Доклад на августовских педагогических секциях на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность»
материал (подготовительная группа)

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_na_konferentsii.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида» Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида

«Колокольчик»

                                         ДОКЛАД

на августовской секции воспитателей

подготовительных к школе групп  на тему

«Нравственно-патриотическое воспитание старших     дошкольников через проектную деятельность»

Подготовила: Ганина Е. М.

ПГТ. Комсомольский, 2022 г.

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность.

   Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу».               Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

   Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально - познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.

   Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско–патриотических чувств.

   Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребёнку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребёнка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес в различных направлениях, формирует навыки сотрудничества. На этой основе я выбрала тему «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через проектную деятельность». Организация проектной деятельности в детском саду позволяет выстроить стройную систему работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию, охватить все аспекты по данной теме.

Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «От простого к сложному», с учётом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. В группе создала предметно – развивающую среду патриотической направленности: 

- Оборудовала центр «Моя Родина - Россия»;

- Подобрала: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Собери флаг Республики Мордовия», «Подбери национальный наряд для куклы» и др.;

- Оформила папки для рассматривания: «Моя семья», «Что означает моё имя», «Родословная семьи», «Что мама делает дома», «Русская матрёшка», «Мой любимый город и посёлок», «День защитника Отечества», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Награды времён Великой Отечественной войны», «Города - Герои», «Символы Победы», «Оружие Победы», «Художники о войне»,  «Государственная символика России», «Природа нашего края».

- Оформила сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.

- Оформляла выставки детского творчества.

- Подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии, о родном крае и др.

- Участвовали с детьми в разных акциях, например,  поздравляли «С днём пожилого человека», «С днём Матери»; «Бумаге – вторую жизнь», «День Земли»; «Георгиевская ленточка», «Окна Победы», «Поздравления для ветеранов ВОВ», «Бессмертный полк»; оформляли книжки-самоделки на тему «Дети имеют право», рисовали рисунки на тему «Профсоюз – глазами детей», «Здоровый образ жизни» и др.

- Проводила утренники, досуги, развлечения, например такие, как: «Здравствуй, Новый год!», «Бравые солдаты», «Свою маму берегите, дети!», «Праздник спорта и здоровья» и др.

- Для родителей воспитанников были подготовлены папки-передвижки, консультации, рекомендации по вопросам нравственно-патриотического воспитания в семье.

В течение года были разработаны и реализованы следующие проекты: «Я – гражданин России», «Возраст осени – ты дорог и прекрасен!», «Хлеб всему голова», «Моя семья», «День народного единства», «Чудесный мир народной игрушки», «Любимые питомцы», «Моё генеалогическое древо», «Край, в котором мы живём», «День Победы», «Профессии настоящих мужчин».

   Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно - патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Проектная деятельность позволяет решить следующие задачи нравственно – патриотического воспитания:

1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу.                                                                                                                                               2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.                                     3. Воспитание уважения к труду людей.                                                                                              4. Развитие интереса к русским традициям и ремёслам.                                                                     5. Формирование элементарных знаний о правах человека.                                                                                6. Расширение представлений о России, столице государства, о своей малой родине.                 7. Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном.                                        8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.                                          9. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, традициям.                                                                                                                                                   Эти задачи решаются комплексно во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту, через праздники, экскурсии, беседы, кружковую работу, совместную деятельность, работу с родителями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...

Опыт работы по теме: «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через познание своего края»

В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социальн...

Статья «С Чего начинается Родина? Проблемы и пути решения задач нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников через проектную деятельность»

Актуальность. Родина, это сокровенное слово, в которое каждый вкладывает своё. У каждого человека она разная, но для всех является той отправной точкой, которая на протяжении всей жизни определяет оче...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через художественно-эстетическую деятельность"

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому...

«Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность»

Проектная деятельность-это уникальная деятельность, направленная на  воспитатние патриотических чувств у старших дошкольников....