статья "Воспитание патриотизма и любви к Родине у старших дошкольников"
статья (старшая, подготовительная группа)

Потапова Людмила Анатольевна

В статье я описала свой опыт работы по воспитанию патриотизма и любви к Родине у старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма и любви к Родине у дошкольников старшего возраста

Зарождение любви к Родине начинается с дошкольного возраста в семье. Постепенно происходит ознакомление дошкольников с микрорайоном, в котором они живут, городом, регионом и своей страной. В основе воспитания патриотов своей страны находится любовь к Родине. Ключевые слова: Родина, родной город – Санкт-Петербург, любовь к Родине, патриотизм.
     Дошкольная пора -это, казалось бы, время беззаботного детства. Однако, именно в это время, происходит осмысление ребенком впечатлений от окружающего его мира; осознание положительных и отрицательных сторон действительности формирование самосознания.
      Воспитание будущих граждан России, достойных патриотов своей страны, возможно лишь путем привития детям любви к своей семье, к родному краю и расширения представлений о России, как о родной стране. Вследствие чего формируется бережное отношение к природе и всему живому, развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны.
      Любовь к Родине в дошкольном возрасте начинается с малого. В раннем детстве –это любовь к своей семье, привязанность к близким людям. Ребенок чувствует себя защищенным в присутствии родных людей в доме, в котором проживает его семья. Постепенно, подрастая, дошкольник знакомится с окружающей природой во время прогулок. Узнает, что цветы пахнут, и это ему нравится. Интересуется подвижными воробьями, снующими в поисках пищи и весело чирикающими. Ему доставляет удовольствие кормление голубей. Он осознает, насколько велики деревья, когда смотрит, затаив дыхание на вершину тополя или березы.
     Детский сад обогащает представления детей о Родине –стране, в которой родился человек. Этому способствует комплексно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в детском саду, согласно которому расширяется кругозор воспитанников в рамках одной темы. Велика роль проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, помогающей всесторонне раскрыть тему исследования. Темы проектов: «Моя семья», «Санкт-Петербург, «Столица нашей Родины», «Красная книга России», «Все профессии важны», «Великая Победа».
     Воспитанники знакомятся со своей малой Родиной.  Дети выделяют город Санкт Петербург в котором родились и растут, из всех городов России, как родной и любимый. Ознакомление с Родиной происходит постепенно и последовательно.
      Первоначально у воспитанников формируются представления о родном микрорайоне, они запоминают свой адрес. Затем происходит ознакомление с городом, в котором они живут.  Дошкольников познакомят с государственными символами России и своей малой Родины – города Санкт-Петербурга.
      Далее происходит знакомство со столицей нашей Родины –городом Москва. Кремлевские куранты на Спасской башне известны всем детям, ведь именно по ним сверяют время во всех уголках России. Воспитанники рассматривают башни Кремля, его достопримечательности –Царь-пушку и Царь-колокол. Особенно их удивляет, что из пушки никогда не стреляли, а колокол ни разу не звонил. Детей восхищает главная площадь столицы –Красная площадь. Узнав, что туристы со всего мира приезжают полюбоваться красотами Кремля, дети испытывают гордость за сердце России.
     Дошкольники знакомятся с культурным наследием своей страны, традициями и обычаями своего региона. Этому способствует организация досуговой деятельности и праздников в детском саду. Россия православная страна, с множеством соборов, храмов и церквей. Детей знакомят с православными праздниками. Они с удовольствием расписывают заготовки яиц к Пасхе, лепят блины из пластилина на Масленицу и читают наизусть стихотворения к Рождеству Христову.
      В детском саду расширяют представления дошкольников о растениях и животных своего региона. Дети интересуются названиями животных и растений, занесенных в Красную книгу России. С удовольствием рассматривают альбом «Красная книга России». Формируется любовь к природе, желание о ней заботиться: помогать птицам пережить трудный зимний период, выращивать саженцы растений, поливать цветы на клумбе. Ежедневно познавая, дети делают выводы и находят закономерности предметов и явлений местности, в которой они живут.
       Поскольку ознакомление с Родиной начинается в семье, дошкольники интересуются профессиями своих родителей. С удовольствием рассказывают о работе своих родителей. Обмениваясь впечатлениями в содержательной беседе, дети расширяют представления о разнородных видах деятельности взрослых. Задумываются о выборе профессии уже в дошкольном образовательном учреждении.
       Организация целевых экскурсий в школу, в музей, в библиотеку позволяют лучше понять потребности населения и способствуют развитию познавательной активности. Одновременно дети закрепляют правила безопасного поведения на улицах города. В самостоятельных сюжетно-ролевых играх дошкольники осваивают сложные взаимодействия людей в различных жизненных ситуациях: поездку на дачу, поход в магазин или парикмахерскую, болезнь одного из членов семьи.
 
        Знакомство детей с родным городом необходимо начинать с раннего детства. На каждом возрастном этапе у дошкольников происходит расширение знаний о родном городе, уточнение уже имеющихся представлений. В процессе работы по ознакомлению с родным городом воспитывается чувство гордости за любимый город, за людей, которые в нем живут.
 Знакомство с городом можно начать с экскурсии в детскую библиотеку. По пути узнать о прилегающих к детскому саду улицах и их названиях. Экскурсия в библиотеке может быть посвящена выставке книг о Санкт-Петербурге и презентации о возникновении и развитии города.
Продолжением работы будет знакомство с символикой города, его достопримечательностей . В уголке Петербурговедения в группе рассматривать и читать книги об
истории возникновения города Санкт-Петербург, его основателе Петре первом. Уточнение и закрепление полученных знаний о Санкт-Петербурге происходит в совместной деятельности родителей и детей с помощью чтения литературы, прогулок и экскурсий по городу, знакомства с его достопримечательностями.
Воспитание любви к русской природе и родному городу происходит  в процессе рисования городских пейзажей.
       
Важной частью проекта по воспитанию чувства гордости за любимый город может быть формирование у воспитанников представлений о людях родного города, которые прославили его. Это знаменитые поэты, художники, музыканты, ученые и т.д. Дети знакомятся с этими людьми и их творениями.
     
Расширяются представления дошкольников о предприятиях Санкт- Петербурга. Судостроение является одной из ведущих отраслей промышленности города, С-ПБ – столица Российского судостроения.   День военно-морского флота занимает важное место в жизни города. В этот день дети с родителями могут любоваться парадом на Неве военных кораблей, испытывать чувство сопричастности и единения с родным городом и страной.
       Как интересен и многолик мир, в котором живет человек. Однако, не стоит забывать, что процветание нашей страны, рост ее могущества и благосостояния стали возможны благодаря подвигу русских солдат в годы Великой Отечественной войны. Воспитанников знакомят с днем начала войны 22 июня 1941 года, с великой Победой 9 мая 1945 года.  Особенно торжественно в детском саду проходит День снятия Блокады 27 января. Дети активно принимают участие в оформлении стенда к этой дате –рисуют военную технику, символы мира и победы, ставят отпечатки своих рук, символизирующие о всеобщем желании победить совместными усилиями. Знакомятся с памятниками и мемориалами Санкт- Петербурга, историей их возникновения. В нашем детском саду уже стало традицией проводить конкурс чтецов, приуроченный к этой дате. Дошкольники испытывают чувство гордости за свой родной Санкт- Петербург, которому присвоено звание «Город – герой» за мужество, стойкость и героизм, проявленные защитниками города в годы ВОВ.
      В День защитника Отечества мальчики становятся как будто старше, расправляя гордо плечи. В этот день они получают поздравления от девочек из своей группы, от воспитателей и осознают, что они –будущие защитники Родины. На их плечи будет возложена почетная обязанность, охранять рубежи своей страны от врагов, защищая матерей, сестер и подруг. В дошкольном возрасте формируется уважение к противоположному полу, который является слабым и нуждается в защите.
      Благодаря патриотизму наших предков Россия выстояла в годы Великой Отечественной войны и приумножила свои богатства. От того, насколько преданными своей Родине вырастут наши дети, ответственны мы, взрослые люди. От нас зависит развитие у дошкольников желания трудиться в своей стране, беречь и приумножать ее богатства. Патриот своей страны–это великое будущее России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма и любви к Родине

Консультация о том, как нужно дошкольников знакомить с Днем Победы!...

"Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине".

Всем вместе надо "зародить" в детях то зёрнышко, которое даст ростки уважения, любви, чувства гордости за свой народ, свою страну....

Обобщение опыта по теме: «Формирование патриотизма и любви к Родине у детей дошкольного возраста через образ матери и материнства, воплощённый в народной тряпичной кукле»

В статье представлен опыт формирования патриотизма детей дошкольного возраста через образ матери и материнства, воплощённый в народной кукле.Приобщение детей к истокам народной культуры одна из ...

«Взаимодействие с родителями по формированию у детей чувства патриотизма и любви к Родине»

          В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество...

Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине.

Русские народные традиции как средство воспитания в детях чувства патриотизма и любви к Родине....

Конспект занятия "Рассказ об армии", старшая группа. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине у дошкольников. Самоанализ педагога (воспитателя)

Цель занятия: расширитьзнания детей о Российской армии - защитницы нашей Родины. Воспитывать уважение к людям военных специальностей....