Презентация на тему "Методика подготовки и проведения общеобразовательных занятий в 1 младшей группе детского сада"
презентация к уроку (младшая группа)

Самсонова Светлана Анатольевна

Презентация на тему "Методика подготовки и проведения общеобразовательных занятий в 1 младшей группе детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiyasamsonova_s.a.pptx217.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П р е з е н т а ц и я Автор : Самсонова Светлана Анатольевна , Воспитатель МБДОУ « Детский сад №10 » города Алейска Алтайского края 2022

Слайд 2

Методика подготовки и проведения общеобразовательных занятий в первой младшей группе детского сада Подготовила: Самсонова Светлана Анатольевна Воспитатель 1 младшей группы МБДОУ д /сад №10 г . Алейск 2022г

Слайд 3

Суть понятия Среди педагогов детского сада бытует мнение, что самый сложный этап обучения, развития и воспитания дошкольников — это первая младшая (2–3 года) группы. Эта точка зрения не лишена оснований, ведь образовательная деятельность с малышами такого возраста вплетается в режимные моменты, что, в свою очередь, делает её непрерывной в течение дня: один вид деятельности переходит в другой. Поэтому занятия с детьми 2-3лет носят название общеобразовательных. Общеобразовательное занятие в детском саду — это непосредственно образовательная деятельность (НОД), которая строится на основе комбинации разных учебно-воспитательных направлений, подчинённых раскрытию одной темы. К примеру, в 1 младшей группе в рамках воспитания культурно-гигиенических навыков (КГН) дети осваивают навык мытья рук и умывания. В процессе этой работы они учат потешку «Водичка-водичка», то есть реализуют задачу из области развития речи, а также узнают о свойстве воды очищать, делать чистым всё вокруг, и таким образом, расширяют область познания. При этом одно направление всё же является основным: в нашем случае это воспитание КГН. Это интересно. В методической литературе общеобразовательные занятия ещё называют комплексными, что связано с использованием именно этого термина в образовательной программе «От рождения до школы», по которой работает большинство детских садов в стране.

Слайд 4

Цели и задачи общеобразовательных занятий Задачи проведения общеобразовательных занятий опирается на триединую цель всего образовательного процесса: обучающую, развивающую и воспитательную . Незначительные отличия будут касаться задач, которые обеспечивают реализацию поставленных целей, точнее, глубины их освоения. Целями общеобразовательных занятий для детей младшего дошкольного возраста является: дать малышам представления о предметах ближайшего окружения, параллельно обогащать словарный запас (для обеих групп это в большей степени пассивный словарь) – обучающий вектор целей; стимулировать развитие речевой функции, в том числе с помощью тренировки мелкой моторики — развивающее направление; воспитывать КГН, эмоционально положительное отношение к миру вокруг — воспитательный элемент. Расширение информационного поля, обьекта : (например, вода необходима всему живому, без нее жизнь невозможна). Изучение предметов происходит комплексно: (малыши играют кубиками, подключая другие игрушки, например, ставят машинки). Систематизация имеющихся знаний (ребята узнают что у каждого сезона есть определяющие признаки зима-снег, осень-дождь, весна –зелёные листья, лето- яркое солнце). Направление творческой энергии в нужное русло: (дети раскрашивают простые шаблоны с крупными участками для заполнения цветом). Воспитание КГН : (умение мыть руки, умываться, вытираться полотенцем, пользоваться горшком, просить о помощи) А так же создание положительного образа коллектива, сверстников. Малыши привыкают взаимодействовать в коллективе)

Слайд 5

Виды образовательной деятельности Вне зависимости от возраста детей в детском саду практикуется пять видов образовательной деятельности: развитие познавательной сферы (в раннем возрасте через знакомство с названиями окружающих малышей предметов); в 2–3 года пассивный словарь малышей должен пополниться примерно 1200 словами, должна развиться способность характеризовать предмет по цвету, размеру, форме, качеству — плохой или хороший); социально-коммуникативное (маленькие воспитанники учатся делиться игрушками, в первой младшей группе предпринимаются попытки организовать игры вместе, а не рядом, например, сюжетно-ролевые игры «Семья», «В машине»); физическое (малыши узнают своё тело, пытаются им управлять); художественно- творческое (дети знакомятся с материалами для творчества, учатся ими пользоваться). Если говорить о приоритетном виде активности, то в первой младшей группе это познание и речь.

Слайд 6

Дополнительные методики на занятиях Самым продуктивным способом включить или переключить внимание воспитанника раннего возраста является привлечение «движущейся картинки», то есть мультфильмов, видеороликов. Кроме информационных компьютерных технологий, в детском саду в работе с воспитанниками раннего возраста практикуются такие методики: артикуляционная гимнастика с 2 лет в форме разучивания чистоговорок для освоения детьми звукового строя языка (например, « Уп-уп-уп , мама варит суп»); игры с бобовыми, обычно с фасолью (например, «Золушка» — малыши раскладывают красную и белую фасоль по отдельным тарелочкам); элементы методики су-джок (дети катают между ладошками «колючий» шарик, разрабатывая мелкую моторику и стимулируя акупунктурные точки); игры с бутылочками с растительным маслом и пищевыми красителями, развивающие наблюдательность, навык различать цвета. забавы со шнурками (в основном эта методика используется в ясельной группе — дети перекручивают, скручивают, связывают шнурки, тренируя мелкую моторику); игры с бусами (в первой младшей группе это может быть нанизывание бусин определённого цвета на нитку, к слову, во второй младшей и средней группах задание усложнится тем, что нанизывать бусины нужно будет в определённом порядке); сказки с пантомимой (дети слушают сказку, педагог показывает движения персонажей, например, «Репки», дети повторяют, а затем сами выполняют движения под текст); игры, развивающие мелкую моторику (самодельные или фабричные доски с замочками, кнопками и другими деталями, дающими представление об устройстве окружающего мира). Подводя итог, можно сделать вывод о том, что дополнительные методики, применяемые на общеобразовательных занятиях в ясельной и первой младшей группах, направлены на реализацию одной из ключевых целей учебно-воспитательного процесса, а именно на развитие речи.

Слайд 7

Виды занятий Поскольку занятия с детьми раннего возраста носят комплексный характер, выделить виды уроков «в чистом виде» сложно. Исключение составляют разве что: творчество (вместе или отдельно рисование, лепка, музыка); физическая культура; развитие речи. По всем этим направлениям в детском саду есть отдельные занятия, но и они имеют комплексный характер. В данном случае они представляют собой платформу НОД для организации занятий с: привлечением изучения фольклора, то есть чтение сказок («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и др.); лепкой для создания поделок из пластилина (к примеру, изучая тему «Посуда» можно предложить сделать чайник, используя «лепёшки», которые приклеиваются на картон, и декорируются «колбаской» для ручки и носика); элементами краеведения в работе с детьми 2–3 лет (этот элемент изучения истории и культуры своего края находит отражение в костюмах и атрибутах, используемых на занятиях, например, малыши знакомятся с элементами народного костюма — сарафаном; отработкой цвето - восприятия (дети учат цвета окружающих предметов, пытаются сгруппировать объекты по цвету, например, выбрать из мисочки все шарики красного цвета); строительным и природным материалом (конструкторы, собранные во время прогулок камешки, жёлуди, которые используются для изготовления строений, поделок.)

Слайд 8

Как индивидуализировать задания Индивидуальный подход важен для детей любого возраста. И чтобы у педагога не возникло впечатления, что он разрывается на части, пытаясь помочь и скоординировать действия каждого малыша, стоит ограничить виды работы на одном занятии до 2–3. Так дети, даже не желая делать всё вместе, волей-неволей будут работать в мини-группах. Если же говорить об индивидуализации в классическом понимании этого термина, то есть распределения заданий по темпераменту, уровню знаний и развития детей, то в это случае приёмы могут быть следующими: организовать предметно-развивающие зоны так, чтобы детям было удобно заниматься тем, что им нравится (если в группе очень популярен бизиборд , то не стоит ставить его в дальнем углу группы, иначе воспитателю будет сложно контролировать то, что происходит у тренажёра); расширять спектр индивидуальных заданий (если отдельные дети с удовольствием складывают пазл на 4 детали, то пора пополнить копилку пособий картинками из 6 деталей); найти каждому занятие по вкусу (даже в столь раннем возрасте при детальном изучении особенностей каждого малыша можно понять, к чему он тяготеет — одни любят играть с мозаикой, другие отдают предпочтение активным спортивным играм — в конспекте общеобразовательного занятия должны быть виды работы всех направлений); создавать ситуацию успеха (похвала — основа основ воспитания в детях стремления познавать мир, поэтому за каждое выполненное задание малыша нужно поблагодарить, а при неудаче сказать ободряющее слово и повторить попытку выполнить задания чуть позже).

Слайд 9

Приёмы при проведении общеобразовательных занятий в первой младшей группе Речевые приёмы С их помощью дети осваивают речь. Объяснение Пополнение словарного запаса в первой младшей группе происходит за счёт восприятия детьми речи взрослого. Поэтому педагогу обязательно нужно уделить должное внимание объяснению, так как при помощи монологического высказывания малыши ещё и получают общее представление о грамматике построения предложений. При этом разъяснение не должно быть затянутым, со словами, максимально понятными детям, и с простыми, не осложнёнными оборотами, предложениями. Например, объясняя в 1 младшей группе понятия «День и ночь», я пытаюсь обратиться к личному опыту малышей: «Ребята, сейчас на улице день. Мы гуляем, играем. А потом наступит ночь. Мы будем купаться, слушать сказки в кроватках и спать».

Слайд 10

Загадки и стихотворения Наравне с картинками и видеороликами, это один из самых эффективных способов настроить детей на работу, увлечь их общей деятельностью. Преимущество оказывается на стороне стихотворения, так как для малышей 2-3 лет мало опыта для отгадывания. А загадки, которые вводятся в занятие, должны быть с ответом по рифме. К примеру: тема «Угощение для куклы», такие загадки: Из крупы её сварили, Посолили, подсластили. Эй, ну где же ложка наша?! Так вкусна на завтрак… (каша); Подготовим место, Раскатаем тесто. Вот повидло, вот творог. Мы хотим испечь… (пирог); Сварит бабушка из ягод Что-то вкусненькое на год. Ах, какое объеденье — Ароматное… (варенье). Иногда рифмовка может полностью раскрыть суть темы занятия . Например познакомить детей с частями суток поможет стихотворение, которое сначала 2-3 раза проговаривает педагог, а затем дети помогают, договаривая слова. Утром солнышко встаёт, За окошком рассветёт Просыпаться нам пора, В детский сад идти с утра. Вот на улице светло, Время полдника пришло. Мы гулять, играть идём, Много дел бывает днём! Вот и солнышко садится, Это вечер к нам стучится. Вся семья вернётся в дом, Соберётся за столом. День закончился давно. На дворе совсем темно. Ночь приходит. Нам она доброго желает сна.

Слайд 11

Сказки Кроме собственно чтения сказок, тексты могут быть иллюстрационным материалом для раскрытия сути той или иной темы, мотивации малышей Например, чтобы донести до малышей значение понятия «Вежливые слова», я рассказываю им сказку «Три волшебных слова». «Жил-был в лесу Медвежонок, с которым никто не хотел дружить, потому что он был грубым и невежливым. Однажды проходил он мимо болота и услышал, как кто-то зовёт на помощь. Оказывается, это лесной Гном увяз в трясине. Стал маленький человечек просить Медвежонка помочь ему, «Еще чего» ответил Медвежонок. Тогда Гном пообещал научить его трем вежливым словам. Медвежонок помог Гному. А в благодарность тот подарил три волшебных слова: «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините». По дороге домой встретил Медвежонок Старого Медведя с корзинкой ежевики и попросил: «Дайте, пожалуйста, ягод». Старый Медведь не отказал, угостил. Медвежонок сказал «Спасибо». Медвежонок извинился перед всеми и все стали с ним дружить.

Слайд 12

Беседа На основе сказок педагог может вводить в практику –беседы. С малышами диалог строится на основе вопросов, требующих ответов «да» или «нет».В сказке про медвежонка это могут быть такие вопросы. « Xорошо быть грубым?» (дети отвечают отрицательно, а педагог объясняет почему); «Вежливые, волшебные, слова помогают нам находить друзей?» (воспитатель разъясняет); «Вы говорите волшебные слова?» (педагог говорит о том, что важно быть вежливым со всеми — и взрослыми, и детьми). Беседа обычно представляет собой переход от одного вида деятельности к другому (к примеру, от прослушивания сказок к играм и пр.). Наглядность Эта группа приёмов представлена: картинками (дети младшего дошкольного возраста воспринимают мир вокруг образами, поэтому им важно видеть, что скрывается за тем или иным словом, понятием, и тут на помощь приходят иллюстрации); атрибутами (многие методики, используемые на общеобразовательных занятиях, требуют использования реквизита, о котором говорилось выше); демонстрацией (воспитатель показывает способы взаимодействия в разных видах деятельности с различными объектами, например, как пользоваться мылом, полотенцем и пр.); показом (малыши могут получать информацию не только со слов педагога, но и при помощи видеоматериалов по теме, которые затем кратко проговариваются педагогом и обсуждаются с детьми при помощи простых вопросов)

Слайд 13

Игровые приемы Игры — основа организации материалов занятия. При помощи трёх видов игр (обучающих, подвижных, театрализованных) педагог решает образовательные задачи урока, а также попутно учит ребят взаимодействовать друг с другом. Поэтому очень важно, чтобы у воспитателя была обширная картотека игр .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада....

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в логопедической группе детского сада

О разграничении функции педагогов, работающих на логопедической группе....

Сценарий проведения Дня матери в младшей группе детского сада "Мама милая моя"

Сценарий проведения конкурсной программы, посвященной Дню матери во второй младшей группе детского сада...

Фотоотчет о проведении нод в первой младшей группе детского сада

Лепка из пластилина является одним из самых любимых занятий младших дошкольников. Дети очень любят лепить разные предметы. Малыши, в отличие от более старших детей, еще не имеют достаточно навыков в л...

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

В документе расписана методика проведения подвижных игр для старшей группы детского сада в виде таблицы, что удобно для распечатки и использования....

Методика проведения развивающих занятий в старшей группе детского сада

Старший дошкольный возраст — это этап развития ребёнка, опирающийся, с одной стороны, на весь тот опыт, который малыш получил ранее, а с другой — на новообразования в его личности, обуслов...

Организация и проведение игр во второй младшей группе детского сада

Основной способ познания мира у детей — игровая деятельность. Именно она позволяет малышам быстрее социализироваться, открывает источник знаний, а также развивает физически и духовно. Поэтому ор...