Рабочая программа подготовительной группы по программе "Детство"
рабочая программа (подготовительная группа)

Волощенко Александра Игоревна

Данная программа разработана на 2022 - 2023 у.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gruppa_5_podgotovitelnaya_gruppa_2022g.docx93.63 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 274 Красноармейского района Волгограда»

(МОУ Детский сад № 274)

400082, Россия, Волгоград, ул. 50 лет Октября, 11      

тел./ факс (8442) 62-56-69, E-mail: 274cad@mail.ru

ОКПО  48083426        ИНН/КПП  3448020277/ 344801001       ОГРН   1033401199677

        

Рабочая программа

совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет,

подготовительная группа

на 2022-2023 учебный год

составлена на основе основной образовательной программы муниципального дошкольного учреждения «Детский сад № 274 Волгограда» и комплексной образовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,

О.В. Солнцева и др. (2018г.)

                                                                                         Воспитатели: 

Волощенко Александра Игоревна

Вальковская Алла Михайловна

2022г.

Содержание образовательной программы

№п/п

Содержание

Стр.

I.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка.

3

1.1.1

Введение

3

1.1.2

Цель и задачи реализации программы

3

1.1.3

Основные принципы и подходы к формированию программы

4

1.1.4

 Возрастные особенности психофизического развития детей

5

1.2.

Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками

основной образовательной программы  дошкольного образования

7

II.

Содержательный раздел

2.1.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями.

9

2.1.1.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

9

2.1.2.

Образовательная область « Познавательное развитие»

11

2.1.3.

Образовательная область «Речевое развитие»

13

2.1.4

Образовательная область «Художественно-эстетическое  развитие»

15

2.1.5.

Образовательная область «Физическое развитие»

17

2.2..

Формы, способы, методы и средства реализации программы в средней группе.

17

2.3.

Проектирование образовательного процесса в подготовительной группе.  

19

III.

Организационный раздел

3.1.

Особенности организации образовательного процесса в подготовительной группе  дошкольного возраста.

19

3.2

Режим дня

20

3.3

Расписание организованной образовательной деятельности.

21

3.4

Перечень развлечений, досугов, праздников и театрализованной деятельности.

22

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

23

IV.

Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса.

4.1

Парциальные программы, используемые в непосредственно-образовательной деятельности.

25

4.2

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

27

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

1.1.1.Введение

 Рабочая программа разработана на основе Общеобразовательной программы дошкольного образования МОУ детского сада №274 Волгограда в соответствии:

- с Уставом и нормативными документами МОУ №274 г. Волгограда;

- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации";

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". (Зарегистрирован 29.01.2021 № 62296)                                                                                         

- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". (Зарегистрирован 31.08.2020 № 59599);

-  с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155 (ред. 21.01.2019);

- с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с. Рецензия от 26 июня 2019 г. ФГБОУ ВО МГППУ;

- Нормативно-правовой и методологической основой программы Е.С. Евдокимовой «Воспитание маленького волжанина» являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-Ф3), Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795), областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан» (от 22 сентября 2011 г.№1368-р), Закон Волгоградской области об экологическом образовании в Волгоградской области (от 15 мая 2003 г. №825-ОД), теория гуманно-личностного подхода к детям.

Рабочая    образовательная       программа     разработана    для     организации   педагогической деятельности в подготовительной   группе, обеспечения гарантии качества образования, создания условий для практического освоения задач образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа разработана на 2022-2023 учебный год и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования и развития детей в возрасте от 6-7    лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и музыкальному развитию.  

1.1.2.Цель и задачи реализации программы

Цель - создать каждому ребенку в группе возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи:

  • укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  •  обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  •  формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.3. Основные принципы и подходы к формированию Программы

Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО:

-  поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

-  личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

- уважение личности ребенка;

- реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Программа базируется на следующих принципах:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; при этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество МОУ д/с №274 с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей;
  • принцип развивающего образования, направленность на развитие личности ребенка - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • принцип адаптивности, реализуемый через адаптивность предметно-развивающей среды к потребностям ребенка и адаптивность ребенка к пространству МОУ д/с №274;

1.1.4. Возрастные особенности психофизического развития детей

 

Ребенок на пороге школы (6-7лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

   Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счёт развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

   К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определённых способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

К 6-7 годам ребёнок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.

В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнёрами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже непохоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи - монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К концу дошкольного детства ребёнок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам - важнейший итог развития дошкольника-читателя.

Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

1.2. Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования к семи годам.

  • Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства.
  • Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и порадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
  • Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  • Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
  • У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
  • Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
  • Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
  • Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  •  Ребёнок открыт новому, проявляет стремления к получению знаний, положительную мотивацию к дальнейшему обучению в школе, институте.
  •      Ребёнок проявляет уважение к жизни в различных её формах и заботу об окружающей среде.
  •      Ребёнок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.)
  •      Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её достижения, имеет представления о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
  •      Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
  •      Ребёнок соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо, проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
  •      Ребёнок имеет начальные представления о здоровом образе жизни, воспринимает  здоровый образ жизни как ценность.

 II. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями.

         Содержание программы выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей. Содержание Программы  обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое  развитие;
  • художественно-эстетическое  развитие;
  • физическое  развитие.

2.1.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Задачи образовательной деятельности

- Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

- Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах.

- Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми.

- Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.

- Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником.

- Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране.

Содержание образовательной деятельности

Взаимоотношения и сотрудничество.  Представления о нравственных качествах людей. Представления о дружбе, о качествах и поступках настоящих друзей. Развитие у детей чувства «единой семьи» в детском саду, интереса к сверстнику, желания лучше узнать личностные особенности друг друга. Приучение самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность.

Правила культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками.

Дальнейшее освоение правил культуры общения со взрослыми и детьми.

Активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи.

Представления о школе, школьниках, учителе; стремление к школьному обучению, к познанию, освоению чтения, письма.

Развиваем ценностное отношение к труду.

Формировать представление о труде как ценности общества, основы достойной и благополучной жизни страны, семьи и каждого человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий

- Формировать первоосновы экономического образа мышления, осознания материальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продукты питания, вода, электричество и пр.) в современном мире;

- Развивать интерес и самостоятельность детей в разных видах доступного труда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд и пр.

- Обеспечивать освоение умений сотрудничества в совместном труде, элементарного планирования, взаимодействия с партнерами, оценки результатов труда.

- Воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде взрослых, оказанию посильной помощи.

Содержание образовательной деятельности

Труд взрослых и рукотворный мир. Знания о многообразии профессий в современном мире, о содержании профессионального труда в соответствии с общей структурой трудового процесса.

Самообслуживание и детский труд. Расширение круга обязанностей детей в самообслуживании и хозяйственно-бытовом труде.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Продолжать формировать представления об опасных для человека ситуациях в быту, в природе и способах правильного поведения; о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в общении, в быту, на улице, в природе.

Содержание образовательной деятельности

Обогащение и закрепление правил и способов безопасного поведения в быту, природе, на улице, в городе, в общении с незнакомыми людьми. Освоение правил безопасного обращения с электроприборами. Представления о приемах элементарной первой помощи при травмах, ушибах, признаках недомогания. Правила обращения за помощью в опасных ситуациях, номера телефона вызова экстренной помощи (скорая мед. помощь, пожар, полиция).

Методическое обеспечение образовательной области.

Перечень

технологий,  методических пособий

О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет»- Изд. «Учитель», Волгоград 2007.    

Зеленова Н. Г. «Мы живем в России» М.: Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

Правила дорожного движения: система обучения дошкольников / авт. сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель.

Социоально-эмоциональное развитие детей 3-7 : совместная деятельность, развивающие занятия / авт. сост. Т. Д. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2014г.

Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Н. В. Коломеец. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет» - Волгоград: Учитель, 2014.

 

2.1.2.Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи образовательной деятельности

- Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.

- Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.

- Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.

- Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.

- Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей

- Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознание роста своих достижений, чувства собственного достоинства,

- Развивать самоконтроль и ответственности за свои действия и поступки.

- Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства.

- Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.

- Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.

- Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.

Содержание образовательной деятельности

Развитие сенсорной культуры

Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов; 5-7 дополнительных тонов цвета, оттенков цвета, освоение умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка.

Различение и называние геометрических фигур.

Сравнение нескольких предметов по 4-6 основаниям с выделением сходства и отличия. Понимание особенностей свойств материалов.

Формирование первичных представлений о себе, других людях

 Понимание разнообразия социальных и профессиональных ролей людей. Освоение правил и норм общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях.

Формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира.

Освоение представлений о родном городе - его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях. Освоение представлений о родной стране - ее государственных символах, президенте, столице и крупные городах, особенностях природы.

Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира.

Освоение элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей.

Освоение умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временной точек зрения. Замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения как общепринятые, так и предложенные детьми. Проявление особого интереса к цифрам, как знакам чисел. Освоение умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Освоение состава чисел в пределах первого десятка. Проявление умения предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма.

Ребенок открывает мир природы. Исследуем и экспериментируем.

Наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы. Сравнение объектов и явлений природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация. Развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях. Обобщение представлений о живой природе. Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).

Методическое обеспечение образовательной области.

Перечень

технологий,  методических пособий

Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте / Авт. – сост. Аджи А. В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005г.

О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет»- Изд. «Учитель», Волгоград, 2007.

Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006.

Е.В. Колесникова «Математика для детей 6-7 лет» методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». М.:ТЦ Сфера, 2018г.

2.1.3.Образовательная область «Речевое развитие»

Задачи образовательной деятельности

- Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

- Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

- Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.

- Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

- Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.

- Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

-  Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.

- Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.

Содержание образовательной деятельности

Владение речью как средством общения и культуры.

Освоение умений:

- коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий;

- использовать вариативные этикетные формулы эмоционального взаимодействия с людьми;

- использовать правила этикета в новых ситуациях;

- представить своего друга родителям, товарищам по игре;

- познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; умение делать комплименты другим и принимать их;

- следовать правилам этикета в тяжелых жизненных обстоятельствах;

- использовать формулы речевого этикета в процессе спора.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Освоение умений:

пересказ литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их при пересказе, в собственной речи, замечать в рассказах сверстников;

в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение, к образам используя средства языковой выразительности; самостоятельно определять логику описательного рассказа;

составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования;

составлять рассказы контаминации, сочетая описание и повествование, описание и рассуждение;

различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

соблюдать в повествовании основные характерные особенности жанра сказки, рассказа, загадки, стихотворения;

самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.

образовывать сложные слова посредством слияния основ;

самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.

Развитие речевого творчества.

Освоение умений:

самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки;

придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам, с использованием приемов ТРИЗа;

в творческих рассказах использовать личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности;

внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно и конструктивно исправлять их;

Обогащение активного словаря.

Освоение умений:

подбирать точные слова для выражения мысли;

выполнять операцию классификации – деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков; находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры;

использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Освоение умений:

Автоматизация сложных для произношения звуков в речи; коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Освоение умений:

освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов: интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый – мягкий), составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове;

определять количество и последовательность слов в предложении;

составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Освоение умений:

представления о некоторых особенностях литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, загадка;

проявление интереса к текстам познавательного содержания.

Методическое обеспечение образовательной области:

Перечень

технологий,  методических пособий

Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте / Авт. – сост. Аджи А. В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005г.

Т. Е. Коврыгина, Р. Е. Шеремет. – Волгоград: Учитель, 2012г.

Л.М. Граб «Творческое рассказывание», обучение детей 5-7 лет Волгоград: Учитель, 2012.

2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи образовательной деятельности:

- Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей.

- Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно-выразительные умения.

- Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

Аппликации самостоятельное использование разнообразных материалов;

применение техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания; разнообразных способов прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации;

 освоения последовательности работы над сюжетной аппликацией.

освоение умения создавать разнообразные формы, преобразовывать их.

В конструировании из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов из бумаги, природного и бросовых материалов.

Развитие умений анализировать постройку, создавать интересные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры;

применение некоторых правил создания прочных построек;

проектирование сооружений по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям, фотографиям.

создание интересных игрушек, предметов по замыслу и по схеме сложения;

самостоятельное применение разных способов и приемов создания, способов крепления деталей, различных инструментов;

создание интересных образов в технике оригами; развитие адекватной оценки результатов деятельности, стремление к совершенствованию умений, качественному результату, желания прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

Методическое обеспечение образовательной области.

Перечень

технологий,  методических пособий

Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д/с». М.: ВЛАДОС, 2003г.

Бобкова Т. И., Красносельская В. Б., Прудыус Н. Н. «Художественное развитие детей 6-7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2014г.

О. В. Павлова «Изобразительная деятельность и художественный труд» Подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2013г.

Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала» Подготовительная группа. М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.

Т.С. Комарова «Художественное творчество» - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012г.

О.В. Недорезова «Конспекты занятий по ИЗО в подготовительной группе детского сада». Воронеж, 2006г.

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

Содержание образовательной области «Физическое развитие»  направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Содержание образовательной деятельности.

Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

 Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:  

   -уверенному и активному выполнению основных элементов техники, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений;

  - соблюдению и контролю правил  в подвижных играх;

 - самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;

  - умению ориентироваться в пространстве;

  - развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.

Целенаправленно развивать быстроту, координацию, скоростно – силовые качества, общую выносливость, гибкость,  силу.

Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

Развивать представления о человеке, об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим, закаливание, физкультура и пр.

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей: закаливание, участие в физкультурных праздниках и досугах, утренней гимнастике, подвижных играх на свежем воздухе, соблюдению двигательного режима.

Методическое обеспечение образовательной области

Перечень

технологий,  методических пособий

Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2012г.

И.М. Сучкова, Е.А. Мартынова, Н.А. Давыдова «Физическое развитие детей 2-7 лет», развернутое перспективное планирование по программе «Детство». Волгоград-Учитель 2012г.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы в подготовительной группе.

Формы работы по образовательным областям

Направления развития образования детей (далее - образовательные области):

Формы работы

Физическое развитие

Игровая беседа с элементами движений

Игра

Утренняя гимнастика

Интегративная деятельность

Упражнения

Экспериментирование

Беседа

Рассказ

Чтение

Речевое развитие

Игровая ситуация

Дидактическая  игра.

Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).

Интегративная деятельность

Игра-драматизация

Чтение

Рассказ

Игра

Познавательное развитие

Рассматривание

Наблюдение

Игра-экспериментирование.

Исследовательская деятельность

Конструирование.

Развивающая игра

Экскурсия

Ситуативный разговор

Рассказ

Интегративная деятельность

Беседа

Социально-коммуникативное

Игровое упражнение; Индивидуальная игра

Совместная с воспитателем игра

Совместная со сверстниками игра

Чтение

Беседа

Наблюдение

Праздник

Экскурсии

Художественное – эстетическое развитие

Рассматривание эстетически привлекательных предметов

Игра

Организация выставок

Изготовление украшений

Слушание соответствующей

возрасту народной,

классической, детской музыки

Музыкально-дидактическая игра

Разучивание музыкальных игр и танцев

Совместное пение

Формы организации образовательного процесса по физическому развитию

Образовательная деятельность (ОД)

ОД в ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

● образовательная деятельность (физическая культура)

● спортивные игры

● подвижные игры

● «Неделя Здоровья»

● утренняя гимнастика

● День здоровья

● «Неделя здоровья»

● игровые упражнения

● спортивные игры

● подвижные игры

● игровые упражнения

●физкультурные досуги

● спортивные праздники

● «Неделя здоровья»

2.3. Проектирование образовательного процесса в подготовительной  группе.  

Объем образовательной нагрузки

Виды  НОД

Количество в неделю

Двигательная

3

Познавательно-исследовательская  

2

ФЭМП

2

Изобразительная (Рисование, лепка, аппликация и конструирование)

3

Коммуникативная (Развитие речи)

3

Восприятие художественной литературы

В процессе совместной деятельности

Музыкальная

2

Итого

15

III. Организационный раздел.

3.1.Особенности организации образовательного процесса в подготовительной группе

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период  увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.5 часа,  такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

3.2.Режим дня.

 Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня - это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

В группах дошкольного образования используется гибкий режим дня, в него могут вноситься  изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.

Ежедневная организации жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

  • построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
  • решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Организация  режима  дня.

       При проведении режимных процессов группах дошкольного образования придерживается следующих правил:

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
  • Формирование культурно-гигиенических навыков.
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Основные  принципы  построения  режима  дня:

  • Режим дня  выполняется  на  протяжении  всего  периода  воспитания  детей  в  дошкольном  учреждении,  сохраняя  последовательность,  постоянство  и  постепенность.
  • Соответствие   правильности  построения  режима  дня  возрастным  психофизиологическим  особенностям  дошкольника.  Поэтому в ДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.  

Комплексно-тематический план

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1

2

3

4

Диагностика

Диагностика

Планета детства.

Каков уход, таков и плод.

Октябрь

1

2

3

4

Содержание домашних животных

Видно птицу по полету

Одно дерево еще не лес

Краски осени

Ноябрь

1

2

3

4

Край родной, навек любимый

Мебель

Права человека

Одежда. Обувь

Декабрь

1

2

3

4

Рыбки по волнам несутся, на морских лугах пасутся

Содержание, уход

Красна птица крылом

Новогодний карнавал

Январь

2

3

4

Коляда, коляда, отворяй ворота

Зимние игры и забавы

Жилища диких животных

Февраль

1

2

3

4

Это наша русская зима!

День святого Валентина

Тише едешь-дальше будешь!

Наша Армия

Март

1

2

3

4

Нет милее дружка, как родная матушка.

В ней готовят сотни блюд-варят, жарят и пекут.

Бытовые приборы

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Апрель

1

2

3

4

В здоровом теле-здоровый дух!

На космических просторах.

Дорого яичко в Христов день.

Говорят, пришла Весна!

Май

1

2

3

4

Памяти павших будем достойны!

Семейные ценности.

Диагностика.

Диагностика.

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Задача воспитателя наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и  полезными  делами,  создать  атмосферу  радости  общения,  коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Для  организации  традиционных  событий  эффективно  использование сюжетно-тематического  планирования  образовательного  процесса.  Темы определяются исходя из  интересов детей и потребностей детей, необходимости обогащения  детского  опыта  и  интегрируют  содержание,  методы  и  приемы  из разных  образовательных  областей.

                   Форма и цель проведения

     месяц

Развлечение «День знаний ».

Цель: Расширять кругозор детей.

сентябрь

«Колокольчик мира» праздник:

 Цель: закрепить  понятия о мире, дружбе и взаимном уважении

сентябрь

Праздник «Осенняя сказка».

Цель: Привлечь детей к музыкальной деятельности; закрепить умение самовыражаться при зрителях;

октябрь

Литературно-музыкальная композиция «Мама – лучший друг» 

Цель: создать атмосферу праздника, развивать эмоциональность умение самовыражаться.

ноябрь

Утренник «Волшебная сказка».

Цель: Формировать интерес к традиционному празднику «Новый год».

декабрь

«Святочные посиделки» развлечение.

 Цель: Создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъём

январь

Музыкально-спортивный праздник «Русские богатыри». Цель: Воспитать у детей патриотические чувства: уважение, любовь, гордость за свою страну.

февраль

Праздник «Широкая масленица»

 Цель: создать атмосферу праздника, развивать эмоциональность, умение общаться со сверстниками

февраль

Утренник «Подарок маме».

Цель: Воспитывать внимательное и чуткое отношение к мамам, бабушкам и близким.

март

Спортивный досуг «Надо знать, как здоровым стать!» Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни, правильном питании, совершенствовать ловкость движений, быстроту реакции.

апрель

Развлечение «Весенняя полянка» 

Цель: Создать атмосферу праздника, развивать эмоциональность, умение общаться со сверстниками

апрель

Праздничный концерт «День Победы».

 Цель: познакомить детей с историческими фактами времен ВОВ, с развивать способность сопереживать; воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, своему народу.  

май

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Насыщенная развивающая, предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада: гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов — коридоров и рекреаций, физкультурного и музыкального залов, изостудии и театрального зала, «комнаты сказок» и зимнего сада, лаборатории и творческих мастерских, участка.

      Предметно-пространственная среда подготовительной группы организуется по принципу небольших полузамкнутых микро пространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Дети  вместе  с  воспитателем    по собственному  замыслу  несколько  раз  в  год  преобразовывают пространственную организацию  среды

Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Предусмотрен «уголок уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. В группе созданы  различные центры активности:

Центры активности

Оборудование

«Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

Деревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, крупный модульный материал, развивающие   игры с готовым содержанием и правилами, дидактические, развивающие и логико-математические игры, «Так бывает?», «Найди ошибки художника», блоки Дьеныша, «Логический поезд», «Логический домик», «4-й лишний», «Поиск 9-го», «Найди отличия». Игры  на  развитие умений счетной и вычислительной деятельности, микроскоп; оборудования  для  экспериментирования  с материалами, шарами, подвесами, водой, природными материалами. Герб города, края, в котором живут дети, герб,  флаг карта страны, макеты деревни, древнего поселения. Игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например, «Конструктор эмоций», набор деталей, из которых составляется лицо человека: овал лица, брови, глаза, нос, рот.

«Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

Строительно-конструктивные игры, небольшие ширмы, строительно-конструктивный материал, крупное напольное оборудование, коробка с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов; схемы-образцы, фотографии декораций. Бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти, схемы-способы создания образов с помощью разнообразных техник, карты, отражающие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов, тканью, дерево, мех.  Конструкторы  и строительные  наборы,  выполненные  из  разного  материала  (пластика,  дерева, металла), схемы-образцы построек, фотоальбомы  (с  фотографиями  архитектурных  сооружений  и  детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми конструкций. Зеркала, краски для грима, парички из ниток, старых колготок, детали одежды взрослых людей.

«Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

Материал для сюжетно-ролевых игр: магазин, семья, доктор, школа и т.д.  Обычные картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой. Набор игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого,  бросовый  материал  и  инструменты, куклы, шляпа,  галстук,  длинная  пышная  юбка,  солнечные  очки,  шаль, пилотка стюардессы, капитанская фуражка.

«Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;

Литературные произведения и кинофильмы, альбомы,  книги-самоделки, ножницы,  клей,  скотч, фломастеры и другие материалы,

5-6  рамок (картонных  или  деревянных)  и  множество  вырезанных  из  старых  журналов картинок, справочная,  познавательная  литература,  общие  и  тематические энциклопедии для дошкольников, литература о городе, стране.

«Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровье- сберегающую деятельность детей.

Спортивные игры: дартс,  кегли,  серсо,  баскетбольные  кольца,  мишени  и  шарики для  бросания,  подвески-колокольчики  для  вытягивания,  воротца  для подлезания.

IV. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса.

4.1. Парциальные программы, используемые в непосредственно-

образовательной деятельности

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, реализуется через примерную региональную программу образования детей дошкольного возраста «Воспитание маленького волжанина» под ред. Е.С.Евдокимовой, т.к. данное направление является приоритетным в МОУ детский сад №274 Волгограда.

Целью программы «Воспитание маленького волжанина» является объединение усилий семьи, детского сада, учреждений дополнительного образования, культуры и искусства в становлении, развитии, воспитании в ребенке Благородного Гражданина.

Цель общественного дошкольного образования - устремление ребенка к активному познанию природы, истории родного края - Нижнего Поволжья, его традиционной и современной культуры, искусства; развитие созидательной направленности растущей личности, неприемлемой разрушительное отношение к природному и культурному наследию.

Цель семейного образования - облагораживание души и сердца ребенка (сына, дочери) возвышенными образами родной природы, искусства родного края - Нижнего Поволжья; развитие познавательного отношения к истории семьи, вписанной в историю Родины, интереса к культурным ценностям родного края; обеспечение творческого присвоения знаний об окружающем мире.

Для достижения целей программы большое значение имеет решение следующих задач:

1.Определение целей-ориентиров для каждого участника воспитательно-образовательного процесса (педагогов, родителей, детей), направляющих внимание педагогов и родителей как на развитие актуальных для жизни ребенка интегративных качеств, так и на саморазвитие и совершенствование воспитывающих взрослых, как главного условия воспитания гражданина.

2.Разработка содержания образовательного взаимодействия воспитывающих взрослых с ребенком, во-первых, обеспечивающего воспитаннику возможность познавать природу, историю, искусство и культуру родного края - Нижнего Поволжья, эмоционально откликаться на предъявляемые педагогами и родителями образы; во-вторых, позволяющего успешно формировать основы картины мира.

3.Развитие взаимно терпимых и ответственных отношений воспитывающих взрослых (родителей, педагогов детского сада, учреждений дополнительного образования, культуры и искусства), усиливающих воспитание нравственных качеств гражданина.

4.  Обеспечение овладения ребенком знаниями о природе, истории и культуре родного края - Нижнего Поволжья, а также качествами, которые стимулируют дальнейшую познавательную деятельность и устремленность к новому знанию, присвоению позитивных моделей поведения гражданина в природе и обществе.

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей среднего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявление на этой основе нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать  знания о родном крае в игровой  деятельности. Формировать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям  Волгоградской области,  стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

Приобщать  детей к истории Волгограда и области.  Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.

Речевое развитие

Развивать  речь, мышление через знакомство с культурой родного края.

Художественно-эстетическое

развитие

Приобщать  детей  дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать  любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций казачьего края.

Формировать практические умения по приобщению детей  дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

Физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую  выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы родного края.

- Парциальная программа «Рабочая программа совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с 3 лет до прекращения образовательных отношений «Дорога без опасностей»». Данная программа разработана на основе программы Т.И. Даниловой «Светофор»: обучение детей дошкольного возраста, издательство «Детство-пресс», 2016 год.

Данная программа предназначена для обучения Правилам дорожного движения и правилам безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.

Концепция программы – воспитание законопослушного гражданина с раннего детства, формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Актуальность и практическая значимость формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах несомненна. Статистика утверждает, что среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к обучению детей безопасному поведению на дорогах.

Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье своих детей, поэтому перед нами стоит важная задача – уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге.

Неблагополучная обстановка складывается на дорогах Волгоградской области.

Детский дорожно-транспортный травматизм может негативно сказаться на

неблагоприятной демографической ситуации. Учитывая динамику детского травматизма, увеличение плотности транспортных потоков, низкое качество обучения детей безопасному поведению на дорогах, можно

прогнозировать рост дорожно-транспортных происшествий с участием детей, увеличение числа погибших и раненых. Избежать опасности можно лишь обучая детей правилам безопасного поведения на улице и дорогах с самого раннего детства.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:

- отсутствие в образовательных учреждениях отдельного предмета по изучению Правил дорожного движения;

- слабая материальная и методическая база для преподавания предмета;

- отсутствие подготовленных педагогических кадров в образовательных учреждениях по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.

Данная программа имеет цель: формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.

В ходе её достижения решаются задачи:

1. Создание условий для изучения детьми ПДД:

-создание развивающей среды;

-подготовка воспитателей для преподавания ПДД;

2. Выработка у детей мотивации в овладении знаниями по ПДД;

3. Привлечение родителей для совместной работы по обучению детей безопасному

поведению на дорогах.

Методы обучения: беседа, игра, практикум.

Формы обучения: занятия, развлечения, экскурсии, соревнования, конкурсы.

Предполагаемые результаты:

В результате прохождения программного материала дети должны знать:

• Термины и понятия: улица, дорога, тротуар, проезжая часть, разделительная

полоса, обочина, кювет, край проезжей части, перекресток;

• Значения сигналов транспортного и пешеходного светофоров, расположение этих сигналов;

• Виды транспортных средств: наземный (грузовой, легковой, пассажирский, мопед, велосипед), воздушный, водный;

• Назначение специальных автомобилей и правила перехода проезжей части при приближении спецавтомобилей. Когда спецтранспорт применяет звуковой сигнал и проблесковый маячок, для чего он им нужен;

• Ориентироваться в пространстве, определять местонахождение предметов:

впереди, сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, навстречу друг другу;

• Называть действия: остановился, стоит, разворачивается, тормозит, едет прямо, задним ходом, поворачивает, подает звуковой сигнал;

• Участников дорожного движения: пешеход, пассажир, водитель;

• Правила поведения пассажиров в транспорте, при посадке и высадке из транспорта пассажирского и легкового, правила при ожидании транспорта;

• Правила перехода проезжей части на регулируемом и нерегулируемом перекрестке, по пешеходному переходу, при переходе дороги с односторонним и двухсторонним движением;

• Правила движения пешеходов по тротуару, придерживаясь правой стороны и

обочине - навстречу идущему транспорту;

• Что такое «дорожные ловушки», какие «дорожные ловушки» встречаются на

дороге, как их избежать;

• Виды пешеходных переходов;

• Дорожную разметку «пешеходного перехода»;

• Дорожные знаки для пешеходов, знаки для водителей, какие знаки помогают

пассажирам в пути;

• Детям дошкольного возраста нельзя выходить к дороге и переходить ее без

сопровождения взрослого;

• Переходить проезжую часть, крепко держаться за руку взрослого;

• Где можно играть и кататься на роликах, велосипеде, самокате;

• Кто такой регулировщик, инспектор дорожно-патрульной службы, какой

атрибутикой пользуется полицейский и для чего ему нужен жезл, свисток, диск;

• Что такое ДТП.

4.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса. 

Подготовительную группу посещают 34 ребенка из них 13 мальчиков и 21 девочка.

Социальная характеристика семей подготовительной группы

Кол-во

семей

Молодые

семьи до

30 лет

Семьи с

30 до 40

лет

Семьи с

40 до 45

лет

Неполные

семьи

Неблаго-

получные

семьи

Асоциаль-

ные

семьи

34

0

24

10

2

-

-

Характеристика семей

Кол-во

семей

Многодетные

семьи

Мало

обеспеченные

семьи

Остро-нуждающиеся

семьи

домохозяек

31

3

-

-

6

Уровень образования родителей

Среднее

Среднее специальное

Высшее

2

9

23

Количество детей в семье

Кол-во семей

Один ребёнок

Двое детей

Трое и больше

34

10

22

3

      Цель работы – сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

      Задачи взаимодействия   с семьями:

  • Познакомить родителей с особенностями физического и психического развития ребенка, развития самостоятельности, навыков безопасного поведения, умения оказать элементарную помощь в угрожающих здоровью ситуациях
  • Познакомить родителей с особенностями подготовки ребенка к школе, развивать позитивное отношение к будущей школьной жизни ребенка.
  • Ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора, развитие произвольных психических процессов, элементов логического мышления в ходе игр, общения со взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
  • Помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности.
  • Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей  со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки.

Основные формы  взаимодействия с семьей:

Направления взаимодействия педагога с родителями

Формы проведения

Педагогический мониторинг

Анкеты, тесты, беседы

Педагогическая поддержка.

Беседа, детско-родительский тренинг, открытые занятия, игры-занятия, семинары-практикумы, информационные  бюллетени,  буклеты,  газеты  для  родителей, совместные  с  родителями  творческие  и  исследовательские  проекты.

Педагогическое образование родителей

Образовательная программа для родителей «Готовимся к школе», круглый  стол, клуб длят родителей, детско-родительские  клубы.

Совместная деятельность педагогов и родителей

Конкурсы, совместные  детско-родительские  проекты, выставки,  фестивали семейного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа подготовительной группы по программе "От рождения до школы" ФГОС

Разработа по ФГОС. Содержит планирование по 5 образовательным областям....

Рабочая программа подготовительной группы в соответствии с программой «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, В.В.Гербовой.

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и ф...

Рабочая программа подготовительной группы (6-7лет) срок реализации программы 2017-2018 уч. г.

Эта медадическая разработка, поможет р работе с детьми подготовительной к школе группы, работающих по программе "От рождения до школы"......

Рабочая программа подготовительная группа составленная на основе программы "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральным государственным образовательным...

Рабочая программа подготовительной группы по программе "Радуга"

Рабочая программа разработана в соответствии   с пунктом 6 части 1 статьи Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Данная рабочая...