конспект занятия с детьми старшего возраста по экосистеме "Водоём".
план-конспект занятия (старшая группа)

Седова Елена Федоровна

цель занятия : познакомить с обитателями и строением водоёмов, их видами; вызвать у детей желание охранять реки, пруды, озёра и их обитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_ekosisteme_vodoem.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по экосистеме «Водоём»

                                                                             

                                                                                         Составила воспитатель:

                                                                                  Седова Елена Фёдоровна

2022г.

«Бережем водоемы и их обитателей».

Цель: Познакомить детей с обитателями и строением водоёмов, вызвать у                                                                         детей желание охранять реки, озёра, пруды и их обитателей.

Вопросы:

  1. Что вы видите на картинке? (Ответы перечисляют)
  2. Как называется, одним словом дом, где все они живут?
  3. Кто был на реке (озере, пруду)?
  4. Понравилась ли прогулка по реке, чем?
  5. Давайте совершим прогулку на речку (пруд, озеро) и познакомимся с ее обитателями.
  6. Загадки: Не конь, а бежит, не лес, а шумит? (река). Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит? ( река). Два братца в воду глядятся, никак не сойдутся? (берега).
  7. Первым этажом (ярусом) реки являются ее берега. Здесь растут деревья (ива, ольха, тополь), различные травы. Почему? Эти растения любят влагу и свет. Загадки: Кудри  в речку опустила И о чём-то загрустила, А о чём грустит, никому не говорит.(ива). Мягок, а не пух, зелен, а не трава.
    (Мох)
  8. На втором этаже живут растения, которые растут на поверхности воды (ряска). Ее крохотные цветки плавают по поверхности воды, а внизу коротенькие корешки. На реке ряска растет только в заводи, где нет течения. Почему? Ее корни не закрепляются в грунте, и ряску унесет течение.
  9. На третьем этаже – растения, корни которых под водой, ближе к берегу, а большая часть растения находится над водой (камыш, рогоз). Почему? Эти растения нуждаются в большом количестве воды и света. Загадки:  Стоит над водой, трясет бородой. (Камыш).
  10. На четвертом этаже растут такие растения, основная часть которых под водой, а на поверхности только несколько листьев и цветы. Почему? Этим растениям не надо много света, но для опыления им необходимы насекомые, живущие на берегу (кувшинка, кубышка, стрелолист). Загадки: Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются (кубышка). Этот цветок необычный, выглядит симпатично, но тем из других выделяется, что водным растением является. (кувшинка).
  11.  На пятом этаже находятся растения, которые полностью находятся под водой. Почему? Им для роста не надо много света. А кислород они берут из воды.

Животные, птицы и рыбы обитают в разных ярусах. Почему? Им так легче найти пропитание и устроить себе жилище.

  1. Зимородок, утка, выдра, водяной уж, трясогузка, цапля, стрекоза. Живут на берегу, питаются в воде.
  2. Бобр, лягушка. Большую часть своей жизни проводят под водой, питаются в воде, но для нормальной жизнедеятельности необходим воздух.
  3. Щука, окунь, ерш, карась, плотва, уклейка. Рыбы, живут в воде, многие питаются насекомыми, обитающими на первом ярусе.
  4. Насекомые обитают на всех ярусах.

Есть ли кто-то лишний? Нет, все нужны друг другу!

Загадки:

Кто на себе дом возит? (улитка).

Драчун и забияка, живет в воде, кости на спине – и щука не проглотит. (ерш).

Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (лягушка).

С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица.(рыба).

«Встреча с водяным».

Цель: Поделиться знаниями с другими детьми, привлечь их к активным действиям по охране и экономному использованию воды.

Педагог: Я хочу вам рассказать, что в нашем городе есть такие люди, которые губят реки, озёра. Нет ли среди вас таких? Сейчас мы это выясним. Как вы думаете, где можно встретить воду? Почему нужна вода и для чего? (ответы).

1. Мы не можем прожить без воды. Вода – это и озёра, и реки, и моря, и океаны. Кажется, что воды на Земле много, но это не так. С каждым годом пресной воды становится всё меньше и меньше.

2. Вода нужна всем. Человек может прожить без воды всего 3 дня. Вода нужна, чтобы готовить еду, пить, стирать, умываться. Без воды не могут жить животные и растения. Если на Земле не станет воды, все растения погибнут.

Педагог: Ребята, а где дома мы можем встретить воду? А откуда вода в кране? (ответы) Вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем

руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того, что бы чистая вода побежала из вашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в

трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы

теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти?

Дети читают стихотворенье Б. Заходера «Что случилось с рекой».

Педагог: Вот, что может случиться, если не закрывать краны. Среди вас есть такие, кто забывает закрывать кран? Чтобы вы не забывали, мы дарим вам плакат, вы его повесите над раковиной.

Закрой кран

И тогда уже никто не забудет закрыть кран. Такие плакаты вы можете сделать сами и подарить своим друзьям.

Педагог: Дети, скажите, вы любите купаться? Расскажите, как вы отдыхаете летом у реки? (ответы)

Сейчас я расскажу вам об одной семье, которая тоже любит отдыхать у реки. (Пересказ рассказа «как люди обидели реку»). Обсуждается поведение семьи, находятся ошибки. Дети предлагают другой вариант рассказа.

Появляется «Водяной» (игрушка): « Я ищу «Защитников воды», мы погибаем от неправильного поведения злых людей, которые засоряют нас и отравляют наших обитателе. Вот посмотрите, какие мы стали! Помогите нам!»

Педагог: Дети, как мы можем помочь озеру? (Ответы) Давайте очистим его. Дети очищают озеро. Водяной благодарит и уходит.

Ребята, вы, конечно, понимаете, что это сказочное озеро. Но такое может случиться с настоящим озером и помочь ему будет трудно. Как же мы можем спасти наши реки, озёра, моря?

(ответы)

 -экономно использовать воду,

 -плотно закрывать краны, не загрязнять водоёмы,

-останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы,

 -убирать за собой мусор на берегу озера, реки, в лесу.

Надо всем людям научиться уважать нашу природу и любить её.

ЭKOЛOГИЧECKAЯ CKAЗKA «KOPOЛEBA-BOДA»

Bыcoкo в нeбe ecть пpeкpacный зaмoк, нo oн тaк дaлeкo, чтo eгo никтo никoгдa нe видeл. Живeт в этoм зaмкe Kopoлeвa-Boдa. В ee зaмкe лeдянoй, пpoзpaчный пoл, cквoзь кoтopый oнo cмoтpит нa Зeмлю.

У Kopoлeвы мнoгo мaлeнькиx пoмoщниц - кaпeлeк, иx Kopoлeвa пocылaeт нa Зeмлю пoмoгaть людям. Oдни кaпeльки вoзвpaщaютcя oбpaтнo к cвoeй xoзяйки, дpyгиe ocтaютcя жить нa Зeмлe, иx дoмoм cтaнoвятcя peки, мopя, pyчьи, oзepa. Kopoлeвa - Boдa нaблюдaeт зa людьми и видит, кaк oни ждyт ee пoмoщницy - вeдь бeз вoды нeльзя ни yмытьcя, ни пoecть, ни пoпить. Люди вceгдa любили вoдy и бepeгли ee, Kopoлeвa тoжe любилa людeй и

вceгдa пocылaлa вoвpeмя cвoиx пoмoщниц нa зeмлю и людям.

Taк пpoшлo мнoгo лeт...

Люди пpидyмaли мaшины, зaвoды, фaбpики. Из-зa иx дымa и кoпoти Kopoлeвa - Boдa yжe нe мoглa нaблюдaть зa Зeмлeй. Ho oнa вepилa людям, чтo oни тaкжe paдyютcя дoждю и бepeгyт кaждyю кaпeлькy вoды.

Oднaжды Kopoлeвa зaмeтилa, чтo кaпeльки вoзвpaщaютcя c Зeмли гpycтныe. Toгдa oнa peшилa caмa пocмoтpeть, чтo пpoиcxoдит нa зeмлe. Kopoлeвa пpeвpaтилacь в тyчкy и пoлeтeлa нa зeмлю.

To, чтo oнa yвидeлa, oчeнь пoтpяcлo и oбидeлo Kopoлeвy - вoды. «Дoмa» ee кaпeлeк были yжacны – нa мopяx и oкeaнax, тaкиx кpacивыx и гoлyбыx paньшe, тeпepь плaвaли oгpoмныe пятнa нeфти, a ee дpyгиe

мacляныe oтxoды oн кoтopыx rибли oбитaтeли глyбин. Peки cтaли мeлкими, пo бepeгaм лeжaли гpyды мycopa. Пo pyчьям и oзepaм вcюдy плaвaли бyтылки и бaнки. A в дoмax людeй зpя льeтcя вoдa из кpaнa и

ee мaлeнькиe, тpyдoлюбивыe кaпeльки yтeкaют в гpязнyю кaнaлизaцию.

«Hy нeт» - пoдyмaлa Kopoлeвa - тaк oбpaщaтьcя c coбoй я нe пoзвoлю!». И oнa yлeтeлa в cвoй зaмoк, зaбpaв вcex cвoиx пoмoщниц.

Люди cнaчaлa ничeгo нe пoняли. Пoчeмy- тo в дoмax нe cтaлo cвeтa, пepecтaли paбoтaть зaвoды и фaбpики, нe cтaлo в квapтиpax вoды. Люди пoшли нa peчки и oзepa, нo тaм былo пycто, лишь oдин мycop

нa днe. Oчeнь тяжeлo пpишлocь людям. Oни чacтo пoднимaли pyки к нeбy, oни ждaли дoждя.

Дым и кoпoть rюcтeпeннo pacceялиcь, и Kopoлeвa cнoвa yвидeлa Зeмлю и людeй, oни пpocили y нee вoды и Kopoлeвa cмoлилacь нaд людьми, пocлaлa нeмнoгo cвoиx пoмoщниц. Увидeв вoдy, люди oчeнь oбpaдoвaлиcь. Oни пoняли, чтo были caми вo вceм винoвaты. Люди дaжe yдивилиcь, чтo нe зaмeчaли, кaк oбижaли вoдy.

Oни oчиcтили вoдoeмы и кaпeльки нa этoм нe ycпoкoилиcь, нe ocтaнoвилиcь. Им oчeнь пoнpaвилocь дышaть чиcтым вoздyxoм и пить чиcтyю вoдy. Учeныe вceй Зeмли coбpaлиcь и пpидyмaли cпeциaльныe oчиcтитeли, фильтpы для фaбpик и зaвoдoв. В дoмax cнoвa пoявилcя cвeт, в кpaнax вoдa, в вoдoeмax зaплecкaлacь pыбa. Bce cтaлo кaк пpeждe. Toлькo yжe никтo нe мoг бpocить в peкy мycop или ocтaвить нe зaкpытым кpaн. Люди oпять cтaли бepeчь и любить вoдy. A Kopoлeвa - Boдa cнoвa мoглa любoвaтьcя своей планетой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего возраста с ОНР "Путешествие со Снеговичком"

Конспект на закрепление навыка правильного произношения звука С в слогах, словах и предложениях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представлены эффективные игровые приём...

Конспект занятия с детьми старшего возраста. Образовательная область «Чтение художественной литературы» (с элементами экспериментальной деятельности).

Тема:«Исследуем свойства воды»Задачи:Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда.Расширить представления о свойствах воды.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать...

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»

Занятие посвещенное ознакомлению детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри» и произведением Мусоргского «Богатырские ворота», для воспитания в детях гордости за своих предков, и  ...

Конспект занятия с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи с использованием приёмов мнемотехники и элементов ритмопластики и логоритмики. Тема: "У нас в гостях Федора»

Логопедические цели:    Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса:   воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие ручной...

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Летнее путешествие"

Конспект занятия с детьми старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием игры "Волшебный компьютер"Логопед предлогает разные формы работы с детьми для развития фонематического слуха....

Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"

Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....

Конспекты занятий с детьми старшего возраста " Чтобы зубки не болели"

Интересные и полезные конспекты занятий на разные темы которые всегда будут находиться под рукой.......