Познавательно – исследовательская деятельность Тема: "Свойства бумаги"
план-конспект занятия (средняя группа)

Шуклина Анастасия Алексеевна

Познакомить детей со свойствами бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_shuklina.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская деятельность

Тема: «Свойства бумаги»

Возраст: Средняя группа.

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги.

Задачи: 

- дать первоначальные знания об изобретении бумаги;

- помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.

- учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения.

- активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги.

- воспитывать наблюдательность, внимание.

  Предварительная работа: 

- беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;

- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

  Оборудование: у каждого ребёнка на столе по 4 полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность), ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши.

Ход занятия:

Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага»

С. Михалкова

Простой бумаги

Свежий лист,

Ты бел, как мел.

Не смят и чист.

Твоей поверхности

Пока ничья не тронула рука...

Чем станешь ты?

Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?...

- Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

- Верно, о бумаге.

Но сначала послушайте небольшую историю:

- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрёл бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу, как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.

- Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.

- Какого цвета бумага?

- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, рифлёная)

- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой… шершавой.

- Теперь ещё раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей)

- Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.

- Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей) 

- Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей) 

- Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнётся сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнётся и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.

ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ.

- Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей) 

Итак, бумага легко мнётся и совсем не разглаживается, не становится прежней.

Физ. минутка. «Осенние листочки».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели.

Дунул ветер, полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

 (Дети выполняют движения с листиками из бумаги).

- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)

- Вся ли бумага режется?

Мы выяснили, что бумага легко режется ножницами.

- А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? Значит, бумага ещё и рвётся.

Вывод: бумага мнётся, режется, рвётся.

- Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдёт с бумагой? (ответы детей)

 - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).

- Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) 

Вывод: бумага намокает в воде и расползается, она непрочная.

- Возьмите простой карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?

Значит, на бумаге можно писать, рисовать.

- А сейчас встаньте, осмотритесь и подойдите к тем предметам, находящимся в группе, которые по вашему мнению сделаны из бумаги. (дети выполняют и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги)

  Итог занятия

- Что сегодня мы рассматривали на занятии?

- Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

ВЫВОД:

  • бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая;
  • бумага шуршит, легко мнётся, не принимает прежнюю форму;
  • бумага легко режется, рвётся; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Мир бумаги"

Знакомство детей с различными видами бумаги через поисковую деятельность....

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Свойство бумаги»

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Свойство бумаги»Познавательно – исследовательская деятельность во второй младшей группе «Свойство...

Познавательно-исследовательский проект «Чудеса бумаги».

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное о...

Познавательно – исследовательский проект «Волшебная бумага»

Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, ее видах, свойствах, о значении бумаги в жизни человека.Формировать представления детей о разнообразии бумаги, значении в  жизни человека. По...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительная бумага»

Цель: формировать представления о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах; способствовать развитию   познавательного интереса к окружающему миру....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: "Свойства бумаги"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: "Свойства бумаги"...

Педагогический познавательно-исследовательский проект "Волшебная бумага"

Педагогический познавательно-исследовательский проект «Волшебная бумага» направлен на изучение свойств бумаги. Создан для воспитателей, работающих с детьми средних групп (4-5 лет). В ...