ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Моя Родина-Россия» в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно-образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными. Материал может быть использован воспитателями старших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_dlya_detey_starshey_gruppy.docx67.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему: «Моя Родина-Россия» в старшей группе

Методический паспорт

Структура

Содержание

Тема

Педагогический проект в старшей группе «Моя Родина- Россия»

Руководитель проекта

Карасёва Ольга Ивановна

Исполнитель проекта

Детский сад комбинированного вида №4.

Юридический адрес исполнителя проекта

г.Выкса, улица Лазо 79, детский сад комбинированного вида № 4.

Адресация проекта

Воспитатели старших групп

Цель проекта

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю;

Задачи проекта

  • Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
  • Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну.
  • Воспитывать уважение к труду, русским промыслам.
  • Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  • Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям.
  • Развивать инициативу ребёнка, его творческие способности.

Благополучатели проекта

Дети

Типовые особенности проекта

По характеру создаваемого проекта: информационно-практический 

По профилю знаний: межпредметный
По уровню контактов: на уровне ДОУ
По срокам реализации: среднесрочный

Ожидаемые результаты реализации проекта

Для детей
-сформировать представление о своей Родине, желание быть патриотом родной страны;

-сформировать  представление у детей о достопримечательностях;

-воспитание нравственных качеств личности: уважение к старшим, доброты, отзывчивости

Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте

Для педагогов: 
Повышение уровня педагогического мастерства

Исполнители основных мероприятий

Дети

Пояснительная записка

Инвариантные части

Рекомендации по оформлению

1.Актуальность
2.Аназил проблемной ситуации
3.Определение противоречий

 К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота.  «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А.Сухомлинский. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать новый импульс духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

4.Постановка проблемы

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

5.Актуальность проекта для педагога и ДОУ

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к семье, детскому саду, малой Родине, родному краю, своей стране. Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми. В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:

  • Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
  • Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода

совести и вероисповедания.

Таким образом, применительно к ребенку 5-6 лет, патриотизм определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.

6.Цель и задачи

Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю;

Задачи:

  • Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
  • Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну.
  • Воспитывать уважение к труду, русским промыслам.
  • Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
  • Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
  • Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям.
  • Развивать инициативу ребёнка, его творческие способности.

7.Особенности проекта
8.Суть проекта

Гипотеза

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

9.Ожидаемые результаты

Для детей
-сформировать представление о своей Родине, желание быть патриотом родной страны;

-дети имеют представление о своей малой родине, ее достопримечательностях;

-воспитание нравственных качеств личности: уважение к старшим, доброты, отзывчивости

Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте

Для педагогов: 
Повышение уровня педагогического мастерства

10.Ресурсы

Методические пособия, интернет источники

Содержание проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

Задачи

Ресурсы

Ответственный

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Анкетирование детей старшей группы по вопросам: «Моя страна, мой город», «Природа нашей родины», «Достопримечательности родины»

Март

-определить уровень осознания понятия патриотизма

-определить уровень знаний о родном городе

-определить уровень сформированности характерных знаний о Родине

Подготовленные вопросы для анкетирования, картинки

Воспитатель старшей группы

Создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию в старшей группе

Март

-воспитать нравственно-патриотические качества детей старшего дошкольного возраста путем приобщения к народной культуре, природе родного края.

художественная литература;

дидактические игры;

наглядные пособия, игрушки;

фотоальбомы;

материал для творчества;

Воспитатель старшей группы

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Беседа «Моя Родина- Россия»

Март

-Воспитывать  чувство гордости за свою малую Родину, уважение, интерес к традициям и культуре России, развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

Конспект занятия

Воспитатель старшей группы

Настольная игра: познавательная игра «Животный мир нашего края».

Март

-Формировать знания детей о нашей стране;

- Развивать внимание, умение слушать;

- Воспитывать патриотические чувства, любовь к родной стране.

Карточки с играми

Воспитатель старшей группы

«Праздник весны»
Беседа о весне.

Разучивание стихов о весне

Рисование «Край мой любимый»

Апрель

Воспитывать  чувство гордости за свою малую Родину, уважение, интерес к традициям и культуре России, развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

Конспект занятия

Воспитатель старшей группы

«Наши космонавты»

-НОД. Беседа «Покорение космоса»

Апрель

Дать детям представление о космосе, воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, продолжать формировать чувство гордости за нашу страну.

Конспект занятия

Воспитатель

Аналитический

Консультация для родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Апрель

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Консультация для родителей на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель

«Наша Родина – Россия»

Итоговая викторина

Апрель

Обобщить и систематизировать знания детей о Родине, воспитывать  патриотические чувства.

Конспект проведения викторины

Воспитатель

Оценка эффективности реализации проекта

Я считаю, что оценка результативности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными, количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

Сформированность гражданских навыков:

умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

умение принимать и защищать свои решения;

Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

патриотизм и любовь к Родине;

права и свобода человека и гражданина;

символика Российской Федерации;

Количественные параметры:

включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

участие в викторине по гражданско-патриотической тематике;

проведение мероприятий.


Перспективы развития проекта

-разнообразить формы проведения занятий и мероприятий;

-осуществление творческого подхода к патриотическому воспитанию учащихся;
-накопленный материал позволит  создать банк детский проектов по патриотическому воспитанию;
-к перспективам проекта можно отнести и возможность распространение опыта на другие образовательные учреждения.

Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты.

Регулярно пополнять развивающую среду: дидактическими играми, художественной литературой и т.д

Список литературы

  1. Н.Г. Зеленова, Л.И. Осипова «Мы живём в России»
  2. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  3. Маханева М. Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004
  4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с.ил.
  5. Ривина Е. К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами». – М: АРКТИ, 2002г.
  6. Л.Б. Дерягина «Моя Родина Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте» Издательство Литера, 2007
  7. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: Сфера, 2003.
  8. В. Степанов Учебник для малышей «Моя Родина – Россия» М, Фламинго, 2004 г.

Приложение 1

АНКЕТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

"Моя страна, мой город"
* назови страну, в которой ты живешь; столицу нашего государства, главную площадь столицы, ее достопримечательности;
* какую музыку слушают стоя;;
* по каким особым знакам можно узнать свою страну;
* как зовут президента нашей страны;
* в каком городе ты живешь; что ты знаешь из истории своего города;
* какие улицы города ты знаешь, расскажи о них;
* Какие предприятия, учреждения города ты знаешь, бывал ли ты на них;
* рассматривал ли ты когда-нибудь иллюстрации, картинки, фотографии о своем городе в детском саду или дома.
 "Природа нашего края"
* какие времена года ты знаешь;
* слушает ли вы на музыкальных занятиях звуки весны, лета, зимы, осени; в каких музыкальных произведениях;
* расскажи, какие растения нашего края ты знаешь, можно ли лечиться растениями, какими;
* ты любишь трудиться в природе; каким образом;
* каких животных нашего края ты знаешь;
назови животных нашего края, занесенных в Красную книгу;
* расскажи стихотворение; спой песню;
* ты бывал у водоема; кто обитает в нем;
* какие правила поведения у воды ты знаешь;
* что такое заповедник;
* назови основные правила поведения в природе;
"
Достопримечательности нашего города".
* мы говорим: "Они прославили наш город"; как ты думаешь, кого мы имеем в виду;
* назови известных людей, которые жили в нашем городе;
* какие музеи нашего города ты знаешь; в каких из них ты побывал, с кем;
* гордишься ли ты тем, что живешь в России; Почему?

Приложение 2

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

СТАРШИЙ  ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

        Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской и коми культуры.

1. В уголке пополняется материал по нравственно-патриотическому воспитанию: семейные, народные и государственные праздники, традиции, художественная литература нравственной тематики.

2.Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом, близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей города и села. Сравнение понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты - группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. Животный и растительный мир, природа в разное время года.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской и коми народной культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно- прикладного искусства, различные макеты (коми избы, комнаты - горницы, крестьянское подворье), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме; атрибуты к сюжетно-ролевым играм и т.д.

4.Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки, разные виды театра и т.д.

5.Элементы государственной символики – флаг, герб, гимн.

6.Материал для ознакомления с защитниками Отечества- подбор иллюстраций, тематические папки, макеты, художественная литература, видеопрезентации, наборы военной техники; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Моряки», «Пограничники» и т.д.

Приложение 3

БЕСЕДА «МОЯ РОДИНА-РОССИЯ»

Беседа на тему: «Моя Родина – Россия»

Возрастная группа: 5 - 6 лет.

Цели:

  1. Познакомить детей с понятиями: Родина, Россия, Отечество.
  2. Рассказать о символике и Гимне России
  3. Воспитывать патриотические чувства и уважение к своей Родине

Задачи:

  • Организовать знакомство детей с государственной символикой;
  • Создать условия для развития познавательной деятельности;
  • Воспитывать уважение и чувство гордости за Россию;
  • Организовать контроль самостоятельной деятельности детей;
  • Закрепить умение правильно держать кисточку во время аппликации;
  • Организовать рефлексивную оценку результатов познавательной деятельности.

Материалы:

  • Иллюстрации города Москва,
  • Картинки людей разных национальностей,
  • Портреты известных людей,
  • Символика: герб, флаг,
  • Текст гимна,

На каждого ребенка:

  • Клеенка на стол,
  • Картон белый 14х20см,
  • Полоски синей и красной бумаги 4,5х20см,
  • Кисточка,
  • Клей в ёмкосте,
  • Бумажные салфетки.

Словарная работа: 

столица, Родина, национальности, символика, двухглавый орел, соотечественники, миролюбие, Герб, Гимн, Флаг.

Ход занятия.

   Воспитатель: В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины.

   А как называется город, в котором мы живем?

   Ответы детей.

   Воспитатель: в России живут люди самых разных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, башкиры, удмурты и многие другие). Но большая часть россиян – русские.

   Как называют людей, чья Родина – Россия?

   Ответы детей.

   Воспитатель: Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши деды, где живут наши отцы, где живем и мы с вами. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она вырастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей.

   Мы можем гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый. Его открытия и труды принесли много пользы всему человечеству. Чайковский – великий русский композитор. Его знает весь мир. Гагарин – первый человек, покоривший космос. Эти и многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.

    У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.

    Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Белый цвет – это чистота и ясность, миролюбивость. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту.

    Герб России – двухглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

    Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя.

    Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.

    Музыку написал известный композитор – А. Александров.

    Множество прекрасных песен и стихов посвещено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки. В песнях рассказывается о любви и гордости за свою страну, за Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки.

  • Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
  • Родина – мать, умей за нее постоять.
  • Русь богатырская.
  • Где кто родился, там и пригодился.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Вопросы к беседе:

  1. Назови страну, в которой живешь.
  2. Как называется город, где мы живем?
  3. Как называется столица нашей Родины?
  4. Что такое символика?
  5. Какие символы России вы знаете?
  6. Что означают цвета на флаге?
  7. Почему орел на гербе с двумя головами?

Рефлексия: Какие вы все молодцы, вам понравилась наша с вами беседа? Что запомнили?

Приложение 4

Настольные игры: познавательная игра «Животный мир нашего края».

Цели: - нравственно – патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников,

- развитие зрительного и слухового внимания,

- развитие речи

Задачи:

- расширение представлений детей о животном мире родного края – Самарской Луки, своей малой Родины,

- развитие чувства ответственности и гордости за свою малую родину,

- формирование толерантности, чувства уважения к своей малой родине, чувства ответственности за сохранность природы, животного мира,

- обратить внимание детей на то, что рядом с ними обитают живые существа, которые требуют внимания и заботы, дать представление о том, что каждое животное приспособлено к определенным условиям проживания и питания;

- воспитывать у дошкольников заботливое, бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее,

- развитие памяти (зрительной и слуховой,

- развитие связной речи.

Игра представляет собой набор карт формата А 4 и маленьких карточек, на которых расположены по 9 картинок, представляющих собой изображение животных, обитающих в нашем крае – самарской Луке (характерные и особо охраняемые, в том числе внесенные в Красную Книгу Самарской области – звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся и др.).

Варианты использования игры:

• Один игрок втаскивает любую маленькую карточку, остальные должны назвать, что изображено, и рассказать об объекте - животном.

• Игроки раскладывают карточки перед собой (4-7, рассматривают и запоминают их расположение несколько минут, затем, перевернув их обратной стороной, должны будут назвать.

• Игроки раскладывают карточки перед собой (4-7, рассматривают и запоминают их расположение несколько минут, затем отворачиваются, а ведущий может менять их местами (заменять, убирать).

• Один из игроков вытягивает карточку, не показывая ее другим, и пытается описать выбранный объект так, чтобы другие игроки смогли угадать.

• Большие карты раскладываются перед игроками, затем один из них или по очереди вытаскивает одну маленькую карточку, остальные должны, рассмотрев ее, обнаружить – «чья», затем «хозяин» карточки должен описать данный объект. После чего может поставить ее на свое игровое «поле».

Процесс изготовления игры и материалы :

• Изображения животных, обитающих в нашем крае – самарской Луке (характерных и особо охраняемых, в том числе внесенных в Красную Книгу Самарской области – звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся и др.)– распечатать в цвете в формате 9 изображений на А4 – 2 комплекта;

• распечатать подписи к карточкам

• заламинировать большие карты А4 – скотчем, достаточно с одной стороны

• один комплект карт разрезать на маленькие карточки и наклеить с другой стороны подписи

Приложение 5

Беседа для детей старшей группы на тему: «Весна»

Цель:
- закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны;
-способствовать формированию интереса детей к природе;
-развивать логическое мышление
Предварительная работа: 

беседы с детьми о весне, рисование на тему "Весна", экскурсия по территории детского сада, во время прогулок отыскивание примет весны: темнеет и тает снег, капают сосульки, птицы начинают вить гнезда, чтение рассказов о весне.
Материал: книги, альбомы и иллюстрации о весне.

Ход беседы

Воспитатель…

 Ребята, послушайте стихотворение
Самуил Маршак
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей, 
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
- Когда это бывает? О каких признаках весны говорится в стихотворении? (Ответы детей)
- А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)
Беседа с детьми о месяцах
- Что происходит в марте? (Ответы детей)
В марте становится теплее, тает снег, образуя ручейки и лужицы, в которых можно пускать бумажные кораблики. Снега еще много, но из-за потепления и дождей он липкий и лепить из него снежки легко и просто.
-Что происходит у нас в апреле? (Ответы детей)
Апрель- второй весенний месяц и середина весны. В апреле солнечных дней становится еще больше и на улице становится заметно теплее. Возвращаются домой перелетные птицы, которые зимовали в теплых краях. Свежая трава уже появляется на солнечных участках земли и радует красивым зеленым цветом, цветет верба и одуванчики, пение птиц слышно в парках и скверах.
-Ребята, а что происходит в мае? (Ответы детей)
В мае начинается цветение яблонь, вишен, слив,и, конечно, тюльпанов, черемухи и сирени. Красота кругом- свежие листочки на деревьях, кое-где слышно жужжание пчел, опыляющих цветущие фруктовые деревья.
Воспитатель.- Много вы знаете о весне. А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы? (Ответы детей)

Игра "Продолжи предложение»

Зимой сугробы высокие, а весной....низкие
Зима ушла, а весна....пришла
Зимой солнце морозит, а весной....греет
Зима холодная, а весна....теплая
Зимой надевают шубы, а весной....куртки.
- Молодцы дети, правильно ответили.

- А сейчас немножко отдохнем и проведем физкультминутку
Все проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.
(Потягивание)
Солнце греет все теплей, на прогулку все скорей!
(Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны)
Справа- первые цветочки появились на лужочке.
(Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Слева- быстрый ручеек с бугорка к реке потек.
(Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Мы кораблик смастерили,
(Соединить ладони перед грудью)
В ручеек пустить решили. 
(Удаление сложенных ладоней вперед от себя)
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
(Машем ладонями, прощаясь с корабликом)
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
(Легкие подпрыгивания на месте)
Дышит свежестью земля, подышу "весной" и я!
Проводится 
подвижная игра "Веснянка"
Солнышко, солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу)
Прилетело сто грачей ("летят" по кругу)
А сугробы тают, тают (медленно приседают)
И цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх).
- Молодцы, все сегодня хорошо поработали.
- Вам понравилось? (Ответы детей)
- Что нового вы узнали? (ответы детей)

Приложение 6

СТИХИ О «ВЕСНЕ»

Весна

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

(И. С. Никитин)

На весенней проталинке

На проталинке жучок

Грел на солнышке бочок,

Вскоре вылез червячок,

А за ним и паучок.

Солнце скрылось за горой,

И отправились домой

И жучок, и червячок,

И, конечно, паучок.

На проталинке опять

Завтра будут загорать

Жук, червяк и паучок…

Будут греть другой бочок.

(Т. Гусарова)

Приложение 7

Конспект занятия НОД в старшей группе «Покорение космоса»

Тема«Покорение космоса»

Цель: Познакомить детей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами.

Задачи: Учить расширять кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики. Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.

Материалы и оборудование: Книги о космосе, портреты космонавтов, Белки и Стрелки. Портреты учёных-конструкторов; видеоматериалы.

Музыкальное сопровождение: Песня «Межпланетный круизер»

Ход занятия:

1. Вводное слово воспитателя.

- Отгадайте загадку: Чудо-птица, алый хвост,

Прилетела в стаю звезд. (Ракета.)

Сегодня, 12 апреля, наша страна отмечает День Космонавтики. А кто такие космонавты? (Ответы детей)

2. Рассказ воспитателя о покорении космоса.

Пройдут годы, десятилетия, века, но этот день 12 апреля люди будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня - 12 апреля 1961 года — человек начал освоение космоса. В России мы отмечаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд. С тех пор прошло несколько тысяч лет. Ребята, а какой вы представляете себе Землю? (Ответы детей). На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля вращается вокруг Солнца, делая один оборот за год, а вокруг своей оси - за 24 часа.

Ребята, а вы знаете, что первую в мире ракету изобрел русский ученый – Константин Эдуардович Циолковский. Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь. (Показать портрет К. Э. Циолковского). Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до планет. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат, который мог бы полететь за пределы Земли. Но, к сожалению, у него такой возможности не было. И, только, через много лет, другой русский ученый - С. П. Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летала собачка, а потом, в 1961 году полетел человек. (Показать портрет С. П. Королева) Кто знает, как звали этих собак? (Ответы детей). Посмотрите на них. (Показать иллюстрации с изображением Белки и Стрелки). Это Белка и Стрелка. Когда они благополучно вернулись на Землю, то к полёту стали готовить человека. Чтобы полететь в космос нужно много тренироваться, быть очень здоровым.

3. Физкультминутка «Космонавт»

В небе ясном солнце светит

Космонавт летит в ракете.

(Потягивания - руки вверх)

А в низу леса, поля –

Расстилается земля

(Низкий наклон вперёд, руки разводятся в стороны).

4. Рассказ воспитателя о космонавте Ю. А. Гагарине.

Ребята, а вы знаете как звали человека, который первым полетел в космос? (Ответы детей).

12 апреля 1961 года - день полета первого в мире космонавта, гражданина России Юрия Гагарина. Этот день стал большим всенародным праздником в честь летчиков-космонавтовконструкторов, инженеров, служащих и рабочих, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли.

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель

В. Степанов

-Кем же был Гагарин?

Юрий Алексеевич Гагарин родился в семье колхозника, в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области, в 1951 г. Он с отличием окончил ремесленное училище, Чкаловское военное авиационное училище. Затем служил военным лётчиком в частях истребительной авиации. С 1960 г. в отряде космонавтов, а потом стал его командиром.

После полёта в космос Гагарин постоянно совершенствовал своё мастерство и обучал других космонавтов. Он трагически погиб в авиационной катастрофе при выполнении тренировочного полёта на самолёте. В целях увековечения памяти Гагарина, город Гжатск и Гжатский район, Смоленской области переименованы в город Гагарин и Гагаринский район. Также имя Гагарина носят многие улицы и площади в городах, учебные заведения. Ему установлены памятники. Именем Гагарина назван кратер на Луне.

Да, это верно - не забудем

Ни малой мелочи о нём.

И жизнь его изучат люди

Всю - год за годом, день за днём.

Он вровень встал с грядущим веком.

Но скорбь лишь глубже оттого,

Что до бессмертья своего

И он был смертным человеком.

В. Туркин.

После Юрия Гагарина в космосе побывало 436 человек.

В ряду десятилетий каждый год

Мы метим новыми

Космическими вехами Но помним

К звёздам начался поход

С гагаринского

Русского «Поехали!»

5. Показ видеоматериалов.

6. Игра «Космонавты».

По краям площадки раскладываются обручи-ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу,проговаривая текст:

Ждут нас быстрые ракеты На такую полетим!

Для полёта на планеты.Но в игре один секрет:

На какую захотим Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают ракеты по двое. В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой. космонавтов.

Прослушивание песни «Межпланетный круиз»

Приложение 8


Консультация

 «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

 Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

  Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих   начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.

  Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего   мира может стать основой формирования патриотизма.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.

 В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.

 Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.

 Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).

 Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Приложение 9

Игра-викторина для детей старшей группы «Наша Родина Россия»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о России.

Задачи:

- закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;

- продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;

- систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;

- учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;

- воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов.

Интеграция:

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие,

Социально – коммуникативное развитие

Материал к занятию: карта, глобус, герб, флаг, аудиозапись

Предварительная работа:

- разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;

- чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;

- рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города;

- прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

- посещение городского музея;

- экскурсии по городу.

Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, Родень, народ, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус, географическое положение.

Место проведения. Музыкальный зал

Ход игры –викторины:

(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель: - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?

Дети(о родном месте, о нашей Родине,)

Воспитатель: - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети(это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна,)

Воспитатель: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город). Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.

Дети:(дети читают полюбившиеся стихи)

Воспитатель: Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый.

А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнования. И, наверное, вы догадались,что она будет называться«Русь, РоссияРодина моя. Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

Дети: (делятся на команды и придумывают названия«Мальчики»«Девочки»)

Воспитатель: Наша игра будет состоять из 4 этапов. И первый из них – «Географический». Вам необходимо на карте показать места, где вы живёте, где живут ваши родственники.

Дети:(выполняют задание)

Воспитатель: - Молодцы! Я вижу, что географическую карту нашей республики вы знаете хорошо. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

Дети:(дети выполняют задания)

Воспитатель: - У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап – «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется.

Дети:(РоссияРоссийская Федерация)

Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от другого?

Дети: (размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом,)

Воспитатель: - Всё правильно. А назовите символы страны.

Дети(гимн, флаг, герб)

Воспитатель: - гимн Российской Федерации – это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

(звучит отрывок гимна России все встают)

Дети:(все встают)

Воспитатель: - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.

Дети: Герб – У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное.Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Е ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

Воспитатель : - Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю в хороводную игру «Золотые ворота» чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.

Хороводная игра: «Золотые ворота»

Воспитатель: - Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить и исполнить песни о родине, детстве, детях и дружбе, по одному куплету.

Дети:(исполняют изученные песни)

Игру-викторину закончим чтением стихотворения о России.

Ребёнок: Берегите Россию,

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой.

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по теме «Моя родина – Россия» для детей старшего возраста

Мероприятие  напрвлено на формирование  элементарных представлений о нашей стране России,о государственных символах России, понятии «Родина»,  «граница», «гражданин»....

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Наша Родина – Россия» для детей старшей группы.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Наша Родина – Россия» для детей старшей  группы....

Образовательный проект на тему: "Наша Родина - Россия" дошкольный возраст дети 6-ти лет

АКТУАЛЬНОСТЬ Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран.Ц...

Конспект ОД Квест игра. Тема: "Моя Родина Россия. Город Новокузнецк". старшая группа

Цель: воспитание любви и гордости за свою РодинуОбразовательные задачи:Закрепить знания воспитанников о государственной символике России и города Новокузнецка, о достопримечательностях города Нов...

Тема Недели "Моя Родина - Россия" Речевое развитие Старшая группа

ема Недели "Моя Родина - Россия" Речевое развитие Старшая группа...

Тема Недели "Моя Родина - Россия" Познавательное развитие Старшая группа

Тема Недели "Моя Родина - Россия" Познавательное развитие Старшая группа...

Тема Недели "Моя Родина - Россия" Физическое развитие Старшая группа

Тема Недели "Моя Родина - Россия" Физическое развитие Старшая группа...