Статья по теме :" О проблеме ознакомления старших дошкольников с миром профессий"
статья

Яровая Олеся Игоревна

В период дошкольного детства дети проявляют большой интерес к профессиям взрослых: возникает желание подражать старшим,дети испытывают радость и удовольствие от трудовых усилий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду взрослых. Все это дает возможность выбрать ребенку свой путь в будущем, ведь ребенок, пришедший сегодня в детский сад – это будущий труженик, активный участник грандиозных свершений, происходящих в нашей стране.

Целью данной статьи является описание способов формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых посредством информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

О.И. Яровая

ФГБОУВО«Оренбургскийгосударственныйпедагогическийуниверситет», г. Оренбург

ОПРОБЛЕМЕОЗНАКОМЛЕНИЯСТАРШИХДОШКОЛЬНИКОВС МИРОМ ПРОФЕССИЙ

Аннотация: В период дошкольного детства дети проявляют большой интерес к профессиям взрослых: возникает желание подражать старшим,дети испытывают радость и удовольствие от трудовых усилий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду взрослых. Все это дает возможность выбрать ребенку свой путь в будущем, ведь ребенок, пришедший сегодня в детский сад – это будущий труженик, активный участник грандиозных свершений, происходящих в нашей стране.

Целью данной статьи является описание способов формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых посредством информационно-коммуникационных технологий.

Ключевыеслова:профессии,педагог,ребенок,труд,технологии.

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Однако в настоящее время проблема формирования представлений дошкольников о мире профессий остается слабо разработанной в педагогической науке. Несмотря на это, всем ясна важнейшая роль представлений у дошкольниково людях разных профессий для их личностного развития. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути из профессиональной деятельности. Необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире.

Представления о профессиях дети получают от родителей, дедушек и бабушек,отдругихчленовсемьи,воспитателейисверстников,из

собственных наблюдений, с помощью СМИ. Сначала внимание ребенка привлекают только внешние моменты. Последовательное знакомство дошкольниковструдомвзрослых врамках ближайшего окружения,азатеми за пределами дошкольного учреждения дает возможность сформировать у них представление о сущности и значимости трудовых действий, о социальном устройстве жизни в целом. Представления о мотивах, направленности труда регулируют поступки детей, перестраивают их отношение к собственному труду, к труду взрослых, а также к предметам, созданным людьми. Знакомству с профессиями и с трудом взрослых людей, разъяснению его важности в жизни каждого человека, принадлежит особое значение во всестороннем развитии личности детей.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО среди задач социально- коммуникативного развития детей предусматривается усвоениенравственных ценностей, принятых в обществе, (к которым, безусловно, относится и труд), и формирование позитивных установок к различным видам труда. Ознакомление детей с миром профессий и видами трудовой деятельности осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста. При этом в каждой возрастной группе предусматривается формирование и уточнение представлений по отдельным профессиям.

В работе дошкольного учреждения существуют свои трудности в реализации такого рода деятельности, поскольку дети не могут наблюдать за трудом взрослых в различных профессиях, находясь в детском саду. По этой причине следует искать средства по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий и с трудом взрослых, демонстрируя его социальную важность, содержание трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее эффективного воздействия труда взрослых на развитие образных представлений о нем.

Проблема ознакомления дошкольников с миром профессий изучали многие ученые: Р.С. Буре, В.П. Кондрашова, Н.М. Крыловой, М.В. Крулехт, Л.В. Куцаковой, В.И. Логиновой, Л.В. Мишариной, В.Г. Нечаевой, Е.И. Радиной, Н.Г. Смирновой и др. Авторы раскрывают возможности формирования удетей старшего дошкольного возраста системности знаний о мире профессий, о труде взрослых, определяют требования к качеству этих знаний, выявляют способы их формирования, оценивают влияние представлений о профессиях взрослых на формирование «профессиональных интересов» у детей и др.

В трудах В.С.Мухиной, Я.З.Неверович, Е.О. Смирновойобозначаются и описываются особенности детей старшего дошкольного возраста, которые позволяют формировать у них достаточно полноценные представления о мире профессий.

Одним из средств ознакомления старших дошкольников с миром профессий являются информационно-коммуникационные технологии. Они выступают как один из современных и интересных источников познания, обеспечивающих развитие личности дошкольников.

Проблему внедрения информационно-коммуникационных технологийв дошкольном образовании рассматривали российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А.Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

По мнению Л.А. Алексеевой, использование ИКТ в дошкольном образовании является одним из приоритетов образования. Информационно- коммуникационные технологии расширяют кругозор ребенка, открываютему окружающий мир, раскрывают перед ним мир человеческих чувств. С помощью информационно-коммуникационных технологий у старших дошкольников формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей, о современных профессиях взрослых и др.

Проведенный нами теоретический анализ в рамках магистерского диссертационного исследования по теме «Ознакомление старших дошкольников с миром профессий средствами информационно- коммуникационными технологиями» позволил отметить, что вотечественной педагогической науке проблема ознакомления старших дошкольников с миром профессий средствами информационно- коммуникационными технологиями разработана недостаточно. Налицо противоречие между необходимостью знакомить детей старшего дошкольного возраста с миром профессий современными средствами и отсутствием системной работы по использованию информационно- коммуникационных технологий, способствующей данному процессу.

В связи с этим имеются объективные причины, обусловливающие необходимость конкретизации научного представления о структуре и содержании ознакомления старших дошкольников с миром профессий, о возможностях ознакомления старших дошкольников с миром профессий в системе дошкольного образования.

Наше исследование имело целью теоретическое обоснование и практическую проверку комплекса мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий средствами информационно- коммуникационными технологиями.

Объект исследования: процесс ознакомления старших дошкольников с миром профессий.

Предмет исследования: ознакомление старших дошкольников с миром профессий средствами информационно-коммуникационными технологиями.

Гипотеза исследования: процесс ознакомления старших дошкольников с миром профессий, будет эффективным, если:

  • обоснованвыборинформационно-коммуникационныхтехнологийв ознакомлении старших дошкольников с миром профессий;
  • обогащена        и        расширена        предметно-пространственная        среда дидактическим материалом;
  • повысить        интерес        родителей        к        вопросуознакомления        старших дошкольников с миром профессий.

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:

  1. Раскрыть ознакомление с миром профессий как педагогическую проблему.
  2. Описать особенности ознакомления старших дошкольников с миром профессий.
  3. Обосновать информационно-коммуникационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий.
  4. Провести диагностику уровня сформированности знаний старших дошкольников о мире профессий.
  5. Подготовить комплекс мероприятий по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий средствами информационно- коммуникационными технологиями.
  6. Выявить динамику уровней сформированности знаний старших дошкольников о мире профессий.

Списоклитературы:

  1. Абидаева, Ц. Коллекция профессий / Ц. Абидаева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2015. – № 4. – С.12–14.
  2. Алексеева, Л.А. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образовательной работы ДОУ / Л.А. Алексеева // Современные образовательные технологии в практической деятельности специалистов в условиях реализации ФГОС НОО И ФГТ в ДОУ. – 2013. – С. 6-8.
  3. Дудкевич,        Т.В.        Детская        психология.        Учебное        пособие        /        Т.В. Дудкевич. – М.: Центр учебной литературы, 2012. – 424 с.
  4. Пониманская,Т.И.Дошкольнаяпедагогика:Учебноепособиедля студентов        высших        учебных        заведений        /        Т.И.        Пониманская.        –        М.:

«Академиздат»,2006.–456с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление старших дошкольников с творческими профессиями»

Консультация поможет воспитателям в планировании работы по ознакомлению старших дошкольников с творческими профессиями....

Консультация для педагогов «Методы ознакомления старших дошкольников с миром профессий»

laquo;Методы ознакомления старших дошкольников с миром профессий»Актуальность темы:     В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гуманизации общес...

Детско-взрослый проект по теме: «Ознакомление старших дошкольников с миром профессий средствами информационно-коммуникационных технологий»

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с професс...

Статья по теме :"Информационно-коммуникационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий"

В статье автором представлена актуальность ознакомления старших дошкольников с миром профессий; определение информационно-коммуникационных технологий и их потенциал в ознакомлении старших дошкольников...

Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь

В картотеке представлены сюжетно-ролевые игры для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь. Цель сюжетно-ролевых игр: развитие творческих и коммуник...

Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь

В картотеке представлены сюжетно-ролевые игры для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь. Цель сюжетно-ролевых игр: развитие творческих и коммуник...

Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь

Цель сюжетно-ролевой игры: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свой выбор...