Практико-ориентированный, познавательный, краткосрочный проект «Ознакомление детей со свойствами воды»
проект

Кипа (Юламанова) Язгулина Зарифовна

 краткосрочный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda_2.docx1015.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс общеобразовательная школа – детский сад

Практико-ориентированный, познавательный, краткосрочный проект

«Ознакомление детей со свойствами воды»

http://rz-tarasovka.ucoz.ru/000027722_4-0355c3008bb143d03dcf864b75d13dc4.png

                                                                             

 Выполнил воспитатель:

Юламанова Я.З.

Тема проекта «Ознакомление детей со свойствами воды»

Тип проекта - практико-ориентированный, познавательный, краткосрочный.

В проекте участвуют дети младшей группы, педагоги д/с, родители.

Ребенок является исполнителем проекта.

Проект реализуется внутри группы в контакте с семьей.

Проект носит фронтальный характер, т.к. участвуют все дети группы.

Цель. Развитие у детей познавательных интересов и чувственного опыта.

План схема проекта

Проблема

Виды деятельности

Образовательные области

Почему вода мокрая?

Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Вода в природе».

Простейшие опыты с водой.

Чтение художественной литературы.

Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.

Игры с водой

Познавательное развитие,

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое,

физическое развитие

Задачи:

1.        Формировать у детей простейшие представления о природных материалах(вода)

2.        Познакомить с некоторыми свойствами воды.

3.        Учить детей применять полученные знания в жизни.

4.        Совершенствование коммуникативных навыков и умения взаимодействовать друг с другом.

Тематическое поле

1.Вода в природе.

2.Свойства воды.

Необходимое оборудование:

Литературный ряд:

        малый народный фольклор, сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,

        сказки С.Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А.Барто «Девочка чумазая»

Музыкальный ряд:

        аудиозаписи «Звуки воды в природе»,

        видеозапись - мультфильм «Капитошка»;

Демонстрационный ряд:

Дидактическая кукла «Капелька», альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»; оборудование Центра воды и песка; колодец, игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок;

вода в детских лейках, игрушки рыбки, крокодил, черепаха, игрушки из киндер -сюрприза, пластиковые бутылки, воронки, крышки от бутылок и др.

Актуальность. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.

Требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.

Для малышей игры с водой:

А) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.

Б) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.

В данном проекте объектом изучения стали свойства воды.

Например, какая вода бывает? Горячая, холодная, теплая, прозрачная, разноцветная. Вода не имеет запаха и вкуса. Нашли ответы на вопросы: Откуда вода берется? Как используется в природе? Для чего нужна людям и т. д.? Параллельно знакомили детей с русским фольклором и народной культурой, а именно со старинным предметом быта под название колодец.

Проект рассчитан на 2 дня. При планировании работы учитывался принцип интеграции образовательных областей.

Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.

Ожидаемые результаты. Деятельностный подход, лежащий в основе метода проектов, предполагает полноправное и активное сотрудничество педагогов и ребёнка. Мы считаем, что содержательная сторона совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательное развитие детей. Идёт углубление и обогащение знаний воспитанников, выявление закономерностей и взаимных связей между рассматриваемым объектом его свойствами и использование в жизни, происходит обогащение активного словарного запаса. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

Технологическая карта

Образовательная область

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Беседа «Для чего нужна вода?»;

Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Вода в природе», Рассматривание картин с изображением песка, пустыни.

Опытно-исследовательская деятельность«Разноцветная вода»

Игровая ситуация «Наберем водички из колодца»

Ежедневные наблюдения за природными явлениями.

Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды

Социально-коммуникативное развитие

Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».

Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».

Игры- поручения «Польем цветы», «Напоим куклу водой из колодца и др.

Речевое развитие

Игровая ситуация «Водичка, водичка…»

Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая»,

Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.Знакомство с загадками про воду.

Логоритмические упражнения «1.2.3.4.5 вышел дождик погулять», «Бежали мимо речки смешные человечки» и др.см картотеку И. Галянт.

Художественно-эстетическое развитие

Опыты с водой «Окрашивание воды»,

Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды в природе», танец «Шумные капельки дождя»

Занятия по изобразительной деятельности «Дождик по земле босиком прошёл…» (рисование),

Физическое развитие

Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице»

Логоритмические упражнения «Водичка, водичка умой мое личико…»

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек»

Список используемой литературы:

        Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.

        Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников.- М.: ВАКО 2005.

        Журнал «Справочник старшего воспитателя» №1,2 2014г.

        Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем : Игры-занятия с дошкольниками.-2-е изд. испр.- М.:ТЦ Сфера, 2013.-128с.(Ребенок в мире поиска).

Приложения

Приложение1

Опытно-исследовательская деятельность в младшей группе «Разноцветная вода»

Цель: создать условия для выявления свойств и качеств воды (прозрачная, без запаха, льется). Продолжать знакомить со свойствами воды (закрашивание). Познакомить с процессом превращения воды в лед.

Предварительная работа: беседа «Кому нужна вода? », игры - опыты с водой.

Методы, приемы: беседа, опыты, рассматривание иллюстраций, обследование материала; вопросы, оценка.

Материал: баночки, краски, картинки, камешки, формочка для льда, игрушка – Капелька, схема, аудиозапись природного шума воды, иллюстрации «Где мы используем воду».

Ход занятия:

В группе висят иллюстрации «Где мы используем воду». Дети заходят и садятся на стульчики. Звучит музыка природного шума (журчание ручейка, шум дождя) .

Педагог: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку, про маленькую капельку.

Жила-была маленькая Капелька. Где была Капелька, там была вода, а где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам было хорошо расти, а нам с вами купаться и пить воду.

Смотрите, а вот и сама Капелька в гости к нам пришла и принесла нам подарок. (появляется Капелька). Давайте посмотрим, что она принесла.

Дети подходят к столу.

Педагог:- Что в баночках налито? (водичка). Где используем водичку? (пьем, стираем, поливаем цветы, моемся). У водички есть запах? (предложить понюхать) .

Педагог раздает камешки и предлагает кинуть их баночки.

- Ребята видно камешки в водичке? Почему?

- А знаете ребята нашу водичку можно сделать цветной!

Педагог берет краски зеленую и синюю, подкрашивает водичку в баночках.

- Какого цвета стала вода? Видно камешки в водичке? Почему?

- А еще мы можем превратить нашу водичку в красивые льдинки.

Ребята вместе с педагогом разливают разноцветную водичку в формочки, и убирают в холодильник.

Во второй половине дня ребятам предлагается рассмотреть цветные льдинки.

Приложение2

Игры с водой

Игра-экспериментирование «Ветер и лодочки»

 Взрослый дает каждому ребенку лодочку, предлагает пустить их в озеро. Дети изображают ветер, дуют каждый на свою лодочку. Таким образом создается ситуация для экспериментирования: можно ли дуть на свою лодочку, не определив всем вместе направление ветра? Сначала дети выполняют это действие без договоренности о том, в какую сторону они будут дуть. Ситуация анализируется. Дети определяют направление ветра, то есть начинают дуть синхронно в одну сторону. Затем взрослый предлагает детям поменять направление ветра. Если дети не могут самостоятельно до говориться о направлении ветра, то взрослый помогает им.

В ходе этой игры взрослый обращает внимание на формирование правильного (диафрагмального) дыхания.

По окончании игры дети вытирают руки и ложатся на коврики-полотенца, звучит спокойная мелодия, дети закрывают глаза  о направлении ветра, то взрослый помогает им.

Собери большие и маленькие камешки

Ребенок и взрослый подходят к столу-ванне, наполненной водой. В ванне находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а по том маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие — в другую.

Аналогичное задание можно проводить, используя дополнительные предметы-орудия (сачок, ложку и т. д.).

Выкупаем куклу

Оборудование и материалы: кукла-голыш, стол-ванна с двумя емкостями с водой (в одной емкости куклу моют, в другой — ополаскивают), мыло, мочалка, полотенце, халатик для куклы.

Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они будут купать куклу. Вместе они уточняют название, свойства и назначение предложенных предметов:

        В чем мы будем купать куклу Машу?

        Что нальем в ванну?

        Какая нужна вода?

        Что нам нужно для купания куклы?

Затем вместе с ребенком взрослый наливает воду в одну из емкостей и сажает туда куклу. Все действия сопровождаются со ответствующими речевыми высказываниями. Взрослый предлагает ребенку помыть куклу, последовательно выполняя действия и уточняя по ходу игры, что он делает. Затем он просит ребенка поместить куклу в другую емкость и ополоснуть ее, затем тщательно вытереть полотенцем и надеть на куклу халат.

Если ребенок хорошо освоил игру, то в следующий раз можно предложить ему помыть куклу самостоятельно.

Игра со струей воды

Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом – столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.

Водопад

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит».

Окрашивание воды

Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.

Тонет – не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак

Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» – половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» – для этого подойдет дуршлаг или сито.

С места на место

Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача малыша – выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.

Пузыри

Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, как можно это сделать, чтобы он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками. Это может стать элементом обучения малыша нырянию и плаванию, если у родителей нет возможностей проводить с ребенком занятия в бассейне. Сначала можно просто выдувать воздух через рот, опуская голову в воду, затем попробовать делать это через трубочку или шланг. Такие игры доставляют малышу ни с чем не сравнимое удовольствие.

Лейся, лейся

Для этой забавы нужна воронка, пластиковый стакан и различные пластиковые емкости с узким горлышком. С помощью стакана малыш наливает воду в бутылки через воронку. Можно просто лить воду через воронку, высоко подняв ее.

Выжми мочалку

Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Много, много пены

Взрослый выливает немного детской пены в бассейн, где находится малыш. С помощью венчика или собственных рук малыш взбивает пену.

Поймай льдинку

Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок . Наблюдаем за ними, рассказываем о свойствах воды.

Учимся измерять

Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.

Поиск сокровищ

Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде

Приложение3

Стихи про воду

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей —

Настя, умывайся веселей!

Мы пойдём купаться

И в воде плескаться:

Брызгаться, резвиться,

Будет Настя мыться.

Мы помоем ножки

Нашей милой крошке,

Вымоем ручонки

Маленькой Настёнке,

Спинку и животик,

Личико и ротик —

Чистая какая

Доченька родная!

Водичка-водичка,

Умой Настино личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку.

Чтобы девочка была

Самой чистенькой всегда,

Помоги, водичка,

Умыть Настино личико.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки глядели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Буль, буль, буль, карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата,

Рыбки и утята.

Шла баба из-за моря,

Несла кузов здоровья,

Тому-сему помаленьку,

А …(имя) весь кузовок! (поливаем водой)

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

Настенька, пойдём купаться.

Будешь в водичке с мамой плескаться!

Аккуратные зайчата

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

с Никиты худоба.

Водичка вниз,

А Никитушка вверх!

Кто горячей водой умывается,

Называется молодцом.

Кто холодной водой умывается,

Называется храбрецом.

А кто не умывается,

Никак не называется.

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

Гонит капля дождевая

Ручеёк за ручейком,

Те бегут не унывая

В реки быстрые. Потом…

А потом и синь морская!

А за нею – океан!

Воду зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

Мы бельё стирали,

В речке полоскали,

Выжали, развесили, то-то стало весело!

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Не умыться не напиться без воды

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.

Из колодца курица

Принесла водицы.

И цыплята всей гурьбой

Побежали мыться

Загадки про воду

 Два братца

В воду глядятся,

В век не сойдутся.

(Берега)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли -

Жить нельзя нам без ...

(Воды)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ручеек)

 В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.

(Река)

 Кругом вода, а с питьем беда.

(Море).

Течет-течет — не вытечет; бежит-бежит — не выбежит.

(Река)

Нет ног, но на месте она не стоит,

Ложе есть, но не спит,

Не котел, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Нет рта, но она никогда не молчит.

(Река)

  Не вода и не суша -

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь.(Болото)

 Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя.

(Болото)

  По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик свое потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует - оно задрожит.

(Лужа)

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ручеек)

В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.(Река)

Кругом вода, а с питьем беда.

(Море)

Течет-течет — не вытечет; бежит-бежит — не вы¬бежит.

(Река)

Нет ног, но на месте она не стоит,

Ложе есть, но не спит,

Не котел, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ И ПЕСКА

ОЗНАКОМЛЕНИЕ  ДЕТЕЙ   СО СВОЙСТВАМИ  ВОДЫ   И    ПЕСКА...

Проект по ознакомлению детей со свойствами воды "Что за чудесница, водица-волшебница"

Организация познавательско-исследователькой работы с детьми по ознакомлению со свойствами воды...

Краткосрочный познавательный проект в младшей группе «Ознакомление детей со свойствами воды и песка».

Краткосрочный познавательный проект в младшей группе«Ознакомление детей со свойствами воды и песка». Тип проекта - практико-ориентированный, познавательный, краткосрочный.Цель....

Проект «Ознакомление детей со свойствами воды и песка»

Развитие у детей познавательных интересов и чувственного опыта....

Краткосрочный познавательный проект во II младшей группе «Ознакомление детей со свойствами воды и песка»

Краткосрочный познавательный проект во II младшей группе «Ознакомление детей со свойствами воды и песка»Цель. Развитие у детей познавательных интересов и чувственного опыта....

Среднесрочный познавательный проект в группе детей раннего возраста «Ознакомление детей со свойствами воды и песка».

Мною быд создан среднесрочный проект в группе раннего возраста. На тему: "Ознакомление детей со свойствами воды и песка"....

«Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей со свойствами воды» «Волшебница вода»

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что? ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь... Ты — величайшее в ми...