Экологическое воспитание старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности
консультация (старшая группа)

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. 

Основными задачами являются:

- формирование у дошкольников мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе

- формирование мотивации воспитанников к исследовательской работе и познавательной экологической деятельности через наблюдение, опыты,  игру. далее в статье перечисляются основные методы работы в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_cherez_opyty.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Из опыта работы

 «Экологическое воспитание

старших дошкольников

средствами

опытно-экспериментальной

деятельности»

воспитатель Решетило Н. Н.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» -

К. А. Тимирязев

В дошкольном  возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

И детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Практическая деятельность и наглядные примеры подкрепляют полученные знания детей об окружающем мире.

Основными задачами являются:

- формирование у дошкольников мировоззрения через освоение элементарных экологических знаний о природе

- формирование мотивации воспитанников к исследовательской работе и познавательной экологической деятельности через наблюдение, опыты,  игру.

Для реализации поставленных задач по экологическому воспитанию в группе были созданы необходимые условия:

  • подобрана методическая, природоведческая и детская литература о природе;
  • подобраны картины, наборы открыток;
  • создан природный уголок (комнатные растения, календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений);
  • создана лаборатория юного исследователя, в котором имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов;
  • приобретены орудия труда;
  • собраны материалы для игр с песком и водою.

В работе с детьми использую инновационные технологии такие как: Технология проектирования («волшебный мир природы» или «проращивание семян»). Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний. Также использую технологию исследовательской деятельности, цель которой сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

В своей работе использую различные традиционные (беседы, прогулки, заучивания стихотворения, фольклор) и нетрадиционные форм (ИКТ, мультемедийные, презентации, создание сказок на заданную тему, создание проектов, ситуативные беседы) методы (наглядные, словесные, практические) и приемы (хоровые приемы, индивидуальные, игровые) учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

В таком педагогическом общении воспитателя с детьми дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определить, чего им не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.

Провожу циклы наблюдений в уголке природы и на участке детского сада на протяжении учебного года. Каждый цикл включает ряд наблюдений за одним объектом. Так, проводились наблюдения за ростом посадок на «Огород на окошке», на клумбах, грядках. В зависимости от содержания наблюдения провожу в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.

Прогулку также широко использую для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети определяют силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда строю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Труд является непременной составляющей частью экспериментов. Эта связь двусторонняя. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой – экспериментирование, особо вызывающее у детей большой интерес, способствует развитию и формированию трудовых навыков.

     Так, дети взвешивают на весах различные предметы, что тяжелее: камешек или ракушка, кусочек коры или гвоздик; измеряют длину разных предметов, высаживают рассаду в грунт или заносят ранней  весной в группу  взошедшие первоцветы, предварительно посадив их в горшки. Они работают проводя эксперименты на огороде (накрыв часть овощей пленкой, а часть остается открытой) и т.д.

Большое разнообразие природоведческих опытов, наблюдений дает нам экологическая тропа. Одним из интересных и эстетических объектов является альпийская горка. Здесь круглый год имеются растения: разнообразные травы, кустарники, многолетники, однолетники. Мы с детьми экспериментировали с семенами цветов, высаживая их рассадой на горке и сея прямо в грунт. Дети убедились, что цветы, высаженные рассадой, зацветают быстрее. Раньше начинают радовать своим цветением растения, укрытые пленкой, нежели растения под открытым небом. На солнечной стороне горки, цветение начинается быстрее, чем на теневой. Посадив портулак, дети заметили, что допустили ошибку: на теневой стороне он слабо ветвится и цветет. Они сделали вывод, что портулак любит свет.

Дети очень любят стоять у водоема с фонтанчиком, слушать, как журчит вода. Я всегда обращала внимание детей на колебания воды во время ветра. Здесь мы рассматривали попавшие в воду семена растений, листья, угадывали с какого дерева  или цветка они прилетели. Обращала внимание детей, как спустя несколько дней упавшие в воду листья чернели и опускались на дно водоема (начинали перегнивать).

В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.)

Таким образом, экспериментальная деятельность решает воспитательные задачи, всесторонне развивая дошкольника.  

  Работая над этой темой, я обратила внимание на то, что дети стали более любознательными, внимательными, познания  в экспериментировании применяют в жизни. Дети умеют объяснять, они делают выводы по окончании опытов, рассуждают, спорят, доказывают.

Огромную помощь в моей работе оказывают родители. Они помогают собирать природный и бросовый материал для мини – лаборатории, сшили детям фартуки, делали эмблемы, приносили  материал для изготовления приборов.

Работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением опытно-экспериментальной деятельности, дала определённые положительные результаты.

Проведение мониторинга дает возможность вести учет для дальнейшей успешной работы с детьми в данной области. Результаты помогают выявить сформировавшуюся базу знаний у дошкольников об окружающем мире, для того, чтобы скорректировать свою работу при выборе форм и методов. Результатом работы по данной теме видно, что дети:

– проявляют интерес к ярким явлениям природы;

– у них развита высокая творческая активность;

– самостоятельность, инициативность;

– они быстро осмысливают задания, точно выполняют их без помощи взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями и животными ближайшего окружения.

Дети стали более отзывчивыми, у них возникло желания активно защищать, облагораживать природную среду.

Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...