Методическая разработка "Проект по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В мире добрых дел»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Наталия Цирулик

Создание проекта «В мире добрых дел» обусловлено необходимостью преодоления кризиса нравственности и бездуховности, возникшего в современном обществе, что прослеживается в искажении нравственного сознания, эмоциональной, волевой и духовной незрелости детей дошкольного возраста.

Добровольческая деятельность в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою эффективность, активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_dobryh_del.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 108 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

194064, Санкт-Петербург, пр. Светлановский, дом 55 корпус 2, лит. А.  

Проект по духовно – нравственному

воспитанию детей старшего

дошкольного возраста

«В мире добрых дел»

Составил(а) старший воспитатель:

Цирулик Наталия Ивановна

Санкт-Петербург

2022

Методический паспорт проекта

Тема

В мире добрых дел

Тип  

Информационно-практико-ориентированный

Вид  

Краткосрочный (неделя)

Участники

Дети групп старшего дошкольного возраста, дети младших групп, педагоги, родители

Цель

Создание условий, способствующих внедрению основ волонтерской практики в деятельность дошкольного образовательного учреждения; условий, способствующих формированию духовно-нравственной личности дошкольника, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи

  • Способствовать усвоению определенных норм и общечеловеческих ценностей;
  • Способствовать формированию положительных черт характера: уважение к другим людям, взаимопомощь, щедрость, оптимизм, отзывчивость;
  • Расширять представления о волонтерском движении у дошкольников, педагогов и родителей;
  • Способствовать формированию у детей позитивных установок на добровольческую (волонтерскую) деятельность;
  • Стимулировать стремление ребенка совершать добрые поступки безвозмездно.

Пояснительная записка

Актуальность проекта обусловлена необходимостью преодоления кризиса нравственности и бездуховности, возникшего в современном обществе. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких нравственных качествах, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, гражданственность и патриотизм. Занятость родителей, разобщенность поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных дошкольников. И поэтому у них прослеживаются сегодня искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

А поскольку ФГОС ДО определяет следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

То работа педагогов была направлена на поиски новых образовательных технологий, главной целью которых является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах. А также на создание условий, способствующих формированию нравственных качеств: доброты и гуманности. Это и послужило стимулом для проведения данного проекта по внедрению основ волонтерской практики (добровольческой деятельности) в нашем детском саду. Добровольческая деятельность в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою эффективность, активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий.

Инновационность проекта состоит в том, что организация волонтерского (добровольческого) движения предполагается в условиях дошкольного образовательного учреждения. Предполагается, что дети будут проявлять доброжелательность к окружающим и совершать добрые поступки, если будут созданы специальные условия и развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

Ожидаемые результаты проекта:

- У детей сформировано уважительное, внимательное, теплое отношение к окружающим людям, природе и миру в целом;

- У детей сформированы коммуникативные умения и навыки: умения сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях. 

- У детей сформированы высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.

- Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках;

- Произошло укрепление детско-родительских отношений;

- Произошло увеличение количества участников добровольческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

- Дети познакомились с литературными, музыкальными произведениями и мультфильмами о доброте, стали использовать примеры поведения положительных героев в совместной деятельности;

Содержание проекта

Проведение проекта включает следующие направления:

Направление проекта

Формы реализации

«Информационное»

  1. Беседы для знакомства с понятиями: «волонтер», «доброволец», «волонтерское движение»:
  • «Кто людям помогает – не тратит время зря…»;
  • «Кого мы назовем - хороший человек?»;
  • «Как поделиться добротой?»;
  • «Что такое хорошо и что такое плохо»
  1. Музыкально-литературная гостиная «Истории доброты».

   -  Чтение и обсуждение литературных произведений:

  • С. Прокофьева «Капризик и Зловредик», «Самый большой друг»;
  • А. Барто «Вовка - добрая душа»;
  • В. Осеева «Волшебное слово», «Просто старушка», «Синие листья»
  • В. Катаев «Цветик-семицветик»;
  • Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»;
  • Г. Цыферов «Добрые сказки»

   - Рассматривание иллюстраций к литературным произведениям с изображением добрых и злых героев, обсуждение и решение проблемных ситуаций «Почему добро побеждает зло?», «Легко ли быть добрым?»

   - Прослушивание музыкальных произведений о добрых делах:

  •  «Дорогою добра» - песня из к/ф "Маленький Мук", слова: Ю. Энтин, музыка: М. Минков 
  • «Что такое доброта» - песня из м/ф «Приключения поросенка Фунтика», слова: В. Шульжик, музыка: В. Львовский
  • «Дружба», автор музыки и слов: Татьяна Залужная
  • «Доброта», слова: Н. Тулупова, музыка: И. Лученок
  • «Улыбка», слова: М. Пляцковский, музыка: В. Шаинский
  • «Песня о доброте», автор: Татьяна Мухаметшина
  • «Вместе весело шагать», музыка: В. Шаинский, слова: М. Матусовский
  1. Просмотр мультфильмов (совместно с родителями):
  • «Мешок яблок» - мультфильм учит детей щедрости, умению делиться с другими, даже когда у тебя самого «детишки голодные».
  •  «По дороге с облаками» - учит детей быть дружными и уметь дружить, занимаясь вместе полезными делами. 
  • «Кот Леопольд» - учит оптимизму и доброжелательности, правильному разрешению конфликтов.
  • «Приключения Фунтика» - учит доброте, взаимопомощи в трудную минуту и показывает, что зло всегда наказывается.
  • «Крошка енот» - учит доброте и приветливости, а также показывает почему неправильно решать проблемы кулаками.
  • «Просто так!» - учит детей быть добрыми, заботливыми, учит делиться с другими
  • Уроки доброты | Уроки тетушки Совы
  1. Консультации для родителей: ««Что можно рассказать ребенку о волонтерском движении?» «Растите детей заботливыми», «Развитие нравственных качеств личности ребенка в процессе участия в детском добровольческом движении»

«Практическое»

  1. Акция «Мы – юные помощники»: воспитанники групп старшего дошкольного возраста приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело (помогают одеться и собраться на прогулку, дойти до участка, раздеться; обучают малышей навыкам самообслуживания, проводят игровую деятельность и т.д.).
  2. Акция «Доброе сердце»: дети подготовительных групп рисуют (пишут) свои добрые пожелания сотрудникам детского сада, родителям, воспитанникам младшего дошкольного возраста (оформляя их в сердечки, лучики солнца) и раздают в течение дня.
  3. Акция «Трудовой десант»: все воспитанники принимают участие в уборке и облагораживании территории детского сада; воспитанники старших групп помогают в уходе за клумбами детям из групп раннего возраста.
  4. Акция «День книгодарения»: воспитанники вместе с родителями приносят разнообразные детские книги и безвозмездно дарят их детям из других групп, таким образом пополняется библиотека детского сада. Ребята старших и подготовительных групп вместе с воспитателями изготавливают «книжки-малышки» и дарят их малышам.
  5. Акция «Домики для птиц»: воспитанники совместно с воспитателями и родителями изготавливают кормушки, размещают на территории детского сада и следят за наличием корма.
  6. Тематический день «Давайте жить дружно»:
  • воспитанники вспоминают стихи, пословицы, поговорки о дружбе и доброте; разучивают «мирилки»;
  • играют в различные игры на развитие социально-коммуникативных навыков: «Ласковое имя», «Зеркало», «Кто к нам в гости пришел?», «Добрые эльфы», «Ладонь в ладонь», «Найди друга», «Пирамида любви», «Коробка добрых поступков»;
  1. Проведение рефлексивных кругов «Чем я хочу, могу помочь и как на самом деле помогаю»: ежедневное обсуждение совершённых поступков и планирование деятельности на следующий день.

Анализ результатов проекта:

  • Участие педагогов в проекте способствует росту профессионального мастерства.
  • Участие родителей в проекте дает им еще один способ воспитать в ребенке волевые качества, умение преодолевать препятствия, возможность обеспечить проживание плодотворного детства как самоценного периода человеческой жизни.
  • Детям этот проект обеспечивает необычный, новый вид деятельности, возможность почувствовать свою значимость, быть лидером, быть старшим, возможность работы в коллективе. У детей формируются дружеские взаимоотношения, представления о товариществе, взаимовыручке и т.д.; воспитываются волевые качества, умения преодолевать препятствия стоящие на пути к достижению цели. Энергия детей направляется на решение задач гражданской ответственности, на целенаправленную подготовку к взрослой жизни. После посещения младших групп, и участия в благотворительных акциях, дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, как взрослые. Приходя в группу, рассказывали сверстникам, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом уже активно присоединиться к волонтерскому движению.
  • Все поставленные в проекте задачи были выполнены.

Список используемой литературы:

  1. Деркунская В. А., Воронина Н. А., Агабекян С. С. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду. Методическое пособие – М: Центр педагогического образования, 2018
  2. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России //Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Международной научно-практической конференции – Самара, 2017
  3. Вертинская В.И. Волонтерство как форма совместной деятельности детского сада и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2016
  4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез. - 2008.
  5. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru, https://infourok.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дорогою добра" Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Проект предполагает воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.Воспитывает уважение к нравственны...

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

«Образовательный проект по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Колоски на доброй почве»»

Детский сад № 45 «Колосок» построен в микрорайоне «Кузнечики» Городского округа Подольск. Микрорайон вырос на месте бывшей военной части, на окраине города, в котором расположе...

««День добрых дел» – как форма работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста».

laquo;«День добрых дел» – как форма работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по духовно нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Азбука добра»

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...