ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС. ОПЫТ РАБОТЫ.
статья

Жманкова Елена Андреевна

Опыт работы музыкального руководителя МАДОУ Детский сад №2 "Аленький цветочек" город Корсаков

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

В УСЛОВИЯХ ФГОС. ОПЫТ РАБОТЫ.

Жманкова Елена Андреевна,

музыкальный руководитель

МАДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек»

общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

Корсаковского городского округа Сахалинской области.

 

«Музыкальное воспитание — это воспитание не музыканта, а воспитание человека» (Василий Александрович Сухомлинский).

Почему в последнее время делается акцент на духовно – нравственные ценности в воспитание дошкольников? Потому, что самая большая опасность в нашем обществе в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, служении Отечеству и ответственность за его судьбу, высоких нравственных идеалах, исторической памяти и преемственности поколений, доброте, милосердии, великодушии, справедливости.  Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Развивая детский интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, традициям, обычаям мы сохраняем наследие своего народа, единство народов России.

2 июля 2021 года  указом Президента РФ № 400 «О стратегии национальной безопасности РФ» актуализированы задачи по укреплению единства народов РФ «на основе общероссийской, гражданской идентичности, сохранения общечеловеческих принципов и общественно значимых ориентиров социального развития»  

Система образования выступает основой обеспечения гражданского единства и патриотического воспитания подрастающего поколения, объединяя педагогическое, профессиональное и научное сообщество. При реализации основных и дополнительных программ она  обеспечивает  развитие личности, и охватывает образовательные области  социально-коммуникативные,  познавательные, речевые,  физические,  художественно-эстетические.

Художественно-эстетическое развитие предполагает

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Большое место в жизни детей занимает легкая музыка. Простая для восприятия, она приносит им радость и веселье, но, к сожалению, не развивает эстетический вкус и не способствует формированию духовной культуры. Бессмысленные музыкальные впечатления могут отрицательно сказаться на развитии духовной и музыкальной культуры, поэтому в  нашем дошкольном учреждении и семье мы  организовываем целенаправленное и осознанное восприятие музыки.

Взаимодействие педагога с семьями в деле духовно-нравственного воспитания ребенка проходит через непосредственно образовательную деятельность, праздники, совместные мероприятия, родительские собрания, консультации, рекомендации, круглые столы, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей.

Совместное общение детей и взрослых с музыкой различной стилистической направленности помогает воспитателю детского сада насытить воображение детей в повседневной жизни: в различных видах деятельности и режимных моментах, помогает организовать и украсить весь педагогический процесс. Приятно наблюдать, как на занятиях по слушанию музыки и дети, и мы, педагоги, существуем на единой творческой волне от очередной встречи с незабываемыми творениями В. Моцарта и А.Вивальди, П.Чайковского и М.Глинки, С.Прокофьева и С. Рахманинова, Г.Свиридова и Р.Щедрина.

С энтузиазмом и вдохновением мы организовываем и проводим яркие, запоминающиеся различные тематические вечера, музыкальные гостиные, на которых дети учатся видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, ценить и понимать прекрасное. Наличие мольбертов позволяет нам регулярно оформлять тематические художественные экспозиции с иллюстрациями к музыкальным произведениям   (по временам года, тематическим праздникам и т.д.), размещать портреты композиторов.

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, пальчиковых игр, частушек.  Дети проявят яркий интерес к обыгрыванию и театрализации сказок, поскольку  они знают содержание многих  литературных произведений.

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, представляет собой отражение детьми окружающей жизни. Народная игра, игры – забавы, музыкальные, хороводные игры содержат в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа и народов России.

Большое место в приобщении детей к традиционным  ценностям народной культуры занимают народные праздники и традиции. Это «Осенины», «Веселая ярмарка», «Веснянка», «Русская береза», «День Земли». Одним из любимых праздников детей является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения.

         Важнейшим элементом приобщения к российским духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти является использование в обучении и воспитании детей государственных символов РФ (флаг, герб, гимн). Особое внимание мы  уделяем празднованию государственных праздников: «День России», «День государственного флага РФ», «День государственного герба РФ», «День Конституции».

Прививая детям такие понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, малой родине, трудовой подвиг, мы ежегодно в детском саду проводим праздники, посвящённые «Дню Победы» «Дню Защитника Отечества»,  «Международному женскому дню», «Дню Матери», «Дню города», «Дню семьи, любви и верности» в честь православных святых Петра и Февронии.

Наши дети с радостью бегут в музыкальный зал, а вместе с ними частые и желанные гости — их родители, которые уже привыкли к совместным занятиям и праздникам, на которых мы поем, танцуем, импровизируем, музицируем, а дома они вместе рисуют Музыку!

На протяжении трех лет в нашем ДОУ проходит реализация дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы художественной направленности

«Музыкальная палитра» для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет, которая направлена на обеспечение духовно-нравственного воспитания по средствам вовлечения детей в игровой и песенный детский  народный фольклор,  знакомит с бытом, традициями русского народа. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых музыкальных произведений.

Мы являемся активными участниками и неоднократными победителями  в конкурсах и фестивалях, в проектной деятельности патриотической направленности: «Лучшее мероприятие для молодежи, посвященное Дню Победы», «Юные таланты» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Корсаковского городского округа, с песнями «Моя Россия» Г.Струве, «Родной Сахалин» М.Головченко, «Этот славный День Победы» М.Басовой.

Для взрослой аудитории: коллег - музыкантов, педагогов, родителей и общественности города стало традицией проводить мастер – классы, музыкально - поэтические салоны  с участием детей – воспитанников детского сада под названием «Волшебной музыки аккорды».

Большим праздником для нас становятся концерты артистов  Детской школы искусств. Они не только исполняют музыку и проводят с детьми интересные беседы, но и подготавливают концерты, в которых дети принимают активное участие: отгадывают загадки про музыкальные инструменты, читают стихи и играют на музыкальных инструментах.

Родители, которые хотят, что бы их ребенок получал духовное образование, получал урок добра и милосердия, т.е. чтоб у него был сформирован духовный стержень, который поможет ему в жизненных ситуациях, приводят своих детей в православные храмы, посещают воскресные школы.

На протяжении 20 лет мы тесно сотрудничаем с воскресными школами города Корсакова, участвуя в крупных мероприятиях, посвященным церковным событиям, осуществляя методическую и музыкальную помощь: в подборе музыкального репертуара, в организации и проведении русских народных игр, аккомпанементе церковных, духовных песен.

В заключение хочется отметить, что систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Мы стараемся, чтобы дети в нашем детском саду жили в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь, лучшее, что начнет формироваться в дошкольные годы, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и будет иметь огромное влияние на  духовно – нравственное   и гражданско-патриотическое развитие человека.

1. Актуальные проблемы духовно – нравственного воспитания детей и молодежи. Материалы региональной научно – практической конференции 25 – 26 мая 2006 года. Южно – Сахалинск, 2007.

2. Кулаковский Л. Музыка как искусство. - М.: Просвещение, 1990. - 138 с.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Смирнов М.А. - Эмоциональный мир музыки. - М.: Просвещение, 1990. -280 с.

5. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с.- ( Приложение к журналу «Управление ДОУ»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к труду.

Презентация к выступлению и текст выступления ( отдельным файлом)....

"Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественно - эстетическое развитие детей в условиях ФГОС"

Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Развивая детск...

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через экологию

Экологическое образование осуществляется с учетом особенностей детского восприятия природы.         В нашем ДОУ реализуется программа С.Н. Николаевой "юный...

Публичное выступление "Патриотическое воспитание дошкольников через художественно- эстетическую деятельность"

Воспитание любви к родному краю, к Родине остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития, будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития,...

Выступление на семинаре в МКДОУ на тему "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие"

формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие...