживаются вопиющие пробелы в психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках обращения с собственным ребенком. Это пр...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум для педагогов на тему :«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»

На тему: «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»...

Семинар-практикум для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями)

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи: выявить сильные и слабые стороны в общении с родителями; активизировать педа...

Семинар-практикум для родителей по теме: «Взаимодействие педагогов и родителей при формировании звукопроизношения у воспитанников с ТНР».

Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.Задачи:активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;обучить...