РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ – ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДОУ
статья (младшая, средняя группа)

Иванова Ирина Павловна

Анализ мониторинга речевого развития за последние годы свидетельствуют об увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. Рост числа детей с отклоняющимся речевым развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в ряд наиболее значимых. В связи с этим перед специалистами ДОУ встает проблема создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из направлений её решения становится организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями, поиск подходов к планированию работы с семьёй. Основная цель данного направления – ранняя профилактическая и просветительская работа учителя-логопеда в группах общеразвивающей направленности. В статье даётся описание организации в  ДОУ Родительского клуба, который решает следующие задачи: обогащение семьи накопленными в педагогической системе ДОУ практиками развития, адекватными возрастным особенностям и возможностям дошкольников, актуализация скрытого потенциала семьи, путём включения родителей в коррекционный процесс в ДОУ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_stati.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ – ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДОУ

Подольская Екатерина Александровна, учитель-логопед 

МБДОУ города Иркутска детского сада № 79

Иванова Ирина Павловна, учитель-логопед

МБДОУ города Иркутска детского сада № 75

Анализ мониторинга речевого развития за последние годы свидетельствуют об увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. Ежегодное плановое речевое обследование детей 4-5 лет в ДОУ показывает, что количество детей с различными нарушениями речи растёт. К сожалению, за последние несколько лет все чаще выявляются четырех-пятилетние дети с первым уровнем речевого недоразвития (неговорящие), и со вторым уровнем (с зачатками общеупотребительной речи). Анализ документации показывает, что если в период с 2004 по 2010 годы с первым уровнем общего недоразвития речи в наших ДОУ были выявлены три ребенка, то с 2011 года картина изменилась в худшую сторону, и такие дети встречаются ежегодно. В 2004 по 2010 годы количество детей со вторым уровнем речевого недоразвития варьировалось от 30 до 50%, то в последующие пять лет их количество увеличилось до 80%.

Рост числа детей с отклоняющимся речевым развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в ряд наиболее значимых.

В связи с этим перед специалистами ДОУ встает проблема создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из направлений её решения становится организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями, поиск подходов к планированию работы с семьёй. Основная цель данного направления – ранняя профилактическая и просветительская работа учителя-логопеда в группах общеразвивающей направленности.  Активное вовлечение в работу семей дошкольников очень важно для формирования заинтересованности родителей, а также других близких взрослых в правильном речевом развитии ребёнка. В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребёнка. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по профилактике и преодолению нарушений речи у детей значительно облегчают работу учителя-логопеда и воспитателей в этом направлении. Самое главное, что должны понять родители, - без их участия и поддержки результат работы по улучшению качества речи будет минимальным. Однако практика показывает, что не каждая семья способна самостоятельно создать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребёнка. Е.П. Арнаутова и В.М.Иванова перечисляются такие недостатки семейного воспитания, как:

- наличие отрывочных представлений о воспитании, использование случайной педагогической литературы;

-стихийный характер воспитания, обучения и развития ребёнка;

-стремление взрослых создать условия для себя, непонимание важности этих условий для ребёнка;

-непонимание возрастных особенностей дошкольников;

-однообразие малосодержательность деятельности ребёнка в семье;

-недостаток общения с детьми в игре;

-неумение дать ребёнку объективную характеристику, проанализировав свои методы воспитания. [2:6-7]

 Это и побуждает специалистов ДОУ искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать дома обстановку, способствующую речевому развитию дошкольников.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, посещающих ДОУ, осуществляется в разных формах. Одной из них является организация Родительского клуба, у которого могут быть разные названия, но единые задачи: обогащение семьи накопленными в педагогической системе ДОУ практиками развития, адекватными возрастным особенностям и возможностям дошкольников, актуализация скрытого потенциала семьи, путём включения родителей в коррекционный процесс в ДОУ. [1:6]

Родительский клуб позволяет интенсивно обучать родителей и развивать определённые навыки. Важное его отличие от других форм взаимодействия – в течение работы клуба каждому родителю становятся доступны не только знания и опыт учителя-логопеда, ведущего этот клуб, но и знания и опыт других участников-родителей. Представления родителей о речевой проблеме своего ребёнка, о путях выхода из неё расширяются. Родители и другие близкие, принимающие участие в Родительском клубе, убеждаются в том, что не только их ребёнок имеет нарушение речи, с такими же трудностями сталкиваются родители и других детей.    

В рамках сетевого взаимодействия учителями-логопедами в наших ДОУ организованы Родительские клубы, направленные на профилактику нарушений развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.  На начальном этапе было проведение анкетирования родителей групп младшего и раннего возраста. Анализ анкет показал:

  • не все родители знакомы с показателями развития речи детей в норме;
  • большинство родителей не знают причин, которые могут препятствовать правильному развитию речи;
  • часть родителей считают, что речь ребёнка развивается неправильно;
  • многие родители не знакомы с приёмами и играми по развитию речи детей;
  • большинство родителей заинтересованы в участии работы клуба.

На следующем этапе определена тематика и периодичность заседаний клуба:

1. «Нормы развития речи детей 2-4 лет. Приёмы активизации речи».

2. «Развитие слухового внимания».

3. «Развитие мелкой и артикуляционной моторики».  

4. «Развитие лексико-грамматического строя речи».

Родительские клубы проводились с периодичностью – 1 раз в 2 месяца. Перед заседанием размещалась информация о дате и времени проведения на сайте ДОУ, на информационных стендах в группах, в социальных сетях.  Родителям детей с отставанием в речевом развитии воспитатели вручали индивидуальные приглашения.

Предварительно к каждому заседанию составлялся план проведения мероприятия, содержащий примерные этапы:

  1. Приветствие, объявление темы.
  2. Знакомство (игра на создание положительного эмоционального настроя).
  3. Презентация (теоретическая часть).
  4. Игровой тренинг (3-4 игры по теме заседания).
  5. Итог.
  6. Рефлексия.

 На определенных этапах родители могли обменяться опытом использования приемов и организации игр со своими детьми. В конце каждого заседания родители получали памятки, буклеты, комплексы приёмов, игр и упражнений для закрепления полученных знаний, и тренировки речевых навыков в домашних условиях.

На последнем заседании проведено итоговое анкетирование, которое показало:

  • полученные теоретические знания и практические приёмы были интересны родителям;
  • родители отметили возросшую речевую активность детей;
  • большинство родителей хотят продолжить участие в работе клуба по другим направлениям (звукопроизношение, связная речь, подготовка к обучению грамоте).

В ходе самоанализа после проведённых заседаний мы выявили отрицательные и положительные моменты.

Отрицательные моменты:

-не удалось привлечь всех родителей, чьи дети (со слов педагогов) нуждаются в помощи;

-трудно определить время начала заседания, которое бы устраивало всех участников;

-дети раннего возраста (2 года) и дети с речевым негативизмом неохотно идут на контакт;

-не все воспитатели общеразвивающих групп понимают важность раннего выявления детей с речевыми нарушениями и профилактики нарушений развития дошкольников.

Положительные моменты:

-перед началом и в конце заседания родители смогли задать интересующие их вопросы, в том числе получить индивидуальную консультацию;

-дети 3-4-х лет с удовольствием играли в речевые игры, а дома со слов родителей проявили инициативу в организации игры со взрослыми;

-направления работы клуба были полезны для нашего саморазвития и самообразования, накоплен опыт работы по разным направлениям и намечены планы на будущее.

Нами сделан следующий вывод: Родительский клуб, как форма работы с родителями в ДОУ, необходим, так как помогает выявить в раннем возрасте детей с задержкой речевого развития, отслеживать динамику и обеспечить раннее речевое сопровождение.

Литература:

1.  Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. – 128 с.

2. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй: метод. пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

В презентации  рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и  теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...

Эффективные формы работы учителя - логопеда по здоровьесбережению (восстановление двигательной функции артикуляционного аппарата)

В настоящее время растёт число детей с диагнозом "Дизартрия". Нет программы, способной помочь начинающему логопеду. В своей статье я делюсь опытом работы по преодолению дизартрии....

«Эффективные формы работы учителя-логопеда по формированию устной речи у детей с моторной алалией»

В данной работе описан опыт работы по сопровождению детей с речевым диагнозом алалия с учетом структуры речевого дефекта, прописаны этапы логопедической работы с детьми, страдающих алалией, инновацион...

НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников, способствующая повышению результативности коррекционной работы

Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей – логопедов.   Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников,...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ

Организация взаимодействия учителя -логопеда и семьи в форме детско -родительского клуба представляет собой интересную эффективную модель работы.  Данная форма сотрудничества учитывает пот...

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и пов...

Родительский клуб как форма работы по повышению компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания

Родительский клуб как форма работы по повышению компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания.ПриветствиеДобрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас. Предлага...