Название проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»
проект (подготовительная группа)

Павлова Наталья Александровна

Тема проекта «Этих дней не смолкнет слава!»

 

Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etih_dney_ne_smolknet_slava.docx90.85 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта  «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»  

Тема проекта «Этих дней не смолкнет слава!»

Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это  отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации:  «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».  

Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В, Парамонова Л.А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.

В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий.   Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Проект «Этих дней не смолкнет слава!» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны.

Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

 Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.

Проблемное поле проекта: Результаты анкетирования родителей и анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей России в период ВОВ определили проблемное поле:

1. Большинство опрошенных родители считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания;

2. В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней:

  • Недостаточность материала об условиях жизни людей в этот период;
  • Недостаточность атрибутов для обыгрывания детьми ситуаций из этого периода;
  • Недостаточность материалов о героях ВОВ нашего города
  • Недостаточное использование ИКТ  для ознакомления детей с этим периодом.
  • У детей не сформированы представления о ВОВ, о подвигах советских солдат.

 

Цель проекта: Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках 

на основе уже имеющихся представлений о  Великой Отечественной войне 

ЗАДАЧИ:

 Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;

Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы, представление о героизме.

Развивать связную речь.

Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т.д.

Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств, через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.

Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к родине.

Познакомить с именами героев России, их подвигами во время Великой Отечественной войны, зарождая в детях чувство гордости, уважения и любви к своим соотечественникам.

Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.

Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.

Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Планируемые результаты: 

На уровне ребенка:

  • Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
  • Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
  • Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
  • Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.

На уровне педагога:

  • Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
  • Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

На уровне родителей воспитанников:

  • Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.

На уровне педагогических технологий: 

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.

На уровне предметно-пространственной среды:

  • Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

Погружение в проблему. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.

Этап планирования  отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей, организация деятельности родителей.

Осуществление деятельности по решению проблемы

Создание предметно-развивающей среды.

Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка.

Работа по обогащению игрового опыта ребёнка.

 Оформление результатов

  • Оформление стенгазеты «Галереи Славы».
  • Оформление выставки поделок «Спасибо, что живем».
  • Репетиция Конкурса чтецов «Этот праздник со слезами на глазах».
  • Оформление альбомов: «Наши герои», « « «Дети - герои войны».
  • Подготовка сценария итогового мероприятия «Праздник День Победы!»

Оценка результатов и процесса проектной деятельности 

  • Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе).
  • Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры с фиксацией результатов наблюдения. Анализ продуктов детской деятельности.
  • Анализ активности детей в представлении материалов проекта.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам:

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Погружение в проект

1. Определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации (педагогическая диагностика, анализ предметно-развивающей среды, изучение литературы (журналы, книги, Интернет), подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр, подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр, подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей).

2. Побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности (проблемная ситуация “Что мы можем рассказать младшим детям о ВОВ?”, введение в проблему (рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ. Беседа: “Что такое война и что такое День Победы”), разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми. (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?)

Декабрь

Планирование деятельности

1. Отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей (Кто, что будет делать.)

2 Организация деятельности родителей оформление подборки рассказов “Детям о войне”; разучивание стихотворений с детьми; помощь в организации предметно-развивающей среды, посещение с ребёнком музеев, домашний просмотр фильмов о ВОВ, подбор материалов для стенгазеты «Галерея Славы» и подготовка работ для выставки “Спасибо, что живем!” и т.д.)

Январь

Осуществление деятельности по решению проблемы

Знакомство с историей страны в годы ВОВ опирается на наглядный материал,  представленный в форме презентаций и подборках иллюстраций в альбомах. На данном этапе работа ведётся в следующих направлениях:

1) Создание предметно-развивающей среды:

  • изготовление атрибутов, деталей костюмов (пилотки, платочки);
  • изготовление цветов, открыток;
  • оформление мини- музея «Военная техника и Оружие»
  • стенгазета «Галерея Славы»
  • альбомы:  «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети – герои войны»;
  • выставка поделок «Спасибо, что живем!»

2) Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка:

  • беседы о ВОВ с просмотром презентаций;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети – герои войны»;
  • чтение художественной литературы о ВОВ;
  • изображение военных сражений, в изо. деятельности (лепка, рисование, аппликация);
  • слушание песен военных лет и песен о войне;
  • просмотр познавательных видеороликов о ВОВ.

3) Работа по обогащению игрового опыта ребёнка

  • дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?»,  «Что для чего», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?», «Кто шагает на параде?»;
  • коммуникативные игры «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»;
    подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий»;
  • сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад».

Февраль-март

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

  • Анкетирование родителей
  • Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры.
  • Анализ результатов детской деятельности.
  • Анализ активности детей в представлении материалов проекта.

Апрель

Описание продукта, полученного в результате проекта 

Стенгазета «Галерея Славы».

Выставка поделок «Спасибо, что живем».

Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах».

  Альбомы «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети -           герои войны».

Итоговое мероприятие «Праздник День Победы»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Состав участников: Дети подготовительной группы, родители, воспитатели

Интеграция образовательных областей

Название образовательной области

Содержание

Задачи

“Социально-коммуникативное развитие”:

  • Коммуникативные  игры: «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого».
  • Сюжетно – ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь».
  • Экскурсии к мемориалу
  • Итоговое мероприятие «Праздник День Победы
  • развивать игровую деятельность детей;
  • побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;
  • формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;
  • формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;
  • учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.

“Познавательное развитие”:

  • Рассматривание выставки фотографий памятников бойцам ВОВ.
  • Рассматривание альбома «Дети - герои войны».
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений.
  • Рассматривание альбома ордена и медали ВОВ.
  • Д/И «Кто шагает на параде?».
  • Экскурсия к мемориалу

  • формировать представления детей о событиях ВОВ;
  • познакомить детей с понятиями “война”, “фронт”, “тыл”, “ветераны”, “победа”;
  • формировать представления детей о разных родах войск “пехота”, “танкисты”, “моряки”, “летчики”.

“Речевое развитие”:

  • Дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?» «Что для чего» (закрепление знаний детей предназначений предметов военного времени), «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?».
  • Настольно-печатная игра «Вещи военного времени».
  • Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе.
  • Знакомство с художественной литературой:
  • Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», К.Паустовский  «Стальное колечко», И. Туричин «Крайний случай», Н. Ходза «Дорога жизни», С.Я. Маршак «Мальчик из села Поповки».
  • Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах»
  • Итоговое мероприятие «Праздник День Победы
  • развивать связную речь;
  • активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» «керосиновая лампа», «примус», «этажерка», «радиоприемник», «граммофон», «гимнастерка», «шинель», «фляжка», «котелок». и т.д.;
  • учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстрации.

“Художественно-эстетическое развитие”:

  • Прослушивание песен военных лет, о войне.
  • Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений,  альбома «Ордена и медали ВОВ».
  • Рисунок на темы: «Медали и ордена», «Парад Победы».  
  • Конструирование из бумаги «Цветы к памятнику»
  • Изготовление поделки (с родителями) в любой технике на тему «Спасибо, что живем» для организации выставки.
  • Изготовление открыток для ветеранов.
  • Итоговое мероприятие «Праздник День Победы
  • подвести к восприятию художественных произведений о войне;
  • учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;
  • развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;
  • развивать продуктивную деятельность детей.

“Физическое развитие”:

  • Спортивное соревнование «На защите Родины»
  • Эстафета «Полоса препятствий»
  • Подвижная игра «Шагаем на параде».
  • Спортивное упражнение «Салют»
  • Итоговое мероприятие «Праздник День Победы»

Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.

Этапы работы над проектом «Этих дней не смолкнет слава!»

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель –  формулировка проблемы, темы по нравственно-патриотическому воспитанию.

подготовка детей к проектной деятельности.

Задачи:

– определить проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и детей

1. Выявляет  уровень знаний детей и родителей, о Великой Отечественной войне.

2. Оценивает  собственные возможностей и ресурсов в решении проблемы.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, получают дополнительную информацию, определяют свои потребности.

Помогают в выборе темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей

Помогают в выборе темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определить источники информации, способы сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

Изучает психолого-педагогической и методической литературы и нормативных

документов по данной проблеме.

Определяет  формы и методы  работы с детьми и их родителями.

Составляет перспективный плана по реализации проекта.

Индивидуальное консультирует родителей и привлекает их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.

Осуществляют:  

  • разбивку на группы;
  • распределение ролей в группе;
  • продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

оказывают помощь в организации предметно-развивающей среды, в подборе материалов для стенгазеты «Галерея Славы

оказывают помощь в организации предметно-развивающей среды, в подборе материалов для стенгазеты «Галерея Славы»

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– промежуточные обсуждения полученных данных

 Руководит созданием предметно-развивающей среды:

Работает по обогащению жизненного опыта ребёнка:

Работает по обогащению игрового опыта ребёнка: 

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует детей, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдают, советуют.

Помогают в обеспечении проекта.

Мотивируют учащихся, создают чувство успеха

Наблюдают, советуют.

Помогают в обеспечении проекта.

Мотивируют учащихся, создают чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Репетирует с детьми предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Обобщает и резюмирует полученные результаты;

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

Показывают свои знания на итоговом мероприятии.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Анализирует результаты детской деятельности.

Анализирует  активность детей в представлении материалов проекта.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.

Консультируют в оформлении отчета.

Консультируют в оформлении отчета.

Организационные формы работы над проектом

№№ пп

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

Образовательная деятельность

«Что такое война?»

«Дети войны»

«Наши герои»

«Что за праздник День Победы?»

В течение всего времени

2

Экспериментирование,

моделирование

Моделирование ситуаций в коммуникативных играх: «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»;

подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий», в сюжетно-ролевых играх: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад».

В течение всего времени

3

Игра

дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?»,  «Что для чего», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?», «Кто шагает на параде?»;

коммуникативные игры «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»;
подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий»;

сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад».

В течение всего времени

4

Самостоятельная работа детей

Рисунок на темы: «Медали и ордена», «Парад Победы».  

  • Конструирование из бумаги «Цветы к памятнику»

В течение всего времени

5

Взаимодействие с родителями

  • оформление подборки рассказов “Детям о войне”;
  •  разучивание стихотворений с детьми;
  • помощь в организации предметно-развивающей среды,
  •  посещение с ребёнком музеев;
  •  домашний просмотр фильмов о ВОВ,
  • подбор материалов для стенгазеты
  •  подготовка работ для выставки поделок «Спасибо, что живем!».

В течение всего времени

Форма проведения презентации

 В рамках проекта подготовлены выставка детского рисунка, посвященного ВОВ, выставка поделок, изготовленных детьми и их родителями, изготовлены поздравительные открытки ветеранам.

Выпущена стенгазета «Галерея Славы».

Проведен праздник   «День Победы»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Александрова Е.Ю.Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.
  3. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.
  4. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика.- 2009. №5 – с. 6–8.
  5. Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2010-2015 годы. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
  6. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://worldofchildren.ru/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
  7. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.:Аркти, 2005.
  8. Дети военной поры (Вторая мировая, ВОв). Для дошкольников и младших школьников (5-7 лет). [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://kid-home-lib.livejournal.com/71646.html?thread=1083102
  9. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
  10. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.
  11. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: 2006.
  12. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.
  13. Короткова Н. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. 2003. – № 5.
  14. Поговори с ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.p4c.ru/671
  15. Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Педагогика, 1989.
  16. Тематические коллекции: День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  18. Чумалова Т. “Живой” музей в дошкольном учреждении. // Дошкольное воспитание. 2010. №7 – с.32 – 39.
  19. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29
  20. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32.

 

Приложение.

«Весна Победы». Сценарий праздника, посвящённого 70 - летию Победы в Великой Отечественной Войне для старших дошкольников.

Звучит запись "Прощание славянки" В.Агапкина, дети свободно встают по всему залу.

Ребенок: 
Этот день особенный, желанный.
Солнце светит ярко в вышине.
День Победы — праздник долгожданный
Отмечается у нас в стране.

Ребёнок:
Но особенно он дорог ветеранам,
Слезы радости и боли в их глазах.
Не зажить никак душевным ранам,
И дрожат цветы у них в руках.

Ребёнок: 
И в боях добытые награды
Полыхают ярко на груди,
Чествовать мы вас сегодня рады,
Вы печаль оставьте позади.

Ребёнок: 
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои.
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.

Ребёнок: 
Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
(С.Кочуров)

Ведущая.

Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас!

«Вставай, народ!» - услышав клич Земли,

На фронт солдаты-герои ушли,

Отважно и смело рвались они в бой,

Сражаться за Родину, за нас с тобой!

Хотели отомстить врагу поскорей

За стариков, женщин, детей!

Звучит один куплет песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.

 

1Ведущая.  

Призывно и тревожно звучали в дни войны слова песни «Вставай, страна огромная!». И поднялись мы,  большая семья русских,  украинцев,  белорусов,  грузин, татар,  казахов,  башкир  и  людей других национальностей,  населяющих нашу страну.

2Ведущая.  

Фашисты бомбили города, жгли сёла, убивали людей. Четыре года воевал с врагами наш народ!

Труден был путь к Победе,

Жесток был смертельный бой,

Но просчитались фашисты,

Не сломлен народ войной!

Как с ревом рвались танки в бой,

Свистели снаряды, ракеты,

Пугали расправой мирных людей, -

Нельзя нам вовек позабыть об этом.

Перекличка песен: «Землянка», «Три танкиста», «Темная ночь», «Дороги», «Катюша».

1-й ребенок.

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою.

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою!

Музыкально- танцевальная  композиция «Синий платочек»

1 Ведущая.

За Днепр и Волгу

Шли солдаты в бой,

Сражался каждый

За край родной.

За каждый город, каждое село,

За всё, что на земле росло!

За детский садик и за светлый класс,

За мир и счастье каждого из нас!

 

Ребёнок: 

Священные места всех сражений, 

Где воины к подвигу шли, 

Стране День Победы весенний 

Они из боев принесли. 

На площадь приходим с цветами, 

Бессменно солдат там стоит, 

А вечный огонь – наша память – 

Всегда озаряет гранит. 

Песня: «Прадедушка»
  автор А.Ермолов

2 Ведущий: 

Почтим память всех погибших на войне минутой молчания. 

Все встают. Минута молчания.
 

На фоне метронома и «Грёзы» Р.Шумана 
1-й   ребенок.

С Днем Победы ветеранов дружно поздравляем,

Счастья, крепкого здоровья всем им пожелаем!

2-й ребенок.

Не болеть, не стареть,

Желаем только молодеть!

3-й ребенок.

Дорогие ветераны,

Вам сегодня каждый рад,

Приходите, будет время,

В наш любимый детский сад!

(Дети дарят цветы и сувениры ветеранам).

4-й ребенок.

Поздравляем всех с Победой,

Славным и весенним днем,

Музыка пусть не смолкает,

Мы станцуем и споем!

Исполняется танец «Яблочко».

1 Ведущий:
Даже в военные годы не покидала наш народ бодрость духа, и присущий ему юмор. Частушки о войне - лучшее тому доказательство. Эти частушки были придуманы народом в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г. 

Девочки:
Не к лицу бойцу кручина
Места горю не давай.
Если даже есть причина
Никогда не унывай!
(ЧАСТУШКИ)


2 Ведущий. Много на свете есть важных слов: мама, Родина, счастье. А еще есть важное слово – Мир. 

Мир – это земля, на которой мы живем. 

Мир – это солнце, небо, звезды. 

Мир – это люди! 

Мир – это Дети! 

Мир – это спокойная и счастливая жизнь. 

Нет войны, нет горя, нет слез. 

Мир главное слово на свете. Мир нужен всем. 

Дети исполняют песню Савельева на слова Плясецкого «Мир вам, люди». 

1 Ведущий: 

Много горя и страданий пережила наша Великая Родина, но сила человеческого духа оказалась сильнее пушек и огня врагов. Наша Отчизна снова выстояла и победила. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто после война остался на полях сражений, тех кто после войны налаживал мирную жизнь. Вот почему 9 Мая – это всенародный праздник. В этот день по всей стране гремит праздничный салют. В нашем городе в этот день будет гореть огонь на могиле неизвестного солдата. 

На мультимедийном экране кадры праздничного салюта. 

Ребенок: 

Ярок день с утра, чудесен, 

Он цветами весь расцвел. 

Слышу я звучанье песен 

Праздник в город мой пришел! 

Знают этот праздник всюду, 

Отмечают по стране 

Днем святым его все люди! 

Звучит песня «День Победы» (в записи) 

Все присутствующие подпевают. 

2Ведущий: 

С праздником вас, дорогие гости! 

Счастья, вам, мира, здоровья! 

Под звуки музыки все выходят из зала. 

Дети идут возлагать цветы на братское захоронение.

Тема занятия «Что за праздник День Победы?»

Программное содержание:

- закреплять знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них;

- уточнять знания детей о празднике – Дне Победы;

- дать представление о том, какой дорогой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом;

- Воспитывать уважение и благодарность ко всем, кто защищал Родину.

Словарная работа: фашизм, воин, боец, подвиг, партизаны, ветераны, погибшие, почтить память.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне, просмотр кинохроники военных лет, парада на Красной площади, чтение книг: С.Алексеев «Герои Великой Отечественной», А.Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне», А.Печёрская «Дети – герои Великой Отечественной войны».

Материал:

- запись с песнями «День Победы» муз. Д.Тухманова, «Священная война» муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача, иллюстрации.

1. Слушание песни «День Победы», муз. Д.Тухманова

2. Чтение стихотворения Е.Боковой «День Победы»

                             (читают дети)

Переборов все трудности и беды,

И разгромив в боях жестокого врага,

Мы обрели великий День Победы,

И эта дата всем нам дорога.

За годом год мы славим эту дату,

Пусть пролетело очень много лет.

Ура народу! Маршалу! Солдату!

Салют живым и тем, кого уж нет!

На площадях и улицах столицы,

Всех городов и сёл, и деревень

Сияют счастьем радостные лица.

да будет свят Победы нашей День!

3.Обращение к личному опыту детей:

- 9 мая наш народ отмечает один из самых любимых праздников. Что это за праздник?

(День Победы)

- А кто помнит, какая это победа? Над кем?

(над фашистами)

- Фашисты считали немцев особенным народом – самым лучшим и талантливым, самым сильным и умным. Остальных фашисты считали тупыми и дикими. Фашистская Германия поставила себе задачу – военным путём подчинить себе весь мир и заставить все народы служить немцам.

- В этом году мы будем отмечать 65 лет со Дня Победы. Это светлый и скорбный праздник. Почему?

(Светлый, потому что радуемся, что защитили свою Родину и победили фашистов. А скорбный, потому что вспоминаем о погибших людях.)

- А сейчас мы ещё раз вспомним о том, как началась война.

4. Рассказ воспитателя

- 22 июня 1941 года, в воскресенье перед рассветом, в 4 часа утра, когда города и сёла нашей Родины спали крепким сном, с немецких аэродромов поднялись в воздух фашистские самолёты с бомбами. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Во главе Германии тогда стоял Гитлер.

Фашистские самолёты бомбили мирные города и сёла, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома.

- На 6-й день войны в Москве, на Белорусском вокзале, когда на фронт провожали эшелоны с бойцами, впервые прозвучала песня под названием «Священная война». Во время этой песни все встали, как встают, когда звучит гимн. Песня закончилась, но бойцы требовали повторить её снова и снова. 5 раз звучала эта песня по просьбам воинов, отправлявшихся на смертную битву с врагом.

- Давайте и мы с вами послушаем эту великую песню стоя.

(звучит 1 куплет песни «Священная война», муз. А.Александрова)

5. Рассказы детей о героях-партизанах.

Весь народ поднялся на борьбу с фашистами. Жители деревень и городов, захваченных немцами, уходили в лес и становились партизанами. Они жили в землянках, в лесах, внезапно нападали на фашистов, уничтожали их, подрывали вражеские эшелоны. Фашисты очень боялись партизан. С врагом сражались не только взрослые мужчины. В партизанских отрядах воевали и старики, и женщины, и даже дети. Они нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.

- Расскажите, подвиги каких юных героев-партизан вам запомнились?

(рассказы детей о Зое Космодемьянской, о Лёне Голикове, о Зине Портновой)

6Рассказы детей о подвигах Героев Великой Отечественной войны.

Во время войны было совершено много героических подвигов, многие воины стали героями.

- Как вы думаете, что такое подвиг?

(Это смелый и отважный поступок.)

- Как называют человека, совершившего подвиг?

(герой)

- А как вы думаете, каждый ли человек может стать героем?

- Каких героев Великой Отечественной войны вы знаете?

(рассказы детей о лётчике Гастелло, который направил свой горящий самолёт на вражеский эшелон; о лётчике Талалихине, который совершил первый ночной воздушный таран; о генерале-инженере Карбышеве, который был заживо заморожен фашистами за то, что отказался на них работать)

Динамическая пауза

В промежутках между боями бойцам нужно было отдыхать. В эти редкие часы отдыха кто-то старался немного поспать, кто-то торопился написать письмо своим родным и близким людям, а кто-то пел песню или даже танцевал под звуки русской гармошки.

Когда Красная армия перешла в наступление на врага, она стала освобождать один за другим разрушенные города и сёла нашей великой Родины. В Москве в честь освобождения наших городов стал греметь праздничный артиллерийский салют. Люди смотрели на разноцветный салют и радовались, как дети. Пели, танцевали, поздравляли друг друга.

Давайте мы попробуем вместе с вами окунуться в атмосферу такого праздника. Давайте почувствуем праздничное настроение и послушаем одну из самых любимых солдатских песен – знаменитую «Катюшу» (дети подпевают, танцуют и радуются).

7. Минута молчания

Многим героям по всей нашей стране стоят памятники, обелиски, мемориалы.

- Вы узнали этот памятник? Что это такое?

(Могила Неизвестного Солдата)

- А что значит Неизвестного? (ответы детей)

- Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжёлых боёв было очень много погибших: сотни, тысячи погибших. Войскам нужно было двигаться дальше, а погибших было так много, что даже не хватало времени вырыть могилу для каждого. Приходилось хоронить погибших солдат в одной братской могиле. У многих из них документы сгорали или разрывались в момент гибели. И нельзя было узнать ни фамилий, ни имён героев. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали памятники. В Москве такой памятник – это Могила Неизвестного солдата. Она находится на почётном месте – в Александровском саду, у Кремлёвской стены. Там всегда горит Вечный огонь. 9-го мая к Могиле Неизвестного солдата приходят и ветераны, и члены Правительства, и жители нашего города, и гости столицы. Все возлагают цветы и чтят память погибших. 9-го мая во всех городах нашей Родины в память о погибших на той жестокой войне проходит Минута молчания.

В эту минуту люди молча стоят, склонив головы, вспоминают погибших и мысленно благодарят их за мирное небо.

(просмотр видеофильма «Минута молчания»)

8. О ветеранах

Кого мы поздравляем 9-го мая?

- Правильно, ветеранов Великой Отечественной войны. Тех людей, которые воевали. И тех, кто работал в тылу – на заводах и фабриках строили танки, самолёты, выпускали автоматы, винтовки, снаряды, патроны. С каждым годом ветеранов войны остаётся всё меньше и меньше. Многие из них стали уже совсем старенькими и больными.

- Давайте подумаем, как мы с вами можем поздравить их и помочь им?

(ответы детей)

- Если вы увидите 9-го мая человека с орденами и медалями, подойдите к нему и поздравьте его с праздником. Пожелайте ветерану здоровья и скажите спасибо за то, что он защищал нашу Родину от врагов.

Ветеранам будет приятно, что мы помним о них.

- Где мы можем встретить ветеранов 9го мая?

(На Красной площади, у Большого театра, на Поклонной горе)

9. «НЕТ» - войне!

(Чтение детьми стихотворения)

«Нет» - войне!

                           О.Воробьёв

Мы скажем снова

«Нет» - войне:

И повторим мы это слово.

Пусть мирно будет на Земле,

Пусть будет мир - всему основой!

«Пусть будет мир» Н. Найдёнова

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым.

Пусть пушки грозные молчат

И пулемёты не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

Дети исполняют песню «Солнечный круг»

Беседа для старших дошкольников по патриотическому воспитанию «70 лет Великой Победы».

Цель: Совершенствование знаний детей о знаменательной дате «9 Мая – День Победы».

Задачи:

• Закрепить знания детей о празднике Победы.

• Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение ветеранам Великой Отечественной войны.

Наглядный материал:

• иллюстрации Могилы Неизвестного солдата,

• иллюстрации мемориалов Славы в разных городах, боёв сражений, писем с фронта.

Ход занятия: В этом году мы отмечаем большой праздник «70 лет Великой Победы». А почему он так называется? (Ответы детей) .

9 Мая наш народ отмечает большой праздник – День Победы. В этот день много лет назад наш народ победил очень сильного врага – фашистскую Германию. Это была очень страшная война. Летом 22 июня 1941 года фашистские войска напали на нашу Родину. Им хотелось захватить самый главный город нашей страны. Фашистские войска были очень сильные. У них было много военной техники: танки, самолёты, военные корабли и хорошо обученные солдаты, и поэтому наши войска сначала отступали и терпели поражения. Фашисты почти дошли до Москвы. Они разоряли на своём пути нашу страну, брали в плен мужчин, женщин, детей. На борьбу с ним и поднялся весь народ. Воевали не только солдаты в армии, но и простые люди. Они уходили из деревень, которые захватывали фашисты, в леса и создавали партизанские отряды. Вместе со взрослыми в партизанских отрядах также воевали за свою Родину дети. Некоторые из них были очень смелыми и мужественными. Но мужество, отвага и стойкость наших солдат не дала врагу пройти дальше и разорить нашу Родину. Много героев полегло на поле боя. На Красной площади в Александровском саду горит Вечный огонь у Могилы Неизвестного солдата. Это память обо всех погибших солдатах на полях боя, в годы Великой Отечественной войны.

Вопросы к детям по беседе:

Как называется столица нашей Родины?

Что за памятник изображён на иллюстрации?

Где находится Могила Неизвестного солдата?

Кому посвящён этот памятник?

Почему наша армия победила в этой войне?

Каким нужно быть, чтобы отбить натиск любого врага?

Это была самая большая победа нашего российского народа. И каждый год много людей приходят к Вечному огню, чтобы отдать почесть тем людям, которые сохранили для нас лучшую жизнь.

Беседа "Дети Войны"

Цель: продолжать знакомство с Великой отечественной войной. 
Задачи: 
1.Дать представление о понятии «блокада», «Оккупация»; рассказать о блокаде Ленинграда; о жизни детей Блокадного Ленинграда. 
2.Развивать память, внимание, монологическую и диалогическую речь; 
3.Воспитывать чувство сострадания к павшим войнам, чувство гордости за свою страну, чувство патриотизма. 
Оборудование: аудиозапись песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты, подлая, сделала», «Орлёнок» (муз.Я. Шведова, сл. В.Белова), «Орлята учатся летать» (муз.А. Пахмутовой, сл. В Добронравова). 
Ход беседы 
Перед началом беседы звучит аудиозапись песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты, подлая, сделала». 
Ребята, вы уже знаете, как началась Великая Отечественная война, какие подвиги совершали наши воины. Но в войне погибают не только солдаты. От нее больше всего страдают самые маленькие и самые старенькие. Сегодня наша беседа о детях войны. Мы откроем страницы воспоминаний детей военных лет. Не всегда дети могли понять, что пришла настоящая беда. Вот воспоминания маленькой девочки: 
«Мне было немногим более семи лет, когда Молотов объявил по радио о начале войны. Я отлично помню этот день и последние слова выступавшего: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» И, как мне помнится, в тот же выходной день, 22 июня, взрослые стали заклеивать окна тоненькими полосками наискосок, а мы, дети, выбежали на улицу и стали делиться впечатлениями. По-моему, мы совсем не испугались и даже как-то возгордились случившимся. Особенно после того, как через несколько дней старшая из нас сказала: «А знаете, что это не просто война, война Отечественная?» И ещё нам очень понравились вырытые вскоре поблизости от домов укрытия от бомбёжки, так называемые щели, где днём, когда не было воздушной тревоги, мы играли и в прятки, и в куклы». («Мне заказали гроб», автор Г. П. Стукалова.). 
Вы знаете, ребята, очень страшно было всем – и взрослым, и детям, - когда начинались обстрелы. Людям приходилось скрываться в подвалах или в специально сделанных бомбоубежищах. Все внимательно прислушивались: не летят ли самолёты, или начинала завывать сирена, и по её звуку все быстрее бежали прятаться. Вот ещё одно воспоминание девочки из города Ленинграда: 
«Всё чаще при обстрелах спускались в бомбоубежище – сырой подвал с облупленными стенами. Было скучно сидеть при слабом свете маленькой лампочки. Взрослыеразмышляли: нужно ли всякий раз туда спускаться? Наступила осень. В тот день на мне было лёгкое пальтишко и какие-то тёплые ботинки, по тревоге мы не успели добежать до подвала и остановились под аркой дома, прижавшись к стене. И сразу раздался оглушительный взрыв, я почувствовала, как мимо нас мчится горячий упругий воздух, волокущий за собой мелкий мусор, а затем пролетела и целая дверь, по счастью нас не задев. Оказалось, что бомба разрушила соседний дом. Вернувшись домой, мы обнаружили, что окно у нас выворочено вместе с рамой и лежит на середине комнаты. Нашу маленькую семью приютил Михайловский театр, выделивший под проживание подвал в хозяйственном дворе с условием, что при необходимости он будет служить одновременно бомбоубежищем. Вселились туда сразу несколько семей. На деревянные скамейки положили листы фанеры, а сверху - постели .» ( «Долгий путь из войны», автор В. Левецкая.) 
Но представляете, ребята, были и такие случаи, когда приходилось вопреки страху под бомбами и взрывами добывать себе продовольствие. Вот как рассказывает об этом ещё одна маленькая девочка: 
«За Доном подтягивались наши войска. На улицах рвались мины. Выходить стало опасно. Но, как говорится, голод не тётка – надо было чем-то питаться. Съев в первую неделю всё продовольственные резервы, мы отправились на пристань, где, по слухам, стоял разбитый вагон с пшеницей. Вагон разнесло снарядом, и пшеница, перемешанная с углём, покрывала железное полотно. Место простреливалось как немцами, занявшими позиции на правом высоком берегу, так и нашими – с левого берега Дона. Надо было под обстрелом подползти к россыпям пшеницы. Насыпав её в наволочку пополам с крошевом антрацита, мы долгими вечерами при свете свечи выбирали зёрнышко от зёрнышка для кутьи – пшеничнойкаши. Нам с мамой удалось без потерь проделать эту операцию и просуществовать несколько дней до прихода наших, выбивших немцев на десятый день оккупации». ( «Двадцать второе июня сорок первого: неоправданные ожидания», автор А. Чижов.) 
«Оккупация» - это очень страшное слово. Немецкие войска расстреливали людей по малейшему подозрению их в связях с партизанами – теми людьми, которые скрывались от немцев в лесах и боролись с ними: взрывали поезда с войсками, оружием, устраивали засады. Но самое страшное было в том, что немцы угоняли молодёжь в Германию, и многим из них не суждено было вернуться с чужой земли. Послушайте воспоминания об этом: 
«В мае 1942 года немцы собрали молодёжь со всей округи, привели в Сланцы и погрузили в эшелон. Когда поезд тронулся, за ним бежали наши мамы, громко рыдая и махая нам руками. Оторванные от своих родных, мы очень горевали. Даже песню сочинили грустную – прегрустную. Были в ней и такие слова: 
Раньше ели сладости, 
Сахар и изюм, 
Будем кушать гвоздики 
И шурум-бурум… 
Привезли нас в Гамбург и распределили по заводам. Мы, шесть девочек из одной деревни, попали на электромоторный завод Ханса Штиля. Каждой присвоили рабочий номер и выдавали тряпочки со знаком «»ost», которые велели пришить к одежде. Мой номер был «ost-6». Такой же номер значился и на моих нарах в бараке. В 7 утра мы приступали к работе. На станках наматывали на шпульки тонкую проволоку. Вместе с нами работали и немецкие женщины. Они трудились старательно, чему учили и нас: «Работайте медленно, но хорошо! Они получали за свой труд зарплату, мы же были бесплатной рабочей силой, и если кто-то отлынивал от работы, то попадал на сутки в карцер – узкий, как шкаф, бункер, где можно было только стоять. В полдень полагался получасовой перерыв на обед. У нас не было никакой еды, и мы просто отдыхали, сложив на коленях руки и стараясь не смотреть на работниц – немок, разворачивая свои завтраки. Но они всегда делились с нами, хотя сами жили небогато и продукты получали по карточкам. Наверное, если бы не помощь этих женщин, мы бы не выдержали и погибли от недоедания. Кормили нас только раз в день, после работы. Обычно давали порцию шпината и 200 граммов хлеба-эрзаца. Раз в неделю мы получали кусочек маргарина или ливерной колбасы». 
Педагог обсуждает с детьми эти сведения, останавливаясь на рассказе о помощи немецких женщин. 
Но без оккупации многие семьи потеряли друг друга. Конечно, особенно страдали дети без своих родителей, которые или погибли при бомбёжке, или потерялись при эвакуации. Им пришлось жить в детских домах. И хотя там о них заботились, каждый вспоминал родной дом и своих близких. Взрослые старались отвлечь детей, налаживая их жизнь: проводили занятия и для малышей, и для школьников, устраивали праздники. Вот такие воспоминания остались от пребывания в детском доме одного мальчика, папа которого сражался на фронте: 
«В детском доме я учился в пятом классе. Школа наша находилась в двухэтажном здании, рядом со спальным корпусом. Пока было тепло, учиться было не так трудно. Очень тяжело стало с наступлением холодов. В каждом классе топили железные печурки, как в спальном корпусе. Пока шли уроки, за печками следили ученики, но после занятий в классе становилось холодно. У каждого ученика была персональная чернильница, которая хранилась в парте. Когда дети приходили на занятия, то первым делом брали чернильницу и отогревали её за пазухой так, чтобы можнобыло пользоваться чернилами. Контрольные работы писали в тетрадях, а в классе писали на газетных листочках. Тетради сшивали из книжных листов и писали на белом поле между строк. Учебниками пользовались по очереди, договариваясь между собой. Иногда отдельные рассказы читали в слух для всего класса. Также коллективно учили стихотворения. После обеда занимались самоподготовкой». 
Как по всей стране, так и в детском доме дети помогали взрослым, хотя, конечно, трудно им приходилось, но они не жаловались, а старались выполнить работу как можно лучше. Вот как пишет об этом уже знакомый нам мальчик: 
«После окончания учёбы детей направляли целыми отрядами на полевые работы – на прополку и окучивание. Это было самое тяжёлое время, особенно в жаркие летние дни. Бывало, пропалываешь грядку, а конца её не видно, весь обливаешься потом. При этом товарищи тебя подгоняли, если ты отстаёшь от «цепи». Надо было не только успевать идти в линии, но и обращали внимание на чистоту прополки. Всем хотелось, чтобы по окончании работы воспитатель похвалила не только за быстроту, но и за качество». 
Однако во время войны были и такие случаи, когда дети и молодёжь воевали вместе со взрослыми: кто-то находился в партизанском отряде и добывал сведения о врагах, ведь маленький ребёнок или подросток не вызывал подозрения у немцев; кто-то жил вместе с солдатами, и тогда его называли «сын полка». Вот о таком мальчике даже написана книга писателем В. Катаевым. Солдаты заботились о своём питомце как могли, оберегали его от опасности, даже заказали ему настоящую форму. Этих ребят, конечно, старались отправлять в тыл, как правило учиться в какое-нибудь военное училище. Но связь не терялась, и такой человек навсегда считался сыном полка. А некоторые питомцы по примеру старших бойцов становились героями. Запомните, дети: молодой возраст не мешает биться горячему сердцу и совершать подвиги. Они остались в народной памяти, о них написаны песни. Послушаем песню о юном герое, которая называется «Орлёнок». 
Педагог включает аудиозапись песни «Орлёнок» (муз.Я. Шведова, сл. В.Белова). После прослушивания проводится беседа. 
Наша сегодняшняя беседа о детях войны заканчивается. Теперь вы, наверное, поняли, что каждый человек независимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное –не бояться помочь другому в трудный час. Вам я желаю быть и вырасти именно такими, и тогда нашу Родину никто и никогда не победит. 
Звучит аудиозапись песни «Орлята учатся летать» (муз.А. Пахмутовой, сл. В Добронравова) 
Примечание. Для проведения беседы можно использовать не все тексты, выстраивая рассказ в соответствии с собственной логикой.

Беседы о Войне

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Дорогие ребята,  вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.

Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на стороне России).

Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет с 1 сентября 1939г. по 9 мая 1945г.

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.

Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята , могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

В этом 2010 году исполняется 65 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она«Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.

 

Почему война называется Великой Отечественной?

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называласьВеликой Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне — главное событие в истории России XX века!

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Вопросы:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Почему она так называется?

3. Какая страна развязала войну?

4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?

5. Кто встал на защиту Отечества?


ДЕТИ И ВОЙНА

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.

Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Война - не место для детей

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

 

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,—вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.

Вопросы:

1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.

2. Как помогали дети взрослым в тылу?

3. Что посылали школьники бойцам на фронт?


ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистких войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии — Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгромлена.

Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.

9  мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.

Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.

Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.

Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.

Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Великая победа

Великой войны победу

Мы не должны забывать!

В боях отстояли деды

Священную Родину-мать.

 

Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей.

Она помогала молитвой

И праведной верой своей.

В великой войне победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь, и Родину-мать!

 

9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.

По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.

Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.

В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.

С тех пор праздник Победы — 9 мая — стал поистине всенародным торжеством!

Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.

В памятных местах столицы — на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!

Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше.

Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?

2. Расскажите о героях войны.

3. Как отмечается День Победы в нашей стране?

4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?


 

ПОБЕДА.

 

По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли.
Враг был разбит!

9 мая 1945 года мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к бомбежкам, взрывам, вою сирен, грохоту орудий.

Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города.

Первый день мира

Душистая густая тишина,

Ни выстрел не звучит, ни взрыв.

Сегодня утром кончилась война,

И хоть кругом чужая сторона

Я чудом уцелел, я жив!

Друзей я вспомнил тех, кто никогда

Не выйдет в час рассветный на покосы

Кто не забросит в реку невода,

Кого не обдадут весною росы.

Я не хотел ни убивать, ни жечь,

Я ощущал лишь зов родной земли,

Но в памяти поклялся я сберечь Друзей,

что на чужбине полегли!

Звучит песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем день Победы над фашистской Германией?

2. Попросите маму, папу, бабушку рассказать вам о том, кто из вашей, семьи принимал участие в Великой Отечественно войне.

3. Какова их судьба?

Консультация для родителей "Как рассказать детям о войне?"

 Рассказывайте детям о войне,

Не бойтесь испугать жестокой правдой,

Рассказывайте детям о войне,

Им это знать и помнить надо

Рассказывайте детям о войне,

Пусть ваша память к ним в сердца стучится

Рассказывайте детям о войне… Н.Верб

Война давно закончилась и наши дети с трудом понимают, что это за памятники солдатам, и зачем им ружья, зачем вообще людям приходилось убивать друг друга...  Нам необходимо рассказать о дедушках, или уже прадедушках, которые воевали, посмотреть старые семейные фото. Поговорить об обидах, злости, гневе и ссорах - почему возникают и к чему приводят. Об умении договариваться и решать все проблемы мирным путем. 

Детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе.

Зачем мы вспоминаем Великую Отечественную войну? Ведь в сегодняшней жизни тоже много боли и горя. Но не помнящий своего прошлого обречен на его повторение. И это тоже прописная истина.  
Нужно ли рассказывать детям о войне?

Этот вопрос возникает не только у родителей. Он возникает и у некоторых моих коллег – педагогов. В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром» - в этом  родителям следует полагаться на свой опыт и наши педагогические рекомендации.

РАССКАЗАТЬ О ВОЙНЕ… 

1. ДЛЯ ЧЕГО? Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.

2. КОГДА?  Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх - пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

3.  КАК? Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? 

 Рассказывайте об известных и значимых событиях войны. Задача родителей – не напугать ребенка, а просветить. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Читайте детям известные произведения: «Сын полка» В.П.Катаева, «Дорогие мои мальчишки», «Памятник солдату», «Твои защитники»  Л.А.Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л.Ф. и другие. Литература, возможно, не в силах изменить мир, но все же книги о войне могут тронуть чье-то сердце и добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь. И, возможно, они могут помочь нам передать уже нашим детям память о Великой Отечественной войне и осознание ценности мирной жизни. Учите с ними стихи наизусть.

 Смотрите вместе с детьми фильмы военной тематики, военный парад, концерты военной песни. Наличие единомышленников сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху.

Расскажите о ваших воевавших родственниках, поведайте истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне.  Если есть возможность, познакомьте ребенка с ветеранами. Пусть он услышит рассказы очевидцев – они производят совсем другое впечатление.

Посетите с ребенком памятник погибшим воинам. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Вы можете показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному огню, возложить цветы,  рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Всё вместе это сложится в  общую картину и понимание, осознание  ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их.  Жизнь продолжается, но для того, чтобы она была мирной, надо не забывать ужасы Великой Отечественной войны.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»

Педагогический проект  на тему: "Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздника "Масленица"....

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации российского образования»

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства без уважения к историям и культуре своего Отечества. Реализация патриотического образования и воспитания невозможна без знаний о традициях своего...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...