Конспект занятия по русской-народной культуре для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Милованова Елена Сергеевна

Цели: Закрепление полученных знаний, продолжать формировать представления о русских народных традициях и истории русского народного костюма.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с русскими народными костюмами, особенностям их изготовления и применения. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме. Продолжать учить создавать орнаментальную композицию из символов. Упражнять в технике работы кистью.

Развивающие: Развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление, расширять кругозор, формировать эстетический вкус, творческое воображение.

Речевые: Развивать связанную речь.

Расширить словарь: народный костюм, льняная ткань, рубаха – косоворотка, пояс, оберег, вышивка «крестом», мулине.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному костюму, женскому и мужскому, с русским традициям, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_russkoy-narodnoy_kulture.docx59.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по русской-народной культуре для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».

Цели: Закрепление полученных знаний, продолжать формировать представления о русских народных традициях и истории русского народного костюма.

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с русскими народными костюмами, особенностям их изготовления и применения. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме. Продолжать учить создавать орнаментальную композицию из символов. Упражнять в технике работы кистью.

Развивающие: Развивать любознательность, внимание, память, логическое мышление, расширять кругозор, формировать эстетический вкус, творческое воображение.

Речевые: Развивать связанную речь.

Расширить словарь: народный костюм, льняная ткань, рубаха – косоворотка, пояс, оберег, вышивка «крестом», мулине.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному костюму, женскому и мужскому, с русским традициям, любознательность.

Демонстрационный материал: Мужчина и женщина в русских народных костюмах; силуэты сарафанов с различными изображениями вышивок – оберегов, выполненные воспитателем;  картинки из сказок с изображением людей и животных в русских народных костюмах; мольберты; картинки с изображением обуви (летней, зимней, лаптей); плетеные лапти; набор мулине.

Раздаточный материал: силуэты сарафанов, подставки под кисти, кисти, краски, стаканчики с водой, салфетки.

Методические приемы:  беседа-диалог, рассказывание, игровая ситуация, рассматривание, русская народная игра,  дидактическая игра, пение русской народной песни и  частушек, физминутка, продуктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Ход образовательной деятельности:

 Все девочки и мальчики,

 Проходите поскорей,

 Будем петь да играть,

 Старину вспоминать!

 Сегодня мы поговорим о русском народном костюме – женском и мужском. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Вспомните, из какой ткани в старину шили одежду?

(Льняной ткани)

 Да, из льняной ткани. А ткань делали из льняных нитей.

 Подумайте, чем льняная ткань хороша?

(Хорошо, что эта ткань экологически чистая: нити, из которых ее ткут, спрядены из растения, изо льна; в одежде из этой ткани, зимой не холодно, а летом – не жарко, тело в ней «дышит»)

 А чем плоха эта ткань?

(Плохо, что эта ткань быстро мнется и с трудом разглаживается)

 Вспомните, какой цвет имеет натуральная неокрашенная льняная ткань?

(Белый)

 В наше время льняная одежда снова стала пользоваться популярностью. А чтоб она не так мялась, ученые придумали добавлять к льняным нитям тоненькие искусственные нити. А в старину люди про лен слагали песни.

 Дети исполняют песню «Ленок», выполняя движения по тексту.

 Ребята, в старину, чаще всего в какие цвета окрашивали ткань из льна?

(Красный, желтый, голубой, коричневый)

 Что означают эти цвета?

(Красный – тепло , праздник, радость; желтый – Солнце, богатство; голубой – символ Неба, молодость; коричневый – Землю – кормилицу)

 Под русскую народную мелодию входит девушка в русском народном костюме.

 К нам гостья пришла. Посмотрите, какая раскрасавица. Как в старину называли молодую девушку?

(Лебедушка, березонька, пава, ягодка)

 А какими именами им давали в русских народных сказках?

(Василиса - Прекрасная,  Марья-краса, длинная коса, Варвара – краса,  Марья – искусница, Василиса - Премудрая)

 А нашу гостью зовут – Марьюшка – свет  Васильевна.

 Раньше на Руси, была такая традиция, в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду. Вот и наша красавица собралась пойти на ярмарку.

 А что за одежда одета на Марьюшке?

(Рубаха, сарафан,  а на голове кокошник. Рубаха белая, сшита под горлышко с длинными рукавами. Очень длинный сарафан голубого цвета. На голове -  красочный кокошник)

 Когда девушка в таком наряде шла на ярмарку, то все восхищались ее красотой и говорили: «А идет-то, а идет, как лебедушка плывет, говорит, словно реченька журчит» или «Как красива- величава, выступает будто пава», «Глаза васильковые, волосы словно лен, рученьки белые, а сама как лебедушка».

 А на ярмарке уже гуляние во всю, в игры играют и нас зазывают.

 Подвижная игра «Жмурки» (Фото 1)

Фото 1

 Под русскую народную мелодию входит юноша в русском народном костюме.

 А вот и русский молодец Иван, к нам пожаловал. Богатырь плечистый, в нем и сила, ум и храбрость. Во что одет Иван?

(Белая длинная рубаха, подпоясанная поясом, коричневые штаны, на ногах лапти

 Старинные рубахи длинные и рукава у таких рубах тоже длинные, их закатывали. Не закатав такие рукава, работать, было невозможно. Именно и стех давних времен берет свое начало выражение «работать спустя рукава». Что означает это выражение, как вы думаете?

(Работать плохо, кое-как)

 Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одета наши мальчики?

(Другая ткань, по другому сшита, ворот сбоку и без воротника, мало пуговиц…)

 А как называется рубаха с косым воротом?

(«Косоворотка»)

 А ну-ка, ребятки, отгадайте загадку.

 Два котика, четыре хвостика.

(Лапти)

 В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти.

 Дидактическая игра «Зима – лето»

 Ребята, куда же нам поместить лапти, к зимней или летней обуви? Давайте мы это выясним вместе.

 Лапти очень легкая, мягкая обувь, ноги в ней «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Секреты плетения лаптей передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. Лапти плели из коры липы, липовые лапти. В таких лаптях ходили каждый день. А лапти из коры березы, берестяные, считались праздничными. Лапти можно сплести любого размера. А чтобы они не сваливались с ног, к ним приделывались завязки. Летом лапти носили на намотанную портянку, а зимой еще и на теплые шерстяные носки. Ребята, так куда же мы поместим лапти?

(И в зимнюю и летнюю обувь)

 Одно плохо – лапти быстро снашивались: летом за три дня, зимой за десять дней. Как вы думаете, почему лапти летом снашивались быстрее?

(Летом больше ходили и много работали)

 Зато материал для лаптей был доступен всем. Если сходишь в лесок, то будешь в новой обуви ходить. В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти – это 22 февраля («На Никифора лапти плетут»). А пока лапти плели песни, да частушки напевали.

 Исполняются частушки о лаптях.

 Ребята, посмотрите внимательно на одежду наших гостей и скажите, чем же русский костюм украшен?

(Вышивкой)

 А как называется это вышивка?

(Вышивка «крестом»)

 По народному  поверью, вышивка не только, украшала одежду, но и служила. Чем служила вышивка?

(Оберегом, защитой от злых сил)

 А на какой вещи и в каком месте делалась вышивка?

(Рубаха – ворот и рукава, сарафан – середина и подол)

 Что оберегает вышивка на рукавах?

(Оберегает руки, сохраняет их силу и ловкость)

 А узоры на горловине и подоле, что оберегали?

(Оберегали легкое и сердце, не давали злой силе подобраться сверху и снизу)

 Все узоры обереги вышивались разноцветными нитями. Современные мастерицы для вышивания используют нити, которые называются «мулине». Потрогайте, какие они мягкие и шелковистые, а какие они яркие и разноцветные.

 Ребята, я предлагаю каждому из вас, выбрать себе сарафан понравившегося цвета и «вышить» кистью на сарафане оберег который он хочет (образцы предоставлены на мольберте и заранее рассматривались). А готовые сарафаны мы отдадим Марьюшке и Иванушке, чтоб они подарили своим подружкам.

 Пальчиковая игра

 Украшение сарафанов (Уточнить, у двух - трех детей, какой орнамент у них получился, какие использовались цвета и где его нанесли).

 Кончил дело, гуляй смело! На Руси умеют не только трудиться, но и веселиться.

 Русская народная игра «Плетень»

 Пока мы с вами играли, ваши работы подсохли, и из них получилась выставка. Сарафаны на любой вкус. Есть сарафаны, в которых только в баню ходить. Есть, в которых, курей пугать.  И есть сарафаны, в которых, на ярмарку да на гулянье ходить!

 Дарят сарафаны гостям и прощаются с ними.

 Молодцы, ребята, мы сегодня очень славно потрудились, все старались, были умными, добрыми, весело плясали и пели, в игры играли, красиво вышивали. И много нового узнали. А что же вы нового узнали?

 

Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);

познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;

обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

развивать художественно-творческие способности детей.

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.

— Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»?

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал».

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать где же все это у горшка.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

— Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины.

Раздает глину из берестяного кузова.

— Какого цвета эта глина?

— Какая она на ощупь? (мягкая, податливая, меняет форму)

Сейчас я покажу и объясню, как вылепить горшок из глины. Сначала мастер в руке делал «донышко» — дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали и обжигали.

Изготовление горшочков из глины.

Давайте и мы поставим наши горшочки в печку. А в следующий раз попробуем украсить наши горшочки. Ведь наши предки тоже украшали их, да не просто так, а со смыслом. Но об этом сказ – в другой раз.

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!

Гость на порог — хозяину радость!

Одежда наших предков

Цель:

 Познакомить детей с женским и мужским русским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения.

 Развивать художественный вкус и творческое воображение с использованием элементов ТРИЗ.

 Воспитывать интерес к русским традициям, желание узнавать новое о жизни и обычаях наших предков.

Ход

В украшенный зал входят дети. Их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Ах вы, детки, мои детки,

Росли не на ветке,

Ах, вы мои кровинки,

Алмазные росинки.

Пряники медовые,

Мои вы садовые.

В гости пожаловали? Отгадайте-ка загадку.

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка –

Тряхнет перинки,

Над миром пушинки?

/Зима/

А какой месяц зимы сейчас идет? Будем зиму встречать, а декабринушку забавлять. А кто знает, как называли декабрь на Руси? – студень, хмурень, стужайло.

А знаете, почему я именно сегодня вас в гости позвала? – А потому, что в начале декабря бывает праздник «Введение» - зима входила в каждую избу.

Введение пришло –

Зиму в избу привело.

После Введения на Руси начинались зимние праздники. А какой же праздник без веселой песни?

Дети поют песню о зиме.

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и хозяйки доставали праздничную одежду.

А теперь в избу проходите, на мои сундуки поглядите!

Дети проходят в избу.

Вот сундучок непростой, расписной, с секретом. Как вы думаете, ребята, что у меня хранится в этом сундучке? (ответы детей)

Что нам думать да гадать? Давайте-ка мы его откроем.

Дети пытаются открыть сундук – он не открывается.

А я, кажется, догадалась. Этот сундук не простой, он с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы, в которых упоминается одежда.

 Какова пряха, такова и рубаха.

 По одежке встречают, по  уму провожают.

 Не одежда красит человека, а добрые дела.

 Не украшай одежду, украшай ум.

 Голова не для того дана, чтобы шапку носить, а что ум копить.

Вот  сундук и открывается. Вы догадались правильно, здесь лежит одежда, да не простая, а старинная, которую носили наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Достаю из сундука мужской и женский костюмы и вешаю их на стенку.

Как видите, ребята, одежда русских людей в старину была удобной и красивой. Кто скажет, из какой ткани шили одежду наши предки?

- Из льняной.

А где брали эту ткань?

- Сами делали.

Да, вначале материал для одежды каждая семья изготавливала сама в своем хозяйстве. Ребята, на занятиях мы с вами уже рассматривали льняную ткань. Давайте вспомним, какая она.

Игра «Хорошо – плохо»

Скажите, чем хороша льняная ткань?

(Льняная ткань хороша тем, что она сделана из натуральных нитей, из льна; в одежде из этой ткани зимой не холодно, а летом не жарко, тело в ней дышит)

А что плохого в льняной ткани?

(Льняная ткань быстро мнется и с трудом разглаживается)

А теперь вспомните, какой цвет имеет льняная ткань?

-Серый.

А людям хотелось одеваться в красивую, нарядную одежду. Что им делать? (Покрасить)

Люди придумали окрашивать свои домашние ткани в различные цвета. Где в деревнях брали краску для окрашивания ткани?

Для этого люди научились использовать растения: зверобой, василек, листья березы, шелуху лука, чернику. У нас на доске есть эти растения. Найдите их и покажите, в какой цвет они окрашивали ткани.

 Зверобой – в красный цвет.

 Лук – в коричневый цвет.

 Листья березы – в зеленый цвет.

 Василек – в синий цвет.

 Черника – в фиолетовый цвет.

Ребята, а как назывались люди, которые красили ткань так хорошо, что она становилась похожей на дорогую заморскую?

- Крашенники.

Вы уже знаете, дети, что в старину каждый цвет что-то означал для людей. Расскажите об этом.

 Красный цвет – это праздник, радость, тепло.

 Желтый – цвет солнца, богатства.

 Голубой – символ неба, молодости.

 Коричневый – символ земли-кормилицы.

Эй, веселый народ,

Выходи в хоровод!

Давайте посмотрим, как же одевались наши предки. Вот перед нами мужской и женский праздничные костюмы. Посмотрите и скажите, что есть общего в этих костюмах?.

- Сорочка-рубаха.

Поверх сорочки женщины одевали длинный сарафан. Мужчины одевали рубаху да штаны.

Скажите, а почему этот костюм кажется необычным и красивым?

- Потому что на рубашке и сарафане есть вышивка.

А для чего люди вышивали одежду?

По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Расскажите, где располагались вышивки-обереги и что они защищали?

- Вышивки на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость; узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу.

А теперь отгадайте загадку. Подскажу, она о предмете одежды.

Надену – обручем сведет,

Сниму – змеею упадет.

Тепла не дает,

А без него холодно.

Это пояс, а в старину его называли кушак. Кушак был непременной деталью одежды у мужчин. Как вы думаете, для чего служил пояс-кушак?

Правильно, так как карманов в одежде не было, то на кушак подвешивали расческу, специальную сумочку для денег и разных мелочей.

Ну-ка, рукодельники, покажите свои умения – раскрасьте костюмы так, кА украшали их в старину.

Дети рисуют. Девочки украшают сарафан, мальчики – рубашку.

Молодцы! Красивые костюмы у вас получились!

В старину говорили: «Умей в гости приглашать – умей и гостей одарить». Открою я сейчас свой сундук расписной заветный. Нет в нем ни злата, ни серебра, а приготовлены для вас мои подарки. Подходите, девицы-красавицы, вот для вас бусы на праздник, а вам, молодцы, - мои плетеные кушаки.

До свидания!

МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1»

 2012ГОД

ЦЕЛЬ: Приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом.

ЗАДАЧИ:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить детей с женским и мужским народным костюмом, особенностями его изготовления и применения.

2.РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать творчество, воображение; обогащать и активизировать словарь детей по теме: русский костюм.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать интерес к истории своего народа; формировать эстетический вкус.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха-косоворотка, пояс, опоясываться, кокошник, оберег ,вышивка крестом мулине.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Кот и петух», «Колобок», «Заячья избушка». Беседа о старинных женских головных уборах.

МАТЕРИАЛ: Русский сарафан, женская кофта-рубаха, косоворотка, передник изо льна, полотенце вышитое «крестом», короб, на каждого ребёнка-лоскуты различных тканей, бумажные силуэты сарафанов, женских рубах, передников, мулине, тесьма, куклы.

                        Ход НОД

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русском народном костюме - женском и мужском. Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Одежду шили из льняной ткани. Её ткали из льняных нитей. Именно из такой ткани сшит этот сарафан (достаёт из короба надетый на плечики женский народный костюм: кофта-рубаха, сверху сарафан)

Хороша льняная ткань тем,  что она экологически чистая, нити из которых ее ткут, спрядены изо льна. В одежде из этой ткани зимой не холодно, летом не жарко, тело в ней «дышит». Но плохо, что эта ткань быстро мнётся и с трудом разглаживается. В наше время льняная одежда снова начала пользоваться популярностью. А что бы она не так мялась, люди придумали добавлять к льняным нитям тоненькие искусственные нити. Ребята, вспомните, какой цвет имеет не окрашенная льняная ткань? (Ответы детей) Ткань этого сарафана окрашена. Как вы думаете, что означает красный цвет ткани? (Тепло ,праздник, радостное настроение) Чаще всего сарафаны были красного, жёлтого, голубого и коричневого цветов. Жёлтый цвет олицетворяет солнце, богатство; голубой был символом неба, молодости. А как вы думаете, что означает коричневый цвет ткани? (Землю-кормилицу) Что надевали женщины под сарафан? (Снимает с «плечиков» сарафан и демонстрирует кофту-рубаху) Правильно, под сарафан женщины одевали белые кофты-рубахи. Сверху сарафана повязывали передники. (Достаёт из короба передник, надевает его на себя)

Давайте попробуем «сшить» русский народный женский костюм. (Предлагает детям подобрать лоскуты ткани, подходящие для костюма, и, наложив их на бумажные силуэты, вырезать сарафан, кофту-рубаху, передник)

Ребята, ещё раз внимательно посмотрите на народный костюм. Почему он кажется нам необычным и красивым? (Ответы детей) Правильно, и на переднике, и на сарафане, и на кофте-рубахе есть вышивка, это вышивка «крестом» По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.

Вышивка - обереги располагалась в определённых местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана.  Узоры на рукавах оберегали руки,  сохраняли их силу и ловкость. Узоры на сарафане оберегали лёгкие и сердце, не давая этой силе подобраться снизу.

Все эти узоры вышивали разноцветными нитками. Сейчас для вышивания используют нитки, которые называют «мулине» (Достаёт из короба мулине разных цветов и раздаёт детям.) Посмотрите, как необычно они смотаны. Потрогайте их: они мягкие, шелковистые, вот что можно вышить такими нитками. (Достаёт из короба и демонстрирует вышитые салфетки, скатерти, полотенце)

Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, рубахи, полотенце, но и мужскую одежду. (Достаёт из короба рубаху-косоворотку) Рассмотрим эту рубаху. Она очень длинная, рукава тоже длинные и широкие. Не закатав такие рукава работать, было не возможно. Именно с этих давних времён берёт начало выражение «работать спустя рукава», значит работать плохо, кое-как.

Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики? (Ответы детей) Правильно, она сшита из другой ткани. Вспомните, как она называется? (Льняная) Кроме того у старинной рубахи по -  другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому её называли косовороткой.

Ещё одна особенность рубахи вышивка на вороте, рукавах и внизу .Как называется такая вышивка и для чего она нужна?(Ответы детей) Рассмотрим иллюстрацию к русской народной сказке «Кот, петух и лиса» Что нарисовал художник поверх рубахи у кота? Правильно - пояс. В старину их называли опоясками. Их плели из тесьмы, делали из ткани и кожи. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. Что такое опознавательный знак? (Рассуждения детей) Посмотришь на пояс и сразу поймёшь, богат человек или беден: у богатого пояс широкий, украшен красивым узором, а у бедного - узкий и узор на нём попроще.

Давайте сплетём пояски в подарок братьям, папам и дедушкам. (Дети выбирают куски тесьмы, воспитатель показывает способ плетения.)

Эта часть костюма Не мужской кафтан.

Носит красна девица Длинный (сарафан)

С давних пор краса девицы Не румяна,не ресницы.

Всюду русская краса- С лентой длинная (коса)

Ходит девица с косой Снепокрытой головой,

Красоте помощник- Расписной (кокошник)

Ворот вышит,а застёжка Сбоку подборотка.

Всем наряд известен этот Как (косоворотка)

На руси с давних пор Головной носят убор.

Платки для женщин-украшенье, Носят их они с уменьем.

Шиты золотом сапожки русские, Блестят на солнышке носочки узкие. Идёт красавица,плывёт лебёдушкой, И все любуются её кросой!

тему: "Обряд сватовства" в подготовительной группе

Цели:

познакомить детей с музейной коллекцией одежды девушки на выданье (приданное), с обрядом сватовства и обычаем приглашения гостей на свадьбу;

развивать у детей мыслительную активность, умение рассуждать, способствовать формированию творческого воображения;

воспитывать уважительное отношение к семье и своим близким.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на стульчиках, заходит девушка Катерина в русском сарафане.

– Здравствуйте, люди добрые. Здравствуйте, ребята. Я принесла вам одну старинную фотографию моей прабабушки и прадедушки. (Дети рассматривают фотографию. Рассуждения детей.) И рассказала она мне, как они поженились.

Рассказ Кати: Полюбилась наша Дарьюшка соседскому парню Егорушке. Решил он к ней свататься. Ребята, а что значит свататься? (Рассуждения детей.) Нарядился Егорушка, а сам волнуется, что белый стал как его рубаха холщовая. Как Егорушка со сватами к Дарьюшке пришел, так и вовсе оробел. Вот сели все на лавку, чинно так, и завели издалека разговор. Растет в вашем доме цветочек аленький, а у нас садовник славный отыскался. Это вы про кого, про нашу Дарьюшку, что ли? Э, нет, найдите для вашего садовника другой садочек. Что так, аль я жених плохой? Нет, соседушки, это у нас невеста никудышная! Такая красавица, что как в окно глянет – конь на дыбки встает, как во двор выйдет – три дня собаки лают! У неё глаза как лукошки, на голове рожки, рот до ушей, хоть звездочки пришей! Но зато на обе ножки прихрамывает, горбом туда – сюда покачивает. Ой, уморил, отец! Да ведь это ты себе обрисовывал. А Дарьюшка-то у тебя загляденье! Да и жених у нас хоть куда – руки золотые! Да! Богатство большое: два веника в коробке да мышки в мешке! Это правда! Денег у нас ни гроша, зато слова хорошие. Сам ведь знаешь, какой у нас Егор мастер. Были б руки, а богатство придет! На том и порешили – быть свадьбе! Но этим дело не закончилось. Родители благословили молодых, а отцы семейства в знак крепости договора били друг друга по рукам, одевая холщовые рукавички.

Дети надевают рукавички и показывают, как это было.

– Ребята, а давайте поиграем в сватовство.

Детям надевают элементы костюма, выбирают родителей жениха и невесты. Остальные дети - подружки и дружки.

– Ребята, скажите, как приглашают на свадьбу гостей?

Ответы детей.

– А во времена царствования Ивана Грозного существовал такой обряд приглашения гостей на свадьбу. Выбирали с каждой стороны по одному человеку, плели большой красивый каравай (показ), ходили по домам с караваем и приглашали гостей. Приглашенные отламывали кусочки каравая, говорили слова согласия или несогласия и клали в лукошко разную мелочь (дарю серебро, чтобы в доме было добро и т.д…)

Дети обыгрывают этот обряд.

– Ну что же, пожелать мне осталось, чтобы их не брала старость. После всего этого обе стороны начинали готовится к свадьбе. Что значит готовится к свадьбе? (Рассуждения детей.) А Дарьюшка с маменькой приданое перебирали да в сундук складывали. (Показ сундука с приданым.) Ребята, а что такое приданое? (Ответы детей.) Вот тебе, доченька. Пальто стеганое на зиму. Вот тебе юбки, их у тебя три. Две нижние, что попроще, и одна верхняя, нарядная. Ребята, а можно ли определить, где нижние юбки, где верхние.

Дети рассматривают, выбирают верхние, нижние юбки.

– А почему же одевали по три. А иногда по пять юбок? (Чтобы толще казаться, чтоб было тепло)

– Ещё по количеству юбок мерился и достаток семейный. Достала мама Дарье из сундука и рубашки. Носи, доченька, эту рубашку по праздникам. Будешь как царевна. А вот эта рубашка на каждый день, в ней на стол собирай, и за стол садись.

 Ребята, а как можно определить, почему одна рубаха будничная, а другая праздничная. (Ответы детей.) Оставшееся приданое Дарьюшка дошивала на девишнике с подружками. И жених с дружками приходил на девишник.

Работа детей, изготовление подарков.

– Чтобы работа быстро шла, за работой шутили, пели песни.

Федул, что губы надул.

 Кафтан порвал.

 А велика ли дыра?

 Один ворот да рукав остался.

К концу работы дети запевают песню “Как по морю, по морю…”

 Работы готовы, и каждый ребенок рассказывает о своей работе и кладет молодым в сундук с пожеланиями (я на рушнике вышила цветочек, чтоб у вас родился сыночек; а я на платочке вышила птицу, чтобы были счастливы и здоровы и т.д.).

– Не засиделись ли вы за работой, не пора ли хороводы водить, да и поиграть.

Хоровод “Как по лугу, как по лугу…”

– Что-то заигрались мы, пора и честь знать. Пора нам домой. Самовар кипит, уходить не велит. Прошу вас в светлицу, чайку попить.

Дети уходят в группу.

Конспект занятия на тему: “На всякое семя – свое время” в старшей группе

Цели:

познакомить детей с предметами крестьянского быта, используемых в посевной.: лукошко, борона, соха, веялка;

дать представления о русских обычаях и обрядах, связанных с весенним севом;

закрепить знания о приметах и пословицах. Воспитывать уважение к труду людей. Развивать познавательную активность, умение рассуждать.

Методы и приемы.

Погружение в прошлое.

Ролевые игры.

Использование музейных предметов.

Исследовательская деятельность.

Рассказ-беседа

Хороводная игра.

Игра-импровизация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Под пение птиц дети выходят из домов и идут на “вспаханное поле”. Несут расшитый холст и пирог, раскланиваются на все 4 стороны и обращаясь на восток, говорят:

– Чтоб урожай был добрым, чтобы хлебушка хватило до следующей весны. Вот тебе, матушка-весна, новая новинка. Уроди нам, матушка-земля, много хлеба. Чтоб урожай был добрым, чтоб хлебушко хватило до следующей весны.

После чего расстилают на поле холст и кладут на него пирог, и уходят домой.

– Ребята, я думаю, что весна будет доброй к нам, смилостивится и уродит хороший урожай.

Дети сидят на лавочках. Воспитатель начинает свой рассказ:

Воспитатель: Весна – пора ярового сева. Крестьянин точно угадывал его срок – не раньше, не позже. Иначе не будет доброго урожая. “На всякое семя свое время” – говорится в народной мудрости. Ребята, откуда вы думаете мог знать крестьянин, когда, что посеять. (Рассуждения детей.) Вот, например, есть такая примета: береза станет распускаться – сей овес. Расцвели яблони – пора сеять просо. Начала куковать кукушка – пора сеять рожь. А что нужно для хорошего урожая?

Ответы детей: “Солнышко побольше, в меру дождей, а сорняков и вредных насекомых – поменьше, чтобы ранние холода не уничтожили всходы”.

Воспитатель: Но вернемся к севу. Как же сеяли в старину?

Рассуждения детей.

Воспитатель: Я вам сейчас покажу один предмет, которым пользовались во время сева.

Рассматривание лукошка и показ посева. К ответственному этому делу крестьянин готовился особо.

Рассказ ребенка: Крестьянин накануне мылся в бане. В день сева надевал белую рубаху и с лукошком на груди выходил в поле, сеяли только отборное зерно. Да, ребята, лучше голодай, но добрым семенем засевай – говорится в народно пословице. Я приготовила семена пшеницы. Давайте их рассмотрим. Можно ли их посеять.

Ответы детей.

Воспитатель: А как же отбирали семена?

Рассуждения детей.

Показ веялки. Дети вместе с воспитателем веют семена. Рассматривают, какие семена остались на веялке, какие упали на стол. Насыпают семена в лукошко, воспитатель рассказывает:

– Забирал сеять из лукошка пригоршню зерна и через каждые два шага размеренным движением руки разбрасывают его веером налево и направо. Выбирали для сева тихий и безветренный день. Почему?

Рассуждения детей.

– Давайте попробуем и мы сеять.

 Но не каждый мог первым бросить зерно в землю. Выбирали посевальщика вот каким образом. Накануне пекли жаворонков с запеченной монетой в одном жаворонке. И кому из мужчин попадется жаворонок с запеченной монетой, тот и разбрасывал первые пригоршни зерна.

Дети выбирают жаворонков, кому попался жаворонок с запеченной монетой, одевает рубаху и разбрасывает первые зерна на поле (на полу расстелена ткань черного цвета – это поле). Разглядывают поле, равномерно ли упали зерна. Рассуждения детей.

– Можно ли так оставить семена на поле? Почему? Что нужно для этого делать. Как?

Показ бороны. Эксперимент на земле. Борона закапывает зерна в землю. Рассуждения детей.

– Что сеял крестьянин.

Ответы детей:  рожь, пшеница, овес, ячмень, гречка.

– Зачем нужно было сеять столько много?

Ответы детей.

На столе плюшка, ржаной хлеб, овсяной кисель, ячменный квас, гречневая каша. Дети пробуют, угощают гостей.

Воспитатель: И каждый раз после первого дня посева молодежь собиралась на проталинке и веселилась, водили хороводы, пели песни, играли в игры.

Хоровод “Сеяли девушки яровой хлеб”.

Конспект занятия на тему: “Зыбка поскрипывает, тихо песенки поет” в средней группе

Программное содержание:

познакомить детей с разновидностями колыбелек (из дерева, плетеные из луба, из ивовых прутьев);

приобщить детей к духовной культуре русского народа;

заинтересовать в знакомстве с русским фольклором (колыбельные песни, приговорки, пестушки);

воспитывать гуманные чувства, любовь к ближнему.

Активация словаря: зыбка.

Предварительная работа: знакомство со старинными русскими именами; элементы русской народной одежды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети встречают в группе гостей. Воспитатель, одетый в старинный русский сарафан входит в группу со словами:

Воспитатель: Добрый день, детушки-касатушки!

Подойдите, не стесняйтесь.

 Поудобней располагайтесь.

 Всем ли видно, всем ли слышно,

 Всем ли места хватило?

Дети встают вокруг воспитателя. Воспитатель обращает внимание на свой наряд.

– Ребята, посмотрите, какая я нарядная. Скажите, а что на мне надето? (Ответы детей.) Правильно, сарафан. И у нас с вами есть волшебный сундучок.

Воспитатель обращает внимание на стоящий в углу сундучок.

Что это за странный сундучок?

 И закрыт он на замок.

 Если ключик подберем,

 В прошлый век мы попадем!

– Ребята, а чтобы сундучок открылся, нужно потрудится – отгадать загадки. Слушайте внимательно.

Первая загадка.

Маленькая собачка, свернувшись, лежит,

 Не кусает, не лает, а в дом не пускает? (Замок)

Вторая загадка.

Хвост на дворе, нос в конуре,

 Кто хвост повернет, тот в дом войдет. (Ключ)

– Молодцы, ребята! Правильно отгадали загадки, и сундучок наш открылся.

Воспитатель достает из сундучка элементы русской народной одежды (картуз, кушак, платок, передник, кокошник, душегрейка). При этом называя вещи, дети помогают. Предложить детям нарядившись, посмотреться в зеркало.

– А сейчас, я скажу волшебные слова, а вы внимательно слушайте и повторяйте:

Влево, вправо повернись,

 В прошлом веке очутись!

– Вот мы и попали с вами в прошлый век, в русскую деревню. Прислушайтесь, ребята, кажется, кто-то плачет. Кто бы это мог быть? Давайте посмотрим.

Дети и воспитатель подходят к люльке.

Кто это у нас плачет,

 Не получит калачик,

 Кто это у нас ревет,

 Не получит сухарек.

Воспитатель берет куклу на руки.

Цыть, цыть, не плачь

 Несет котик калач.

 Недалечко, на мостике

 Несет калач на хвостике.

– Ребята, это плакала девочка. А как вы думаете, почему она плакала?

Ответы детей.

– Она услышала наши голоса и захотела, чтобы её взяли на ручки. Ребята, а как вы думаете, как в старину могли эту девочку звать?

Дети перечисляют старинные женские имена.

– Да, её зовут Марьюшка. А какие вы ещё знаете старинные русские имена?

Ответы детей.

– Ребята, наша Марьюшка успокоилась и хочет с вами поиграть.

Игра проводится 2 раза. Воспитатель, держа куклу в руках вместе с детьми, показывает движения, при этом произнося слова:

На кота – потягушки

 На дитя – порастушки.

(Поочередное вытягивание рук вверх)

 С гуся вода –

 С дитя – вся худоба.

(Движения рук вверх и вниз с наклоном до пола)

 Наденем сапожнки

 Это – с правой ножки,

 Это – с левой ножки.

(Стоя, ноги врозь, поочередные наклоны к носкам ног.)

 Топ-топ-топатушки!

 Пляшут зайки на опушке.

 Пляшут лапки и хвосты.

 Что стоишь? Пляши и ты!

(Прыжки: ноги врозь, ноги вместе.)

Снова заплакала кукла.

– Ребята, Марьюшка снова заплакала. Она ведь маленькая и, наверное, устала. Как вы думаете, как помочь Марьюшке успокоится?

Ответы детей.

– Правильно, её надо положить в колыбельку и покачать.

Воспитатель кладет куклу в колыбельку и качает.

– Ребята, скажите, а где спит наша Марьюшка?

Ответы детей: в люльке, в колыбельке, в кроватке.

– Правильно, а ещё в старину колыбельку называли зыбкой. Зыбка – это люлька. Она легко качалась, “кланялась”, как маленькая лодочка, плывущая по реке. Зыбки в крестьянских избах подвешивались на гибком месте – к потолку. Положит мама ребеночка в зыбку, качнет её раз – другой, а сама в это время пряжу прядет. Ребята, скажите, а из какого материала сделана зыбка?

Ответы детей.

– А ещё в старину зыбки делали из ивовых прутьев и плели из лыка.

Дети рассматривают образцы зыбок.

– А как вы думаете, кто в деревне делал зыбки?

Ответы детей.

– Ой, наша Марьюшка снова заплакала. Как выдумаете, что надо сделать, чтобы Марьюшка уснула? Правильно, ей надо спеть колыбельную песенку. Ребята, а как нужно спеть колыбельную песенку, чтобы Марьюшка не испугалась?

Ответы детей: тихим голосом, ласково.

Дети положа руки под щечку “спят”, сидя на стульчиках, воспитатель поет колыбельную.

“Люшеньки, люли

 Прилетели гули.

 Стали гули ворковать

 Мою деточку качать,

 Люшеньки, люли

 Спи, дитя, усни

 До утренней зари,

 До свежей росы”

– Ну вот, кажется наша девочка уснула. Посмотрите, на зыбке какие красивые узоры. Как вы думаете, ребята, а зачем родители разрисовывали зыбки разными узорами?

Ответы детей.

– А ещё, чтобы маленького ребеночка не сглазили, и он рос здоровеньким и крепким. В старинном сундучке есть для вас зыбки. Только их нужно разукрасить разными узорами.

Дети садятся за столы, где все приготовлено для аппликации. Приклеивают разные геометрические фигуры, создавая орнамент.

– Молодцы, ребята! Красивые получились у вас узоры на зыбках. А у меня есть для вас подарок. Я вам подарю маленьких куколок. В такие куклы играли крестьянские дети давным-давно, в прошлом веке, очень давно.

Воспитатель раздает детям куклы и просит назвать их старинными именами. Теперь есть у вас и куколки, и зыбки. Давайте уложим их спать и споем им колыбельную песню.

Дети садятся на коврик, качают колыбельки и поют:

“Котя-котенька-коток,

 Котя, серенький лобок.

 Приди котик ночевать,

 Нашу деточку качать”.

– Ну, вот и ваши детки уснули. Пока они спят, давайте погуляем.

Дети кладут зыбки с куклами на стол и идут одеваться на прогулку.

Цели:

расширять представления детей о старинном русском национальном костюме нашей области;

формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;

воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

Предварительная работа: экскурсия в музей народной культуры, рассматривание фотографий, рисунков с предметами костюма, элементами вышивки.

Оборудование к занятию: кукла в национальном костюме Белгородской области, рушники, фотографии, магнитофон, кассета с записями народных песен Белогорья, бумажные шаблоны частей костюма, материалы для рисования.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте лебедушки! Здравствуйте, молодцы! Поклон вам гости званные да желанные.

У наших воротях, у наших, у широких

 Стояла Федора – с позументом понева,

 Снеком подпояска, с канителью завеска

 С канителью завеска, строченая кичка

 Строченая кича, золотая строчка…

- Что вы поняли из строк песни? О чем этот отрывок? (Об одежде, о национальном костюме.)

- Что можно было узнать в то далекое время о человеке, едва взглянув на его одежду? (Откуда человек, из какой деревни, какого возраста, семейный он или холостой, богатый или бедный.)

- Мы с вами знаем, что одежда на Руси имела различное назначение? Была, например, одежда праздничная? А какого еще назначения одежду вы знаете? (Рабочая, повседневная, свадебная, похоронная.)

- Русский крестьянин или крестьянка носили на себе много вещей, и каждая из них называлась своим «именем». Какие из этих имен вы запомнили? (Рубаха, сарафан, юбка, понева, кокошник, платок.)

- Что же такое понева? (Юбка из шерсти, сшитая из двух полотнищ, были поневы распашные – из частично сшитых полотнищ, а были глухие - сшитые полностью). Найдите этот вид одежды у себя на картинках. (Рисунок 1, приложение 1)

 - Как украшали этот вид одежды? (Вышивкой, шнуром, блестками, поневы были разного цвета для обычных дней черная или синяя, для праздников – красная.)

- Какие традиции в ношении этого предмета одежды вы помните? Ведь это была не просто юбка? (Ее надевали на рубаху.)

- Какие особенности рубахи вы запомнили? Из какой ткани ее шили? Как украшали?

 (Шили из домотканого материала из конопли, украшались вышивкой рукава манжеты, по низу, вокруг шеи). (Рисунок 2, приложение 2)

- У нас есть возможность поучаствовать в процессе украшения. Все необходимое у вас на столе. Вспомните особенности орнамента нашего края. (Украшение бумажного шаблона рубахи.)

Воспитатель: Красиво получилось, такую богато украшенную рубаху надевали только в праздники. И девушки, и парни в праздники любили играть в игры. Предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Горелки».

(Игра «Горелки»)

Воспитатель: Что еще входит в поневный комплекс костюма? (Передник, фартук.)

- Как называли фартук на Белгородчине? (Завеска, запон.)

- Среди шаблонов у вас на столе есть различные виды фартуков. Расскажите о них. (Высокие, которые одеваются на шею, короткие, которые повязывались на талию, украшенные кружевом, тесьмой, вышивкой, аппликацией). (Рисунок 3, приложение 3)

Воспитатель: И еще одного важного элемента не хватает в этом костюме? Что это? (Пояс.)

- Как еще его называли? (Поясок, подпояска, покромка, тесемочка, кушак, опоясочка.)

А важный этот элемент потому, что ходить без опояски по рубахе считалось на Руси грехом. Без пояса могли выйти « на люди» только маленькие дети. Считалось, что круг, кольцо, обруч, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, были охраной и оберегом. (Рисунок 4, приложение 4)

Вот теперь мы можем выложить из частей поневный комплекс? Кто-то сделает это на манекене у доски, а мы подскажем, если будет нужно? (Рисунок 5, приложение 5)

Воспитатель: Следуя традициям наших предков, я тоже хочу подарить каждому из вас поясок, чтобы он охранял вас от напастей. Помогите друг другу их повязать.

- Кто помнит, ребята, что значит слово «сарафан»? (Значит быть одетым с головы до ног.)

Сарафан - это старинный вид одежды, который носили и девушки и женщины. Их шили из домотканой шерсти, окрашенной в черный цвет. Девичий и будничный сарафан почти не украшали. Девичий был сшит из 2-х полотнищ, а в женский по бокам вставляли клинья, чтобы был пышнее. Праздничные сарафаны богато украшали: грудь и лямки обшивали красной материей, позументом, серебряным шнуром, подол выкладывали лентами, полосками бархата, использовалась вышивка. Надевали сарафан на вышитую праздничную рубаху, носили без передника, повязывая широким поясом. Вот так как на нашей кукле Федоре.

(Рисунок 6, приложение 6)

- Кто знает, что это за сооружение на голове у Федоры? Как оно называется? (Это головной убор, который называется сорока.) (Рисунок 7, приложение 7)

- А какие еще головные уборы наших предков вы помните? Как называется головной убор на вашей картинке? (Чепец, бархатник, сорока, кокошник, шаль, платок, подшальник.) (Рисунок 8, приложение 8)

Такое разнообразие головных уборов у наших прапрабабушек тоже связано национальными обрядами и традициями. Вот, например, считалось, что непокрытые волосы замужней женщины приносят несчастье и с непокрытой головой она не могла не только выйти на улицу, но и показаться дома. Первый головной убор надевали на девушку перед венчанием. Обряд проходил очень торжественно и назывался «повивание». « Прощай коса – девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться» - так приговаривали свахи, одевая невесту. Есть такая народная игра «Невеста». Я предлагаю нам с вам в нее поиграть.

Игра

Дети становятся в круг, в центре « Невеста». Все идут по кругу, приговаривают:

У невесты у Наташи,

 Что живет в деревне нашей? (Остановились)

 Было 7 женихов,

 Было 7 соколов,

 Вот с такими ушами,

 Вот с такими ногами,

 Вот с такими рогами!

Невеста: «Ах, вы дразниться!» - догоняет детей.

Воспитатель: А сейчас можете рассмотреть подлинные предметы одежды, размещенные на нашей выставке и примерять элементы народного костюма.

Интегрированное занятие «Славянские семьи и их ремесла» по образовательным областям «Познание» и «Художественное творчество» для детей старшего дошкольного возраста

Образовательные задачи:

Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.

Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).

Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков (самовар, ухват, чугун, сарафан, лапти, прялка,

сундук).  

Видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.  

Развивающие задачи:

Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.

Оздоровительные задачи:

Поднимать эмоциональный настрой детей, способствовать оздоровлению детей с помощью проведения физкультминуток: «Дружно встали на разминку».

Оборудование: макет славянской избы, домашняя утварь, костюмы.

Материал к занятию: картина «Славянская семья», картинки «Славяне и их   ремесла», подарки от хозяйки (в глиняной миске пироги, сушки, коврик), глина, ленточки, полотно для плетения коврика, клеенки, столы для практической работы.              

Методическая литература: «Программа воспитания и обучения в детском саду», Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», О.Л.Князева «Как жили люди на Руси», М.Семенова «Мы славяне», «Знакомство детей с русским народным творчеством» Куприна Л.С., Бударина Т.А. и др.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы)

2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам.

3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта.

4. Рассматривание репродукции картин А.Васнецова «На пашне».

5. Разучивание хороводов «Земелюшка - чернозем», « Во поле березка стояла».

Ход   занятия.

Дети сидят полукругом. Воспитатель читает закличку.

Ку-ка-ре-ку-ка-ре-ку,

Не лежите на боку!

Добры молодцы, вставайте,

Девки, косы заплетайте.

Пастушок, в рожок играй

Занавес нам открывай.

Что за ним скорей узнайте

И загадку отгадайте.

             Здесь не погреб, не чулан

             Не растет за ним тюльпан

             Есть там светлая светлица

             Есть там русская девица

             Есть и печка и труба

             Это русская …….

Дети: - Изба.

В-ль: - Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба?

Дети: - Это деревянный дом……..

В-ль:. - Кто жил в избах?

Дети: - Люди, семья…….

В-ль: - А вы хотели бы побывать в гостях у наших предков?

Дети: - Да……

Открывается занавес.

Гостей встречает хозяйка избы, одетая в русский национальный костюм.

Хозяйка:- здравствуйте, гости дорогие!

- Доброму гостю хозяин рад. Зачем пожаловали?

Дети: - Мы хотим узнать, как жили наши предки………

Хозяйка: - Сейчас я вам расскажу и покажу.

Издавна славяне на Руси отличались гостеприимством. Гостей приветливо встречали, усаживали за широкий стол. Душистым чаем угощали, а чай из самовара наливали.

Хозяйка показывает самовар детям.

Хозяйка: - А вы тоже пьете чай из самовара?

Дети: - Нет, из чайника………

Хозяйка: - Ребята, посмотрите! А это русская печь- «матушка»- символ полноты и благополучия. Печь обогревает избу, в ней мы готовим еду, печем хлеб.

На печи стоит чугунок. В нем варят щи, кашу.

Щи да каша - пища наша.

Хозяйка показывает чугунок. Дети с воспитателем рассматривают его.

В-ль: - какой чугунок?

Дети: - черный, железный, тяжелый, ручек нет………

Хозяйка: - А это ухват. С помощью него мы достаем горячий чугунок из печи.

В-ль: - А мы с вами тоже готовим еду в чугунках и на печи?

Дети: - Нет, мы готовим еду в кастрюлях, на сковородках. Кастрюли и сковородки ставим на плиту. Плиты у нас газовые и электрические………

Хозяйка: - Примите в подарок мое угощение (дает в глиняной миске пироги, баранки).

Хозяйка ведет дальше детей по избе.

Хозяйка: - А это прялка. В зимние долгие вечера мы женщины сидим за прялками прядем пряжу, чтобы из нее связать теплые носки, сшить рубахи.

Хозяйка подводит детей к сундуку.

Хозяйка: - Это сундук. Как вы думаете, что лежит в этом сундуке?

Дети: - в сундуке могут лежать вещи, игрушки…….

Хозяйка: - В сундуках мы храним - сарафаны, рубахи, рушники, украшения.

(дети рассматривают то, что лежит в сундуке)

В-ль: - Ребята, мы тоже храним одежду в сундуках?

Дети: - Нет, одежду мы вешаем в шкаф…….

Хозяйка достает из сундука коврик.

Хозяйка: - Этот коврик вам от меня в подарок.

Воспитатель и дети:- Спасибо Хозяюшка за рассказ и подарки.

Хозяйка: - И вам спасибо, что побывали у меня в гостях, жаль только, что моей большой семьи не было дома. (Хозяйка показывает на картину «Славянская семья»).

Дети смотрят на картину.

В-ль: - нам пора возвращаться домой в гостях хорошо, а дома лучше.

Дети садятся на стулья, а воспитатель ставит на стол подарки.

В-ль: - Ребята, вы обратили внимание, какие были большие семьи. Кого вы увидели на картине.

Дети: - Бабушку, дедушку, папу, маму, братьев, детей и т.д.

В-ль: - Каждая такая большая семья занималась своим ремеслом.

Давайте познакомимся с ремеслами наших предков.

Воспитатель на мольберт выставляет картинку и говорит пословицу:

- « Хлеб всему голова»

- О чем эта пословица?

Дети:- Эта пословица о хлебе………

В-ль: - Чтобы вырастить хлеб нужно сначала вспахать землю.

Кто пахал землю?

Дети: - Землю пахал пахарь (возможно дети скажут человек, тогда воспитатель сообщает что этого человека называют - пахарь)

В-ль: - Одна большая семья занималась земледелием и выращивала пшеницу, рожь, а потом пекли хлеб.

Кроме хлеба на столе у славян было: мясо, ягоды, грибы. Как же они попадали на стол?

Дети: - Славяне ходили в лес, охотились на зверей…….

В-ль: - Как называли славян, которые охотились на зверей?

Дети: - Их называли охотниками……..

Воспитатель выставляет на мольберт картинку славянского охотника.

В-ль: - У охотника были: острый нож, стрелы с металлическими наконечникам. Были семьи, которые занимались этим ремеслом.

- Кто же ковал охотникам эти металлические предметы?

Дети:- Металлические предметы для охотников ковали кузнецы………

Воспитатель вывешивает картинку славянского кузнеца. В славянской семье, этим ремеслом занимались только мужчины. Кузнечное ремесло считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец должен быть сильным, чтобы держать тяжелый молот, как богатырь.

А вы, хотите быть такими сильными?

Дети: - Да, хотим…………..

Физкультминутка: «Дружно встали на разминку».

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(поворот вправо)

Через левое плечо.

(поворот влево).

И назад сгибаем спинку.

Раз- два - три, раз- два - три,

Да смотри не упади.

(дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу).

Наклоняемся вперед.

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счету.

(наклоны вперед).

После физкультминутки дети садятся на стулья.

Воспитатель обращает внимание детей на подарки, которые подарила хозяйка избы.

В-ль: - Ребята, а как вы думаете, из чего сделана эта миска?

Дети: - Миска сделана из глины……..

В-ль: - Правильно, сделал эту миску гончар.

Выставляет на мольберт картинку славянского гончара.

- Гончары лепили из глины миски, кувшины, горшки на гончарном круге,

а затем обжигали их в горячей печи. Многие славянские семьи занимались этим ремеслом.

Воспитатель выставляет на мольберт картинку славянская ткачиха.

В-ль:- А были семьи, которые занимались ткачеством. На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна».

Посмотрите, какой замечательный коврик нам подарила хозяйка избы.

Значит она кто?

Дети: - Хозяйка избы ткачиха………..

В-ль: - Правильно и все женщины у нее в большой семье были ткачихи.

Скажите, а вы хотите сделать своими руками миску, кувшин из глины или соткать коврик?

Дети: - Да хотим.

Воспитатель предлагает детям старшей группы пройти за столы и заняться гончарным ремеслом (делать посуду из глины), а детям подготовительной группы заняться ткачеством (соткать коврик, разноцветные ленточки вплетать в коврик).

После завершения работы воспитатель рассматривает с детьми то, что у них получилось, хвалит детей.

Дети, которые занимались гончарным ремеслом, моют руки и вытирают их полотенцем.

Воспитатель предлагает вспомнить:- Что нового узнали о жизни славян?

Дети: - Славяне жили большими семьями, и каждая семья занималась своим ремеслом……..

В-ль: - Названия каких ремесел вы запомнили?

Дети: - Пахарь, охотник, кузнец, ткачиха, гончар.

В-ль: - Славянские семьи были очень большие и дружные. Мы сегодня вспомнили, где и как они жили и познакомились с их ремеслами.

На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с жизнью наших предков.

Воспитанники детского сада №11 «Золотой ключик» в гостях у хозяюшки Арины.

Конспект  занятия «Ателье»

(познание: продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность- дети старшей, подготовительной группы)                  

                                     

Цель:Учить детей определять свойства тканей, через  познавательно – исследовательскую  деятельность,  устанавливать  причинно – следственные связи   использования  тканей,  группировать  по  признакам.

Задачи:  1.  Познакомить  детей  с  разными  видами  тканей,  обратить  внимание  на  отдельные  её  свойства,  с  назначением  вещей.

2.Активизировать   познавательную  деятельность,  обогащать  и  активизировать  словарь  детей.

3. Развивать  мелкую  моторику,  художественный  вкус, творческое  воображение.

4.  Воспитывать  бережное  отношение  к  одежде,  интерес  к  старинным  и  современным  предметам  рукотворного  мира.

 

Предварительная  работа:Чтение художественной  литературы: Н. Носов «Заплатка», Т. Габбе    «Самый красивый наряд на свете»,  «Крошечка - Хаврошечка», «Золотое веретено».

Дидактические игры: «Одень куклу», «Постирай бельё по цвету», «Кто что носит», «Чего не хватает для прогулки».

Сюжетно – ролевые: «Магазин», «Семья».

Подвижные: «Клубок», «Веретено».

Развлечение (спортивное – дети, их родители):  «Праздник русской рубахи».

Продуктивная  деятельность: Аппликация:  «Укрась  рубаху», «Моя мама». Рисование:  «Кукла  в национальном костюме».

Занятия: «Праздник русской рубахи», «На выставке кожаных изделий».

Развитие речи (домашнее задание):   Составить рассказ – загадку  «Моя  любимая  одежда» (отгадка – рисунок  ребёнка)

 

Словарная работа: Фактура, ситец,  лён, драп, болонья, капрон, парча, гигроскопичность,  деловая,  рабочая, спецодежда,  ночная,  праздничная, ткачихи,  закройщики,  модельеры,  швеи.

 

Материал: Одежда из разных тканей, кусочки ткани, альбом  с  образцами  тканей, картины,   пипетки,  вода,  лупа,  плечики, одежда, пиктограммы,  ножницы,  цветная  бумага, жетоны.

                 

 

Занятие познавательно – речевого направления:

Я  предлагаю  вам  посетить  наше  ателье.  Что  мы  здесь  видим?  (пиктограмма) – одежду, картины.

Мы  знаем,  что  одежда  появилась  в  глубокой  древности  у  первобытных  людей.  Одежду  и  ткани  люди,  в  давние  времена,  изготовляли  сами  из  растения – лён,  шерсти  и  кожи  животных.

Старинная  одежда  отличается  от современной?   Чем? – длиной, формой покроя,  вышивкой,  рюшами, пышные.

К  одежде  относились  бережно, красивые  наряды  передавали  из  поколения  в  поколение,  как   наш  Усть – Цилёмский  наряд.

Одежду  раньше  хранили  в  сундуках  и  комодах.  А  сейчас  где?-  в  шкафах,  комодах.

Какую  одежду  носят  сейчас?  Расскажите  когда,  куда  и  где  носят  эту  одежду? (пиктограмма) – верхняя  одежда,  нижнее  бельё.

На  работе – деловая, спецодежда.

Дома – домашняя,  ночная.

Спорт – спортивная  одежда.

Праздники – праздничная,  карнавальная.

Мы  можем  определить  из  каких  тканей она сшита?  Вместе  определим    и  назовём  ткани. Чем  ткани  отличаются  друг  от  друга? – цветом,  весом –лёгкая,  тяжёлая;  фактура – толстая, тонкая,  плотная,  нежная,  прозрачная.

Определите  ткань  впитывающую  воду.

Что нам  нужно  сделать,  чтобы  узнать  какая  ткань  впитывает  воду?- налить воду на ткань…

Что  у  нас  есть  для  этого?  - пипетки, шприцы наполненные водой…

Что  мы  с  вами  узнали? – одни ткани впитывают воду, а другие нет…

Поделите  одежду  на  2  группы (пиктограмма):

а) впитывающие влагу – ситец, лён, батист, драп,  атлас.

б) не  впитывающие влагу – Болонья,  кожа, нейлон,  капрон.

 

Вместе  с  детьми  рассмотреть  через лупу переплетение  нитей  хлопчатобумажных  тканей, болоньи, нейлона, капрона.

Различия: В хлопчатобумажных  тканях  в  переплетении  нитей  есть  промежутки,    способствующие  вентиляции  воздуха.

Вывод: Гигроскопичность  тканей  зависит от  состава нитей  и  от того, как  они  переплетены.

Установить зависимость между  качеством ткани, из  которой сшита  одежда  и погодными  условиями: холодное и тёплое время года.

Какой  должна  быть  одежда? – удобной,  красивой, не мнущейся, не вытянутой,  модной,  чистой.

                   У неряхи - растеряхи

                   Всё  не  эдак,  всё не так,

                   И  рубашкана  распашку,

                   И без пуговиц пиджак.

Как надо  относиться  к вещам? – бережно, не пачкать, не  рвать,  после  работы,  школы  и  детского  сада    переодевать, перед  сном  аккуратно  вешать  на  стул, после  прогулки  аккуратно  складывать  в  шкафу.

А  знаете  ли  вы,  что каждая  вещь – это  результат  труда  многих  людей  разных  профессий:  учёные,  швеи,  ткачихи,  закройщики, модельеры,  водители,  продавцы.

Сейчас мы будем с вами закройщиками.

Задание - скроить  платье  для  мамы.

 Но сначала подумайте, какое платье  будете  кроить:  праздничное,  деловое,  домашнее;  длинное  или  короткое;  с  длинным  или  коротким  рукавом,  или без  рукавов;  с  закрытым  или  открытым  воротом.

         Дети   вырезают из цветной бумаги  «одежду»  для  мамы.

Где мы с вами сегодня были?  

Что  мы узнали нового?

Какие эксперименты с тканью вам понравились? Почему?

Где полученные знания смогут нам пригодиться?

Что  мы  можем  рассказать  родителям?

Рефлексия  (жетоны разного цвета).

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление:

1.     Занятие   познавательно – речевого  развития.

2.      Приложение:

Работы  детей.

Фотографии.

Рассказы – загадки  детей.

                                               Литература:

1.     О. В. Дыбина  «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» (в старшей группе детского сада). Мозаика Синтез Москва-2011г. Планы  и конспекты занятий.

2.     О. В. Дыбина  «Ребёнок  и  окружающий  мир». Для занятий с детьми 2-7 лет.  Программа  и  методические  рекомендации.

3.     Дошкольное  воспитание  №7-2004  «Праздник русской рубахи».

4.     Дошкольное  воспитание  №8 – 2006  «Одежда наших предков».

5.     Дошкольное  воспитание  №7-2008  «Показ мод» Т. Пашевич.

6.     Ребёнок в детском саду №1-2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста

Данная программа не  является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Конспекты занятий сод...

Занятия Русские народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Упражнять детей в ходьбе,  беге по кругу, взявшись за руки, бегать с высоким подниманием колен; развивать координацию движений рук и ног с дыханием; формировать правильную осанку; продолжат...

Конспект ННОД по сюжету русской народной сказки ""Колобок для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал могут использовать воспитатели в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий праздника встречи весны по русским народным традициям «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей

Сценарий праздника встречи весныпо русским народным традициям «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителейЦель: продолжать знакомить детей с  традициями и обычаями р...

Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»

«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей старшего дошкольного возраста.Провела: Репнова Александра Алексеевна воспитатель МАДОУ МО г. Красно...

Программа мини-музея русской народной куклы «Алёнушка» для детей старшего дошкольного возраста

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых....