Мастер-класс. Логико-математические игры в познавательном развитии дошкольников
консультация

Минаева Татьяна Дмитриевна

Мастер – класс «Логико-математические игры в познавательном развитии дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.

Задачи мастер-класса:

• познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;

• обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

• развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Логико-математические игры в познавательном развитии дошкольников»

Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – мастера с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.

Задачи мастер-класса:

• познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;

• обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

• развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Методы работы: игровые и развивающие упражнения.

Раздаточный методический материал: Цветные счетные палочки Кюизенера, игра «Сложи узор» Б.П. Никитина, рекомендации для педагогов; анкета для педагогов.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это будет способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений. Поэтому целью моей работ является создать условия для эффективного использования логика – математических игр как эффективного средства подготовки детей к школе. Способствовать развитию познавательной активности детей.  

Известно, что в игре ребѐнок приобретает новые знания, умения, навыки. Поэтому при подборе и проведении логико-математических игр ставлю перед собой задачу развивать творческие и интеллектуальные способности детей, воображение детей, логическое мышление детей. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений и развивать умственные способности детей через логика – математические игры.

В процессе развития логического мышления у ребенка формируются, умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно – следственных связей; также развиваются такие качества, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

Интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развития восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего детства.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности» . В.А. Сухомлинский. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности – игру.

Среди всего многообразия игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально – развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операции умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них какого – то познавательного содержания, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико – математические игры – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико-математические игры и упражнения.

Формы и методы и приемы работы с детьми. При подборе и проведении логико-математических игр я учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

При проведении логико-математических игр я использую следующие методы и приѐмы:

• непосредственно образовательная деятельность;

• игровая деятельность;

• самостоятельная деятельность детей;

• рассматривания;

• упражнения;

• проблемные вопросы;

• показ способа действия;

• проблемная ситуация.

Средства, развивающие логическое мышление.

Стихотворные тексты на развитие операций, классификации и конкретизации.

Игры и упражнения на установление причинно – следственных связей в природных и социальных явлениях.

Занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности.

Загадки.

Задачи – шутки.

Игры – головоломки.

Игры с счетными палочками.

Развивающая среда.

В дошкольном развитии создана предметно – развивающая среда.

В своей работе использую игры на развитие интеллектуальных способностей

Б.П. Никитина, цветные счетные палочки Кюизенера, которые являются

средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного

возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения

дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.

Цель – развитие интеллектуальных способностей детей.

Игры с Б.П. Никитина «Сложи узор»

Игры основаны на построение, моделировании творческого процесса, создании

микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны

интеллекта ребенка.

В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся

ориентироваться в пространстве и во времени, развивают внимание, память,

мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.

Игры с цветными палочками Кюизенера.

Цель:

- Развивать у детей представление о числе;

- Научить их измерению с помощью мерки;

- Развивать комбинаторные способности;

- Познакомить с ориентированием;

- Учить выкладывать плоскостные и объемные фигуры и композиции, буквы,цифры.

 

Игры цветные счетные палочки Кюизенера, Б. П. Никитина «Сложи узор»,

предлагаю детям во время самостоятельной деятельности, а также использую их при индивидуальной работе и в непосредственно образовательной деятельности.

 

Работа с родителями.

Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями дошкольников, поскольку те знания, которые ребенок получает в раннем развитии подкрепляться в условиях семьи.

Знакомство родителей с содержанием работы по программе.

Разработка консультаций для родителей по данной теме.

Рекомендации для родителей по использованию литературы.

Проведение математических викторин с участием родителей.

Рекомендации по приобретению игр и занимательной литературы.

Заключение.

Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно – образное мышление, для другого наглядно –действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Логика – математическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные принимают произвольный характер.

Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

«Учиться можно только весело … Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу.

 

Практическая часть с педагогами.

В играх Никитина заложен огромный потенциал в развитии творческих

способностей детей. Ведь из предложенного набора деталей можно придумать самостоятельно бесконечно много игр.

Для начала просто рассмотрите кубики. Обратите внимание на то, в какие цвета они раскрашены.

Задание № 1

Сложите узоры из кубиков по карточкам - схемам: « Домик», «Елочку», «Фонарик», « Бабочку», « Лодку», « Золотую рыбку».

Задание № 2

Придумайте сказку.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», «цветными палочками», «цветными числами», «цветными линеечками». Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число.

Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает.

Мы сейчас с вами «поиграем в Математику».

Задание № 1

Постройте лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большой ( оранжевой ).

Начиная построения с левой стороны.

Задание № 2

Назовите, какого цвета палочка стоит пятой (желтая), восьмой (бордовая), второй (розовая)? Какая палочка справа от синей (оранжевая), слева от желтой (красная)? Какая палочка короче синей, но длиннее черной (бордовая)? Какая палочка выше, чем синяя (оранжевая); ниже, чем желтая (красная)?

Задание № 3

Покажите число.

Проверка реализации поставленных задач и достижений цели осуществляется с помощью рефлексии: Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы.

 

Я предлагаю оценить работу данного мастер-класса по следующим критериям:

Оранжевая палочка - мастер заинтересовал данной игровой технологией.

Синяя палочка – Данная технология интересна. Но мастер не смогла убедить в необходимости применения.

Черная палочка – Мастер класс не интересен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС «РОЛЬ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Актуальность.             Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, дл...

Мастер-класс «Использование развивающих технологий в интеллектуально-познавательном развитии дошкольников»

Задачи:Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области  современных развивающих технологий по интеллектуально-познавательному  направлению развития дошкольников.Ра...

Мастер-класс «Использование логико-математических игр в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития интеллектуальной одаренности дошкольников»

Мастер-класс знакомит с методами работы по выстраиванию процесса интеллектуального развития дошкольников через общение, логико-математические игры и познавательно-исследовательскую деятельность....

Мастер - класс для педагогов «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста».

Мастер класс для педагогов с целью повысить профессиональное мастерство  по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраст...