Патриотическое воспитание
материал

Батшева Ирина Викторовна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

«Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                     С. Михалков

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому. Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн ; и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Восхищение и удивление, уважение вызывает у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой. В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Потребности школы заставляют знакомить детей с грамотой и чтением как можно раньше. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Непрерывно формируется и подкрепляется уважительное отношение к книге и на специальных занятиях по типу «Экскурсия в библиотеку», «Откуда книга пришла», «Наши любимые книги», и на бытовом уровне – детей приучают брать книгу чистыми руками, не рисовать на страницах. В старшем дошкольном возрасте дети уже привлекаются к ремонту растрепавшихся или порванных книг. В составе группы всегда находятся дети, у которых в семье не принято читать, телевизор и интернет заменил осязаемую и теплую книгу. Поэтому ребенку трудно понять и принять книгу как продукт совместного труда многих людей, от лесоруба до писателя, проникнуться к ней уважением и бережным отношением.

Дети старшего дошкольного возраста всегда «голодны» до новой информации, они собирают образ окружающего мира по кусочкам. Недаром возраст 5-7 лет называют «возрастом почемучек». Дети спрашивают много, уточняя и расширяя свои знания для создания целостной картины своего собственного мира и своего места в этом мире. В этот период дети особенно внимательны к чтению вслух, что полезно не только для расширения кругозора, но и для развития образного мышления.

Чтение вслух сопровождает многие занятия в детском саду. Чувствительность детей к художественному слову велика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством, готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью.

Личность педагога очень важный фактор при воспитании детей в любом ключе. Но патриотическое и нравственное воспитание невозможны при участии человека равнодушного, подходящего к вопросу формально. Дети чувствуют фальшь, и, принимая ее как норму и образец, строят свое отношение в том же стиле. Что не только не воспитывает патриотизма как такового, но еще и вредит искреннему чувству. Ребенок начинает подозревать, что в некоторых случаях вместо работы души и разума – достаточно создать видимость внешними атрибутами.

Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках.

Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей – песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Былины - особый древний жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходят к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: «Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову…»[2]

Обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы – входят в круг детского чтения (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети испытывают особое тяготение. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире. В небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Все действия – сплошная логическая ошибка. И детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, легко переставляя их в уме и ощущая себя значимыми и компетентными.

…Среди моря овин горит

По чисту полю корабль бежит…

Стихотворения, посвященные природе в разные времена года, описывающие красоту природы, усложняются. Стихотворения для этого возраста берутся объемом 4-5 строф, со сложным образным языком и красочными эпитетами, такими как в стихотворениях «Зима недаром злится» Ф. Тютчева –

…Взбесилась ведьма злая  И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя...

Или «Белая береза» С. Есенина –

…На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой…

Знакомство детей с поэтическим языком при знакомстве с природой приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы. Дети охотно учат стихи; используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. «Смотрите! Березка сама как невеста, а волосы у нее золотистые!», «Небо сегодня хмурое и сердитое, как море!» - говорят дети.

Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – яркие зарисовок из жизни натуральной природы и ее обитателей, живых, таких понятных. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки детям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами. Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме.

Во второй половине ХХ в. в России было создано огромное количество мультипликационных фильмов по мотивам русских народных сказок. Дети, накануне прослушавшие чтение сказки, смотрят ее с удвоенным вниманием, и впечатление получают столь яркое, что оно проявляется потом долгое время в играх, изобразительной деятельности, жарких обсуждениях.

Восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Дети не могут отложить игру или рисование на завтра, потому что вдохновение пришло сейчас. Наша практика показала, что после прослушивания литературного произведения и правильно проведенной беседы, даже практически не рисующие дети пытаются изобразить персонажей сказки или особенно впечатлившие моменты сюжета .Мальчики часто и охотно играют в ролевые игры военного типа .Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей выполнять правила «по справедливости», «по честному», рассказать о правилах обращения с военнопленными и этике уставных отношений. Хороший пример для детей – в рассказе Л. Пантелеева «Честное слово», мальчик-часовой настолько серьезно относился к обязанностям часового, что согласен был уйти с поста только по разрешению настоящего военного командира.

При самостоятельной организации игр дети сами пользуются любимыми считалками, что тоже результат специального ознакомления их с родной культурой, т.к. дети на улице с ровесниками играют мало и процесс передачи детского фольклора затруднен. Знание большинства считалок, закличек, загадок и потешек – результат работы родителей и педагогов.

Отдельный вид самостоятельного детского творчества встречается у особенно одаренных, либо хорошо развитых детей – так называемое «сказкотворчество». Дети, прослушав сказку или рассказ, через какое-то время начинают ее пересказывать либо сверстникам, либо игрушкам-«детям», смешивая несколько сюжетов, заменяя персонажей. Поддерживая фантазирование, можно помочь ребенку создавать совершенно уникальные фантастические истории.

Литература

1.       Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.

2.       Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.

3.       Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

4.       Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.

5.      Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., - 2008.

6.       Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.

7.       Дошкольникам о Москве / Кондрыкинская Л. А., Мерзлякова С. И., М., - 2004.

8.       Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., - М., 2006.

9.       Живем в «Ладу» / Писарева А. Е., Уткина В. В., М., - 2007.

10.   Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.

11.   Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006.

12.   Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.

13.   Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.

14.   Народные игры в детском саду / Лялина Л. А., - М., 2008.

15.   Народные праздники в детском саду / Зацепина М. Б., Антонова Т. В., М., - 2006.

16.   Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.

17.   Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.

18.   Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.

19.   Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.

20.   Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. - М., 1990.

21.   Родные сказки / Шорыгина Т. А., - М., 2003.

22.   Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области

«Детский сад № 15 «Аистенок»

Образовательный проект

для детей старшего дошкольного возраст «Дорогами войны».

(военно-патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста)

По

Подготовила воспитатель:

Батшева И.В.

2022г

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.                                                                      

Участники проекта: воспитатели подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители.

Сроки реализации: 6 месяцев, 10.12.2022 г. по 10.05.2023г

Условия реализации: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность, материальное обеспечение.

Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта: Анкетирование, организация экскурсий, диагностика усвоения, фото и видеоматериалы.

Цель проекта:

Воспитание патриотических чувств у детей-дошкольников, чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к героическому прошлому русского народа.

Актуальность проекта:

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

        В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края.

     В 2018 году Краснодарский край и Кореновский район отмечает 75-летие с момента освобождения от фашистских захватчиков.

Все меньше и меньше остается живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитывать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникает вдруг, из неоткуда.

    К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций, нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о трагических событиях 1941-1945 годов.

Новизна проекта заключается в изменении подхода к обучению обучающихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий.

Проблема.

Вопросы воспитания патриотизма, гражданственности в молодых семьях не считаются важными, а дошкольники имеют довольно смутные представления о Великой Отечественной войне, о своих родственниках, современниках той войны или не имеют их вовсе.  

Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством нравственно-патриотического воспитания является метод проектов. Имея в основе личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Учитывая дефицит знаний старших дошкольников относительно участия соотечественников, земляков, старших членов семьи в Великой Отечественной войне, был разработан педагогический проект «Дорогами войны» по формированию патриотических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста на примере событий Великой Отечественной войны.

 Проблемные вопросы.

  • Как заинтересовать детей и родителей в совместной работе над изучением исторических фактов, привитие патриотических чувств?  
  • Какие мероприятия, проводимые в рамках ДОУ, способствуют активизации работы с детьми в данном направлении?
  • Как доступно рассказать и правильно объяснить детям о некоторых исторических событиях, фактах?

Задачи проекта:

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств, уважения и чувства благодарности ко всем, кто защищает Родину;
  2. Воспитание ответственности, высокой культуры, коммуникативных способностей.

Образовательные:

  1. Формировать первоначальные представления об исторических фактах, героизме русского народа посредством чтения художественной литературы, просмотра видеороликов, мультфильмов.
  2. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

Развивающие:

  1. Повышать познавательную активность детей в процессе практической деятельности.
  2. Развивать наглядно-образное мышление, творческие и музыкальные способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений с взрослыми;
  3. Способствовать развитию речи, через выразительное чтение стихов, обогащать активный словарь новыми словами.
  4. Формирование внимания, оперативной памяти, воображения, мышления;

Гипотеза:

Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать патриотическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться воспитания нравственно развитой личности, сознающую свою причастность к истории своей страны, достойного будущего гражданина России.

Условия работы.

  1. Дифференцированный подход.
  2. Целенаправленность.
  3. Плановость.
  4. Систематичность.

Содержание проекта:

I этап – мотивация.

Педагог дополнительного образования рассказала, что в 2018 году Краснодарский край отмечает 75-летие с момента освобождения от фашистских захватчиков. Детям старшей и подготовительной групп был адресован вопрос: как мы сможем отметить эту серьезную дату, что необходимо нам сделать, чтобы больше узнать о тех событиях, которые происходили в период Великой Отечественной войны.

II этап – разработка совместного плана работы над проектом.

Что мы знаем о Великой Отечественной войне?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

  • Погибло много людей. (Мира Б.)
  • Война – это очень плохо. На войне убивали мирных людей. На войне погибло много солдат. Дети и взрослые голодали. Солдаты сражались за свою землю.за мир на земле (Дана)
  • Было страшно. Солдаты воевали за свою Родину. Они хотели, чтобы был мир, голубое небо над землей, чтобы дети могли ходить в школу. Чтобы все наши советские люди жили хорошо. Война-это очень плохо. (Вова К.)
  • Фашисты захватили нашу землю. (Даша М.)
  • Война –это очень страшно. Солдаты шли на смерть только ради того, чтобы люди жили спокойно. Чтобы они не были рабами или прислугами немцев. (Руслан Х.)
  • Я знаю. что война началась в 1941году утром в 4 часа немецко-фашистские захватчики напали на Советский Союз без предупреждения. Они хотели захватить весь Советский Союз и сделать советских людей рабами. (Степан Л.)
  • Как проходили бои? (Маша Р.)
  • Как воевали дети? (Максим Ц.)
  • Как война проходила на Кубани? (Родители Насти С.)
  • Какая техника была во время Великой Отечественной войны? (Женя Ч.)
  • Какими чертами характера обладали люди, которые жили в те годы? (Максим П.)
  • О подвигах солдат. (Мира Г.)
  • Узнать какие улицы в г. Кореновске названы в честь героев ВОВ. (Родители Виолетты К.)

  • Посетить краеведческий музей и узнать об участниках ВОВ. (Н.Б.)
  • Побеседовать с родителями. (Л.Е.)
  • Посетить детскую библиотеку. (Аня Р.)
  • Прочитать в книгах о ВОВ. (Степан Л.)
  • Изучить информацию в Интернете. (Полина Б.)
  • Собрать коллекцию военных игрушек. (Н.Б.)
  • Нарисовать рисунки событий ВОВ (Н.В.)
  •  Выучить стихи и песни и поставить инсценировку. (Н.В. ).
  • Поздравить ветеранов ВОВ. (Мира Б.)
  • Возложить цветы к обелиску. (Родители Насти С.)

На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.

Срок исполнения

Содержание деятельности

Работа с педагогами

Декабрь

Рекомендации для педагогов по планированию работы с детьми по данному проекту

Декабрь

Консультации для педагогов

 «Как подготовить совместные проекты по теме: «Жив Ваш подвиг в сердцах поколений!»

Декабрь

Оформление выставки методической литературы по теме «Навстречу Дню Победы»

Декабрь

Рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с творчеством писателей и поэтов о Великой Отечественной войне.

Работа с детьми.

Январь-май

Цикл занятий и тематических бесед:

  1. Наше Отечество.
  2. Нападение германии. Начало войны.
  3. Фотохроника военных дней.
  4. Великие битвы, полководцы.
  5. Блокада Ленинграда.
  6. «Дорога жизни» Прорыв блокады.
  7. Оборона Краснодарского края
  8. Сталинградская битва.
  9. Города - герои
  10. Военная техника.
  11.  Герои Кубани
  12.  Дети-герои г. Кореновска.
  13. Памятники  воинской славы.
  14.  Салют Победы.

Январь-май

Чтение и пересказ рассказов о Великой Отечественной войне:

  • Л. Кассиль «Твои защитники»,

«Памятник  советскому солдату»,

«Главное войско».

  • С. Алексеев «Первая колонна»,

«Мишка».

  • А. Митяев «Землянка», «Письмо с фронта».
  • Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка –невидимка».
  • Я. Тайц  «Цикл рассказов о войне».
  • С. Баруздин «Рассказы о войне».
  • К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов

«Рассказы о войне».

  • И. Туричин «Крайний случай».
  • Н. Ходза «Дорога жизни».
  • В.Семенцова «Лист фикуса. Рассказы о войне».

Январь – февраль

Чтениеи разучиваниестихотворений      о Великой Отечественной войне в театре одного актера :

  • С. Михалков «Быль для детей».
  • М. Найдич  «Были очень простые заботы».
  • А. Мальцев  «Прощались с родными местами…».
  • М. Джалиль  «Ромашка».
  • Л. Тасси  «Оборванного Мишку утешала…».
  • Л. Лютаева «Письмо на фронт».
  • А. Усачев «Что такое День Победы».
  • М. Пляцковский  «Пусть навек исчезнут войны».
  • С. Пивоваров «У обелиска».

Знакомство с творчеством героев – поэтов Кубани.

 Чтение и разучивание стихотворений, отрывков.                                      

  • А. Кузьменко «Семья Степановых».
  • К. Обойщиков  «Край родной». «Дядя Павел».
  • Б. Бакалдин «В тот вечер».
  • Н. Краснов «День Победы».

Конкурс художественного чтения для детей старшего дошкольного возраста «Строки, опаленные войной».

Февраль

Праздник «День защитника Отечества»

Март

          Участие детей в мероприятии, краеведческого музея, посвященного закрытию месячника по военно-патриотическому воспитанию. Литературно-музыкальная композиция «Мы о войне стихами говорим».

Участие детей в мероприятии краеведческого музея «Малолетние узники войны». Литературная композиция «Дети войны»         

В течение всего периода

Создание презентаций:

  • «Строки, опаленные войной»
  • «По дорогам войны»
  • «Блокада»
  • «Города – герои»
  • «ВОВ в произведениях искусства»
  • «Герои - поэты Кубани»,
  • «Дети-герои ВОВ»,
  • «Чтобы помнили»
  • «Артисты агитбригад».

Просмотр видеороликов и мультфильмов о Великой Отечественной войне.

 В течение всего периода

Рассматривание слайдов, фотоматериалов, репродукций, картин и иллюстраций к произведениям о Великой Отечественной войне

В течение всего периода

Прослушивание песен военных лет:

  • «Священная война» сл. В. И. Лебедева-Кумача муз. А. В. Александрова
  • «Эх, дороги» муз. А. Новикова, сл.ЛьваОшанина.
  • «Темная ночь» муз. Н. Богословского

сл.  В. Агатова

  • «В землянке» сл. А. Суркова

муз. К.Листова

  • «Нам нужна одна победа»сл. и муз. Булата  Окуджавы
  • «Три танкиста» муз. Д. Покрассова сл. Б. Ласкина
  • «День Победы»муз. Д. Тухманова на слова В. Харитонова
  • «Катюша»муз. М.Блантера, сл. М. Исаковского.
  • «Вечный огонь»Муз. А. Филиппенко, слова Д. Чибисовой
  • «Наследники победы»сл. и муз. Светланы Донец.

В течение всего периода

Встреча с ветеранами ВОВ

Февраль -апрель

Экскурсия в музей

«Наши защитники»

Апрель

Чтение и разучивание стихотворений, композиций сценария ко Дню Победы.

  • В. Снегирев. «Война сорок первого года»
  • А. Сафронов «Кружилась в поле злая осень»
  • М. Найдич. «Были очень простые заботы»
  • А. Мальцев «Прощались с родными местами»
  • А. Твардовский отрывок из поэмы «Василий Теркин»
  • А. Дементьев «Баллада о матери»
  •  К. Симонов отрывок из поэмы «Жди меня»
  • В. Маслов «Нерусские березы»
  • О. Бергольц «Встреча с Победой.
  • А. Терновский. «У обелиска».
  • Ю. Друнина. «Поклон ветеранам ВОВ»
  • Н. Берегинюшка «Поклон ветеранам».
  • Т. Белозеров «День Победы»  

Май

     Итоговое театрализованное представление, посвященное Дню Победы. «Дорогами войны»

Май

Выставка детских рисунков «Пусть всегда

будет солнце, пусть всегда будет мама, пусть всегда будет мир!», «Салют Победе»

Май

Экскурсия к обелиску. Возложение цветов у вечного огня.

Работа с родителями

В течение всего периода

Консультации для родителей:

  • «Читаем детям о войне»  
  • «Учим стихотворение»

Консультация для родителей

«Герои-защитники г. Кореновска»

В течение всего периода

Привлечение родителей

к участию в проекте «Дорогами войны»

В течение всего периода

Привлечение родителей к реализации совместного проекта.

В течение всего периода

Выставка детской литературы по теме «Военные годы»

План работы театральной студии «Радость»

Виды творческой деятельности

Содержание деятельности,

Задачи

Репертуар

Январь-февраль

Основы театральной

Культуры

Беседа

Уточнить понятия

«мимика», «жест», «пантомима».

Стихотворения      о Великой Отечественной войне:

С. Михалков «Быль для детей».

М. Найдич  «Были очень простые заботы».

А. Мальцев  «Прощались с родными местами…».

М. Джалиль

«Ромашка».

Л. Тасси  «Оборванного Мишку утешала…».

Л. Лютаева «Письмо на фронт».

А. Усачев «Что такое День Победы».

М. Пляцковский  «Пусть навек исчезнут войны».

С. Пивоваров «Уобелиска».

Знакомство с творчеством  героев – поэтов Кубани

Чтение и разучивание стихотворений, отрывков.          

А. Кузьменко «Семья Степановых».

К. Обойщиков  «Край родной». «Дядя Павел».

Б. Бакалдин «В тот вечер».

Н. Краснов «День Победы».

«Катюша» слова М. Исаковского

музыка М. Блантера

Культура и техника речи

Упражнения на дыхание, артикуляционная гимнастика. Работа над голосом.

Чтение стихотворений. Беседа

По содержанию.  Объяснение значения слов  и фраз.

Разучивание отрывков

стихотворений.

Развивать речевое дыхание. Учить пользоваться интонациями, улучшать дикцию. Расширять диапазон и силу звучания голоса, образный строй речи. Обогащать словарный запас.

Расширять представления

о героях произведений.

Учить определять характер, настроение и поведение героя в различных ситуациях.

Театрально-игровая деятельность

Чтение отдельных частей стихотворений, сцен в действии.

Воспитывать готовность к творчеству. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность.

Основы актерского мастерства

Этюды для передачи музыкально-образных характеристик героев.

Этюды для передачи различных чувств (М. Чистякова «Психогимнастика».

Задания поискового характера.

Учить детей умению передавать различные чувства. Воспитывать культуру мимики, жеста, пантомимы.

Музыкальная деятельность

Прослушивание музыки военных лет.

Разучивание танцевальных движений, маршевого шага.

Эмоционально обогащать представления детей о музыке и песнях военных лет.

Развивать ритмопластику.

Театральные представления

Конкурс художественного чтения. Литературно-музыкальная композиция «Строки, опаленные войной»

Выступлениедетейв мероприятии, краеведческого музея, посвященного закрытию месячника по военно-патриотическому воспитанию. Литературно – музыкальная композиция «Мы о войне стихами говорим».

Выступление детей в мероприятии, краеведческого музея «Малолетние узники войны». Литературная композиция «Дети войны».

Обогащать детей яркими впечатлениями.

Воспитывать умение следить за развитием действия, концентрировать внимание до окончания представления.

Март -май

Основы театральной культуры

Беседа

Познакомить детей с понятиями «композиция», «мизансцена», с костюмами и атрибутами театрального представления.

В. Снегирев «Война сорок первого года»

А. Сафронов «Кружилась в поле злая осень»

М. Найдич «Были очень простые заботы»

А. Мальцев «Прощались с родными местами».

А. Твардовский отрывок из поэмы «Василий Теркин».

А. Дементьев.

«Баллада о матери» .

К .Симонов отрывок из поэмы

 «Жди меня»

В. Маслов «Нерусские березы»

О. Бергольц «Встреча с Победой.

А.Терновский. «У обелиска».

Ю. Друнина. «Поклон ветеранам ВОВ».

Н. Берегинюшка «Слава ветеранам».

 Т.  Белозёров «День Победы».

«Синий платочек»

«Яблочко»

Культура и техника речи

Дыхательные и слоговые упражнения,

Проговаривание скороговорок.

Чтение стихотворений. Беседа по композиции и содержанию. Характеристика последовательности событий, героев в различной ситуации.

Беседа о поэтическом языке стихотворений.

Объяснение незнакомых слов.

Чтение педагога.

Упражнения на запоминание.

Чтение стихотворений,

проговаривание отдельных фраз.

Разыгрывание сцен в действии.

Совершенствовать дикцию, звуковую культуру.

Развивать память детей, звуковую культуру. Закрепить знание отдельных частей и стихотворения в целом.  Способствовать развитию связной речи, обогащению словарного запаса.

Развивать у детей Воспитывать желание  выражать свои впечатления и переживания в чтении стихотворений

Совершенствовать сценическую речь, учить выразительно, эмоционально передавать образ в монологической и диалогической части речи.

Театрально- игровая деятельность

Игровое творчество в разыгрывании  отдельных сцен.

Работа над целостной постановкой  композиции

Учить детей композиционному построению сцен. Добиваться самостоятельности, инициативы в выборе средств для передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театральном действии.

Основы актерского мастерства

Этюды на выражение различных эмоций.

Пантомические этюды: «удивление»,«радость»,«страх» и др.

Групповые  этюды «колонна», «парад».

Совершенствовать актерское мастерство, вербальные и невербальные средства выразительности.

Развивать творческие способности детей при создании образов.

Музыкальная деятельность

Закрепление исполнительского мастерства движений  героев, танцев в театральной композиции.

Развивать активное эмоциональное сопереживание музыкальным образам. Совершенствовать исполнительское мастерство танцевальных и образных движений.

Театральные представления

Театрализованное представление, посвященное Дню Победы «Дорогами войны»

Вызывать желание участвовать в театрализованных представлениях, доставлять радость зрителям. Воспитывать чувство удовлетворения от совместного  творчества в театральной игре ко Дню Победы

Наполнение развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе

Центр «Научная лаборатория»:

  • Подборка энциклопедий о военной технике, журналов.
  • Фотоматериалы по историческим событиям Великой Отечественной войны.

Центр «Творческая мастерская»:

  • Трафареты военной техники.
  • Раскраски «Военная техника».
  • Цветная бумага.
  • Калька.
  • Трубочки от коктейля.
  • Пуговицы.
  • Проволока.
  • Скотч, бросовый материал.
  • Репродукции художников по теме «Великая Отечественная война».
  • Краски, восковые мелки, карандаши.

Центр «Математика и логика»:

  • Блоки Дьенеша.
  • Палочки Кьюизенера.
  • Ларчик Воскобовича

Центр музыки «До-ми-соль-ка»:

  • Аудиозаписи песен военных лет.
  • Детские музыкальные инструменты.

Центр игры:

  • Пилотки.
  • Игрушки военной техники
  • Костюмы военной формы.
  • Макет-панорама «Бой за высотку»
  • Игрушки-заместители.

Центр «Конструкторское бюро»

  • Коробки, пластиковые бутылки, веревочки, цветная бумага, картон, ножницы.
  • Конструкторы Лего, техноконструктор.

Центр художественно речевого развития «Читай-ка»

  • Художественная литература о Великой Отечественной войне.
  • Фотоальбомы по темам: «Женщины в годы войны», «Маленькие герои большой войны», «Военные награды».

II этап – практический

 

Оформление детского сада в соответствии с темой проекта.

        Проведен цикл занятий о защитниках Отечества в годы Великой Отечественной войны в старшей и подготовительной группах.

        В детском саду прошло открытое мероприятие: конкурс художественного чтения «Дорогами войны», посвященный 75-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков. В нем приняли участие дети старшей и подготовительной групп.

Цель конкурса – формирование представлений о Великой Отечественной войне, чувства патриотизма на основе художественной литературы, а также ознакомление детей с творчеством Российских и Кубанских поэтов.

Слайды, волнующие поэтические строки и детей и взрослых уносили в далекие военные годы, рассказывая о тяжелых испытаниях, стойкости и мужестве нашего народа, соотечественников, о бессмертном подвиге воинов – освободителей.

Дети очень эмоционально читали стихотворения, стараясь показать события образ и чувства, свои переживания.

В это утро одни были настоящими артистами, другие зрителями, слушателями. Но всех объединяло чувство гордости за свою страну, свой народ.

        Почетными гостями на празднике были бабушки, дедушки   и родители воспитанников, которые с восторгом отметили значимость конкурса.

Девочки и мальчики прочли стихотворения о войне.

Детьми собрана коллекция военной игрушки, с которой дети в сюжетно-ролевой игре отображали бои за Родину.

https://apf.mail.ru/cgi-bin/readmsg/Screenshot_20180509-200620.png?id=15259412350000000945%3B0%3B1&x-email=skazka11.74%40mail.ru&exif=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...