Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи для детей 3-7 лет
картотека

Ермакова Ирина Валерьевна

Развитие познавательных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_poznavatelnyh_protsessov.docx54.9 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа»
  1. Игры на развитие познавательных процессов:
  2. внимания, памяти, восприятия, мышления и речи
  3. для детей 3-7 лет

  1.                                    
  2.                                                   Автор:
  3.                                                                       воспитатель ГКПД
  4.                                                                 Ермакова И.В.
  5. п.Сокольники
  6. Какого цвета не стало? (для детей с 3 лет)

Цель: развитие цветовосприятия, зрительной памяти и внимания

Перед ребенком разложены цветные карандаши или фломастеры основных цветов и их оттенков (до 9 штук). Ребенок смотрит и запоминает цвета, затем закрывает глаза. Взрослый убирает один цвет. Ребенок открывает глаза и отгадывает, какого цвета не стало.

Ласковые лапки  (для детей с 3 лет)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия 

Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Рисование на спине (для детей с 4 лет)

Цель: развитие умения концентрироваться на тактильном контакте, распознавать свои ощущения.

Дети встают спиной к психологу. Психолог рисует пальцем на спине ребенка любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, треугольник). Ребенок называет, какая фигура нарисована. Затем дети могут рисовать фигуры друг у друга на спине 

Вариант. «Рисование на ладошках», ребенок с закрытыми глазами угадывает, что ему нарисовали.

Чудесный мешочек (для детей с 4 лет)

Цель: развитие тактильного восприятия, внимания и памяти

Детям предлагается рассмотреть мелкие игрушки, которые затем складывает в мешочек. Дети поочередно ощупывают одну из находящихся в мешочке игрушек, называют ее, а затем вынимают и показывают игрушку всем участникам группы.

Задание можно усложнить, предложив детям достать определенную игрушку; или предварительно припомнить и назвать какую-либо игрушку, а затем найти ее и достать.

Вариант  «Что исчезло?». Перед ребенком выставляют 10 мелких игрушек. Он запоминает их, затем закрывает глаза. Одна игрушка убирается. Ребенок должен ее отгадать

Что изменилось? (для детей с 4 лет)

Цель: развитие внимания, памяти и наблюдательности, формирование коммуникативной компетентности 

Выбирается два ребенка: внешность одного необходимо запомнить, а второй – отгадывает, что изменилось. Потом один из них поворачивается спиной, пока остальные совершают три изменения во внешности первого ребенка, например: переодевают туфли с одной ноги на другую, убирают заколки, закатывают рукава. Другой игрок поворачивается и пытается указать, на те три вещи, которые изменились. Потом игроки меняются местами.

Варианты: отгадывать изменения может вся группа детей, тогда меняет внешность ребенка взрослый. Либо водящий угадывает, кто из детей поменялся местами.

Дотронься до...  (для детей с 4 лет)

Цель: развитие свойств внимания, повышение психической активности детей

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Найди свою половинку  (для детей с 4 лет)

Цель: развитие внимания и наблюдательности, деление группы на пары

Для игры необходимо несколько карточек, разрезанных на две половинки. Половинки перемешиваются и раздаются  детям по одной. Затем по его сигналу каждый ребенок должен найти соответствующую половинку. В работе с тревожными детьми нельзя включать соревновательный момент, поэтому в конце игры можно похвалить детей за выполнение задания вообще, но не за быстроту. Если в ходе выполнения дети начинают торопиться или нервничать, то им необходимо помочь, предложив несколько способов нахождения пары.

Отличия (для детей с 4 лет)

Цель: развитие внимания, наблюдательности, зрительной памяти

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок дол-жен заметить, что изменилось в рисунке. Игру можно проводить в парах детей.

Съедобное – не съедобное (для детей с 4 лет)

Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления

Взрослый произносит разные слова. Дети должны хлопать только на «съедобные» слова (например, мороженое, картошка)

Открытка,  заяц,  морковь,  дерево,  поезд,  хлеб,  огурец,  ромашка,  слон,  слива,  мяч,  свекла,  трава,  школа,  горох, елка...

Вариант. «Овощ – не овощ», «Летает – не летает», «Мебель – не мебель», «Живое – не живое» и т.п. Игру можно проводить с мячом, тогда ребенок должен поймать мяч или не ловить его. Игру можно усложнить: на «фрукты» - хлопать, а на «транспорт» - топать.

Какое что бывает? (для детей с 4 лет)

Цель: закрепление свойств и качеств предметов; развитие способности классифицировать предметы по форме, размеру, цвету, определенному признаку; расширение кругозора, стимуляция познавательной активности.

Взрослый задает вопрос, а дети по очереди называют как можно больше вариантов. Ребенок, дающий последний вариант, выигрывает и получает фишку. 

Что бывает красным?  белым?  квадратным?   железным?  холодным (горячим)? стеклянным?  высоким?  круглым?

Укрась слово (для детей с 4 лет)

Цель: развитие образного вариативного мышления

Дети по очереди подбирают как можно больше определений к данному слову.

Осень (какая она?)…  Дом (какой он?)…  Зима (какая она?)…  Лето (какое оно?)… Бабушка (какая она?)… Цветок (какой он?)… Мама (какая она?)…  Игра (какая она?)…

Рыба, птица, зверь (для детей с 4 лет)

Цель: Развитие  переключения внимания, памяти, мышления

Дети сидят в кругу. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, рыбу. Названия не должны повторяться. 

Вариант с мячом. Ведущий бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет любое обобщающее слово (мебель, транспорт, овощ, фрукт, цветок, посуда, ягода, напиток и т.д.). Ребенок, поймавший мяч, быстро говорит подходящее слово.

Гимнастика для пальчиков (для детей с 4 лет)

Цель: развитие межполушарных взаимосвязей головного мозга, развитие тонкой моторики

  1. Руку положить на стол ладонью вниз и поочерёдно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочерёдно каждой рукой.
  2. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. 
  3. Ладони лежат на столе. Поочерёдно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  4. Быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.
  5. Зажать карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный

Профессия – действие (для детей с 5 лет)

Цель: активизация словаря и мыслительных процессов, развитие умения соотносить действия людей с их профессией.

Перед игрой с детьми уточняются понятия «профессия» и «действия». Детям объясняют, что человек, имеющий профессию, работает и выполняет какие-то действия. Затем дети называют профессии, какие знают. После взрослый называет профессию, а дети вспоминают все действия человека этой профессии.

Врач – осматривает больных, лечит, слушает, делает уколы и т.д. Портной – кроит, утюжит, шьет, вяжет, примеряет и т.д. Няня – раскладывает еду, накрывает на столы, моет посуду и т.д. Воспитатель – играет с детьми, читает сказки, учит на занятиях и т.д. Шофер – сидит за рулем, заправляет машину и т.д.

Три предмета (для детей с 5 лет)

Цель: закрепление умения классифицировать.

Взрослый называет одно слово (например, мебель) и бросает мяч ребенку. Тот должен назвать три слова, подходящие к «мебели» (стол, диван, кровать) и кинуть мяч обратно. Следующему ребенку называется другая категория, например, овощи. В игре используются все известные детям обобщающие категории (звери, насекомые, деревья, птицы, одежда, бытовые приборы и т.д.)

Кто лучше слышит (для детей с 5 лет)

Цель: развитие слухового внимания, мышления; умения работать сообща

Группа детей отворачивается и закрывают глаза. Водящий издает различные звуки: шуршит бумагой или целлофаном, стучит карандашом, барабанит пальцами, звонит в колокольчик и т.п. Затем дети открывают глаза и перечисляют звуки, которые они услышали

Запомни хлопки

Цель: развитие моторно – слуховой памяти, свойств внимания, создание положительного настроя

Дети ходят по комнате. По сигналу взрослого все выполняют следующие действия:

  • На один хлопок – присесть и закрыть глаза руками
  • На два – объединиться в пары
  • На три – встать на одну ногу
  • На четыре – образовать круг и взяться за руки

Овощи, мебель, цветы (для детей с 5 лет)

Цель: развитие образно –логического мышления, внимания, создание положительного настроя

Дети сидят в кругу. Взрослый наклеивает на одежду детей по одному стикеру с изображением различных овощей. Каждый овощ должен повторяться не менее двух раз. Взрослый говорит: «Меняются местами» и называет один или два овоща, например «морковки» и «картошки». Дети с назваными стикерами должны пересесть на другой стул. Если водящий называет «овощи», местами меняются все дети. Вместо овощей можно использовать различные обобщающие категории: мебель, цветы, фрукты, транспорт и т.д.

Путаница (для детей с 5 лет)

Цель: Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка

Ведущий, бросая мяч ребёнку, называет любое существительное. Ребёнок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим. Например: ВОРОНА …МЫЧИТ     ВРАЧ…ЧИРИКАЕТ

Варианты одушевлённых существительных: КОРОВА, СОБАКА, КОШКА, ДЕВОЧКА, МЕДВЕДЬ, КОЗА, ШОФЁР, ПАРИКМАХЕР, БАБОЧКА, УЧИТЕЛЬ, ЛЁТЧИК, РЫБА, ПТИЦА, МИЛИЦИОНЕР, МАЛЬЧИК, МУХА, БАЛЕРИНА, ЗМЕЯ, ЧЕРЕПАХА, КУРИЦА, БАБУШКА, КЛОУН, БУРАТИНО, ДЕРЕВО, ЦВЕТОК.

Кто кем был? (для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: «Кем (чем) был раньше?»

ЦЫПЛЁНОК (ЯЙЦОМ), ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЁНКОМ), КОРОВА (ТЕЛЁНКОМ), РЫБА (ИКРИНКОЙ), ЯБЛОНЯ (СЕМЕЧКОМ), БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ), ХЛЕБ (МУКОЙ),  ШКАФ (ДОСКОЙ), ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ), РУБАШКА (ТКАНЬЮ), ДОМ (КИРПИЧОМ), ЖЕНЩИНА (ДЕВОЧКОЙ), СОБАКА (ЩЕНКОМ), СВИТЕР (ШЕРСТЬЮ), ПТИЦА (ПТЕНЦОМ), КОЗЁЛ (КОЗЛЁНКОМ), ОВЦА (ЯГНЕНКОМ), МАСТЕР (УЧЕНИКОМ)

Вариант: «Кто кем будет?»

Закончи предложение (для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления

Взрослый бросает мяч одному из детей и говорить начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить это предложение.

Конфета сладкая, а лимон... Корова мычит, а свинья...  Днем светло, а ночью... Солнце желтое, а небо... Летом жарко, а зимой... Самолет летит, а машина... Днем мы обедаем, а вечером... Петух кукарекает, а ворона... Кузнечик прыгает, а птица... Ты смотришь глазами, а слышишь... Гусеница ползет, а рыба... Лиса живет в норе, а птица в... Ты нюхаешь носом, а ешь... Помидор красный, а огурец... Читатель читает, а писатель... Повар готовит, а врач... У человека две ноги, а у собаки…  Ты смотришь глазами, а дышишь…Собака лает, а кошка…  Певец поет, а строитель…Трава зеленая, а небо…     Машина едет, а лодка…Птица летает, а змея… Птицы живут в гнездах, а люди… Зимой идет снег, а летом… Из шерсти вяжут, а из ткани… Балерина танцует, а пианист… Дрова пилят, а гвозди…

Материалы различной фактуры

Цель: развитие сенсомоторики, тактильной чувствительности,

Перед детьми на стол выкладывают квадратики с различной фактурой (наждачка, бархат, гладкое, ребристое, колючее и т.п.). Каждый материал дублирован. Сначала дети разглядывают и ощупывают различные материалы обеими руками. Затем сообщают, одинаково ли они их ощущают разными руками.  Затем с закрытыми глазами находят 2 одинаковых материала.

Что сегодня на обед? (для детей с 5 лет)

Цель: развитие сенсомоторного внимания, умения ориентироваться по клеткам

Перед ребенком лежит поле, в каждой клетке которого нарисована различная пища для животных (9 – 15 клеток, в центре пустая клетка - старт). «Сейчас мы узнаем, чем сегодня пообедал зайчик (слон, медведь, пчела и т.п.). Я буду называть клеточки, по которым он прошел, а ты через 3 шага назовешь его обед.

Одна клетка вниз, одна вправо, одна вниз. Одна клетка вверх, одна влево, одна вниз и т.д.

Вариант. Ребенок запоминает меню по прошедшим клеточка (обед из 3 блюд). Животные меняются каждый кон. Можно использовать киндер – игрушки.

Кляксы (для детей с 5 лет)

Цель: Развитие воображения, мышления, речи

Для игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов. Кляксы можно дорисовать, чтобы изображение стало узнаваемым

Говори наоборот (для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, мышления

Ребенок ловит мяч и говорит противоположное слово. 

ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ, БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ, КРАСИВЫИ – БЕЗОБРАЗНОСТЬ, ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ, ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ, УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ, ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ – ЛЁГКИЙ, ТРУСЛИВЫЙ – ХРАБРЫЙ, БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ, ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ, ЗЛОЙ – ДОБРЫЙ, ДЕНЬ – НОЧЬ, ЗИМА – ЛЕТО, ГОРЬКИЙ – СЛАДКИЙ, ВЫСОКО – НИЗКО, ПОЛ – ПОТОЛОК, ДАЛЕКО – БЛИЗКО, ГОРЯЧО – ХОЛОДНО, ТИХО – ГРОМКО 

Есть или нет?  (для детей с 5 лет)

Цель:  развитие внимания, мышления

Дети встают в круг и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?  Есть ли в море рыбки?  Есть ли крылья у теленка?  Есть ли клюв у поросенка?  Есть ли гребень у горы?  Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха?  Есть ли в нем ошибки? 

Бывает – не бывает (для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ребёнок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то мяч ловить не нужно.    

ПАПА УШЁЛ НА РАБОТУ.     ПОЕЗД ЛЕТИТ ПО НЕБУ.    КОШКА ХОЧЕТ ЕСТЬ.   ЧЕЛОВЕК ВЬЁТ ГНЕЗДО.    ЗАЙЧИК ПОШЁЛ В ШКОЛУ.   ЯБЛОКО СОЛЁНОЕ.   БЕГЕМОТ ЗАЛЕЗ НА ДЕРЕВО.   ШАПОЧКА РЕЗИНОВАЯ.   ДОМ ПОШЁЛ ГУЛЯТЬ.   НА БЕРЁЗЕ ВЫРОСЛИ ШИШКИ.   ВОЛК БРОДИТ ПО ЛЕСУ.   В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ ЧАШКА.   КОШКА ГУЛЯЕТ ПО КРЫШЕ.   ЛОДКА ПЛЫВЁТ ПО НЕБУ.   ДЕВОЧКА РИСУЕТ ДОМИК.  ДОМИК РИСУЕТ ДЕВОЧКУ.   НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ. ЗИМОЙ ИДЁТ СНЕГ.   РЫБА ПОЁТ ПЕСНИ.  КОРОВА ЖУЁТ ТРАВУ.   МАЛЬЧИК ВИЛЯЕТ ХВОСТОМ.  ХВОСТ БЕЖИТ ЗА СОБАКОЙ.   КОШКА БЕЖИТ ЗА МЫШКОЙ.  ВЕТЕР КАЧАЕТ ДЕРЕВЬЯ.   ДЕРЕВЬЯ ВОДЯТ ХОРОВОД.  МАМА ГЛАДИТ БЕЛЬЕ.   МАМА МОЕТ ПОСУДУ.  ШАРИК ЛЕТИТ ПО НЕБУ.   ПТИЦА ВЬЕТ ГНЕЗДО.  МАЛЬЧИК КУСАЕТСЯ.   КОРОВА ТАНЦУЕТ.  ЛОДКА ПЛЫВЕТ ПО МОРЮ.   ДЕРЕВО БЕЖИТ ПО ДОРОГЕ.   ТАПОЧКИ СТЕКЛЯННЫЕ.   ДОМ СТОИТ БЕЗ ОКОН.  НА ЕЛКЕ ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ.   ЛИСА ХОДИТ ПО ЛЕСУ.  В КАСТРЮЛЕ ВАРИТСЯ КИСЕЛЬ.   КОШКА ЛАЕТ НА СОБАКУ.  ЧАЙКА ЛЕТИТ ПО НЕБУ.   ДЕВОЧКА ИГРАЕТ С КУКЛОЙ.  КУКЛА ИГРАЕТ С ДЕВОЧКОЙ.

Птица - не птица  (для детей с 5 лет)

Цель: развитие свойств внимания, образно – логического мышления

Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. 

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи...

Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи

Прилетели птицы: Голуби, синицы,Цапли, соловьи, Окуни и воробьи.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чайки, пеликаны,  Майки и орланы. 

Прилетели птицы: Голуби, синицы   Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы.

Три пункта (для детей с 5 лет)

Цель: развитие объема внимания, памяти. 

Ребенку предлагается занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом выслушать и запомнить три пункта задания. Затем взрослый говорит: "Раз, два, три - беги!" - и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные, например:

Самое простое задание:

  • Пункт первый. Хлопни в ладоши три раза;
  • Пункт второй. Назови какую-нибудь мебель;
  • Пункт третий. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Усложненное задание:

  • Пункт первый. Подпрыгни столько раз, сколько тебе лет;
  • Пункт второй. Напиши в тетради название водоплавающей птицы
  • Пункт третий. Встань рядом с предметом, который начинается на букву "С".

 Количество пунктов можно увеличить до 4-5. В эту игру хорошо играть с двумя - пятью детьми. 

Слово в секрете (для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания, произвольности и саморегуляции.     

Взрослый называет разные слова, а дети должны их четко повторять. Но есть одно условие: названия цветов - это секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, дети должны молча хлопнуть один раз в ладоши.  

Варианты: нельзя повторять названия животных; нельзя повторять имена девочек и т.д.

Усложнение - игра с одновременным использованием двух правил. Например: 1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком; 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Угадай по описанию (для детей с 5 лет)

Цель: развитие мышления: анализ и выделение существенных признаков. 

Для упражнения необходим набор карточек с изображением разных предметов (до 30 шт), которые раскладываются перед детьми.

"Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуйте угадать, что я загадала. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". Вопросы можно задавать только о свойствах этих предметов. Например: "это круглое?"; "это красное?"; "это длинное?"; "это легкое?"; "из этого едят?"; "это деревянное?"; "у этого есть ручка?".

Если игра оказывается слишком трудной, предложите детям откладывать в сторону те предметы, которые не подходят. Например, если на вопрос "это круглое?" был ответ "нет", можно убрать со стола все круглые предметы. Можно также сократить количество карточек.

Вариант. Ребенок рассказывает о одном из этих предметов, не произнося его названия, а другие дети - отгадывают. 

Профессии (для детей с 5 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ведущий по очереди бросает мяч детям и задаёт вопрос: КТО ВОДИТ АВТОБУС?  КТО ГОТОВИТ ЕДУ? КТО ШЬЕТ ОДЕЖДУ?  КТО РАБОТАЕТ В МАГАЗИНЕ?   КТО ЛЕЧИТ ЛЮДЕЙ?    КТО СТРОИТ ДОМА?  КТО РИСУЕТ КАРТИНЫ?   КТО УЧИТ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ?   КТО ПОЕТ ПЕСНИ?    КТО ИГРАЕТ В КИНО?       

Противоречия (для детей с 5 лет)

Цель: развитие лабильности мышления, расширение моделей поведения

Дети встают полукругом. Взрослый, поочередно бросая детям мяч, спрашивает, что они любят и почему. После этого психолог таким же образом выясняет, что не любят дети и почему.Затем взрослый называет какое-либо плохое явление и бросает одному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положительную сторону этого явления. Например:

  • Плохо, когда идет дождь.
  • Зато можно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.
  • Или: Зато все растения получат влагу и отмоются от пыли. И т.п.

При возникновении затруднений взрослый сам называет положительную сторону какого-либо явления. Упражнение можно построить как диалог: один из участников говорит, что есть плохого, а другой - что хорошего в том или ином явлении.

Добавь слово   (для детей с 5 лет)

Цель: развитие слуховой памяти.

Один ребёнок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет уже два слова и называет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а потом назвать своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объём памяти.

Я положил в мешок (для детей с 5 лет)

Цель: развитие внимания и памяти 

Взрослый начинает эту игру: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут…" (Порядок тот же.)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Цифра, вставай!  (для детей с 6 лет)

Цель: развитие концентрации внимания, закрепление цифр

Каждому ребенку дается карточка с цифрой (у нескольких может быть одна и та же цифра). Затем расскажите историю, в тексте которой должно быть много чисел. Когда произносится очередное число, ребенок с этой цифрой встает и показывает свою цифру. Это упражнение одинаково хорошо применять как в начале, так и в конце занятия.

Вопрос – ответ (для детей с 6 лет)

Цель: развитие словесно – логического мышления, умения сравнивать и анализировать

Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:

  1. Какое из животных больше – лошадь или собака? 
  2. Утром люди завтракают. А вечером? 
  3. Днём на улице светло, а ночью?
  4. Небо голубое, а трава? 
  5.  Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что? 
  6. Что такое Москва, Петропавловск - Камчатский, Хабаровск? 
  7. Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?.. 
  8.  Какие ты знаешь виды транспорта? 
  9. Чем весна отличается от осени?
  10. На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?
  11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
  12. Что общего между белкой и кошкой?
  13. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

Школьные правила (для детей с 6 лет)

Цель: повышение школьной компетенции

«Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит».

«Если я спрошу о том, что можно делать на уроке – вы хлопнете в ладоши. Если о том, что нельзя – потопаете ногами.

Слушать учителя.  Отвечать на вопросы учителя.   Вставать и ходить по классу.  Есть конфеты.  Разговаривать с соседом по парте.  Писать в тетрадях буквы.   Рисовать в учебнике.  Рисовать в тетрадях машинки.     

Что потом? (для детей с 6 лет)

Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.

Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности. Взрослый называет явление, событие или цифру и предлагает ребенку назвать следующее за ним.

ЗИМА – ВЕСНА   СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ    ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК      ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ     ДЕНЬ – ВЕЧЕР    ЛЕТО – ОСЕНЬ      СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ     ПЯТЬ – ШЕСТЬ      НОЧЬ - УТРО

Сравнение предметов (для детей с 6 лет)

Цель: развитие мыслительных операций.

У ребенка спрашивают: "Ты видел муху? А бабочку?" После предлагается их сравнить: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"

 Пары слов для сравнения:

  1. МУХА И БАБОЧКА
  2. ДОМ И ИЗБУШКА
  3.  СТОЛ И СТУЛЬЯ
  4. КНИГА И ТЕТРАДЬ
  5. ВОДА И МОЛОКО
  6. ТОПОР И МОЛОТОК
  7. ПИАНИНО И СКРИПКА
  8. ШАЛОСТЬ И ДРАКА
  9. ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ
  10. ГОРОД И ДЕРЕВНЯ     

Ребёнок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и черты различия не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.

Игра "Волшебныйдомик"

Цель. Формирование особенностей развития познавательной потребности у дошкольников.

Материал. 4 листа картона с изображением геометрических фигур (например, прямоугольников), количество от одного до четырех (фоновые листы). Под каждой фигурой – прорезь для подчеркивания. Кроме того, 8 листов картона, которые имеют изменения в одной из четырех фигур либо по форме (прямоугольник заменяется на треугольник – 4 листа), либо по цвету (красный прямоугольник заменяется на зеленый – также 4 листа).

Ход проведения. Ребенку предъявляется лист, обозначающий дом для разных зверушек, которые в ходе игры перечисляются либо взрослым, либо ребенком, если он достаточно активен. Изображенные на листе фигуры означают окна домика, а прорезь под фигурой является местом, где ребенок может нарисовать "дорожку" для "жителя" этого домика. Проводить линию в прорези (рисовать дорожку) можно под любой фигурой по выбору, но на каждом листе только один раз.

Четыре фоновых листа предъявляются в определенной последовательности 2 раза, то есть одни и те же фигуры предлагаются 8 раз. Далее экспонируются листы с внесенными изменениями: сначала с измененной формой, причем меняющаяся фигура последовательно занимает различные места. Аналогичная игра проводится с фигурами с измененным цветом.

В конце        ребенка просят рассказать о наблюдаемых изменениях в цвете и форме фигуры. Детям с плохо развитой речью или недостаточно хорошо ориентирующимся в форме фигур предлагают заранее нарисованные прямоугольник, овал и треугольник, и дошкольника просят указать, какие фигуры были, а каких не было.

Игра "Сказка"

Цель. Развивать любознательность у дошкольников.

Ход проведения. Ребенку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырех: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.

Игра "Таинственноеписьмо"

Цель Определение напряженности познавательной потребности.

Материал. "Письмо", в котором несколько слов зашифровано. Внизу листа прилагается шифр.

Ход проведения. За 5 минут до окончания занятия логопед говорит, что пришло письмо. От кого оно – неизвестно. Несколько слов в письме зашифровано. Внизу на листочке приложен шифр.

Каждому ребенку дается листочек с письмом. Под руководством логопеда расшифровывается первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке. Через 10 минут логопед предлагает желающим расшифровать оставшиеся слова и узнать, от кого пришло письмо. Нежелающие могут сдать листочки.

Игра "Заверши начатое дело"

Цель. Определение степени выраженности познавательной мотивации, ее силы и устойчивости.

Материал. Две мыслительные задачи – проблемного и непроблемного типа.

Ход проведения. Предлагаются последовательно задача непроблемного (время выполнения – 2 минуты), затем проблемного типа (установленная продолжительность решения – 10 минут). В ходе решения задачи, в момент, когда она еще не решена, но ребенок уже втянулся в работу, под каким-либо предлогом деятельность приостанавливается. Предполагается, что возврат к нерешенной задаче осуществляется на основе возникающей познавательной мотивации.

Игра "Детская любознательность"

Цель. Выявление уровня развития любознательности, степени выраженности поисковой активности.

Материал. Несколько новых или давно спрятанных и забытых ребенком игрушек (кубики, машина и др.), одна игрушка с секретом (используется для того, чтобы поставить ребенка перед необычной проблемой), новая книга.

Ход проведения. Перед ребенком выкладывают игрушки, среди них помещается предмет с секретом, рядом выкладывают книгу. Ребенку предлагают поиграть. За ребенком наблюдают 15-20 минут. Затем ребенка спрашивают с чем ему

больше всего понравилось играть и почему.

Игра "Спросить и угадать"

Цель. Развитие степени выраженности любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию.

Материал. Картинка с изображением какой-либо ситуации.

Ход проведения. Ребенку предлагается задать вопросы к картинке, а также попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (его причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия)

Выдвижение ребенком гипотез относительно причин и последствий событий свидетельствует о наличии способности к вероятностному прогнозированию.

Игра "Вопрошайка"

Цель. Развитие уровня вопросительно-исследовательской активности детей дошкольного возраста (от 4 лет).

Материал. Три картинки, представляющие собой рисунки завершающего этапа происходящих ранее действий и событий с действующими лицами, которые неизвестны для ребенка; головоломка, вербальная задача.

Ход проведения. Все задания проводятся индивидуально.

Первое задание. Логопед предлагает поиграть в "Вопрошайку" – задать как можно больше вопросов к картинке. Вводится элемент соревнования – выиграет тот, кто больше задаст вопросов. Сначала проводится пробная игра, чтобы ребенок понял ее условия. В случае недопонимания даются дополнительные разъяснения. После задавания вопросов ребенка просят составить рассказ по картинке. Если ребенок не объясняет содержание картинки, ему задаются вопросы.

Второе задание. Ребенку предлагается разобрать игрушку-головоломку. Затем просят собрать ее, что является неожиданным, так как сначала сообщалось только о разборе. В ходе решения задачи фиксируются рассуждения ребенка относительно путей поиска достижения правильного результата.

Третье задание. Ребенку предлагается угадать число (можно от 1 до 2000 для детей 6-7 лет). Деятельность ограничивается такими условиями: можно задать не более 11 вопросов; вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было отвечать "да" или "нет". Предоставляется возможность осуществить от 1 до 5 попыток (по желанию).

Игра "Что тебе больше понравилось?"

Цель. Определение доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка.

Материал. Несколько обычных, не слишком привлекательных игрушек, книга

сказка).

Ход проведения. Ребенка приглашают в кабинет, где на столике выставлены игрушки, и предлагают в течение одной минуты рассмотреть их. Затем подзывают его к себе и предлагают послушать сказку (незнакомую ребенку). На самом интересном месте чтение прерывают и спрашивают ребенка, чего ему в данный момент больше всего хочется: поиграть с игрушками или дослушать сказку.

Игра "Запомни и ответь"

Цель. Развитие доминирующих мотивов умственной деятельности у старших дошкольников.

Материал. Текст рассказа, 6 схематических картинок, соответствующих содержанию текста и служащих опорой для запоминания.

Ход проведения. Логопед зачитывает текст рассказа и по ходу чтения выкладывает картинку соответствующего содержания. После прочтения задаются вопросы.

Игра "Волшебный цветок"

Цель. Изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности.

Материал. Выполненный из бумаги цветок с тремя лепестками, которые легко отрываются.

Ход проведения. Ребенку предлагается одновременно с отрыванием одного из трех лепестков цветка назвать вид деятельности, которым ребенку нравится заниматься больше всего в детском саду.

Игра "Беседа"

Цель. Выявление у ребенка наличия познавательной мотивации, направленности его интересов.

Ход проведения. Ребенку задается следующий перечень вопросов (предварительно заучиваются).

  1. В какие игры любишь играть? Почему?
  2. Во что чаще играешь? Почему?
  3. Есть ли любимая игрушка?
  4. В какие игры ты с ней играешь?
  5. Чем любишь заниматься дома? А в детском саду?
  6. Какое занятие нравится? Почему?
  7. Любишь ли ты рассматривать (читать) книги?
  8. Есть ли дома животные? Какие?
  9. Ухаживаешь ли ты за ними?

Игра "Загадка"

Цель. Развитие степени выраженности положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности.

Материал. Лист с напечатанным текстом, в котором отдельные слова заменены квадратом, и набор картинок, служащих для расшифровки оппоследующий анализ и обобщение описанных в загадке признаков позволяют прийти к верной отгадке.

Ход проведения. Ребенку говорят: "Ты любишь отгадывать загадки? У меня есть необычная загадка (показывается текст). Посмотри, здесь есть слова и квадраты. Чтобы найти отгадку, нужно прочитать написанное и подставить в квадрат нужную по смыслу картинку". Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображения, просит назвать их, в случае допущения ошибок в названии поправляет. Первое слово расшифровывается совместно. Если ребенок еще не владеет техникой чтения, фразы зачитываются взрослым. В случае прекращения деятельности по инициативе ребенка или категорического отказа от выполнения задания через 10 минут предпринимается повторная попытка привлечь ребенка к продолжению занятия.

Игра "Составь дорожку из квадратов"

Цель. Изучение особенностей проявления познавательного интереса в ситуации выбора различного типа задач.

Материал. Два конверта с одинаковым содержимым, куда вложены детали цветных квадратов, разрезанных на 2, 3, 4 и более частей (в качестве стимульного используется материал одной из игр, предложенных Б. П. Никитиным). На одном из конвертов даны схемы составления квадратов.

Ход проведения. Ребенкупредлагается построить дорожку из квадратов. Задача предполагает установление целого и частей, возможных взаиморасположений. Ребенку предоставляется право выбора одного из двух вариантов выполнения заданий.

Ребенку говорят: "Давай попробуем построить дорожку из квадратов. У меня два конверта: в этом (показывая) лежат детали квадратов, а на конверте нарисовано, как из них можно составить квадрат. В другом конверте лежат точно такие же детали, но нет образца. Здесь надо самому подумать, как составить квадрат". Не следует акцентировать внимание детей на степени трудности второго задания, хотя этот вариант, несомненно, более сложен, поскольку требует от ребенка творческого осмысления. В момент наивысшей увлеченности интеллектуальной деятельностью, когда задача еще не решена, но ребенок уже втянулся в ее решение, ребенку предлагается сделать перерыв и выполнить какое-либо поручение (полить цветок, протереть пыль, сложить игрушки и т. п.). В случае отказа от продолжения деятельности следует попробовать привлечь ребенка к деятельности еще раз, но не настаивать.

Игра "Угадай, чтовящике"

Цель. Развитие произвольной поисковой активности в форме вопросов.

ущенных во фразах слов. Правильная расстановка картинок иМатериал. Черный ящичек, предмет простой конфигурации, довольно часто встречающийся детям в обыденной жизни (например, яблоко, картофель, головка репчатого лука, карандаш, стирательная резинка и т. п.).

Ход проведения. Перед ребенком находится черный ящичек с помещенным внутрь предметом.

Ребенка спрашивают: "Ты хочешь узнать, что лежит в ящике? Чтобы узнать, какой предмет находится в ящике, нужно задавать вопросы. Можно задавать вопросы, какие захочешь, я на них буду отвечать, и ты сможешь догадаться, что там лежит". Если ребенок действует методом перебора вариантов, предлагается перечень вопросов, представляющих собой готовый алгоритм поиска ответа: "Спроси у меня – для чего нужен этот предмет? Что с ним делают? Из чего он сделан? Какой формы? Какого размера? Какого цвета?"

В случае игнорирования ребенком предложенного готового пути решения поставленной задачи предпринимается повторная попытка направить мысль ребенка в нужное русло. Выполнение задания ограничивается 10 минутами. По истечении отведенного времени деятельность под каким-либо предлогом прекращалась.

Игра "Соедини значки и найди предмет"

Цель. Развитие познавательного интереса при актуализации регуляционных процессов в условиях необходимости сохранения последовательности действий во внутреннем плане.

Материал. Лист бумаги с изображенными на нем значками различной конфигурации – крестик, круг, треугольник и карандаш

Ход проведения. Ребенку говорят: "Видишь, на листе бумаги расположены разные значки – крестики, кружочки, треугольники. Среди них спрятан какой-то предмет. Чтобы его найти, нужно соединить значки по правилам: первое – линию можно проводить только между разными значками, одинаковые соединять нельзя; второе – соединяются значки, которые находятся ближе друг к другу; третье – нужно соединять значки в определенной последовательности (показывается карточка с образцом соединения): крестик соединить с кругом, круг с треугольником, треугольник опять с крестиком. А крестик с чем соединить? А круг?" Логопед также уточняет, с какого значка следует начать рисование. При необходимости инструкция повторяется. По окончании работы задаются вопросы.

Игра "Составь загадку"

Цель: Развивать воображение,

любознательность.

Задание 1: Предложить ребенку составить загадку о зонтике. Для подсказки все признаки следует расположить в 2 столбика:

На что  предмет  похож?

Чем отличается?

  1. на гриб

несъедобный

  1. на волчок

не крутится

  1. на колокольчик

укрывает от дождя

Загадка

Как гриб, но съесть нельзя,

Как волчок, но не крутится,

Как колокольчик,

но от дождя укроет.

Задание 2: Предложить ребенку составить загадку об очках.

Составные части

На что похоже?

дужки

на крючки

стекла

на лужи

оправа

буква "В"

Загадка

Две лужи на двух крючках,

похожи на букву "В".

Задание  3: Предложить ребенку составить загадку о коньках.

Коньки (что делают?)

Что является таким же или  делает так  же?

блестят

звезды

разрезают

ножи

мчат

кони

Загадка

Блестят, но не звезды,

Разрезают, но не ножи,

Мчат, но не кони.

Игра "Соедини слова "

Цель: Развить навыки творческого конструирования образов, воображение, мышление.

Задание: Предложить ребенку соединить пары слов при помощи предлога или падежа.

Лиса — сыр

Пирог — капуста

Рыба — вода

Школа — чудеса

Человек — космос

Море — красота

Хвост — кот

Остров — океан

Например:  хвост у кота  и т.д.

Можно попросить ребенка составить, рассказ, используя одно из сочетаний.

Игра "Что произойдет?"

Цель: Развивать воображение, познавательную и речевую активность.

Задание: Предложить ребенку ответить подробно на предложенный вопрос.

Например:

  1. Что произойдет, если оживут все сказочные герои?
  2. Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?
  3. Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?

Игра "Неоконченные рассказы"

Цель: Развивать воображение, познавательную и речевую активность.

Задание: Предложить ребенку закончить рассказ.

Игра "Придумай слова"

Цель: Развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность.

Задание 1: Предложить ребенку придумать слова, которые начинаются на буквы, входящие в состав слова  лимон.

Например:

Л — лось

М — молоко

Н — нос

И — игла

О — орел

Может быть несколько вариантов ответов.

Задание 2: Предложить ребенку придумать слова, которые начинаются на буквы, входящие в состав слова  яблоко.

Например:

Я — ястреб

Л — лев

К — кот

Б — баран

О — очки

О — остров

Может  быть  несколько  вариантов  ответов.

Задание 3:Предложить ребенку за 1 минуту подобрать как можно больше слов, начинающихся на слог  ко-.

Например: корова, корица, коза, косарь, кони, котел, король, конец, корень, коробка   и т.д.

Задание 4: Предложить ребенку за 1 минуту подобрать как можно больше слов, начинающихся на слог  ли-.

Например: лиса, липа, лилипут, ливеньи т.д.

Игра "Придумай рассказ"

Цель: Развивать воображение, познавательную и речевую активность.

Задание: Предложить ребенку за 1 минуту придумать рассказ или сказку о каком-либо домашнем животном. Затем в течение 2 минут рассказать его.

Взрослому надо обратить внимание на скорость придумывания, необычность, оригинальность сюжета, разнообразие персонажей, эмоциональность образов рассказа или сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь) у дошкольников

Игры на развитие познаватИгры на развитие познавательных процессов( внимание, память,восприятие, мышление,речь)...

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, для детей 3-7 лет

Дети  дошкольного возраста активно познают окружающий мир. С момента рождения ребенок постоянно познает незнакомый ему мир.  Если новый предмет вызывает у ребенка эмоциональные пережива...

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи...

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

Консультация для родителей "Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи."...

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи

В современном мире мы постоянно получаем, обрабатываем , храним и используем знания об окружающем мире. В этом процессе  постоянно участвует весь спектр психических процессов и сферы поведения. Д...

Игры на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи для детей 3-7 лет

Сборник игр и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов дошкольников....