Игры и упражнения для эмоционального развития детей
картотека (младшая группа)

Сафаралиева Разият Айнудиновна

Игры и упражнения для эмоционального развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_emotsionalnogo_razvitiya_detey.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

              Игры и упражнения для эмоционального развития детей

                          Походка и настроение (для детей с 3 лет) 

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение:

Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли.

Полетаем, как воробей, а теперь-как чайка, как орел.

Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун.

Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить.

Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке.

Пощупаем кочки на болоте.

Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек.

Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее.

                               Танец морских волн (для детей с 4 лет)
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - "ветер" - включает спокойную музыку и "дирижирует" волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

                                      Лови-лови! (автор - Р. Калинина)

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих - поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.

Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.

                              Час тишины и час «можно» (автор - Н. Кряжева)

Цель: развитие произвольности поведения.

Возраст: 2-3 года.

 Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами - рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется - бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д.

Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент. Например, когда нужно, чтобы разгоряченные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».

                       Высвобождение гнева (автор - К. Рудестам)

Цель: отработка негативных эмоций.

Возраст: любой.

Количество играющих: 1 или более человек.

Необходимые приспособления: мягкий стул или куча подушек.

Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним - пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

Как вариант, можно обзываться, например, овощами, цветами - «Ты - ромашка», «Ах, ты, огурец!»

Комментарий: при ударе из подушки обычно летит пыль, поэтому лучше делать это на улице, а ребенку объяснить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.

Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.

                                           Пес Барбос (автор - Н.Л. Кряжева)

Цель: развитие произвольности, самоконтроля.

Возраст: с 4 лет.

 Количество играющих: 6-8 человек.

 Необходимые приспособления: платок.

Описание игры: выбирается ребенок, который будет «собакой». Он завязывает глаза и уши платком, сворачивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожиданно «собака» просыпается и с лаем ловит побеспокоивших ее детей. Пойманный ребенок становится «собакой».

Комментарий: игра проходит шумно и интересно. Взрослому не стоит сдерживать эмоциональные порывы детей, дайте им повеселиться вдоволь. Такой выплеск поможет детям через полчаса сосредоточиться на занятиях.

                                      Мышка (авторы - Е.К. Лютова. Г.Б. Монина)

Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми.

 Возраст: с 4 лет.

Количество играющих: 3-6 человек.

Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.

Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача - сконцентрироваться на своих ощущениях.

Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана - прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку - взбирается на шею и т. д.

Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки, как и люди, также имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать.

                             Динозаврики (автор - Н. Кряжева)

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 6-7 человек.

Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.

                             Радость и грусть (автор - И. Климина)

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Возраст: с 4 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимое: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда - радость и грусть - в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарий: основная задача взрослого - помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой - грустным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей с нарушением зрения.

В работе собраны дидактические игры и упражнения,которые можно использовать как на занятиях,так и в режимных моментах....

Игры и упражнения для сенсорного развития детей раннего возраста

Игры включенны в эту картотеку помогут ребенку получить целосное представление  о предмете (величине, фолрме, цвете). Их можно использовать как в свободное время так и на занятиях....

Имитационные игры и упражнения в речевом развитии детей раннего возраста

Презентация на тему "Имитационные игры и упражнения в речевом развитии детей раннего возраста"...

Семинар-практикум для педагогов «Музыкально – двигательные игры как эффективное средство эмоционального развития детей»

Семинар – практикум для педагогов«Музыкально – двигательные игры как эффективноесредство эмоционального развития детей»...

Семинар – практикум для педагогов «Музыкально – двигательные игры как эффективное средство эмоционального развития детей»

Семинар – практикум для педагогов«Музыкально – двигательные игры как эффективноесредство эмоционального развития детей»...

Игры и упражнения для Эмоционального развития детей

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.Эмоции и чувства, как и другие психи...