Конкурс 2022 "Опыт работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного конструирования из бумаги"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Мищенко Светлана Брониславовна

Опыт работы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_s_bumagoy.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по развитию творческих способностей

у детей старшего дошкольного возраста

в процессе художественного конструирования из бумаги

Задачи:

  • стимулировать к самостоятельному построению образов, их последующему обыгрыванию;
  • упражнять в самостоятельном анализе имеющейся информации и внесении элементы новизны в способ выполнения работы.

Работа была организована в три этапа.

Первый этап был направлен на ознакомление детей с объёмной бумажной скульптурой (оригами). Дети осваивали новые способы техники оригами: отгибание боковых сторон прямоугольника (полученного из квадрата) к его центру; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к соответствующим его сторонам; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к противоположным его сторонам. Этап был реализован, в рамках проектов «Зимние забавы», «Птицы» и «Зоопарк». Так, в ходе НОД «Снеговики», предлагала детям полоски бумаги, которые они сворачивали в мини-цилиндры и оформляли по собственному усмотрению.  В ходе НОД «Бумажные звери» детям сначала предлагалось получить определённую геометрическую фигуру, а затем им было предложено выполнить в подгруппах вариативные поделки из различного набора деталей, объединение которых с одинаковыми геометрическими фигурами дало возможность получить разные образы.

Второй этап был направлен на развитие умения изготовлять объёмную фигуру, путём закручивания прямоугольника (полученного из квадрата) в цилиндр. Одни дети имели возможность строить образ, путём только мысленного объединения основы и деталей; а другие - путём практического примеривания, прикладывания разных деталей, а также самостоятельно применять усвоенные ранее приёмы  опредмечивания в изготовлении коллективных и индивидуальных работ. Этап был реализован в рамках проектов: «Интерьер мебельного магазина», «Наши защитники», «Весна идёт», «Цирк», «Космическое путешествие», «Транспорт», «Моя семья». На протяжении этого времени, в ходе НОД и совместной образовательной деятельности, вначале детям предлагала готовые образцы новых для них поделок, которые они анализировали и выделяли общий способ их изготовления. Затем стимулировала детей к вариативному выполнению понравившейся поделки, поощрялось внесение изменений детьми в заданные образцы, с помощью дополнительных операций (надрезание, отворачивание углов и т.п.) и деталей. Особое внимание обращала на оригинальность отдельных поделок, на новые сочетания уже знакомых деталей, на удачное использование дополнительных материалов (красок, карандашей, ниток, тесьмы и т.п.). Все дети имели возможность рассказать о своих поделках (по их желанию) и сравнить их с другими. Стимулировала детей к обыгрыванию каждой поделки (как индивидуально, так и по желанию детей коллективно, объединяя поделки в сюжетную группу).

На третьем этапе детей знакомила: с закручиванием круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий); преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок, путём складывания и надрезания; новой техникой - «плетение». Работа проводилась в рамках проектов: «Улица города», «Театральная неделя», «Акция к 9 мая «Открытки для ветеранов» (первоначально знакомила со схемами нового способа изготовления открыток, затем помещая их в уголок изодеятельности, обеспечила самостоятельное использование их детьми). Все задания предусматривали одновременное самостоятельное комбинирование нескольких освоенных детьми способов конструирования. Стимулировала детей к обыгрыванию каждой поделки (как индивидуально, так и по желанию детей коллективно, объединяя поделки в сюжетную группу). В ходе образовательных мероприятий дети изготовили бумажных кукол к постановкам сказок «Колобок», «Репка», которые были показаны младшим дошкольникам и родителям; изготовили макет «Улицы нашего города», который впоследствии применялся в сюжетно-ролевых играх и образовательной деятельности по проекту «Безопасная дорога».

Таким образом, в ходе системы работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги целенаправленно развивалось стремление детей к получению информации, внесение элементов новизны в способы выполнения творческих задач, обыгрывание поделок в сюжетной игре.

Таблица 2- Перспективный план художественного конструирования

из бумаги как средство развития творческих способностей

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема проекта

Тема образовательной деятельности

Целевая

направленность

Зимние забавы

«Снеговик»

Создать условия для овладения детьми способа конструирования объёмной фигуры путём закручивая прямоугольника в цилиндр и добавления деталей по своему выбору

Птицы

«Зимние птицы»

Создать условия для расширения навыков самостоятельного изготовления поделки способом сгибания прямоугольника пополам и  включения дополнительных деталей

«Пингивины»

Создать условия для создания поделки на основе цилиндра и стимулирование детей к самостоятельному построению художественных образов и их последующему обыгрыванию в игровой ситуации «В Арктике»

Зоопарк

«Бумажные звери»

Создать условия для овладения детьми нового способа изготовления поделки из прямоугольных листов бумаги: переплетение их друг с другом; стимулирование детей к самостоятельному построению художественных образов и их последующему обыгрыванию

Мебель

Интерьер мебельного магазина

Создать условия для самостоятельного анализа детьми способа изготовления готовых образцов мебели,  и последующего выбора предмета мебели для самостоятельного изготовления и последующего обыгрывания

Наши защитники

«Подарок папе и дедушке»

Создать условия для самостоятельного определения способа выполнения поделки на основе схемы, закрепление навыков работы с прямоугольником

Весна идёт

«Подарок маме и бабушке»

Создать условия для самостоятельного определения способ образования цветов в открытке для мам и бабушек, обеспечивая последовательный переход от одного этапа изготовления поделки к другому.

Цирк

«Циркачи»

Создать условия для расширения навыков изготовления объёмной фигуры (отгибание углов, вторичное складывание фигуры и др.), стимулировать к изготовлению дополнительных деталей для передачи образа, последующему обыгрыванию

Космическое

путешествие

«Ракета»

Создать условия для закрепления и самостоятельного использования детьми знакомых способов, которые дети выявляют в ходе анализа готовой поделки

Транспорт

«Автобус»

Создать условия для закрепления навыков работы с прямоугольной формой, самостоятельного оформления поделки и ее последующего обыгрывания

«Автопарк легковых автомобилей»

Создать условия для самостоятельного изготовления автомобиля на основе работы с цилиндром, стимулировать детей к анализу способов и этапов изготовления поделки, последующему обыгрыванию

«Самолёт»

Создать условия для самостоятельного изготовления поделки с учётом имеющихся у детей навыков, стимулировать самостоятельный выбор способа ее выполнения

Моя семья

«Моя семья»

Создать условия для самостоятельного изготовления, с учётом имеющихся у детей навыков, художественного образа членов своей семьи

Улица города

«Строим высотный дом»

Создать условия для объединения детей в пары для создания одной поделки, которая затем включается в общую композицию, стимулировать к самостоятельному построению художественных образов и их последующему обыгрыванию

«Перекрёсток»

Создать условия для расширения имеющихся у детей навыков, стимулировать к самостоятельному выбора способа выполнения поделок и их обыгрыванию

Театральная неделя

«Сказка «Теремок»

Создать условия для самостоятельного построения художественных образов и их последующего обыгрывания

Акция к 9 мая

«Открытки для ветеранов»

Создать условия для самостоятельного определения способа выполнения открытки на основе схемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.

С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательскую работу провела в подготовительной группе, в количеством 15 детей..На первый взгляд в этой группе ...

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом

Перспективный план работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"

Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....

Из опыта работы: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности

Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки. Творчество — это то, что приносит радост...

Описание опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного конструирования и рисования".

Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях творческой инт...