Подборка сценариев для сюжетно-ролевых игр дошкольников старшей и подготовительной групп
материал (старшая, подготовительная группа)

В подборке представлены разнообразные сценарии для инициации, организации,  стимулирования игровой деятельности дошкольников старшей и подготовительной групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenarii_syuzhetno-rolevyh_igr.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарии сюжетно-ролевых игр для воспитанников старших и подготовительных групп.

Получаем медицинскую помощь
Цель:
 знакомить детей с профессиями врача, медсестры, санитарки, воспитывать уважение к этим профессиям, воспитывать заботливое отношение к людям, расширять словарный запас детей – ввести понятия «аптека», «фармацевт», «осмотр», «доктор», «медсестра», «поликлиника», «рецепт».

Оборудование: халаты, шапочки (медицинские), набор «лекарств», аптечный лоток, витрина для лекарств, куклы, зверюшки, предметы для лечения больных и ухода за ними, игрушка – доктор Айболит.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: в разных местах комнаты стоят столы с табличками, где написано название учреждений – «Аптека», «Поликлиника», «Больница», «Скорая помощь». В гости приходит доктор Айболит и начинает осматривать и лечить больных зверюшек. Но он так долго добирался до детского сада, что очень устал. Ему нужно отдохнуть. Воспитатель предлагает выбрать помощника – Врача, который будет вести прием больных. Вместе с детьми он уточняет обязанности врача. Затем все вместе выбирают Медсестру, закрепляют знания о ее обязанностях – она выписывает рецепт, назначенный врачом. Таким же образом по желанию выбирают сотрудников для работы в аптеке, больнице и в станции скорой помощи. Остальные дети выступают в роли Пациентов, приводящих на прием к врачу больных кукол, зверюшек.

Скорая помощь активно участвует в игре, оказывает помощь больным, отвозит их в больницу. По назначению Врача больные идут в аптеку за лекарствами, отдают рецепт, а Фармацевты делают эти лекарства и продают их. В ходе игры необходимо обращать внимание на то, что все медицинские работники очень внимательно относятся к своим пациентам, а те, в свою очередь, не забывают благодарить за оказанную помощь. Наконец-то все больные выздоравливают, вместе с ними радуется и доктор Айболит. Он внимательно следил за работой своих помощников и остался очень довольным. Теперь он сможет спокойно уехать в другой город, чтобы там вылечить больных зверюшек.

Аптека
Цель:
 расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

В библиотеке
Цель:
 расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».

Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Космонавты
Цель:
 расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Семья
Цель:
 формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Нам весело
Цель: привлекать детей к участию в юмористических забавах, воспитывать навыки самостоятельности при организации и подготовке забав, способствовать объединению детей, развивать эмоциональную сферу ребенка, воспитывать оптимизм, жизнелюбие, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование: все необходимое, что ребенок может использовать для импровизации розыгрышей, аттракционов.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям устроить конкурс. Можно придумать и показать веселую историю, небылицу, показать фокус и т. д. Для оценки результата выбирается жюри. После каждого выступления они выставляют свои оценки. В конце игры баллы подсчитывают и объявляют победителя. Его награждают медалью «Весельчак».

В кафе
Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.

Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Кругосветное путешествие
Цель:
 расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».

Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

На дорогах города
Цель:
 закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Правила движения
Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Детский сад

Что нужно: Желающие на роль детей, родителей, воспитателя, нянечки, музыкального руководителя, учителя физкультуры.

Что делать: проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаются с родителями. Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку. И далее игра идет по установленному режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей.

Почему это здорово: игра способствует адаптации ребенка к детскому саду, дает представление о режиме дня. Для детей, которые уже привыкли к садику, это возможность рассказать родителям, что происходит, пока вы не видитесь. Именно в игре вы услышите, как разговаривают воспитатели, как общаются между собой дети, какие возникают сложные ситуации и поможете решить эти проблемы в игровой форме.

Гости

Что нужно: набор посуды и столовых приборов, продукты, игрушки-гости.

Что делать: ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта. Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются.

Почему это здорово: дети учатся гостеприимству, сервировке стола и дружелюбному отношению к другим людям.

Магазин

Что нужно: витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги или слепленные из пластилина), фигурки кассира, грузчиков, продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники.

Что делать: грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и чек.

Почему это здорово: дети учатся считать, вести себя в общественном месте и разбираться в процессе покупки.

Школа

Что нужно: парты (кубики), доска (лист бумаги), дети, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности.

Что делать: звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети общаются друг с другом и играют в игры.

Почему это здорово: многие дети хотят поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Эта игра позволит им почувствовать себя немножко старше и даст им представление о школьном распорядке дня. Расскажет, как важно умение слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания учителя. Покажет, как работать в коллективе и заводить дружбу.

Врач

Что нужно: игрушки-пациенты, фонендоскоп, градусник, флаконы от лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые безопасные предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного инвентаря.

Что делать: открывается лесная больница, образовывается очередь из плюшевых зверей к доктору. Врач выслушивает жалобы, задает вопросы, смотрит горло, слушает больного фонендоскопом, проводит лечение или выписывает рецепт.

Почему это здорово: дети узнают о профессии врача, а чем больше знаний – тем меньше страха перед походом в поликлинику. Также они учатся быть отзывчивыми, заботиться о том, кто плохо себя чувствует.

Мастерская

Что нужно: игрушечный или, что еще лучше, настоящий набор инструментов.

Что делать: чинить любую поломку в доме (воображаемую или настоящую), отвозить игрушечные машины в автосервис.

Почему это здорово: ребенок учится исправлять ошибки, налаживать сломанные вещи, овладевает навыками обращения с инструментами.

Цирк

Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов.

Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное.

Почему это здорово: с помощью игры можно подготовить детей к посещению цирка в первый раз, вызвать интерес к этому виду искусства и к работе цирковых артистов.

Дочки-матери

Что нужно: куклы, мягкие игрушки, коляска для прогулок, ванночка, предметы домашнего обихода.

Что делать: «мама» кормит, купает, причесывает, водит на прогулку своего «малыша». Воспитатель может побудить ребенка разговаривать от лица куклы, одушевлять ее, говорить, что малыш проголодался или ему пора спать, давай начнем его укладывать. Также в силах воспитателей вносить разнообразие в игру, предлагая новые ситуации: у малыша заболело горло, давай сводим его к доктору или он не может уснуть, споем ему песенку.

Почему это здорово: ребенок учится заботиться о ком-то, перенимает родительские привычки, получает знания об элементарных навыках ухода за малышами.

Автобус

Что нужно: стулья, руль, игрушки-пассажиры.

Что делать: из стульев строится ряд сидений, распределяются роли водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, в салон входят новые пассажиры, платят контролеру за проезд, получают билет, на нужной остановке выходят из автобуса.

Почему это здорово: ребенок получает понятие о езде в общественном транспорте, может меняться ролями и играть то водителя, то пассажира, во время поездки запоминаются разные географические названия.

Парикмахерская

Что нужно: зеркало, игрушечные ножницы, куклы, флаконы из-под косметики, расчески, фен, заколки и бантики.

Что делать: парикмахер накрывает спину клиента полотенцем, моет ему голову, расчесывает волосы, делает стрижку, сушит волосы феном, делает прически с помощью заколок и бантиков.

Почему это здорово: дети узнают о профессии парикмахера, учатся вежливо благодарить за услугу, которую им оказали и, конечно, учатся наводить красоту.

Стройка

Что нужно: строительная техника различного назначения, фигурки строителей, кубики.

Что делать: строить дом. Экскаватор выкапывает котлован для фундамента, бульдозер выравнивает площадку, фундамент заливается бетоном, строители по кирпичику возводят новый дом.

Почему это здорово: ребенок получает знания о процессе строительства, узнает, для чего нужны разные машины, видит готовый результат.

Аэропорт

Что нужно: игрушечные самолеты, помещение аэровокзала, фигурки работников аэропорта, стюардессы, пассажиров.

Что делать: пассажиры приезжают в здание аэровокзала. Регистрируют и сдают багаж, показывают билеты, проходят через металлоискатель, отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются в салон самолета. Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает, во время полета стюардесса приносит напитки и еду. После посадки и выхода из самолета пассажиры получают багаж в здании аэропорта.

Почему это здорово: дети знакомятся с ходом воздушного путешествия, что особенно актуально перед предстоящим полетом. Во время игры можно проиграть возможные ситуации и способы их решения: закладывает уши – нужно попить воду или пососать леденец, хочется в туалет – нужно пройти в конец салона.

Дракон и принцесса

Что нужно: щит и меч, место замка принцессы, место пещеры дракона.

Что делать: дракон нападает на принцессу и уносит ее к себе в пещеру. Рыцарь спасает принцессу, но сначала он должен узнать, чего боится дракон: меча, огня, воды, щекотки…

Почему это здорово: это активная игра, играть в нее можно и нужно на улице, дети бегают, двигаются, шумят и выдумывают разные способы, как справиться с драконом.

Почта

Что нужно: газеты, журналы, конверты, посылки, сумка почтальона, «дом» из нескольких квартир.

Что делать: работники почты сортируют корреспонденцию по номерам квартир. Почтальон кладет газеты и письма в сумку, заходит в нужный дом и раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или бандероль, почтальон звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит расписаться в уведомлении и отдает письмо или посылку.

Почему это здорово: дети узнают о профессии почтальона, учатся сортировать предметы.

Сказка

Что нужно: фигурки персонажей, сделанные из любого материала.

Что делать: проиграть от начала до конца сюжет полюбившейся ребенку сказки.

Почему это здорово: в сказки можно начинать играть с самыми маленькими, годовалыми малышами, в это время они уже узнают многих зверей, а ваши меняющиеся интонации помогут детям без труда выучить, как говорит тот или иной зверь. Плюс сценарий у вас всегда под рукой, а точнее – в книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты сюжетно-ролевых игр для детей старшей и подготовительной группы

Описание игровой деятельности. Образовательная область «Социализация»....

Конспект сюжетно-ролевой игры “Путешествие по времени” в подготовительной группе.

Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о развитии жизни на земле (от динозавров к современному человеку).Использовать игру для формирования разнообразных интересов ...

Сюжетно-ролевая игра «Мы открываем дом моды» (подготовительная группа)

Сюжетно-ролевая игра для подготовительной группы «Мы открываем дом моды»...

План сюжетно-ролевой игры для дошкольников старшей группы «Пограничники»

План сюжетно-ролевой игры для дошкольников старшей группы «Пограничники»Программные задачи по развитию и воспитанию детей в игре :1. Расширять у дошкольников представления о воинах -погран...

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников старшего возраста.

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего возраста....