План по самообразованию "Опытно - экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Миленко Татьяна Васильевна

Цель:   Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности;

Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                План по самообразованию на тему:

«Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель

Миленко Т. В.

Актуальность

  На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

       Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.  Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Цель:   Развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности;

Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Срок реализации: 1 год (2018 – 2019 учебный год)

 План по опытно - экспериментальной деятельности детей в старшей группе.

месяц

С детьми

Самообразование

С родителями

сентябрь

«Сухая и влажная почва»

Цель: Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

Привлечение родителей к пополнению уголка «Юные исследователи».

октябрь

«Бережём воду»

Цель:

Показать способ очистки воды с помощью фильтра, учить беречь воду.

Изучение методик и технологий педагогов в Интернете и ДОУ по данной тематике..

Подготовка материалов к оформлению родительского уголка по данной тематике. Индивидуальные консультации и беседы

ноябрь

«Агрегатные состояния воды»

Цель:        Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

Формирование картотеки опытов.

Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

декабрь

«Нужен ли корешкам воздух»

Цель:

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, что растение дышит всеми частями.

Подготовка методических материалов .

Буклет «Познавательные опыты для детей»

январь

 Знакомство с Наурашей и страной Наурандией. Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей

Изучение литературы и опыта по формированию игр по опытно - исследовательской деятельности.

Памятка для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию»

февраль

 Знакомство с понятием температура. Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение температуры в различных частях кабинета. Учимся делать выводы

Формирование игр по данной тематике.

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования. Индивидуальные консультации и беседы

 март

Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого.

Подготовка фотографий.

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования.

апрель

«Чудесные спички»

Цель:

Показать, что дерево впитывает воду.

Оформление фотовыставки.

Индивидуальные консультации и беседы

май

«Пускание лодочек  в ручейках»

Цель:

Познакомить с силой ветра и воды.

Фотовыставка. Анализ результатов самообразования.

На летний период родителям и детям задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.

Форма отчёта:        

 Фотовыставка

Список литературы

 

  1. Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  1. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  1. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
  1. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.// Е.А.Мартынова И.М.Сучкова, 2011.
  1. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
  2.  Информационные материалы к комплексу « Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников               «Наураша в стране Наурандии»
  3.   Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М.Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по эксперементальной деятельности в подготовительной группе.  Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в проце...

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Пояснительная записка Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:Дуб...

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста...