Тема по самообразованию "Особенности игровой деятеьности у детей с РАС" и план работы.
материал (средняя группа)

Ковалёва Мария Дмитриевна

Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobraz_i_plan_raboty_na_2022_-_2023.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

 (МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

ТЕМА

 ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАС» И ПЛАН РАБОТЫ

образовательная область

«познавательное развитие»

возраст 5-6 лет, дети ЗПР

                                                Разработала:

                                                              Воспитатель: Ковалева М.Д.

Тейково

2022 -2023

 - Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Игры помогают детям развить крупную и мелкую моторику, освоить язык и другие средства коммуникации, улучшить навыки решения задач и интегрироваться в общество. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

- Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения игровой деятельности для социализации ребёнка.

ЗАДАЧИ:

-повышение своего методического уровня, изучение методической литературы и материалов сети Интернет по данной теме, обобщение и распространение своего педагогического опыта;

-изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;

-внедрение современных форм работы с использованием игр для всестороннего развития детей;

-создание соответствующей предметно-пространственной среды;

-приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

-разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В работе с детьми с РАС широко используются игровые технологии, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью.

Детям с РАС нравится играть, но некоторые виды игр им недоступны. Часто они играют в очень ограниченные по объёму действий игры, используют лишь несколько игрушек, игнорируя все остальные, или же играют по шаблонам. Например, ребёнок складывает головоломку по одной и той же схеме, или же раскручивает колеса машины и наблюдает за их вращением.

Поскольку РАС влияют на развитие навыков социального взаимодействия и

общения, они также оказывают влияние на то, как формируются важные навыки, необходимые для игр, такие как способность копировать простые действия, исследовать окружающее пространство, совместно использовать предметы, разделять внимание с окружающими, отвечать на действия других людей и выполнять действия по очереди. Тем не менее, ребёнок с РАС может выучить и развить эти навыки.

Совместные игры с ребёнком – это отличный способ добиться с ним контакта

на доступном ему уровне.

Игровая деятельность является ведущей для дошкольников, общая цель - включить ребенка в совместные игры с детьми, показать, что играть вместе весело и интересно. Каждый ребенок с РАС обладает разным набором навыков, которые помогут ему в построении коммуникации и разным набором преград к освоению этого навыка.

Процесс изучения мира ребенком с расстройствами аутистического спектра (РАС) проходит по-иному. И здесь можно выделить следующие закономерности:

- для аутичного ребенка сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у аутичного ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.

- аутичный ребенок не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства.

- интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Аутичный ребенок почти не интересуется игрушками и не использует их по прямому назначению.

Проведение специально организованных игр с аутичным ребенком может дать новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Мир предметов и их свойств значим для аутичного ребенка, привлекает его внимание и интерес. Следует использовать положительные стороны действий ребенка с предметами и материалами.

Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком специально организованных игр – создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие взрослого: во-первых, педагог предлагает ребенку пережить новое приятное ощущение; во-вторых, взрослый проживает это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры, следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом взрослого. Если педагог сумел разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет доверять взрослому и, зная, что с ним интересно, с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, взрослый получает возможность посредством эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

Проведение дидактических игр решает следующие задачи:

– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

– возникновение эмоционального контакта с взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;

– получение ребенком новой информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Правила работы с аутичными детьми во время игр

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4.Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Как можно чаще разговаривать с ребенком.

7. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

8. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)

9. Избегать переутомления ребенка.

Ведущие идеи:

-потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

-готовность к педагогическому творчеству;

-личностно-ориентированный подход к воспитанникам;

-сотрудничество педагога и воспитанника.

Основные принципы:

-непрерывность,

-целенаправленность,

-интерактивность,

-единство общей и профессиональной культуры,

-взаимосвязь и преемственность,

-доступность,

-опережающий характер,

-вариативность.

Источники:

-СМИ (газеты, журналы);

-литература (методическая, специальная, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

-интернет;

-видео, аудио материалы;

-семинары и конференции;

-мастер-классы;

-мероприятия по обмену опытом;

-курсы повышения квалификации.

Ожидаемые результаты:

Расширение круга познавательных интересов ребёнка с РАС.

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение коммуникативной активности ребёнка с РАС.

Родители:

-Уменьшение факторов социально-психологической напряжённости в семье, имеющей ребёнка с РАС.

Ребёнок, воспитатель:

-Формирование навыков общения с ребёнком с РАС.

-Сплочение детского коллектива.

-Развитие толерантного отношения к ребёнку с ограниченными особенностями развития.

Воспитатель:

-Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.

ФОРМА ОТЧЁТНОСТИ:

- Картотека игр по данной теме.

- Консультация для родителей по теме.

- Выставка пособий, сделаны своими руками.

- Консультация для педагогов.

-  Анкета для родителей.

- Опросник для родителей.

- Круглый стол.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

- Совместная деятельность воспитателя с детьми;

- Индивидуальная работа с детьми;

- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь

«Собираем головоломки» (развитие коммуникативных склонностей ребёнка).

Предметные игры «Мячик катись»

Изучить научно – методическую литературу по теме.

Анкета для родителей по теме.

Октябрь

Игра «Волшебный сундучок» (развитие тактильных ощущений).

Совместное рисование.

Оформление предметно – развивающей среды в течении года.

Консультация «Игры и игрушки для ребёнка с РАС»

Ноябрь

Игры с ватой «Снег идёт», «Снежки»

Игра «Шнуровальные картинки»

Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр»

Работа над темой.

Информирование родителей по подбору дидактических игр по возрасту.

Декабрь

Игры с крупами (горох, фасоль) игры на выбор педагога.

«Открой, закрой»

Консультация «Особенности игровой деятельности у детей с РАС»

Январь

Игры со звуками (послушаем звуки), «Постучим, погремим, свистульки».

Анкета для педагогов по теме «

Пополнение картотеки игр по теме.

Опросник «Любимые игры моего ребёнка»

Февраль

«Узнай по цвету»

Пазлы, игры с конструктором, обыгрывание построек.

Работа над темой.

Консультация и упражнения «Игра на развитие мелкой моторики»

Март

Игры с ритмами (хлопки в ладоши, топанье ногами, пение детских песенок).

Выставка дидактических игр, сюжетно-ролевых по теме.

Апрель

Игры на развитие мелкой моторики (на выбор воспитателя).

Пополнение предметно – развивающей среды.

Круглый стол «Игры наших бабушек и игры современности»

Май

Игры на формирование навыков личностного поведения в сюжетно-ролевых играх.

Отчёт по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)

доклад на тему "Проектирование модели игрового пространства в разновозрастных группах" (из опыта работы)...

Консультация для родителей на тему: Примеры музыкально-игровой деятельности для детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Музыкально-игровая деятельность, как и другая позитивная совместная деятельность родителей с детьми, имеет огромное значение и для тех, и для других. Ведь ребенок –дошкольник формируется в семье...

"Развитие логического мышления у детей среднего возраста"- план работы по самообразованию

В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться образное внимание. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Д...

Консультация для родителей на тему: « Создание домашнего игрового уголка для детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:« Создание домашнего игрового уголка для детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: "Создание домашнего игрового уголка для детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей на тему: "Создание домашнего игрового уголка для детей дошкольного возраста"....

Тема самообразования "Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста"

Цель: повышение педагогической компетентности.Задачи: -Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.-Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством применения игровых т...

«Стретчинг-как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста». План работы по самообразованию

laquo;Стретчинг-как технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста».План работы по самообразованию...