Сущность эстетического воспитания
статья (старшая группа)

Бурангулова Ляйсан Фанзавиевна

Эстетическое воспитание -  целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_burangulova_l.f.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитатель Л,Ф,Бурангулова

МБДОУ Детский сад № 92

г.Уфа, Республика Башкортостан

С первых шагов, слов, поступков малыша начинается эстетическое воспитание. Окружающая среда откладывает в душе отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение и настроение окружающих, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

Эстетическое воспитание -  целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении.

Целью эстетического воспитания является формирование эстетической культуры личности, включающая в себя такие компоненты:

- эстетическое восприятие (способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства);

- эстетические чувства (эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства);

- эстетические потребности (необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях);

- эстетические вкусы (способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов);

- эстетические идеалы (социально и индивидуально обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве);

- эстетическое сознание (совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства).

Эстетическое воспитание является одной из важнейших и необходимых сторон воспитания, так как оно обращено к душе человека, его чувствам, эмоциям. Чувства выступают как важнейшая сфера личностного проявления человека. Сущность эстетического воспитания учащихся рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культуры личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического идеала, участвовать в созидании».

Ведущая роль отведена целенаправленному педагогическому воздействию в эстетическом становлении ребенка. Развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Задача педагога - помочь обратить внимание детей на многие бесценные вещи и явления, происходящие в природе, дать возможность каждому ребенку пережить чувство радостного удивления красотой природы, стать духовно богаче. «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе». Дети, которые не пережили этого радостного удивления перед красотой природы, в чем-то обездолены, духовно обеднены.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ермолаева Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно прикладное искусство. Парциальная программа. Детство-Пресс, 2011 г.
  2. Егоров П.А., Руднев В.Н. Основы этики и эстетики. Изд. КноРус, 2012 г. – 224 с.
  3. Каган М., Киященко Н. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Изд. Просвещение, 1983 г.- 304 с.
  4. Дубровская Е.А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум для СПО оп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 185 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сущность гражданского воспитания

сущность гражданского воспитания...

СУЩНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, чт...

Сущность нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте

quot;Нравственное воспитание" - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих...

Тестирование на тему: " Содержание и сущность эстетического воспитания школьников"

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное....

Презентация "Определение сущности художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе"

Система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном....

Сущность коррекционного воспитания

Инклюзия входит в нашу жизнь. Как педагогам  правильно принять и работать с детьми, требущих особенного подхода......