Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать»
методическая разработка (младшая группа)

Кольцова Татьяна Сергеевна

 Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.

 Задачи:                         

·        Раскрыть понятие мелкой моторики;

·        Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей;

·        Повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики дошкольников в условиях семьи;

·        Сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторике в дошкольном возрасте;

·        Познакомить с различными формами развития мелкой моторики рук.

 Оборудование:

 Кинетический песок, шнуровки, прищепки, песочные картины, набор для изготовления свечей, счетные палочки, конструктор, образцы картин из ниток, объемная аппликация, мозаика, шарики, бусы, пазлы, картины из пластилина.

Участники: Воспитатели, родители.

Подготовительный этап:

·        Анкетирование родителей по теме: «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?» (приложение №1)

·        Оформление памяток для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание во второй младшей группе на тему:

«Что такое мелкая моторика и

почему её так важно  развивать»

 

 Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.

 Задачи:        

  • Раскрыть понятие мелкой моторики;
  • Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей;
  • Повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме развития мелкой моторики дошкольников в условиях семьи;
  • Сформировать представление о важности работы по развитию мелкой моторике в дошкольном возрасте;
  • Познакомить с различными формами развития мелкой моторики рук.

 Оборудование:

 Кинетический песок, шнуровки, прищепки, песочные картины, набор для изготовления свечей, счетные палочки, конструктор, образцы картин из ниток, объемная аппликация, мозаика, шарики, бусы, пазлы, картины из пластилина.

Участники: Воспитатели, родители.

Подготовительный этап:

  • Анкетирование родителей по теме: «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?» (приложение №1)
  • Оформление памяток для родителей.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

Добрый вечер уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы нашей анкеты и   пришли на родительское собрание.

Сегодня мы затронем очень важную тему, которая непосредственно связана с развитием и полноценным становлением психологических функций детей – это развитие мелкой моторики. И сейчас мы с вами поиграем в игру, которую любят ваши детки. Игра «Чудесный мешочек» (Воспитатель предлагает выбрать и описать предмет)

2. Основная часть

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка. Мы часто  слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей.

 Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем возрасте и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали… разговаривать.

Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – все дело в том, что, пользуясь клавиатурой, а не обычными ручкой - карандашом при письме, ее воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон и зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи уделяют все большее значение.

Развитие мелкой моторики - это постепенный процесс, он индивидуален для каждого малыша и у каждого ребенка проходит по-разному. В начале года рисунки и поделки детей были неумелы и неловкие, а уже сейчас вы замечаете сами эти изменения. Но это заслуга не только наша она и  ваша. Мне хотелось бы узнать и ваши секреты.

-Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику? — Ответы родителей.

Мелкую моторику рук развивают:

  • Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
  • Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
  • Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать — наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать — откручивать и т.д.;
  • Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т.д.;
  • Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т.д.;
  • Одевание и раздевание игрушек;
  • Лепка из пластилина и теста.

Мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук.  В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их  в любое время и заниматься.

Показ Презентации на тему: « Мелкая моторика и почему её так важно развивать».

1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками.

3. «Прищепки» — развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета;

4. «Веселые мячики» — массажируем ладошки, пальчики; развиваем мелкую моторику рук ;

5. «Перебираем и раскладываем красную и белую фасоль» — развиваем мелкую моторику рук, зрение;

6. «Пересыпаем зерно ложками разного размера» — развиваем мелкую моторику рук, глазомер;

7. «Сухой бассейн» — развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; закрепляем цвета;

8. «Рисование на манке» — развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность;

9. «Подбери крышечки» — развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; изучаем размеры;

10. «Сделай ежику иголки» — развиваем мелкую моторику рук, речь; закрепляем цвета;

11. Сегодня представлено неограниченное множество разнообразных бус для нанизывания: это и деревянные бусины и пластмассовые, бусины из полимерной глины и многие другие.

12.Наряду с такими привычными и давно известными предметами есть и более современные приемы развития мелкой моторики рук. Разработка шведских производителей «Kinetic Sand» или «кинетический песок». Это поистине уникальная разработка. Дело в том, что данный песок содержит 2% силиконовой добавки, это делает песочную массу более тягучей и менее рассыпчатой. Этот песок предназначен как для детей раннего возраста, так и старших дошкольников. Строя башни и замки, изготавливая куличики, ребенок невольно втягивается в такую игру.

Игрушки – это очень хорошо. Но иногда жизнь складывается так что под рукой их нет и тогда можно занять ребёнка игрой пальчиками т.е.  пальчиковая гимнастика. Попробуйте и Вы с ребенком поиграть в такие игры, но для начала мы предлагаем вам поиграть с нами.  Давай разомнем наши уставшие ручки.

        Игра с родителями из серии «Расскажи стихи руками» (приложение №2).

3. Подведение итогов собрания.

Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если Вы не будете ограничиваться выдачей задания и а сами уйдете в другую комнату, а вместе с ребенком возьметесь за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.  Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Наступит время, когда ваш любимый ребенок будет ловко и быстро работать всеми десятью пальцами, движения рук будут точными и аккуратными.

Спасибо за внимание! Принятие решения собрания.

Вручение памяток по развитию мелкой моторики рук (приложение №3).

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вот и стал Ваш ребенок воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помогать малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».

Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.

  1. ФИО заполняющего анкету (заполняется по желанию)

______________________________________________________________________

2.     Фамилия, имя ребёнка (заполняется по желанию)

_________________________________________________________________________

3.     Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей? (нужное подчеркните)

Знаю.      Смутно представляю.              Не знаю.

4.     Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему? (нужное подчеркните)

      Да, потому что …___________________________________________________

      Нет, потому что…____________________________________________________

      Затрудняюсь ответить.

5.     Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)

 Знаю.             Смутно представляю.               Не знаю.

6.     Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите)

________________________________________________________________________

7.     Имеются ли дома у Вас:  (нужное  подчеркните)

специальные пособия,

игры,

литература по данной теме?

8.     Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша? (нужное подчеркните)

— Шнуровки.

— Вкладыши.

— Кубики (пластмассовые или деревянные).

— Мелкий конструктор.

— Дидактические кубы.

— Мозаики.

— Пазлы, разрезные картинки.

— Пирамидки.

-Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).

— Специальная детская литература с пальчиковыми играми.

9. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)

Да.      Иногда.        Нет.

10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, такими как пуговицы, бусины, пробки? (нужное подчеркните)

Да.       Иногда.       Нет.

11. Разрешаете ли Вы малышу играть в так называемые «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т.п.) (нужное подчеркните)

Да.    Иногда.   Нет.

12.  Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы?  (перечислите).

___________________________________________________________________________

13.  Укажите ведущую руку Вашего малыша.  (нужное подчеркните)

Правая.   Левая.     Обе.    Затрудняюсь ответить.

14. Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по вопросу «Какие средства развития и активизации речи детей Вы знаете» (помимо стимулирования и развития мелкой моторики рук)

                                                «Расскажи стихи руками» ( прил №2 )

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим, (стучим ребром ладошки)

Мы морковку трем, трем, (трем кулачком по ладошке)

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем, жмем.

В бочки плотно набиваем (ладошками от себя)

И в подвалы выставляем.(ладошки в замок, качаем)

Ох и вкусная капуста! (погладить по животу)

«Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для ежа, (складывать пальчики в кулачок)

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Это долька для бобра,

А для волка — кожура! (встряхнуть кистями рук)

«Машина»

Би-би-би гудит машина (стучим кулачками)

Тук-тук-тук мотор стучит (хлопаем ладошками)

Едем, едем. едем. едем (топаем ногами)

Шины трутся о дорогу (трем ладошками)

Шу-шу-шу они шуршат

Быстро крутятся колеса (покрутить руками перед собой)

Та-та-та они спешат!

«Дом»

На полянке дом стоит, (ладошки вместе домиком)

Ну а к дому путь закрыт.(поворачиваем ладошки)

Мы ворота открываем ( открываем ладошки)

В гости всех вас приглашаем!(махаем ладошками)

«Тук да тук»

Тук да тук, тук да тук

Раздаётся всё вокруг (стучим кулачками)

Строим дом, дом большой (руки над головой)

И с крылечком и с трубой!( рука влево, другая рука вверх)

«Комар»

Летит муха вокруг уха, ж-ж-ж,

Летят осы вокруг носа, с-с-с-с,

Летит комар, на лоб — оп,

А мы его хлоп и к уху, з-з-з-з

Отпустим комара? Отпустим!

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять (шагаем пальчиками)

Бабу снежную лепили (лепим руками комок)

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались, (правой ладошкой катаемся с левой)

А еще в снегу валялись (переворачивать ладошки)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели,  (едим суп)

Спать легли (ладошки под щечку)!

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по развитию мелкой моторики рук у малышей

с использованием подручного материала.

Уважаемые родители!   Многие из вас слышали о том, что очень важно развивать у ребенка «мелкую моторику рук». О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Да, действительно, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Предлагаем вам наиболее простейшие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук ваших детей, которые можно провести, практически не отрываясь от домашних дел.

Вы можете предложить своим детям  выполнить следующие упражнения:

«Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

«Волшебное сито»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом — рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.

«Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание — это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию — победите соблазн лепить вместо него.

«Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.

«Была лужа — и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа — пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Смети, но не просыпь!»

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно — тогда на пол ничего не просыплется.

«Ну-ка, вылови»

Поставьте на поднос две тарелки: слева — глубокую, а справа — мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду — собрать губкой.

«Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

«Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками т.п.

Маленькие дети очень любят «запихивать» разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т.д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить:  небольшие шарики, например, от пинг-понга;  коробочки от «киндер-сюрпризов»;  крупные и средние бусины, пуговицы,  монетки;  карандаши, крышки от старых фломастеров;  фасолины, горошины; кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора;  детали любых конструкторов, детали от пирамидок; любые фигуры, вырезанные из пенеплена (туристический коврик).

Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела — уберите  ее или отдайте соседям. Сделайте новую игрушку — ее изготовление не отнимет у вас много времени. Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше. Желаем вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Мелкая моторика и почему так важно её развивать».

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития....

Конспект итогового родительского собрания во второй младшей группе № 11 Тема: «Успехи второй младшей группы»

Подведение итогов образовательной деятельности.Познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей....

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Мелкая моторика и почему так важно её развивать»

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития. Задачи:Раскрыть понятие мелкой моторики;Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие ре...

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Что такое мелкая моторика и почему её так важно развивать».

Цель: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития. Задачи:...

Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Мелкая моторика и почему так важно её развивать»

Родительское собрание во второй младшей группе на тему:«Мелкая моторика ипочему так важно её развивать»...