«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности посредством внедрения технологий эффективной социализации «Социальные акции», «Дети-волонтёры"
консультация

Современные технологии эффективной социализации направлены, прежде всего, на формирование  гражданской позиции у дошкольников, а также являются тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ    ДЕТСКИЙ САД № 35

Консультация для воспитателей

«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности посредством внедрения  технологий эффективной социализации

 «Социальные акции», «Дети-волонтёры»

Спешите делать добрые дела. помощь больному ребенку). за Ваше понимание и. ...

Подготовила старший воспитатель Бычкова Г.В.

г. Саров, 2022 г.

ГЛОССАРИЙ:

Волонтёр (от лат. voluntarius — добровольно) или Доброволец—

человек, добровольно занимающийся какой-либо деятельностью. С точки

зрения закона РФ — физические лица, осуществляющие благотворительную

деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг

(добровольческой деятельности).

Волонтёрство или Волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius —

добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные

формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и

другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на

благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и

ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает.

Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс

взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование

гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.

ТЕХНОЛОГИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ АКЦИЯ»

направлена, прежде всего, на формирование  гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада. «Социальная акция» — это современный способ привлечь и объединить всех участников образовательного процесса.

«Социальная акция» проводится ежемесячно и почти всегда за пределами детского сада. Она напрямую связана с «Ситуацией месяца» тематически и методически, так как позволяет в полной мере развивать саморегуляцию и самоопределение  как у детей, так и взрослых в процессе её проведения. Каждая акция начинается с информирования дошкольников и родителей о цели, этапах и времени её проведения. На «Ежедневных рефлексивных кругах» дети обсуждают степень своего участия в данном мероприятии, его задачи, планируют свои действия и действия своих родителей в осуществлении этого проекта. Например, во время ситуации месяца «Рождественский подарок» дети решили сделать подарки для воспитанников дошкольного детского дома и попросить родителей купить для этих детей какую-либо игрушку, или поделиться своей любимой, или сделать её самим. Дети предложили позвать в гости на ёлку в садик воспитанников детского дома или поехать к ним в гости с концертом. В результате дети вместе с родителями (наиболее активными) посетили детский дом с подарками и концертом и сняли об этом событии видео. Оно было показано всем детям детского сада и размещено на сайте для родителей и ещё не один раз обсуждено на «Ежедневном круге рефлексии».    Важнейшим условием  правильной организации социальной акции является:

  • -соблюдение принципа добровольности,
  • -проявление заинтересованности самих воспитателей,
  • -доступности детям её смысла.

Акция должна быть доведена до практического конца, а дети, родители и воспитатели должны получить удовлетворение от её проведения.

Предварительно необходимо провести опрос родителей по поводу их участия в социальной акции.

В чем же значимость и ценность социальных и благотворительных акций для дошкольника?

  1.  Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают реальные представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи. И что даже ребенок способен изменить в лучшую/худшую сторону свое окружение, свой мир!
  2.  С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил Поведения в окружающем мире воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт. Это такой вид культурной практики социальной направленности (социального содержания), который позволяет развивать  у дошкольников эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребенка, побуждает к эмпатии (сопереживанию-сочувствию-содействию) и рефлексии (самоанализу).
  3.  Акция– это возможность участия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров), а ее подготовка и  проведение реализуют принцип  интеграции  различных  видов  деятельности, социального развития ребенка, содержания разных образовательных областей.
  4.  Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребенка, что  принципиально важно для позитивной социализации  детей дошкольного возраста. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом. Участие детей в социальных акциях может/должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребенку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.

Какие существуют подходы к классификации социальных  акций?

по масштабу участия ДОО:

− одна группа;

− возрастная параллель (только подготовительные группы);

− все группы ДОО.

по уровню участия:

− в ДОО;

− районный;

− в городе;

− междугородний:

− Всероссийский;

− Международный.

по предмету преобразования:

− Социально-благотворительные (для человека);

− Экологические (для природы);

− Культурные (для объектов и предметов культуры);

− Патриотические (для района, города, страны).

Этапы акции.

1-й этап – организационный. При разработке и подготовке акции следует  определить вместе с детьми, на решение какой социальной проблемы она направлена, каковы ее целевая группа, цель и результат (что мы хотим?). Также следует продумать форму проведения акции (что это будет?) и ее продукт.

2-й этап – практический. Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция, концерт) или несколько, следующих друг за другом (беседа о птицах, рисование/лепка птиц, изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).

3-й этап – итоговый. Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, «обратную связь» и определение ее дальнейших перспектив: есть ли  необходимость повторить, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции и т.п.

ТЕХНОЛОГИЯ «ДЕТИ-ВОЛОНТЁРЫ»

Задачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» следующие:

 - развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

- развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей;

-создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку. Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.

Опыт внедрения технологии «Дети-волонтёры» показал, что самый простой способ организации разновозрастного общения — проведение ежедневных «Клубных часов» на прогулке, ведь для этого не нужно особенных условий, только желание самого педагогического коллектива. Старшие дошкольники же всегда готовы пойти на площадку к малышам.

Для реализации данной технологии необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами. Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам: «Научим малышей играть», «Научим разрешать конфликты», «Научим одеваться», «Знаем, как помочь в проведении занятий».

Этапы.

1 этап - «Социально-психологическая подготовка волонтёров» (беседы,

чтение худ.литературы, просмотр мультфильмов и др.);

2 этап – «Формирование волонтёрского движения» (разработка эмблемы,

вовлечение детей в движение);

3 этап - «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (обучение малышей навыкам

самообслуживания, игровая деятельность, помощьрежимных моментах и др.);

4 этап - «Проведение акций и мероприятий, развитие волонтерского движения».

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=494x1024:format=png/path/s3813f815144454c1/image/i7be92f5a776ae578/version/1534563142/image.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по развитию детской инициативы и самостоятельности посредством детских творческих объединений в группе.

Данный материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, при создании условий для самостоятельной деятельности детей, развитии инициативы и творчества....

План по самообразованию «Развитие детской инициативы, самостоятельности и воображения посредством конструктивной деятельности» На период 2015-2018 гг.

Цель: повышение уровня педагогической компетенции в вопросе развития детской инициативы, самостоятельности и воображения посредством конструктивной деятельности».Задачи:-изучить учебную, сп...

Методическое объединение. Тема: "Развитие детской инициативы, самостоятельности детей дошкольного возраста"

             Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Содержит теоретическую информацию о понятии инициативы, характеристиках иници...

"Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста посредством технологий эффективной социализации"

В статье описаны приёмы, которые направлены на развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста с помощью технлогий эффективной социализации....

«Развитие детской инициативы, самостоятельности и ответственности детей старшего дошкольного возраста в ходе внедрения технологии «Дети - волонтёры»

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.Чрезвычайная занятость родителей, разрыв по...