Методическая разработка "Хорошо, что все мы разные"
методическая разработка (старшая группа)

Волощенко Александра Игоревна

Практическая значимость занятия состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить воспитанников толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию детей, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_otkrytoe_zanyatie.docx902.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 274 Красноармейского района Волгограда»

(МОУ Детский сад № 274)

400082, Россия, Волгоград, ул. 50 лет Октября, 11

тел./ факс (8442) 62-56-69, E-mail: 274cad@mail.ru

ОКПО 48083426 ИНН/КПП 3448020277/ 344801001 ОГРН 1033401199677

«Толерантность – путь к миру»

номинация:

        «Методическая разработка»

«Хорошо, что все мы разные»

Разработали:

Волощенко Александра Игоревна

Конкина Юлия Александровна

МОУ Детский сад №274

        Актуальность

Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Именно поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

В связи с актуальностью данной проблемы нами было разработано открытое занятие «Хорошо, что все мы разные».

Практическая значимость занятия состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить воспитанников толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию детей, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Цель: Формирование толерантного отношения к окружающим людям.

Задачи:

  1. Объяснить детям, что наличие различий – это закон природы.
  2. Научить думать и мыслить смело и свободно, и при этом оставаться самим собой.
  3. Прививать уважение друг к другу.

Тип занятия: комбинированный.

Материалы и оборудование: Компьютер. Диск с записанной на него презентацией. Листья разных пород деревьев (несколько экземпляров листьев каждой породы дерева). Презентация с изображением листьев различных пород деревьев или кустарников, рисунками снежинок, фотоматериалами с изображением людей разного цвета кожи. CD – проигрыватель музыкальное проигрывание песни: " Из чего наш мир состоит", Семицветик – «Дети земли»«Дорога добра»«Дружба» в исп. гр. Барбарики,; «Улыбка», музыка из к/ф «Усатый нянь»«Дети Земли».

Возраст участников: дети 5-6  лет.

Структура занятия:

1) Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе.

2) Второй этап – теоретическо-практический: знакомство с темой, беседа, легенда, игра «Листок», «узнай меня по голосу», рассказы детей;

3) Третий этап - заключительный: рефлексия занятия.

В результате занятия дети смогут:

формулировать и понимать, что значит понятие "толерантность"; пояснять, почему терпимость является необходимым условием сохранения мира (в коллективе, в обществе, в мире).

При проведении и реализации таких игр я жду от воспитанников следующих результатов:

• понимания и формирования толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые их окружают;

• развития терпимости и уважения к разным людям;

• формирования эмоциональной отзывчивости среди детей;

• умения взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;

• развития творческого потенциала.

Ход занятия:

Первый этап

Дети заходят в зал под музыку (песня " Из чего наш мир состоит") и рассаживаются на свои места.

Воспитатель: здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада, что мы собрались здесь, сегодня все вместе. Ведь всего через несколько минут, мы отправляемся в страну, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям – страну Толерантность.

 Игра «Листок» 

(Педагог предлагает детям поиграть в игру «Листок». Необходимо выбрать из корзиночки для себя листочек, понравившегося цвета. Группа детей делится на маленькие подгруппы по цвету листочков. Каждая подгруппа выбирает лидера. Каждая группа получает от ведущего лист растения (листья должны быть похожи, но в тоже время – иметь различия).

Задание для каждой группы: пуская лист по кругу, рассмотреть его, при этом каждый должен сказать о нем несколько слов, не повторяя того, что уже было сказано. Это могут быть слова о самом листе или слова-ассоциации, воспоминания.

Воспитатель предлагает детям отдать листья ему.

Воспитатель просит подойти к его столу по два человека от каждой группы. На столе листья, с которыми работали группы, лежат вперемежку с другими листьями.

 Задание: найти свой листок.

Каждой группе предлагается рассказать об отличительных особенностях своего листочка.

Воспитатель благодарит детей за проявленное умение вглядываться в природу и подчеркивает, что если простые листья растений так не похожи друг на друга, то, как же должны различаться между собой такие сложные существа, как люди! Наличие различий – это нормально. Это закон природы. Поэтому неправы те, кто, видя детей, отличающихся внешностью, взглядами, манерой поведения, начинают смеяться над ними, а иногда и обижает их.

Различия между людьми – это закон природы.

Подведение итогов игры.

Во время игры ее участники не только всматривались в предложенный листок и находили его особенности, но и, слушая друг друга, когда листок переходил из рук в руки внутри группы, невольно убеждались в различиях между участниками игры. Каждый сумел увидеть в листочке что-то свое и рассказать об этом. Так прикосновение к листку как «посланцу природы» помогло сделать в конце игры важный вывод «как каждая мелочь, каждый, казалось бы, пустяк очень важен в этом мире и делает наш мир таким неповторимым многообразным и прекрасным». Насколько бы был неинтересен и прост наш мир, если бы в нем все деревья, листья, цветы, животные и люди были бы одинаковыми, похожими друг на друга.

 

Материал для беседы

Как здорово, что каждый из нас неповторим. На нашей Земле, среди более, чем шести с половиной миллиардов человек не встретишь точно такого же мальчика или такую же девочку, как ты. Ведь даже близнецы не полностью копируют друг друга, более того: на одном дереве не найдешь двух абсолютно одинаковых листьев, как не увидишь двух повторяющихся снежинок. А уж снежинок-то куда больше, чем людей! Тем, не менее, все они только похожи друг на друга, но неодинаковы.  Люди, в общем-то, тоже похожи между собой: у всех есть (или, по крайней мере, должны быть) ноги, руки, голова, все люди однажды рождаются и через какое-то время умирают, а в течение жизни радуются, печалятся, влюбляются, ненавидят, ошибаются, размышляют над ошибками – этот список можно было бы продолжать очень и очень долго. Однако все люди разные, все они неповторимы.

Не зря мы обижаемся, если нам говорят: «Ты такой же, как все». Иногда мы сами пренебрежительно отзываемся о ком-то подобным образом. Когда мы так говорим, мы приравниваем человека к толпе, говорим о нем как, о безликом, неинтересном, сером. Тот, кто «как все» на самом деле «никакой»: ведь толпа не обладает какими-либо особенностями, ее основное качество безликость. Безликий – «без лица», без личности.

Когда мы впервые встречаемся с группой новых людей мы стараемся их запомнить. Вспоминая и обсуждая эту встречу, мы выясняем, что один человек нам запомнился, как самый эрудированный, другой как самый веселый, третий как самый застенчивый, четвертый как самый надежный, пятый как самый веселый, шестой самый добрый и т.д. Все они разные личности, они обладают разными характерами и способностями. Способности и характер – это первое, что приходит нам на ум, если мы хотим дать оценку какому-то человеку, охарактеризовать его личность.

Личность делает человека неповторимым, выделяет его из толпы.  Никому не будут интересны твои ухоженные волосы, красивые, модные наряды, если ты неинтересен как личность, с тобой не о чем будет поговорить.

К сожалению, часто дети в своих коллективах стараются быть «как все». Им кажется это безопаснее! Когда ты ничем не отличаешься от других, думаешь как все, одеваешься, как все ничего тебе не угрожает. Толпа тебя спокойно воспринимает. Но часто толпа – коллектив не хочет принимать тех, которые чем-то из нее выделяются, отличаются от других, держатся особняком. Таких людей   называют «белыми воронами». Окружающие люди считают этого человека другим, непохожим на всех и не принимают его в свое общество «нормальных людей». Каждый из нас может оказаться «белой вороной», достаточно прийти в новый коллектив, где раньше никогда не бывал. В музыкальном кружке «белой вороной будет тот, кто не умеет играть на музыкальных инструментах; в спортивной секции, тот кто, не обладает спортивными умениями и т. д. Некоторое время человек остается «белой вороной», а затем привыкает к новому коллективу или не может привыкнуть и уходит из него. А порой остается в коллективе в качестве «белой вороны» ни на кого не похожей. Поводом для превращения в «белую ворону» могут стать различия в одежде либо во внешности, либо во взглядах.

Нередко «белыми воронами» становятся самые умные и одаренные ребята: те. Кто отличается от остальных способностями или просто очень хорошо и старательно учится. Таким завидуют, называют «ботаниками», дразнят.  Некоторые не выдерживают такого отношения к себе и сознательно начинают хуже учиться. Прогуливать занятия, материться, грубить учителям, курить, употреблять алкоголь или наркотики – в зависимости от той компании, в которую «белая ворона» хочет влиться.

«Если вам не нравятся убеждения, принятые в вашем коллективе, если они кажутся вам неправильными, несправедливыми или глупыми, не надо подстраиваться под них. Ведь каждый человек – яркая неповторимая индивидуальность! И лишая себя индивидуальности, вы сделаете себе только хуже. Нельзя стать счастливым, ломая себя в угоду толпе. Если без этого невозможно общение с друзьями, нужно подумать, а действительно ли это друзья. Может это просто «не те» люди, которые тебе нужны? И на самом деле, ты не «белая ворона», а гадкий утенок, который живет среди уток, потому что не знает о том, что вскоре превратиться в «белого лебедя».

Будь собой! Не будь как все. Не дай сделать из белого лебедя серую утку, не дай себя заклевать. Но помни и о том, что ты живешь в обществе, а не в стаде, где каждый человек свободная личность, со своими интересами, убеждениями, симпатиями и ценностями.  И его индивидуальность заслуживает ровно такого же уважения, как и твоя.

Воспитатель: очень хорошо, что все мы разные!

Легенда, написанная писательницей И.Кленицкой

Старинная легенда «Хорошо, что все мы разные».

Встретились как-то верблюд и лошадь.  Верблюд сказал:

- Фу, как ты уродлива, лошадь! Спина у тебя гладкая, как пустой бурдюк из-под воды! Смотреть не на что!

Лошадь фыркнула и сказала:

- Как ты уродлив, верблюд! Какие отвратительные два горба у тебя на спине!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу, который жил далеко в маленькой хижине. Выслушал их мудрец и спросил лошадь:

- Скажи, ты могла бы идти неделю и две без воды и пищи?

- Нет, ответила лошадь.

- А верблюд может, потому что в его горбах – запас жира…  И посмотри, как он красив, как высоко и гордо держит голову, а горбы его, как две горы, смотрят в небо!

Затем мудрец обратился к верблюду:

- А ты, друг, мог бы со своими горбами скакать так же быстро, как лошадь?

- Нет, - ответил верблюд.

Мудрец сказал:

- Посмотри, как красива эта стройная лошадь, когда мчится она подобно ветру!

Верблюд и лошадь устыдились своего спора и помирились.

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

- Посмотри, как красив твой черный брат! Он черен как, как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его…

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его – цвета солнца…

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина…

 Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят они друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей – то молодой голос:

- Как хорошо, что мы разные! А то жить было бы так скучно!

Игра «Узнай меня по голосу»

Одному из детей завязывают глаза. Остальные дети задают ему вопросы,

произносят какие – то  фразы. Он должен отгадать по голосу кто с ним разговаривает.

Воспитатель заостряет внимание детей на том, что если бы все люди были одинаковы, то и голоса у них были бы одинаковые. В таком случае их нельзя было бы различить по голосу.

Рассказы детей

Воспитатель предлагает детям рассказать о своей группе. Есть ли в ней дети – «белые вороны»? Если есть, то, как к ним относятся другие дети и правильно ли они поступают? Не считает ли кто-то из ребят себя «белой вороной»?  Комфортно ли ему в своем коллективе? Кто помогает ему справиться со сложившейся ситуацией (родители, друзья, воспитатель).

Подведение итогов

Если однажды все люди на Земле поймут: «другой» не хуже только потому, он иначе мыслит, одевается или верит в другого Бога, что каждый человек неповторим и уникален, то на Земле наступит мир и счастье для всех людей.

Не надо забывать о том, как здорово, что все мы разные!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Такие разные грибы." (старшая группа)

Закрепление знаний о сьедобных и ядовитых грибах....

Методическая разработка исследовательского проекта "Мы разные,но мы вместе"

исследовательский проект для детей дошкольного возраста...

Методическая разработка "Традиции чаепития у разных народов."

Семейные традиции чаепития у различных народов мира....

Выступление на Городском методическом объединении. «Сенсорная интеграция на разных этапах развития ребенка в норме»

Сенсорная интеграция — это реакция нервной системы на информацию, полученную от органов чувств. Сигналы от систем обоняния, слуха, зрения сообщают человеку о том, что происходит вокруг и формиру...

Методическая разработка образовательного проекта "Мы- разные, мы- вместе"

Формирование толерантности – задача, которую необходимо решать сегодня в первую очередь. Причем наиболее эффективной эта работа будет только тогда, когда будет вестись с раннего детства. Недаром...