Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение, поддержание и обогащение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего дошкольного возраста

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы» 

В. А. Сухомлинский

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение, поддержание и обогащение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В современном обществе здоровых детей становится меньше, что связано со стабильной тенденцией нарушения здоровья. Причин этому много: генетика, экология, медицина, социальные (состав семьи, особенности воспитания, не соблюдение режимных моментов, наличие вредных привычек и др.). Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью охрану, сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье, как функция успешной жизни в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте, начиная с самого раннего дошкольного возраста.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение главной задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков.

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, если учитывается состояние здоровья ребенка и его индивидуальные психофизические особенности при выборе форм, методов и средств обучения.

Основой здоровой среды пребывания малышей в группе является, прежде всего, создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки.

Решение задач гигиенического воспитания детей дошкольного возраста тесно связано с другими направлениями воспитания: с физическим (укрепление здоровья), нравственным (воспитание культуры поведения, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью товарищей), трудовым и эстетическим воспитанием (соблюдение гигиенических требований, формирование навыков самообслуживания), а также с умственной подготовкой (обогащение представлений).

Перед дошкольными работниками стоит сложная и ответственная задача воспитания здорового ребенка. Основой этой работы является правильная организация и методика физического и гигиенического воспитания.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.

Начиная с раннего детства, в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется психическое, социальное здоровье, другие качества, необходимые для всестороннего развития личности.

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье ребенка; способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Включение здоровьесберегающих технологий не только в образовательную работу, но и в домашнюю, необходимое условие для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры.

В работе с детьми раннего дошкольного возраста активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:

- пальчиковая гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- самомассаж;

- утренняя гимнастика;

- подвижные и спортивные игры;

- артикуляционная гимнастика;

- релаксация, эмоциональная разрядка;

- воздушные и солнечные ванны на прогулках;

- дорожки здоровья, босохождение;

- бодрящая гимнастика, после сна;

- оздоровительные досуги и развлечения.

В домашних условиях можно использовать аналогичные здоровьесберегающие технологии. Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Самые первые представления о культурно-гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.

Прививать гигиенические навыки детям должны воспитатели и родители. Они должны действовать в тесном контакте друг с другом, дополнять один другого. Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек. А всегда аккуратный, опрятный, строго выполняющий все правила личной гигиены взрослый является хорошим примером для подражания.

Важной задачей воспитания в раннем возрасте является воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Они должны научиться самостоятельно следить за чистотой своего тела (мыть руки перед едой, после любой работы, прогулок, туалета, пользоваться полотенцем, салфеткой, носовым платком), пользоваться столовыми приборами, овладеть навыками самостоятельного одевания и раздевания, научиться аккуратно складывать вещи, собирать игрушки, закрепить установленные социумом правила и нормы, научиться соблюдать культуру поведения за столом.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для детей это целая наука — освоение и применение культурно-гигиенических навыков. В обучении детей раннего дошкольного возраста культурно-гигиеническим навыкам важна постепенность от простого к сложному, показ действий и способов его выполнения.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Но все действия, направленные на укрепление здоровья ребенка не принесут результата, если будут преподноситься как скучное занятие. Известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Игровые технологии воспитания и обучения интегрируются в ДОУ с технологиями здоровьесбережения. В игре дети узнают новое, развивают разнообразные навыки и умения. Выстраивать образовательный процесс с игровыми ситуациями и элементами — положение классической педагогики, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

В группе раннего возраста игры проводятся подгруппами и индивидуально, а воспитатель обязательно участвует во всех играх (дидактические, сюжетно-ролевые, инсценировки). Для эффективности работы по обучению гигиеническим навыкам используется методический материал. Пальчиковая гимнастика, игры на развитие крупной и мелкой моторики, упражнения на развитие координации движений способствуют развитию подвижности пальцев и помогают ребенку быстрее научится одеваться и раздеваться.

Дидактические и сюжетно-ролевые игры обучают детей умыванию.

Все гигиенические манипуляции малышей желательно поддерживать художественным словом.

Для успешного решения задач воспитания культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста группы можно использовать целый ряд педагогических приемов: показ взрослого, показ кукольного театра, упражнения в процессе дидактических игр, систематическое напоминание о необходимости соблюдения правил личной гигиены и повышение требований в процессе их освоения. Обязательно нужно поощрять детей похвалой за успехи.

Чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.

Применение игровых здоровьесберегающих технологий, разнообразные игровые действия развивают реакцию, быстроту, координацию движений, ловкость и достаточно благоприятно влияют на психологическое здоровье детей.

Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результат своего труда.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста

Статья - Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста.

Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных ...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста.

В современном обществе здоровых детей становится меньше, что связано со стабильной тенденцией нарушения здоровья. Причин этому много: генетика, экология, медицина, социальные (состав семьи, особенност...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Реализация здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей с учетом состояния здоровья ребенка, его индивидуальных психоф...