«Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в процессе игровой деятельности»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Нефедова Елена Геннадьевна

Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила и разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_rebenka_so_vzr_i_svers.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в процессе игровой деятельности»

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта.

Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют сами условия игры. Ребенок учится благодаря включению в игровую ситуацию, на содержание с разыгрываемых действий и сюжетов. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.

Игра не только забава, но и многотрудное дело: часто дети осваивают новые игры через изнурительные упражнения. Как много усилий вкладывает ребенок, добровольно отрабатывая нужные для игры действия, и все для того, чтобы общаться со сверстниками. В то же время опыт игровых и реальных взаимоотношений (по поводу игры и без игрового повода) ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, превосходить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Речь идет о рефлексивном мышлении.

В ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков общения, в первую очередь - развития рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать, чувствовать другого человека.

Содержанием ролевой игры у старших дошкольников становится подчинение правилам, вытекающим из взятой по себе роли. дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Выполняя в игре правила общественного поведения, дети устремляют внимание на то, что «бывает».

Таким образом, развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.

В игре существует два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения отражают взаимоотношения по сюжету и роли. Так если ребенок взял роль на себя отрицательного героя, то он будет, в соответствии с сюжетом, утрированно злобно относится к детям, взявшим на себя роли других персонажей.

Реальные взаимоотношения - это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело.

Они могут договариваться о сюжете, о распределении ролей, обсуждать возникающие входе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности развивается общение: игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение.

Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила и разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей.

Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в игровых ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, - симпатию, сочувствие, уважение.

Большое значение для развития навыков общения имеют сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, ролевое поведение. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто входит в образ другой личности, - он расширяет, обогащает, свою собственную личность, обогащает свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями. В процессе игрового общения со сверстниками дошкольники открывают новые возможности для самовыражения, коммуникации и ценностного ориентирования.

Отсутствие такого опыта и опыта совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера.

Однако формирование навыков общения дошкольников происходит не только в сюжетно-ролевой игре. Вот почему с первых дней посещения детского сада большое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные подвижные игры, где дети действуют одновременно и одинаково. Подвижные игры помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение подобных совместных игр не только обогащает детей новыми впечатлениями, но и дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности, при общении со сверстниками и межличностных отношений.

Очень важно заранее продумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, считаться с товарищами, доводить начатую игру до конца. При этом ставится задача по отношению ко всему детскому коллективу и к отдельному ребенку.

Специальные игры, игровые упражнения составляют основу игровой терапии. Цель - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и к другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.

Ребёнок - дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определённый запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И всё это переносится на игровую деятельность, на общение со сверстниками, формулирует личные качества ребёнка.

Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним, его общение со сверстниками не может быть универсальным. Организуемая взрослыми практика общения с детьми, свободное общение самих детей между собой обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что взрослые могут заложить в душу каждого ребенка сейчас, не останется незамеченным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в процессе музыкальной деятельности

Выступление музыкального руководителя на педагогическом совете "Развитие коммуникативных способностей дошкольников в процессе взаимодействия со свзрослыми и сверстниками"...

Создание благоприятных условий для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в трудовой и игровой деятельности

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросл...

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Степень новизны педагогического опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов образовательной деятельности по развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками путём...

"Музыкально-коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16307682","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 250px;"}}]]...

«Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в процессе реализации проектной деятельности»

laquo;Опыт работы по формированию навыков общения и взаимодействия ребенка со  взрослыми и сверстниками  в процессе реализации проектной деятельности»...