Методическая разработка проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Почему не тонут корабли?»
методическая разработка (старшая группа)

Николаева Татьяна Павловна

Проект "Почему не тонут корабли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pochemu_ne_tonut_korabli.docx930.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41

Протокол проектной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

«Почему не тонут корабли?»

                                     

Разработала:

Воспитатель Николаева Т.П.


г. Саров, 2022г.

Цель: создавать педагогические условия для выявления детьми причин, позволяющих кораблям не тонуть и не переворачиваться.

Задачи: проанализировать поведение различных тел в воде; выявить природу плавучести и ее связь с плотностями погружаемых объектов; выявить факторы, способствующие затоплению кораблей.

По приоритету метода: познавательно-исследовательский.

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: краткосрочный

Актуальность: Однажды в летний жаркий день ребята играли с водой, бросая в нее различные предметы. Они не удивлялись тому факту, что одни предметы тонут, а другие плавают на поверхности. Ответ на этот вопрос мы получили давно, благодаря различным опытам (Например, «Тонет - не тонет» и т.д.) Спустя день ко мне подошел мальчик (Стёпа М.) и спросил: «Почему же настоящие корабли не тонут? Ведь они сделаны из железа, а вчера в воде утонул мой железный человечек». Вопрос Стёпы заинтересовал многих детей, и они стали высказывать свои предположения.

Возникла проблема: мне захотелось, чтобы ребята ответили на свои вопросы сами, проводя различные опыты. Так, мы решили стать исследователями и искать причины плавучести кораблей.

Ход проекта

          На первом этапе мы организовали условия для систематизации знаний детей по теме «Корабли» (подобрали презентации, иллюстрации, энциклопедии, стихи, загадки, рассказы, связанные с кораблями). Ребята мастерили корабли из конструктора, бумаги, пластилина. В итоге дети получили много новой информации о кораблях и их разновидностях: каравелла, линкор, миноносец др.; о Российском военно-морском флоте. Ребята так увлеклись этой темой, что многие из них нарисовали наиболее понравившиеся им корабли и приготовили о них небольшие рассказы.  

C:\Users\инна\Desktop\Новая папка\573.JPGC:\Users\1\Desktop\САД -РАБОТА\Новая папка (2)\IMG_20221013_083843.jpg

На втором этапе нам предстояло провести исследования и ответить на главный волнующий нас вопрос «Почему не тонут корабли?» Каждое свое предположение (гипотезу) мы решили закреплять или опровергать при помощи того или иного опыта.

Гипотеза №1 « Материал, из которого изготовлен корабль, не дает ему утонуть»

Опыт  «Влияет ли материал, из которого  сделан корабль, на его плавучесть?»

Поочередно погружаем в воду предметы, сделанные из металла, дерева, стекла и пластмассы. Как видно, предметы из стекла и металла утонули, а из дерева и пластмассы – нет.

C:\Users\1\Desktop\САД -РАБОТА\Новая папка (2)\IMG_20221013_094642.jpgC:\Users\1\Desktop\САД -РАБОТА\Новая папка (2)\IMG_20221013_094657.jpg

Объяснение: Мы знали, что все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек – молекул.    Те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу - обладают большей плотностью и быстрее идут ко дну. А тела, в которых молекулы расположены далеко друг от друга, обладают меньшей плотностью, поэтому остаются плавать на поверхности воды. У железа и стекла плотность больше плотности воды, и поэтому они утонули. Тела, плотность которых меньше плотности воды, свободно плавают по её поверхности

Современные корабли сделаны из металла.

Вывод: «Плавучесть» корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен. Следовательно, гипотеза № 1 не верна. 

Гипотеза №2 «Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму»

Опыт «Влияние формы на плавучесть корабля»

Берем пластилин, погружаем его в воду и видим, что он утонул.

Придаем пластилину форму корабля, погружаем его в воду и видим, что он не утонул, а поплыл. Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности!

Вывод: Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму, гипотеза № 2 верна.

      C:\Users\1\Desktop\САД -РАБОТА\Новая папка (2)\IMG_20221013_094956.jpg

Гипотеза №3 «Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву»

Опыт « Влияние воздуха на плавучесть корабля»

Берем два воздушных шарика, один из которых надуваем, и погружаем в воду.

Вода попала внутрь не надутого шарика, и он начал постепенно погружаться в воду. Надутый шарик не тонет, даже если надавить на него сверху рукой.

После проделанного опыта ребятам была представлена презентация «Почему не тонут корабли? Что такое  сила Архимеда?»

Объяснение: Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву, а из воды действует сила выталкивания. Оказывается, когда- то давно древнегреческий учёный Архимед исследовал проблему плавучести тел и сформулировал закон: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх. Таким образом, в нашем опыте на шарик снизу, из таза, действовала сила Архимеда, которая выталкивала  шарик на поверхность.    

Вывод: Корабль внутри имеет множество пустых, наполненных воздухом помещений. Именно поэтому воздух держит корабль на поверхности воды и не даёт затонуть.
Если железка не имеет ни одной дырочки, куда бы попал воздух, то она сразу же потонет в воде. А если смастерить кораблик по всем правилам науки — он спокойно будет держаться на плаву. Гипотеза №3 верна.

Благодаря своим исследованиям, ребята получили ответ на Стёпин вопрос. Но все- таки возникло противоречие: если корабли такие незатопляемые, то почему же они тонут? На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы познакомились с факторами, вызывающими кораблекрушения.

          Третий этап - продуктивный.

Проведение проекта не обошлось без помощи родителей. Они помогли нам организовать в группе выставку кораблей и рисунков.

C:\Users\инна\Desktop\Новая папка\588.JPG         

    Четвертый этап – создание продукта.

Продуктом нашего проекта стало изготовление памяток

                                    «Почему не тонут корабли?»

    Материал, из которого

     изготовлен корабль

             Его форма

Воздух, сила Архимеда

                     -

                    +

                       +

                                  «Что вызывает кораблекрушения?"

  Человеческий фактор  

              C:\Users\инна\Desktop\nicubunu_Stick_figure_male_2.png

 

      Природный фактор

               C:\Users\инна\Desktop\5_17ae7d7820445fe51bfe0380e9f2d0f4.jpg

    Технический фактор

            C:\Users\инна\Desktop\9814467-wrench-and-hammer-tools-icon.jpg

C:\Users\инна\Desktop\891c30150dd631793272f030f51e32df37f9c931.jpeg

Пираты

C:\Users\инна\Desktop\tsunami_b.jpg

Шторм

C:\Users\инна\Desktop\6_47b553ec1d717027245954ba05db970d.jpg

Поломка корабля

C:\Users\инна\Desktop\d84cb56f-caaf-11e3-8252-74d02b7c989d_b5c883ba-9d69-11e4-93c9-74d02b7c989d.jpeg

Войны

C:\Users\инна\Desktop\17b04021c38e5943e4668f589504bb3c.jpg

Айсберг

C:\Users\инна\Desktop\toonvectors-43045-940.jpg

Ошибка капитана

Последнюю таблицу дети постоянно дополняют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".

В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, д...

Собственная методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Пространственное моделирование в образовательной области “Безопасности”". Макет микрорайона.

Я хочу остановиться на последнем пункте программы “Безопасность поведения” и предложить свой вариант совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разделу “Ребёнок и улица”, позвол...

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА. Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Учим Незнайку сочинять стихи»

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:  «Учим Незнайку сочинять стихи»...

Мастер – класс «Презентация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Почему у жирафа шея длинная».

В  материале представлено теоретическое обоснование использование метода проектов с детьми старшего дошкольного возраста, указаны этапы реализации проекта по теме "Почему у жирафа шея длинна...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме педагогического опыта

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме педагогического опыта...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Мажор и Минор, Музыкальный лад"

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме "МАжор и Минор, Музыкальный лад"...