Консультация для педагогов: "Педагогические наблюдения в детском саду"
консультация

Грищенко Наталья Владимировна

Консультация для педагогов: "Педагогические наблюдения в детском саду" , основываясь на ООП "Вдохновение".

Что такое наблюдение

Цель наблюдения

Виды наблюдений

Критерии наблюдения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: Педагогические наблюдения в детском саду

Что такое наблюдение

НАБЛЮДЕНИЕ - это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребёнка в то время, когда он занимается или играет. Один или вместе с другими детьми.

Цель наблюдения - оценка актуального состояния и перспектив развития ребёнка-дошкольника.

Наблюдение может быть отстранённым и включённым. Во время отстраненного наблюдения взрослые стараются не вмешиваться в действия ребёнка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни). Включённое наблюдение допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого. Первое даёт понимание уровня актуального развития, второе - позволяет выявить зону ближайшего развития

В основе наблюдений за детьми – лежит уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.

Следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, по возможности, без субъективных интерпретаций и «ярлыков».

Объективное наблюдение не допускает фиксации того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.

Объективное наблюдение- это фактическое утверждение

Субъективные наблюдения являются ярлыками, личными суждениями или информацией, выходящей за рамки контекста

Давайте разберем, куда относятся данные суждения!

1. «Дима взял кубик и бросил его в Машу» (о)

2. «Марина ленива». (с)

3. «Полина провела время на участке, сидя на скамейке под деревом». (О)

4. «Дима агрессивен» (с) 

 Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детальным и описательным, содержащим как можно больше информации.

Например, запись эпизода«Гриша решил строить из кубиков в строительном центре» даёт информацию о выборе Гриши места для работы и материала, с которым он работает.

Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения:

«Как только Гриша вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Гриша попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом», а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Гриша оставался в центре строительства 50 минут».

Какую информацию мы можем взять из этой записи?

Эта запись даёт следующую информацию:

• Гриша решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет построить, ещё до того, как пришёл в детский сад.

• Гриша пригласил других детей.

• Он поделился с ними своими замыслами.

• Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма.

• Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.

Наблюдение и детальное описание поведения Гриши не отняло у воспитателя много времени. Просмотрев эту запись во время планирования, воспитатель сможет поощрить и расширить проявленный ребёнком интерес, поддержать его действия.

Например, в следующий раз заранее приготовит таблички с надписями и предложит Грише скопировать их. Кроме того, педагогу будет, о чём рассказать вечером родителям Гриши.

Вспомните, какие критерии присутствуют у вас?

Критерии:

Педагог/Группа

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения/возраст

Дни недели /дата наблюдения

Настроение утром, в течение дня

С кем и во что играл

Взаимоотношения ребенка с детьми/педагогами

Конфликты

На занятиях 

Режимные моменты (прием пищи, сон, КГН)

«Всякое наблюдение страдает от личных качеств наблюдателя».

Приложение 1. Памятка «Шаги наблюдения» (из ООП «Вдохновение»)

Приложение 2. «ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Педагогические наблюдения в детском саду» Подготовила: педагог-психолог МБДОУ д/с № 13 Грищенко Н.В.

Слайд 2

Что такое наблюдение? НАБЛЮДЕНИЕ - это процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребёнка. В то время, когда он занимается или играет. Один или вместе с другими детьми.

Слайд 3

Цель наблюдения: Оценка актуального состояния и перспектив развития ребёнка-дошкольника.

Слайд 4

Наблюдение бывает: ОТСТРАНЁННОЕ - взрослые стараются не вмешиваться в действия ребёнка, даже если это конфликт (конечно, если он не выходит за рамки и не угрожает здоровью и жизни) . даёт понимание уровня актуального развития ВКЛЮЧЁННОЕ - допускает возможность совместной игры, вопросов, заданий ребёнку со стороны взрослого. позволяет выявить зону ближайшего развития

Слайд 5

В основе наблюдений за детьми – лежит уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.

Слайд 6

Требования к фиксации наблюдений Избегать субъективных интерпретаций и навешивания «ярлыков». Объективное наблюдение должно включать только то, что сделано или сказано. Не допускается фиксация того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося.

Слайд 7

1. «Дима взял кубик и бросил его в Машу» 2. «Марина ленива» 3. «Полина провела время на участке, сидя на скамейке под деревом» 4. «Дима агрессивен» Объективное - это фактическое утверждение Субъективное - личные суждения или информация, выходящая за рамки контекста ( ярлыки) Виды наблюдения:

Слайд 8

Для обеспечения объективности, наблюдение должно быть детальным и описательным, содержащим как можно больше информации. «Гриша решил строить из кубиков в строительном центре» «Как только Гриша вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Гриша попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом» , а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Гриша оставался в центре строительства 50 минут».

Слайд 9

вторая запись даёт следующую информацию : Гриша решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет построить, ещё до того, как пришёл в детский сад. Гриша пригласил других детей. Он поделился с ними своими замыслами. Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма. Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.

Слайд 10

Критерии в фиксации результатов: Фамилия, имя ребенка Дата рождения/ возраст Группа/педагог День недели/ дата наблюдения Настроение утром, в течение дня С кем и во что играл Взаимоотношения ребенка с детьми/взрослыми Конфликты Отношение к занятиям Особенности режимных моментов (прием пищи/сон/КГН)

Слайд 11

Всякое наблюдение страдает от личных качеств наблюдателя. Иосиф Александрович Бродский



Предварительный просмотр:

Шаги наблюдения (из ООП «Вдохновение»)

Шаги

Примеры

1. Наблюдение и описание

Педагог дошкольного воспитания сначала описывает только то, что он видел и слышал. Могут стать полезными фотографии и видеозаписи

Саша, 3 года, показывает всем детям новый пожарный насос. Потом играет с ним в течение получаса, открывая и закрывая лестницу и расставляя маленькие фигурки так, словно они идут по лестнице вверх и вниз

2. Интерпретация и обсуждение

Педагог пытается связать воедино различные наблюдения и найти им объяснение, основанное на его знаниях о ребенке. Всегда существуют несколько толкований конкретной проблемы и много способов ее объяснения. В зависимости от ситуации, опыта и чувств педагог выбирает, каким способом будут изучены все эти субъективные интерпретации, которые в дальнейшем должны быть проверены, дополнены или скорректированы на основании наблюдений, сделанных в другое время, в других ситуациях или другими педагогами

Днем ранее Саша бродил по комнате, не находя, во что играть в течение длительного времени. Возможные объяснения:

  • игры, имеющиеся в комнате, не подходят для возраста ребенка;
  • Саша играл больше в тот день по сравнению с предыдущими днями, потому что старшие дети детского сада в тот день ушли на экскурсию;
  • он играет увлеченно и очень долго, потому что пожарный насос — это подарок отца, который посещает его только два раза в неделю

3. Оценивание и решение

Исследуемая тема и ее возможные связи могут быть интерпретированы в зависимости от вопросов и целей воспитания. Исходя из этого, педагог решает, в каких поддержке, направлении или изменении нуждается ребенок или сообщество детей

Возможные выводы

Саша интересуется техническими деталями автомобилей и их функциями. Выбор игр должен быть расширен. Младшие дети не имеют достаточно места для игры, когда в детском саду находятся все дети. Саша был растревожен вчерашним визитом отца, поэтому нужно время, чтобы усвоить опыт через игру

Шаблон описания:

  • Что случилось до наблюдаемой ситуации? Что делает педагог для этого? Что думает по этому поводу?
  • Где произошла наблюдаемая ситуация?
  • Какие возможности у ребенка действовать и выражать себя в этой ситуации и в этом месте?

При оценивании необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Какие признаки можно считать показателями удовольствия или неудовольствия  ребенка?
  • Какие признаки выражают внутреннее участие ребенка (вовлечение), отсутствие интереса (апатию) или сопротивление?
  • Какие предположения высказывают педагоги дошкольного воспитания по поводу того, как ребенок выражает себя и как действует? Какие потребности и интересы могут обеспечить мотивацию для самовыражения и деятельности ребенка? Какие вопросы и темы могут занять ребенка в этот момент?
  • Какие навыки ребенка могут быть идентифицированы в наблюдаемой ситуации?

В результате оценивания педагоги обсуждают:

  • Как можно закрепить навыки детей?
  • Какую поддержку следует оказать потребностям ребенка, исходя из его вопросов, как они могут помочь в поиске ответов? Какие стимулы могут дать другие дети и какие — педагоги?
  • Что можно изменить при помощи педагога в сообществе детей в саду, оформлении площадей и выборе материалов, чтобы дать ребенку возможность проявлять инициативу в обработке интересующих его и желательных вопросов?
  • Какие вопросы и темы помогут ребенку расширить кругозор?

Каждый ребенок имеет право быть объектом  наблюдения.  Он  должен  знать, что за ним наблюдают, и понимать, зачем это происходит. Если ребенок чувствует, что деятельность наблюдателя его беспокоит, наблюдение должно быть снято. Это решение нужно уважать. Но, как правило, дети наслаждаются вниманием, которое получают, когда педагог наблюдает за ними. Часто дети просят наблюдающего педагога почитать им заметки, которые он о них написал.

Рисунки, вопросы и комментарии детей в их оригинальной записи, а также заметки о предметах, которые важны для них, — все это нужно учитывать при документировании процесса развития каждого ребенка. Данный документ может быть полезен в период перехода к обязательному начальному образованию.



Предварительный просмотр:

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА

Из приведенного ниже списка выберите часто наблюдаемые у ребенка нарушения поведения и впишите в дневник наблюдений.

Агрессивность

Физическая: ломает игрушки или постройки; рвет книжки; толкает сверстника, ударяет встречных; кусается, плюется.

Скрытая: щипает других, говорит обидные слова, когда не слышат взрослые.

Вербальная: ругается, говорит обидные слова, нецензурные слова.

В виде угрозы: замахивается, но не ударяет; пугает других.

В мимике: сжимает губы; краснеет; бледнеет; сжимает кулаки.

Как реакция на ограничение: сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий; препятствие стимулирует агрессивное поведение.

Направленная на себя: щипает себя; просит, чтобы ударили еще раз.

Вспыльчивость: 

В физических действиях: неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие; плюнуть.

В речи: может неожиданно грубо ответить, выразиться нецензурно.

Негативизм: 

В физических действиях: делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру.

Отказы: отказывается даже от интересной для всех деятельности.

Вербальный: говорит часто «не хочу»«не буду»«нет».

Демонстративность:

В движениях: отворачивается спиной; утрирует движения на занятиях.

Как состояние на собственное состояние и поведением: стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих.

Обидчивость (эмоциональная неустойчивость):

Как реакция на препятствие: обижается при проигрыше в игре.

В мимике: недовольное выражение лица; плачет.

Реакция на оценку другими: болезненно реагирует на замечания; болезненно реагирует на повышенный тон голоса.

Конфликтность 

Активная или реактивная: сам провоцирует конфликты; отвечает конфликтном на конфликтные действия других.

Вследствие эгоцентризма: не учитывает желания и интересы сверстников.

Как недостаточность опыта: совместной деятельности; взаимоотношений.

Вследствие трудности переключения: не уступает игрушки.

Эмоциональная отгороженность: 

Как центробежные тенденции: когда все дети вмести, стремиться уединиться.

Как эмоциональная поглощенность: входит в помещение и сразу идет к игрушкам; занят своим делом и не замечает окружающих.

Особенности речевого поведения: не использует речь как средство общения; когда говорит, то речь не обращена к собеседнику.

Как псевдоглухота: не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования; не реагирует на переход с обычной речи на шепотную.

Особенности зрительного контакта: избегает смотреть в лицо собеседнику.

Дурашливость: 

Реакция на замечание: реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка.

В физических действиях и мимике: дурачится, передразнивает движения.

Нерешительность: 

В социальных отношениях с другими: избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.

Проявление в речи: использует слова «не знаю»«может быть»«трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает верный ответ.

В физических действиях: боится прыгнуть с высоты.

Реакция на новизну: в ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции; в новой ситуации менее вариативное поведение, чем в привычной.

Страхи: 

Конкретные: страх пылесоса, страх собаки, страх темноты, страх от порывов ветра.

Реакция на новизну: боится входить в новое помещение.

Социальные: страх новых людей в новой ситуации; страх публичного выступления; страх остаться одному.

Тревога: 

В мимике: блуждающий, отстраненный взгляд.

В речи: ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, тревоги.

В движении: неожиданно вздрагивает; осторожно ходит

Во взаимоотношениях с другими: спит вместе с родителями; стремиться быть поближе к взрослым.

Скованность: 

В движениях: двигается скованно.

В речи: запинается в речи.

Реакция на новизну: неловок в новой ситуации.

Заторможенность:

В познавательной активности: не знает, чем заняться.

В зрительном восприятии: бездеятельно смотрит по сторонам

В речи: говорит слишком тихо; медленно.

Время реакции: темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает.

Эгоцентричность: 

Как отношение к себе: считает, что все конфеты, все игрушки для него.

Во взаимоотношениях: навязывает свою игру или желание детям.

В речи: часто использует местоимение «я».

Избегает умственных усилий: В условиях свободной деятельности: не смотрит мультики; не слушает сказку.

На организованных занятиях: быстро устает от доступного по возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу).

Дефицит внимания: 

Сосредоточенность: смотрит по сторонам на занятиях.

Содержание помощи ребенку: приходиться словесно повторять задание несколько раз; требуется сочетание слова с показом способа действия.

В речи: переспрашивает условия выполнения задания.

Двигательная расторможенность (гиперактивность):

Особенности планирования действий: поспешно планирует собственные действия.

Как избыточный темп и количество действий: темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); действует раньше условленного сигнала.

Длительность содержания гиперактивности: встает на первой половине занятия.

Длительность овладения состоянием: быстро возбуждается и медленно успокаивается после шумной игры.

Речевая расторможенность: 

Громкость речи: говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса.

Темп речи: убыстрен, речь взахлеб.

В социальных отношениях: переговаривается на занятиях, не смотря на замечания взрослого.

Непонимание сложных словесных инструкций: Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого.

Непонимание простых словесных инструкций: Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания.

Застреваемость: 

В движениях: рисует многократно повторяющиеся элементы.

Во взаимоотношениях и в речи: навязчив при общении; привлекает к себе внимание; повторяет одну и ту же просьбу.

На чувствах и эмоциях: застревает на обиде.

Как трудность переключения: с трудом переключается на другой вид деятельности.

Работоспособность (умственная): Быстро устает от задания, требующего умственной активности; устает, когда читают книгу; устает на первой части организационного занятия.

Работоспособность (физическая): Быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки; теряет работоспособность на первой части занятия; работоспособность колеблется в течение дня; чередование повышенной и пониженной работоспособности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения в детском саду

Разработка сезонных наблюдений в детском саду....

Наблюдения в детском саду

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....

Наблюдения в детском саду

Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь....

Экологические наблюдения в детском саду

Исследовательская деятельность в детском саду...

Наблюдения в детском саду. Зима.

Существует одна из форм познания окружающего мира -  наблюдение. Познавательное занятие не требует устойчивого внимания.  Оно включает в работу: восприятие, мышление и речь. Наблюдения ...

Консультация для педагогов "Педагогическая поддержка семьи и повышение родительской компетенции в вопросах развития детской инициативы"

В консультации  даны определения понятий "педагогическая поддержка", "Компетенции родителей", "инициатива", представлены формы работы педагогов по вопросу обеспечени...

Консультация для педагогов: «Педагогические наблюдения в детском саду».

Каждый период дошкольного детства характеризуется свойственными ему особенностями психофизиологического развития, а каждый ребенок — индивидуальными особенностями. С целью раскрытия закономернос...