Метод проектов - как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ
консультация

Марина Валерьевна Барышевская

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш»

                                                            В. А. Сухомлинский

 

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

  • обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
  • обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
  • реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
  • привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
  • обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – это кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мунципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учереждение

"Детский сад № 30" 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема выступления на педсовете:

Метод проектов - как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель ДОУ:

Барышевская М.В.

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

р.п. Ржавки 2021

 

 

 

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш»

                                                            В. А. Сухомлинский

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:

  • обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
  • обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
  • реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
  • привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
  • обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – это кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным

 инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и результативность.

Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов

 

 

 

– практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.

Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе.

В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом.

Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:

                      самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;

                      ставить цели, задачи, прогнозировать результат и планировать содержание своей деятельности.

                                     

Проекты классифицируются:

        По составу участников (дети, родители, сотрудники);

        По срокам реализации (краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);

        По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.)

        По тематике.

   

   Бывают: виды проектов

              межгрупповые;

              групповые  («День рождения группы»);

              индивидуальные («Я и моя семья»);

              комплексные  («Книжкина неделя»).

 

Типы проектов:

           исследовательско - творческие;

           ролевые, игровые;

           информационно - практико-ориентированные;

           творческие.

 

Какая же основная педагогическая значимость проектной деятельности?

Суть её заключается в том, что:

 педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний.  

 Проектный метод позволяет активному, творческому педагогу эффективно интегрировать содержание образовательных областей, успешно решать программные задачи в процесс разнообразной деятельности.

  

 

 

 Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.

 

В силу своих способностях, ребёнок дошкольник ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети, и педагоги и родители.

    Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

И для того, что бы любая проектная деятельность реализовывалась успешно необходимо соблюдать:

           Интересы ребёнка.

           Деятельность детей без принуждения.

           Тематика только из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.

           Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.

           Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.

           Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.

           Совместное с педагогом достижение цели.

 

Поэтому метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьёй через совместную деятельность

 В  дошкольных учреждений используются в основном два вида проектов. Это детские исследовательские проекты и творческие проекты педагогов.

Метод детских проектов ориентирован на:

                      осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;

                      приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;

                      применение и приобретение детьми новых знаний.

Особенность детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги.

Реализация проекта включает несколько этапов:

I этап – определение темы исследования, задач для педагога, родителей, детей.

 

 

 

II этап – обозначение темы для детей. Предложить оформить папку, книгу по теме проекта.

III этап – совместная работа детей и родителей по организации и оформлению исследовательского проекта.

IV этап – защита или презентация.

При защите выделяются интересные открытия, делаются замечания, предложения.

Детские исследовательские проекты проходят несколько этапов защиты и презентации.

I этап – в группе для детей или родителей.

II этап – в детском саду для детей других групп или педагогов детского сада.

Реализация детских проектов помогает многим детям:

                      испытать радость открытия;

                      чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников;

                      успешнее социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни.

Творческие проекты педагогов.

При разработке творческих проектов педагоги планируют совместную деятельность детей, родителей, представителей социума. Данная деятельность намечается, развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Участники проекта договариваются о содержании проекта, планируемых результатах и форме их представления (это может быть праздник, выставка, видеофильм, репортаж, создание макета, рабочая программа педагога и т.д., или другие формы, более близкие педагогу).

 

 Применяя в практике проектную деятельность - основная цель всей нашей работы заключается в разработке модели сотрудничества ДОУ и семьи.

 Совместная работа по реализации проектной деятельности с родителями осуществлялась по нескольким этапам:

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП: Установление доверительных отношений с родителями

ВТОРОЙ ЭТАП:  Использование различных форм и методов работы с родителями (беседы, консультации, анкетирование, опросники, родительские собрания и т.д.)

ТРЕТИЙ ЭТАП: В проектной деятельности родители становятся активными участниками в жизни группы.

 

В ходе совместной проектной деятельности, мы работали над несколькими проектами:

 

    1.Проект «Скоро, скоро Новый год» (декабрь 2019 г.)

    2.Проект «Широкая Масленица» (февраль 2020 г.)

    3. Проект «Наследники Победы» (май 2020 г.)

    4. Проект «Полезные продукты питания»(сентябрь 2020)

    5. Проект «Ёлочка-красавица»(декабрь 2020)

 

 

Из всего сказанного можно сделать вывод, что метод проектов в современном педагогическом процессе действительно приобрёл в настоящее время все большую популярность. Главной задачей данного метода является активизация личностной позиции, исследовательского мышления. Поэтому в любой исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, увиденные явления в живой природе, требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Подобный подход формирует чувство личной

причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту у всех участников проектной деятельности. И самое главное только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача – воспитание человека, всесторонне грамотного и развитого.

 

 

 

Используемая литература:

 

1. Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Айрис Пресс, Москва 2008 г.

2. Л.Д. Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: от методики Практике. Творческий центр «Сфера», Москва 2010 г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Малые Олимпийские игры в ДОУ, как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса»

Основным направлением работы нашего детского сада является деятельность по совершенствованию здоровьесберегающей среды, реализация комплекса мер по укреплению физического, психического здоровья детей....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК НОВАЯ ВЫСОКОЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в условиях ФГОС ДО

Основной тезис современного понимания метода проектов:«Всё, что я познаю, я знаю,для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»....

Консультация для педагогов на тему: «Образовательное событие, как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ».

Консультация для педагогов на тему:«Образовательное событие, как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ»....

Презентация "Метод проектов- как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ. Совместный проект детей, родителей и педагогов «Наши пернатые друзья»

Птицы приносят детям много радости своим появлением весной, но у детей недостаточно сформированы представления о птицах и их    значимости в природе. Этот проект поможет больше узнать о...

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста и форма взаимодействия всех участников образовательного процесса »

Семинар «Образовательное событие – как инновационная технология работы с детьми  дошкольного возраста и форма взаимодействия  всех  участников образовательного процесса &raq...

«Метод проектов - как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ»

В образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер со-трудничества воспитанников, педагогов, родителей и других членов семьи. Родителимогут быть не только источниками информации, реа...