Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине
статья

Короткина Лариса Ивановна

Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине»

Родина для человека начинается с любви к той земле, на которой он родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать ее историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки родного края, знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину, поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой край, и все, что с ним связанно.

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формировать стремление оказывать посильную помощь людям, живущим рядом.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии личности ребёнка, это период начальной социализации личности, приобщения к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

В настоящее время в отношении людей к семье, к Родине и её истории определились два полюса: на одном - глубокое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом - вандализм и циничный отказ от своего Отечества. По какому пути пойдёт новое поколение? Ответ на этот вопрос во многом зависит не только от детского сада, школы, но и от семьи.

Ребёнок учится тому, что видит у себя дома, вокруг себя. К сожалению, не все взрослые это понимают...

В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Без любви к своей семье, дому, Родине - не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что нужное, полезное, важное.

Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.

Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребёнка с детства - детский сад, своя улица, свой городок, к тому, что знакомо и понятно - с любви к его малой Родине.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

В своих знаменитых педагогических трудах еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что детство это каждодневное открытие мира и поэтому воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека и Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Основополагающим этапом при данной работе необходимо считать накопление социального опыта дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих норм и правил, знакомство с культурой. В первую очередь любовь к Родине начинается с любви к малой родине

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”(С. Михалков). В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие нравственных гуманных чувств: доброты, справедливости, сопереживания, сочувствия, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.

Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Работа ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Дети совместно с родителями, бабушками, дедушками обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Рассматривают старые фотографии, слушают рассказы старших членов семьи. Все это помогает глубже осознать исторические события и факты, почувствовать связь своей семьи с родной землей.

Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека, спортивные и развлекательные объекты, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей: занятиями, трудом, игрой, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче.

При ознакомлении с родным городом целесообразно провести целевые прогулки, которые будут интересны и полезны детям всех возрастов: «Праздничная улица», «Предновогодний город», «Новый сквер», «Отправим письмо заболевшему товарищу».

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Успех патриотического воспитания в большой мере зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств. Большинство исследований, касающихся разных аспектов патриотического воспитания, проведено с участием детей старшего дошкольного возраста, несколько работ - с участием детей среднего возраста; практически нет специальных исследований, позволяющих судить о возможностях детей младшего дошкольного возраста.

Для формирования патриотических чувств необходим определенный уровень развития общения ребенка. Анализируя данные по развитию ребенка в первые четыре года жизни, следует отметить, что это годы активного вхождения ребенка в социальный мир, формирования первоначальных представлений об окружающей жизни, о правилах человеческого общения. К пяти годам происходит отмечаемая Л.С. Выготским "интеллектуализация чувств". Среди мотивов деятельности и поведения начинают доминировать общественные мотивы, зарождается общественная направленность личности, Все эти объективные данные позволили исследователям считать, что наиболее благоприятным возрастом для начала патриотического воспитания является средний дошкольный возраст.

Однако нам представляется совершенно необходимым провести поиск истоков возникновения патриотических чувств и на более ранних возрастных этапах детства.

Определим, какие представления о родном городе должны быть, на наш взгляд, сформированы у детей каждой возрастной группы.

Обучение детей узнаванию своего дома, квартиры. Обучение нахождению своего детского сада, своей группы. Обучение умению ориентироваться в помещении своей группы, на участке; называть основные помещения, сооружения. Напоминание детям названия города, в котором они живут. Развитие интереса и бережного отношения детей к природе, посещение любимого дерева, куста.

Совершенствование умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Формирование умения видеть окружающие детский сад здания, дорогу. Формирование умений правильно называть свой город, рассказывать о том, где гуляли в выходные дни :в парке, сквере, детском городке, обращать внимание на красочное оформление ближайших зданий в дни праздников. Воспитание чувства причастности к жизни страны. Воспитание бережного отношения к природе родного края.

Одной из важнейших задач системы дошкольного образования в патриотическом воспитании является работа с равнодушием среди детей. Из практики можно увидеть, что наиболее запоминающимися и действенными являются такие методы и формы работы с дошкольниками, где они сами являются непосредственными и активными участниками. Поэтому разработка методик патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях в настоящее время получает первостепенное значение. Для успешного формирования патриотизма детям необходимо дать основные знания о Родине, стране, народе, истории, культуре.

Расширение представлений о родном крае, городе. Углубление и уточнение представлений о Родине. Развитие интереса к событиям, происходящим в стране и городе, воспитывать чувство гордости за свою страну и город, знакомство с флагом, гербом и гимном России и родного города. Приобщение детей к истокам народной культуры. Воспитание любви к природе.

Знакомство детей с родным городом необходимо начинать с раннего детства. На каждом возрастном этапе у дошкольников происходит расширение знаний о родном городе, уточнение уже имеющихся представлений. В процессе работы по ознакомлению с родным городом воспитывается чувство гордости за любимый город, за людей, которые в нем живут.

Приобретение знаний и представлений о родном крае – это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога и детей, использование разнообразных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольной образовательной организации вбирает в себя большое количество форм, методов и приемов работы. Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном крае и воспитания чувства патриотизма, так как дети данного возраста имеют высокую восприимчивость к интересующему их материалу. Очень важно, чтобы ребенка в раннем детстве окружали люди, которые были бы для него примером для подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей "малой" Родине"

Статья по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой родине через создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в группе.

Первые годы жизни у ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать ус...

«Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине»

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое воспитание создает определенные предпосы...

Консультация "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине"

Консультация "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине"...

статья: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине".

В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, н...

"Воспитание у детей дошкольного возраста любви к своей малой родине"

в данной статье рассмотрены аспекты воспитания у детей дошкольного возраста любви к своей малой родине,. ведь патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания детей....