Консультация для педагогов ДОО "Использование проектного метода в реализации художественно-эстетического развития воспитанников"
консультация

Лидия Алексеевна Воробьёва

Под проектом нами понимается отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями) совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу.

Проект продолжается пока у детей сохраняется интерес к теме. Взрослые удерживают интерес, обогащая развивающую среду разнообразными материалами, ресурсами, которые позволяют развивать тему новыми идеями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_proekt.deyat_.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование проектного метода в реализации художественно-эстетического развития воспитанников»

Подготовила старший воспитатель

МКДОУ д/с №8 «Березка»

Воробьёва Л.А.

Под проектом нами понимается отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми (педагогами и родителями) совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу.

Проект продолжается пока у детей сохраняется интерес к теме. Взрослые удерживают интерес, обогащая развивающую среду разнообразными материалами, ресурсами, которые позволяют развивать тему новыми идеями. Это позволяет каждому ребенку реализовать свои планы и получать удовлетворение от действий. Нерегламентированная длительность проекта позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности. Каждый ребенок принимает самостоятельное решение чем он будет заниматься и кого выберет в партнеры.

Родители имеют равное с детьми и педагогами право вносить идеи, касающиеся тематики, содержания проектов, видов деятельности.

Также воспитатель не является единственным источником знаний, обеспечивающим содержание образовательной деятельности в рамках проекта. Родители играют значительную роль в обеспечении ресурсов развития темы и воплощения идей. Задача педагогов и родителей заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным и необходимым, а в том, чтобы ребенок спланировал свою деятельность, сделал выбор, нес ответственность за него или чтобы ребенок осознал важность и нужность предложенных взрослыми действий.

В практике современных дошкольных учреждений идет следующая классификация проектов:

  • по составу участников: индивидуальный, подгрупповой, семейный, парный, групповой;
  • по содержанию: монопроекты (одна образовательная область), интегративные (две и более образовательные области);
  • по продолжительности: краткосрочные (1-4 недели), среднесрочные (до 3 месяца), долгосрочные (полугодие, учебный год);
  • по доминирующему виду проектной деятельности:

По характеру доминирующей в проекте детской деятельности (Л. В. Киселёва):

  • Творческо-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
  • Исследовательско-творческие: дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а затем результаты оформляют в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам эксперимента;
  • Информационно-практические: дети осваивают новую информацию и используют ее в создании различных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни);
  • Творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).

(Н.Е. Веракса)

Творческая: создается новый творческий продукт. Творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Долгосрочный проект.
Исследовательская: исследование предполагает получение ответа на во­прос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.
Нормативная: Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду.
     Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы:
а) запрещающие,
б) позитивно нормирующие,
в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы - нормотворческие.
(например: как вести себя в театре, как ухаживать за домашними питомцами..)

Одна из эффективных форм разработки информационных и исследовательских проектов – модель «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том,что воспитатель задает детям три вопроса:

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?
  • Как узнаем об этом?

Основной задачей проектной художественно – эстетической деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, активизация творческого потенциала, художественных способностей.

В проектной деятельности по художественно – эстетическому развитию ребенок имеет возможность участвовать в обсуждении (проговаривании) темы проекта, рассказать (представить продукт своей деятельности) .

К художественно-эстетической деятельности относится:

• Изобразительная деятельность;

• Музыкальная деятельность;

• Восприятие художественной литературы;

• Театрализованная деятельность.

Желательно, чтобы выбранные проекты относились к разным видам по следующей классификации:

- индивидуальная деятельность (получаемый продукт – результат работы одного ребенка), далее из таких личных изделий можно простым объединением, например, в выставку, сделать и коллективный продукт (слабо связанный);

- работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты и т.д.);

- коллективная деятельность детей (концерт, спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, которая изначально задумывается как некая целостность, видеофильм с участием всех желающих детей).

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами педагог помогает детям соизмерить свои желания и возможности. 

К результату можно отнести способность ребенка:

В результате ребенок способен:

- сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение;

- комментировать свои действия;

- выполнять простые правила, следовать простому алгоритму;

- организовать свою работу (разложить и отобрать материалы);

- договариваться о правилах и сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста);

- задавать и отвечать на вопросы в пределах своих знаний;

- понимать полученную в простой форме информацию ;

- работать с информацией: сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения;

- высказываться в пределах определенной заранее темы;

- поддерживать разговор.

Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

По продолжительности они бывают:

· краткосрочными (одно или несколько занятий - 1-2 недели);

· средней продолжительности (2-3 месяца);

· долгосрочные (на несколько учебных лет).

Структура любого проекта включает в себя:

· тему проекта (название)

· тип проекта (игровой, информационный, тематический и др.)

· цель проекта

· задачи проекта

· работа над проектом (мероприятия с детьми, родителями, педагогами)

· форма презентации проекта (праздник, викторина, выставка и т.д.)

· результат проекта (оформление результатов, анализ).

Формы, используемые в работе над проектом: · дидактические игры;

· наблюдения;

· экскурсия;

· чтение художественной литературы;

· экспериментирование;

· театрализованные игры;

· опытническая и трудовая деятельность;

· просмотр видеофильмов и телепередач;

· рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: «Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

     В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационн...

Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Создание условий для художественно эстетического развития детей в детском саду»

Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей....

Консультация для педагогов" Экологическое воспитание дошкольников в области художественно-эстетического развития"

Экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. В качестве социальных предпосылок развития экологического образования выступили проблемы, связ...

Консультация для педагогов. "Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников".

Актуальность темыОдним из принципов дошкольного образования, прописанных вфедеральном государственном стандарте дошкольного образования, является:«Построение образовательной деятельности на осно...

консультация «Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста».

Консультация«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста»....

Буклет "Использование проектного метода в реализации художественно-эстетического развития воспитанников"

Проект- это специально организованные взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов – система обучения, при которой дети приобрет...