Методические рекомендации в воспитании культуры поведения дошкольников
статья

Кочнёва Елена Геннадьевна

Сегодня одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них - вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим. Культурно воспитанный человек никогда не сделает ничего такого, что могло обидеть, задеть, унизить другого, не сломает ветку, не пройдет мимо чужой беды.

Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которое рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались.

Поэтому как бы разносторонне мы не развивали наших детей, если мы не научим их культуре общения, уважению, умению вести себя среди людей, они не смогут жить в обществе, а у общества, в котором отсутствует нравственная культура, нет будущего. Ведь принятые в обществе формы контакта и взаимодействия с людьми, закрепленные в правилах культурного поведения, основаны на принципах гуманизма, справедливости, здравого смысла, стремления к красоте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации в воспитании культуры поведения дошкольников

Подготовила: воспитатель Кочнёва Елена Геннадьевна

Сегодня одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них - вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим. Культурно воспитанный человек никогда не сделает ничего такого, что могло обидеть, задеть, унизить другого, не сломает ветку, не пройдет мимо чужой беды.

Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которое рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались.

Поэтому как бы разносторонне мы не развивали наших детей, если мы не научим их культуре общения, уважению, умению вести себя среди людей, они не смогут жить в обществе, а у общества, в котором отсутствует нравственная культура, нет будущего. Ведь принятые в обществе формы контакта и взаимодействия с людьми, закрепленные в правилах культурного поведения, основаны на принципах гуманизма, справедливости, здравого смысла, стремления к красоте.

То, что несут нашим детям телевидение окружающая среда, семья сейчас как никогда, требует от нас, воспитателей детского сада, всего общества пересмотра форм и методов работы. И начать нужно с нашей культуры и, прежде всего, с себя, а дети научатся у нас. Все перечисленные выше суждения являются поводом для разработки новых направлений в методике воспитания культуры поведения у дошкольников.

Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляя их воспитывает воспитанность.

А это качество формируется, прежде всего, в процессе общения. Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что “речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры”. В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. Учить ребенка культуре общения необходимо начинать с развития эмоциональной сферы. Никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние собеседника, а тем более управлять собственными эмоциями и чувствами. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Чем больше ребенок знает, какие бывают чувства, тем точнее он сможет уловить состояние другого человека, тем эффективнее будет его общение с окружающими.

Уже с дошкольного возраста ребёнок включён в две сферы общения - со взрослыми и со сверстниками. Обе сферы одинаково важны для развития личности ребёнка. В общении со взрослыми он учится слушаться, обращаться к взрослому за помощью и защитой, усваивает общественно значимые критерии для оценки поступков и качеств людей. В общение со сверстниками - важной сфере развития эмоциональной жизни ребенка - он находит необходимое сочувствие, сопереживание, отклик на свои горести и печали, которые взрослым часто кажутся незначительными.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы следующие коммуникативные умения:

  • умение слушать и слышать говорящего:
  • умение участвовать в свободной беседе;
  • умение быть внимательным к самому себе и окружающим;
  • умение понимать чувства и настроения другого;
  • умение осмысливать свои поступки и поступки другого.

Поэтому, в дошкольном учреждении перед воспитателем стоит задача направленной организации общения детей, создания ситуации как делового, так и игрового общения сверстников как равноправных партнёров (сотрудничество на занятии, совместное выполнение поручений, соревнования, эстафеты, игры и т. д.). От воспитателя постоянно требуется внимание к манере общения детей друг с другом и взрослыми. Предлагая им различные игры, жизненные и провокационные ситуации, давая их поступкам доброжелательную оценку, он формирует в каждом ребёнке внутреннюю потребность строить общение с помощью эмоций, мимики, жестов, вежливых

В современных условиях работа по воспитанию культуры поведения у дошкольников должна предусматривать следующие направления:

  • воспитание культуры чувств,
  • воспитание культуры внешности,
  • воспитание культуры еды,
  • воспитание культуры общения,
  • воспитание культуры поступков.

Культура чувств проявляется в умении ребёнка выражать различные чувства посредством разнообразных эмоций, мимики, жестов, а также в овладении способами их регуляции. Многие дети затрудняются выражать разные виды чувств, эмоций и понимать их. А если ребенок не умеет выражать свои эмоции, то чувства и эмоции других ему тоже трудно понять. Воспитание культуры чувств -это своего рода закладка фундамента формирования основ моральных качеств личности. Без формирования положительных чувств и эмоций невозможно воспитать у ребенка положительное отношение к окружающему миру. «Язык чувств» помогает ребенку заявить о себе, защитить себя, выразить отношение к другому и к себе, т.е. понять, помочь себе, сформировать положительную самооценку. А если понимаешь себя, то легче понять и других. Человек, понявший себя, становится более открытым для других, учится принимать других такими, какие они есть. Эмоциональная отзывчивость, сопереживание, чуткость к душевным устремлениям - все это признаки душевной культуры.

Культура внешности предусматривает содержание ребёнком в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви, а значит и желание поддерживать чувство эстетического комфорта от своего внешнего вида у себя и окружающих.

Культура еды имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом.

Культура общения. Главным средством общения является язык, речь, слово. По тому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Поэтому культура общения ребенка предусматривает соблюдение им норм и правил общения с окружающими его людьми основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения.

Культура поступков определяет вежливое поведение в быту, в гостях, в общественных местах, в природе.

Задачи данных направлений:

Воспитание положительных чувств и эмоций как основы воспитанности и формирования положительных моральных качеств будущей личности.

  • Формирование основ культуры внешности как необходимое условие развитие эстетического комфорта.
  • Привитие навыков культуры еды и формирование основ столового этикета.
  • Привитие навыков культурного общения и речевого этикета.
  • Воспитание привычки соблюдать нормы и правила поведения в быту и общественных местах.

Эти направления предполагают пять этапов последовательного знакомства дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет с правилами культуры поведения. От этапа к этапу, тщательно сориентированных на создание воспитательных ситуаций, когда дети стоят перед выбором: поступать, как требует правило или как хочется, уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблемы сверстника, идет усвоение общепринятых норм и правил поведения.

Этапы знакомства с правилами культуры поведения:

1 этап - Знакомство с разными видами эмоций и настроения.

2 этап - Развитие связи эмоций, мимики и жестов

3 этап - Знакомство со словами вежливости:

4 этап - Знакомство с правилами культуры поведения

5 этап - Оценка детьми своих поступков и поступков сверстников

Задачи этапов:

1. Знакомство с разными видами эмоций и настроения

Обучить конкретным способам выражения чувств и разнообразных эмоциональных реакций, способам их саморегуляции, помочь расширять диапазон эмоций через понимание и переживание различных чувств, способствовать развитию положительных чувств и эмоций

2. Развитие связи эмоций, мимики и жестов

Сформировать представления о том, для чего в разных ситуациях нужны человеку глаза, уши, рот, нос, руки; познакомить с культурой жестов, обучить способам выражения своих мыслей и чувств при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций.

3. Знакомство со словами вежливости

Познакомить с разнообразными вариантами речевых форм вежливого общения: слов-приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения, почтения, развить умения ведения диалога, с использованием различных средств выразительности

4. Знакомство с правилами культуры поведения

Познакомить с различными формами вежливого общения между людьми и нормами поведения в общественных местах, за столом, в гостях, с правилами этикета; подвести к пониманию необходимости уважения, доверия, взаимопонимания, взаимопомощи, заботливом отношении к людям

5. Оценка детьми своих поступков и поступков сверстников

Дать представления о существовании и значении индивидуальных способностей сверстников, окружающих людей, об умении и необходимости общаться друг с другом, не смотря на разницу желаний и возможностей. Научить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки свои и других, объяснять свои суждения

Пояснения к этапам работы

Этапы знакомства проходят с учетом усложнения задач по каждому возрастному периоду (средняя , старшая, подготовительная группа).

Первый этап - Знакомство с пиктограммами эмоций, настроений

Чем больше ребенок знает, какие бывают чувства, эмоции тем точнее он сможет уловить состояние другого человека, тем эффективнее будет его общение с окружающими. «Работать с эмоцией», как говорят психологи, необходимо так, чтобы "клиент" ее осознал сам и сам помог себе, т. е. нашел ее причину, понял. Одной из наиболее удобных для практических целей классификаций эмоций является классификация К, Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: радость, горе, гнев, интерес, удивление, отвращение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции являются производными. Для знакомства детей с базовыми эмоциями необходимо собрать большое количество картинок эмоций, пиктограмм. Также с детьми следует рассматривать альбомы «Разные виды настроения», пиктограммы эмоций, проводить игры: «Наше настроение», «Угадай эмоции», «Покажи какое у тебя настроение».

Можно оформить «Уголок настроения», в котором находятся фото детей вашей группы. Под каждым фото расположен прозрачный карманчик для карточки–пиктограммы. В течение дня каждый ребенок помещает в этот карманчик карточку –пиктограмму того настроения, которое у него проявляется на данный момент. Заглядывая в этот уголок, ребята стараются помочь тому, у кого плохое настроение и порадоваться за того у кого – хорошее. На этом же этапе дети учатся сравнивать настроение с цветом, запахом, погодой, значением слова.

Второй этап - Развитие связи эмоций с жестами и мимикой

Культуре мимики и жестов детей нужно учить на протяжении всего их пребывания в детском саду. Объяснять и показывать красоту одних жестов и неприглядность, недопустимость других. С помощью игровых упражнений «Скажи без слов», «Угадай, что хочу сказать» следует учить детей с помощью пантомимы изображать то, что они хотят сказать без слов, но с определённым настроением, мимикой, жестами, осанкой, позой.

Третий этап - Знакомство со словами вежливого общения: приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности

На этом этапе детей следует знакомить с разнообразием вариантов этих слов, с их интонационной выразительностью, объяснять их важное значением в общении культурных людей. Посредством игровых упражнений необходимо побуждать дошкольников произносить слова вежливости с разной интонацией, настроением, подключая к этому уже известные им эмоции, жесты. Слово звучит красиво и становится по-настоящему добрым, если сказано с доброй интонацией, от сердца, с душой и наоборот – может ранить, если звучит грубо, резко, льстиво, да еще в сопровождении грубых, резких жестов и мимики.

Четвертый этап работы - Знакомство с правилами культуры поведения за столом, в общественных местах и т.п.

С детьми важно разыграть такие игровые ситуации, которые подводят их к пониманию того, что мало знать вежливые слова, нужно связывать их с правилами поведения. Сюжетные игры и ситуации «На дне рождения», «В транспорте», «В кинотеатре» помогут познакомить детей с правилами поведения в гостях, в транспорте, общественных местах. Игры: «Семья», «Рыцарский турнир», «Дочки-матери» - с правилами этикета для девочек и мальчиков.

Пятый этап - «Оценка детьми своих поступков и поступков сверстников»

Когда большинство правил культуры поведения усвоено детьми, воспитатель может разного рода игровыми ситуациями побуждать их к оценке поступков сверстников и их собственных. Можно предложить им сначала оценить поступки детей на сюжетных картинах. А после такого рода рассматривания и обсуждения хороший эффект имеет загадочное появление Феи Вежливости, котораяпередает ребятам «Сундучок хороших поступков» (Сундучок состоит из ячеек по количеству детей в группе. Здесь же – набор картинок с изображением хорошего поступка на каждой и фишки. Совершая хорошие поступки дети вкладывают в свою ячейку картинку этого поступка и поощряются фишками от Феи (конечно только после предварительной оценки этих поступков самими детьми и их сверстниками). Это очень стимулирует детей. Кроме того, поощряться должны и те ребята, которые честно признаются в своих отрицательных поступках и стараются их исправить.

Когда воспитатель заметит, что дети готовы совершать хорошие поступки не ради фишек и призов, а просто, потому, что они получают удовольствие от того, что поступают хорошо «сундучок» возвращается Фее Вежливости. Это значит, что у детей уже постепенно формируется привычка поступать в соответствии с правилами культуры поведения.

Поэтапное знакомство дошкольников с пиктограммами настроения, эмоциями, формами вежливого общения, правилами поведения предлагается проводить с использованием наборов демонстрационного материала из «Серии картинок», разработанных Фесюковой Л.Б., Мирошниченко И.В.

Что следует учитывать при реализации данной методики?

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом обществе. На нём лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от педагога высокого профессионализма и огромных душевных сил. Сам воспитатель должен быть образцом культуры по всем направлениям. Поэтому работу по воспитанию культуры поведения у дошкольников следует начинать с углубленного изучения психолого-педагогической литературы по этой теме.

Семья оказывает огромное влияние на ребёнка. Пример родителей, взаимоотношения в семье, организация совместного труда и досуга – всё это имеет своё определённое значение. Детям свойственно стремление к подражанию, поэтому многое в их нравственном развитии зависит от культуры взаимоотношений в семье, от той атмосферы, которая сложилась в ней. В хорошей семье дети редко слышат запрет, а чаще слышат поощрение, одобряющее слово. В ребёнке воспитывается стремление быть хорошим. Если в семье господствует обстановка бессердечия, то ребёнок становится равнодушным к добру и красоте. Поэтому работу по воспитанию культуры поведения детей необходимо вести в тесном контакте с их родителями.

От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и ,подражая, копируют услышанное. Поэтому речь взрослых, окружающих детей, и, в первую очередь педагога, должна быть образцом для подражания.

Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения осуществлять следует в двух направлениях:

  • формирование представлений о нравственных нормах поведения
  • накопление ими практического опыта.

Поэтому задача педагога не только в том, чтобы дать детям определённую сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни, создавая при этом все необходимые условия для усвоения детьми норм и правил поведения, а также формирования устойчивой привычки следовать им в повседневной жизни: (СХЕМА №1).

Такие формы, как беседы по сюжетным картинкам, кукольный театр, игры-инсценировки, решение проблемных ситуаций, этические беседы, сюжетно-ролевые игры, чтение и рассказывание художественных произведений будут способствовать успешному формированию у дошколят устойчивых представлений о правилах культуры поведения.

 Любовь детей к кукольному театру, к ролевым и сюжетно-ролевым играм дает возможность применять "язык чувств, эмоций, мимики, жестов" для обыгрывания ими прочитанного или увиденного, отображать не только действия, но и состояния. Чтение программных художественных произведений рекомендуется заканчивать игрой-драматизацией, инсценировкой эпизодов из этих произведений. Перед драматизацией следует побуждать ребят обсуждать и оценивать поступки, характеры героев и только потом можно пробовать обыгрывать отдельные эпизоды, где они с помощью уже известных им эмоций, мимики, жестов и интонаций речи будут упражняться в передаче характеров и поведения этих героев

Успешная реализация задач методики возможна только при создании соответствующей развивающей среды. Поэтому необходимо изготовить и приобрести разные виды игр и пособий по теме «Воспитание культуры поведения» с учетом перспективы, возрастных и индивидуальных особенностей детей 4-7 лет.

Необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.

Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения большое значение имеет профилактическое обучение. Поэтому педагог творчески должен относиться к планированию, выбору игр, ситуаций, педагогических методов и приемов, а также учитывать возрастные и индивидуальные возможности детей своей группы.

Когда ребёнок научится правильно себя вести, важно поддержать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. воспитатель может разного рода игровыми ситуациями побуждать их к оценке поступков сверстников и их собственных.

Успех в этом плане работы обеспечен тогда, когда воспитатель проявляет педагогическое творчество и мастерство, импровизацию, внимание к каждому детскому слову, чувству, стремлению и поступку.

Творческие дети правила поведения усваивают лучше, пропуская через себя. Да и как иначе? Если ребенок умеет видеть и создавать прекрасное, то из сердца его будет идти только хорошее, а значит, он не пройдет мимо чужой беды. Поэтому тему воспитания культуры поведения следует связывать и с темой развития творческой активности детей: знакомить их с произведениями искусства, работами народных мастеров-умельцев, развивать у них желание использовать в своих работах нетрадиционные методы и приемы рисования, лепки, конструирования.

Воспитание культуры поведения неразрывно связано с задачами социально-нравственного воспитания. Поэтому очень важно знакомить детей с историей малой и большой Родины, традициями наших предков, подвигами героев Великой Отечественной войны, рассказывать ребятам как вести себя у памятников, воспитывать уважение к гимну, гербу, флагу своей страны и т.п.

Планомерная и поэтапная работа с детьми, конечно, даст хорошие результаты – у детей постепенно сформируется навык культуры общения друг с другом, с окружающими, соблюдение правил поведения станет для них – нормой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Родительское собрание "Азы воспитанности или воспитание культуры поведения дошкольников в семье"

Представленное собрание позволит родителям задуматься о воспитанни культуры поведения детей. Встреча с родителями проходит  в форме игры "Брейн-ринг"....

Рекомендация родителям "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста".

В наше время, как никогда, следует обращать внимание на умение в любой ситуации посмотреть на себя со стороны и представить, как наше поведение отражается на окружающих, помогает выявить собственные н...

Методические рекомендации в воспитании культуры поведения дошкольников

Сегодня одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них - вечные нравственные нормы: доброта, любовь...

Методическая разработка по воспитанию культуры поведения у дошкольников для воспитателей.

Сегодня одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них - вечные нравственные нормы: доброта, любовь...

Методические рекомендации по формированию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации разработаны для педагогов ДОО, родителей, заинтересованных в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, как важного аспекта нравственного воспитан...