Обновление содержание работы воспитателя детского сада с родителями обучающихся: развитие компетенции ответственного родительства
статья (младшая группа)

В современном обществе важнейшей задачей государства остается укрепление института семьи и родительства. Именно в семье, через родителей, передаются и хранятся от поколения к поколению духовные ценности, традиции, которые формируют личность ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обновление содержание работы воспитателя детского сада с родителями обучающихся: развитие компетенции ответственного родительства

В современном обществе важнейшей задачей государства остается укрепление института семьи и родительства. Именно в семье, через родителей, передаются и хранятся от поколения к поколению духовные ценности, традиции, которые формируют личность ребенка.

В Указе Президента РФ № 240 от 29.05.2017 г. «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» обозначены основные проблемы в сфере института семьи и детства.

В меморандуме Национальной Родительской Ассоциации РФ ставятся задачи укрепления института семьи и родительства, формирования позитивного пространства для развития семьи, поддержки семейных традиций и ценностей. Особенно отмечается важность взаимодействия педагогов образовательных организаций и родителей, как возможность повышения родительской компетенции. Родительская компетентность как ценность развивается в современном обществе, становится главным мотивом родителей.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», одним из приоритетных направлений также является содействие повышению педагогической культуры родителей, поддержка семейного воспитания с участием муниципальных, региональных и образовательных организаций.

Проблема формирования родительской компетентности во многом связана с тем, что на разных уровнях реализация семейной политики недостаточно полно разработана идея повышения образовательного потенциала семьи.

Отсутствие у современных родителей воспитательного опыта, занятость на работе, бытовые проблемы, материальные трудности отрицательно отражаются на содержании процесса воспитания. Такой процесс становится непостоянным, непоследовательным, зачастую свидетельствующий об отсутствии психологической и педагогической культуры в семье, низком родительском потенциале.

Родительская компетентность — широкое понятие, представляющее собой совокупность когнитивных, ценностных, коммуникативных, эмоционально-волевых и деятельностных характеристик. Такие характеристики проявляются в готовности принимать своего ребенка таким, какой он есть, как ценность. Овладение родителями психолого-педагогическими знаниями дает возможность лучше понимать своего ребенка, осознать свой родительский потенциал, поверить в себя как родителя, создать эмоциональная близость с ребенком, принять свою родительскую роль.

Очевидно, что влияние семьи на ребенка огромно. В семье закладываются принципы нравственности, формируется отношение к миру, происходит становление характера. Таким образом, мы можем рассматривать организацию мероприятий, направленных на повышение родительской компетенции в дошкольных образовательных организациях, как решение одной из актуальных проблем современного общества.

Отличительной особенностью современного состояния дошкольного образования является возрастающие к нему требования со стороны социума.

Следует отметить, что современный педагог дошкольного образования ориентируется не только на развитие своих профессиональных компетенций, но и на необходимость развития своей личной компетентности для работы с родителями воспитанников в условиях новых ФГОС дошкольного образования.

С целью более эффективной помощи родителям, в нашей дошкольной образовательной организации мы стремимся создать условия для повышения родительской компетентности у мам и пап наших воспитанников. В нашей дошкольной образовательной организации педагоги дошкольного образования осуществляют свою деятельность на основе аксиологического, компетентностного подходов. Педагоги стремятся формировать собственные социально-личностные компетенции, понимать специфику семейных взаимоотношений, рассматривать проблемы семьи воспитанников на их микроуровне, в контексте всех социальных институтов.

Повышение родительской компетентности, предполагает:

− понимание себя как родителя, своих реакций, родительской составляющей, мотивов родительского поведения;

− формирование семейных отношений через развитие культуры переживаний и выражения своих чувств;

− осознание родственной связи с детьми, родительских установок и ожиданий от ребенка, родительских позиций и отношения, стиля воспитания, ответственности;

− эмоциональную чувствительность родителей к переживаниям ребенка и др.

В процессе общения с родителями мы обучаем их эффективным методам взаимодействия с детьми не только дошкольного возраста. Взаимодействие включает в себя: конструктивное поощрение, взаимное уважение, поддерживание дисциплины, работа с границами, умение слышать и слушать, делать замечания, поддержка детей в их развитии, создание атмосферы привязанности и доверия.

Необходимость и важность развития компетенции родителей в вопросах воспитания ребенка очевидна. Поэтому, в нашей образовательной организации мы инициируем взаимодействие с семьями воспитанников с целью развития родительской компетентности.

Для удовлетворения образовательных запросов родителей детей дошкольного возраста мы используем разнообразные формы работы:

- групповые мероприятия: «Семейная викторина», «День здоровья», «Международный день музыки», «Неделя улыбки», «Неделя добрых дел» и другие;

− сезонные, например: «День знаний», «До свидания лето», «Осенины», «Новый год», «Масленица», «День Весны» и другие;

− экологические, например: «КВН юных экологов», «Российские дни леса», «Неделя всемирной акции - Мы чистим мир», «Всемирный день мытья рук», «Всемирный день животных» и другие;

− тематические, например: «День космонавтики», «День России», «День Победы» и другие;

− познавательные, например: «Всемирный день почты», «Всемирный день учителя», «Международный день врача», «Международный день анимации» и другие;

- выставки детских работ: «Моя мама лучше всех!», «Пусть будет мир!».

На родительских собраниях мы уделяем особое внимание практике «Родительский вопрос». У родителей есть возможность задать вопрос не только воспитателю дошкольной организации, но также музыкальному работнику, инструктору по физической культуре нашей образовательной организации. Вопросы родители могут задавать не только устно, но и письменно. Наиболее интересные вопросы могут быть рассмотрены как темы для родительских дискуссий, групповых консультаций, будущих родительских собраний.

Наряду с традиционными формами работы по развитию родительской компетентности, в нашей образовательной организации используется интернет. Сайт нашей организации — постоянно действующая площадка для родителей детей дошкольного возраста. Создание сайта для родителей не только расширяет спектр услуг, но и активно формирует позитивное родительское сообщество. На сайте нашей образовательной организации родители находят интересующие их материалы по вопросам образования и воспитания детей.

Именно такие формы работы, на наш взгляд, способствуют развитию родительской компетенции, так необходимой для гармоничного психологического развития ребенка.

Также следует отметить, что при таком взаимодействии, между семьями и воспитателями, устанавливается доброжелательная атмосфера, родители более открыто идут на контакт, активно включаются в совместную работу.

Таким образом, можем утверждать, что если вести психолого-педагогическое сопровождение семьи, создавать условия для самопознания и самообучения, у родителей будет развиваться родительская компетентность.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование: "Интерактивные методы в работе воспитателя детского сада с родителями воспитанников".

Презентация на тему самообразования : " Интерактивные методы в работе воспитателя детского сада с родителями воспитанников"...

Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада.Воспитатель Алексеева Людмила Николаевна ГАДОУ № 15 детский сад

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона...

Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников.

Психолого-педагогические аспекты работы воспитателей детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников....

Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников Консультация для педагогов (из опыта работы)

Дистанционные формы работы воспитателя детского сада с родителями (законными представителями) воспитанниковКонсультация для педагогов (из опыта работы)...

Обновление содержание работы воспитателя детского сада с родителями обучающихся: развитие компетенции ответственного родительства

В современном обществе важнейшей задачей государства остается укрепление института семьи и родительства. Именно в семье, через родителей, передаются и хранятся от поколения к поколению духовные ценнос...