Мастер - класс для родителей "Тестопластика - как средство развития мелкой моторики у детей".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мингазова Екатерина Николаевна

Мастер - класс для родителей "Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей" Работа с родителями, вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми, изготовление поделок из солёного теста, обучение приёмам лепки из солёного теста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями №1»

                                         Мастер - класс для родителей

          «Тестопластика - как средство развития мелкой моторики у детей».

Разработала:

                                                                                         Тьютор Мингазова Е.Н.

                                          г.Нижневартовск

Цель:

 Формирование у родителей представления о роли лепки из солёного теста для развития мелкой моторики рук у дошкольников, обучение детей и родителей лепке из солёного теста.

Задачи:

1.Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики рук детей в домашних условиях.

 2. Показать родителям приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей с помощью лепки из солёного теста.

3.Вызвать у детей интерес к коллективной лепке со взрослыми и сверстниками, в легкой игровой форме познакомить их со свойствами солёного теста и приемами лепки из него.  

4.Привлечь родителей и детей к активному участию в изготовлении поделок из соленого теста в практическом занятии.

 Предварительная работа:

 Информационные буклеты «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников». (Приложение №1)

Оборудование: 

  •  дощечки для лепки;
  • стеки, печатки, формочки для выдавливания теста;
  •  кондитерская посыпка;
  •  зубочистки;
  • влажные салфетки для рук;
  • краски, кисти, стаканчики с водой;
  • готовое   солёное тесто;
  • ёмкости с водой;
  • тарелки

Ход мастер класса:

         Тьютор: Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада видеть вас на нашем мастер – классе «Тестопластика - как средство развития мелкой моторики у детей». 

           Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Дальновидные родители начинают готовить ребёнка к школе с раннего возраста, с развития тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Также развитие мелкой моторики является необходимым условием освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Ребенок с хорошо развитой мелкой и крупной моторикой рук гораздо быстрее и легче овладевает письмом. Лепка не только развивает мелкую моторику рук, но и стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря. В процессе овладения лепкой из солёного теста движения пальцев рук становятся более точными, ловкими, координированными.

Для развития мелкой моторики рук существуют множество различных игр и упражнений. Работа с пластичными материалами – лепка - входит в комплекс занятий по развитию мелкой моторики. Разминая материалы для лепки ребёнок расслабляется – лепка обладает терапевтическим эффектом. Тесто – мягкий, податливый материал, экологически чистый и понятный детям. К тому же все необходимые материалы легкодоступны: у мамы и бабушки на кухне всегда найдется мука, соль, вода. Детям можно дать возможность самостоятельно замесить тесто, тем самым удовлетворить их исследовательский интерес, познакомить со свойствами теста: оно имеет свойство мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, крошиться, подсыхать.

Из соленого теста можно делать все что угодно: животных, насекомых, овощи и фрукты, машины и самолеты, буквы и цифры. То есть всё то, что нас окружает. Украсить поделки можно крупами, пуговицами, ракушками, бисером и макаронными изделиями, ниточками и лентами. Сделать можно все, на что только хватит фантазии, вдохновения и желания.

Рецепт приготовления соленого теста.

Известны разные рецепты соленого теста.  Такого рецепта, который подходил бы всем, нет. Необходимо поэкспериментировать и выбрать тот, с которым именно вам приятно работать. Тесто может быть крутым или мягким, в зависимости от количества муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды; если же оно прилипает к рукам, добавьте муки.

 Рецепт №1

- 1 стакан муки;

- 1 стакан соли экстра;

- немного воды для замеса крутого теста;

- подсолнечное масло (по желанию).

При лепке мы будем использовать такие приёмы как: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание и соединение.

Детям среднего и старшего возраста необходимо осваивать как пластичный способ лепки: из одного куска (хлеб, огурец, тарелочка), так и конструктивный способ: вылепливание и соединение деталей в единый образ (пирамидка, ягоды, цветы и т.д.) Для детей обязательно нужен образец, если лепите и показываете ребёнку, то обязательно проговаривайте свои действия.

Сушка – важный этап в изготовлении изделий из соленого теста.

 Высушить поделку можно на открытом воздухе в сухом месте. Чем изделие толще, тем больше понадобится времени. Зато этот способ самый экономичный. Летом готовое для просушки изделие положите на освещенное солнцем место. Сушкой на батарее центрального отопления удобно пользоваться зимой. Поделку следует положить на фольгу или ткань и оставить на батарее до полного высыхания.

Мотивация детей к лепке:

Ребята мы сегодня встретились потому что у куклы Маши День рождение, но вот беда, она не успела приготовить угощения, и просит, чтобы вы, со своими родителями приготовили ей самые красивые угощения, пирожные, печенье как подарок

 Вы согласны, будем готовить угощения для Маши? (Ответы детей).

Приступаем к работе.

Пальчиковая гимнастика для того чтобы разогреть кисти рук перед лепкой.

Практическая работа.

Динамическая пауза.

Показ работ, подведение итогов.

        Сегодня мы познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять ребёнка дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими детьми, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с вашими детьми в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки). Приложение №1

                                                 

                                                  Памятка для родителей

 Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.

2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.

4.Организуйте игры с пластилином, тестом.

5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.

7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки и т. д.)

 8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.

9.Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

10.Запускайте пальцами мелкие волчки.

 11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.

12. Режьте ножницами

Дорогие Родители! Вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!». «Красота!» и т.д. Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении. Творческого вдохновения Вам!

Литература: 1. Громова О.Н. Прокопенко Т.А. : «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001. 2. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005. 3. Запорожец И.Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М.: Издательство : «Скрипторий 2003». 2010. 4. Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал : «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009. 5. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М., 2005. 6. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. Академия пальчиковых игр. М.; СПб., 2007. 7.Чибрикова О.В. «Азбука солёного теста» М.:Эксмо,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет»

Работа с родителями, является неотъемлемой частью работы воспитателя. В этой публикации я хочу показать вам как можно привлечь родителей к обучению детей....

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно орган...

Мастер-класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника....

Мастер­класс для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.Задачи. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: знакомство с методами и приёмами работы по развитию мелкой моторики рук.Задачи: - Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно орга...

Мастер класс "Игрушка - шнуровка как средство развития мелкой моторики"

Руки – инструмент тонкий и «настраиваются» они в течение  долгого времени. Поэтому развивать мелкую моторику рук нужно начинать как можно раньше. Ведь это позволяет сформировать...

Мастер-класс «Юбка-бизиборд как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...