ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.i.sh_.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание. Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное - отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте. Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования. Предпосылками учебной деятельности являются: - сформированность познавательного интереса; - умение детей анализировать, сравнивать, обобщать делать простейшие выводы и умозаключения; - умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования; - умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу; - сознательно подчинять свои действия правилу; - самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач; - контроль за способом выполнения своих действий; - умение взаимодействовать со сверстниками. Чтобы правильно и эффективно организовать работу по формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности важно иметь представление о том, что такое учебная деятельность как ведущий вид деятельности в школе. Учебная деятельность характерна для определенного периода психического развития ребенка- школьного возраста. Это сложная деятельность, сознательно направляемая на усвоение научнотеоретических знаний путем выполнения общих способов действия в процессе решения практических задач. Учебная деятельность включает решение таких задач, которые могут быть решены только теоретическим способом, доступным мышлению младшего школьника, но никак не дошкольника. Ведь, как известно, дошкольник-практик: он «мыслит руками», ему доступно решение задач практического содержания. Анализ, проведенный в исследованиях

Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую: учебную задачу; учебные действия; контроль; оценку. С точки зрения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научнотеоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно практических задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели-овладение детьми общими способами действий, т.е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Деятельность детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, с помощью которых они усваивают образцы общих способов решения задач. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации. Д.Б. Эльконин отмечал, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее является важным критерием готовности к школе. Но для того, чтобы сформировались компоненты учебной деятельности, необходимо наличие предпосылок учебной деятельности. В науке сложились две концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников: в недра игровой деятельности и в процессе специально организованного обучения. В процессе обучения дети приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор. Благодаря обучению развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр. Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т.е. игровой деятельности с ее приобретениями и новообразованиями. Изучив материалы известных психологов Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.С. Выготского о роли и структуре учебной деятельности, роли игры в формировании предпосылок учебной деятельности, педагоги в своей педагогической деятельности разрабатывают определенный план, согласно которому у всех старших дошкольников можно сформировать предпосылки учебной деятельности, используя для этого дидактические игры и игровые упражнения.

Для этого могут быть поставлены следующие задачи:

1) развивать у детей познавательный интерес и познавательную активность; 2) развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация; умение рассуждать, делать простейшие выводы и умозаключения;

3) учить решать задачи, используя простейшие формы замещения, символизации и моделирования;

4) стимулировать развитие самостоятельности, инициативы.

5) развивать способности к самоконтролю и самооценке;

6) формировать мотивацию к учебной деятельности.

Для формирования предпосылок учебной деятельности используется всеми педагогами дошкольного образования система дидактических игр и игровых упражнений по сенсорному воспитанию, формированию элементарных математических представлений, познавательному и творческому развитию, умению правильно повторить танцевальные движения и т.д. Все игры имеют проблемно-практический характер, они бывают включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка. Все дидактические игры и упражнения постепенно усложняются по содержанию.

Литература 1. Анищенко О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. / О.М Анищенко. - 1979. - № 5. 2. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников /В.В. Давыдов, А.К. Маркова // Вопросы психологии. - 1981. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников"

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений...

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции...

Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об ок...

Формирование элементов учебной деятельности у старших дошкольников

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об ок...

"Определение индивидуальных траекторий формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников"

В статье рассматриваются подходы к определению индивидуальных траекторий старших дошкольников на основе диагностики сформированности предпосылок учебной деятельности.Приведены примеры определения акту...

«Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера»

Формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников с нарушением речи системного характера...