Проект «Профи я и вся семья»: поддержка детских инициатив, профессиональное самоопределение и ранняя профориентация дошкольников
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Петрова Наталья Андреевна

Одной из задач ранней профориентации для педагогов и родителей является выявление интереса, склонностей, особенностей характера дошкольника для создания будущей базы в выборе из многочисленных и разнообразных видов деятельности в подростковом возрасте. Ранняя профориентация дошкольника – это фундамент для дальнейшего развития профессиональных предпочтений и самоопределения среди многообразия видов деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Проект «Профи я и вся семья»:

поддержка детских инициатив, профессиональное самоопределение и ранняя профориентация дошкольников

Подготовлен

старшим воспитателем

Петровой Н.А.

Санкт-Петербург

2022

Актуальность.

   Дошкольное образование – первая ступень единой и непрерывной системы образования в Российской Федерации. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р определяет приоритеты государственной политики в области воспитания:

  • создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности.

   Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальное направление в дошкольном образовании.

   Современный образовательный процесс в дошкольной образовательной организации осуществляется в постоянно меняющихся социокультурных условиях, которые проедьявляют новые требования к формированию личности ребенка. В этой связи на всех участников образовательного процесса возлагается миссия по воспитанию нравственно и культурно развитого человека, готового самостоятельно совершенствоваться, принимать важные решения, быть ответственным, уметь взаимодействовать с другими людьми. Только сотрудничество педагогов, родителей и детей способно обеспечить возможность наполнения жизни дошкольников социально значимым ценностным содержанием.

   Поддержка детских инициатив, профессиональное самоопределение – одна из главных задач, стоящих перед системой образования Российской Федерации. Именно семья является тем пространством, где формируются отношения к миру, к социуму, к окружающему, к труду, поэтому роль родителей неоспарима.

   Дошкольный возраст считается самым благоприятным для учебно-воспитательного процесса. Период дошкольного возраста оптимален для воспитания у ребенка любви к труду и уважению к различным видам трудовой деятельности и знакомства с особенностями разных профессий через основной и ведущий вид детской деятельности – игру.

   Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться базовые знания о многообразии и широком выборе различных видов деятельности. Первое отношение к профессиям формируется в ходе социализации личности в возрасте 2-3 лет. В этом возрасте ребенок начинает посещать дошкольное учреждение, где знакомится с различными видами деятельности.

   Одной из задач ранней профориентации для педагогов и родителей является выявление интереса, склонностей, особенностей характера дошкольника для создания будущей базы в выборе из многочисленных и разнообразных видов деятельности в подростковом возрасте. Ранняя профориентация дошкольника – это фундамент для дальнейшего развития профессиональных предпочтений и самоопределения среди многообразия видов деятельности.

   Ранняя профориентация помогает сформировать положительное отношение к труду, позволяет попробовать свои силы в разных видах деятельности, чем больше дошкольник знает о профессиях, тем понятнее для него значимость труда, будущей профессии, выполнения работы.

      KidSkills или детские компетенции – это умения и навыки дошкольников и младших школьников, связанные с освоением различных компетенций. Ранняя профориентация – подготовка к самоопределению и нахождению своего дела в жизни. «Кем ты хочешь стать?» Чаще всего даже у одного человека в разном возрасте ответ будет разным. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Он должен быть не только свободным, но и осознанным. Ведь выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.

   Работу по профессиональному самоопределению необходимо решать совместными усилиями педагогов и специалистов дошкольного учреждения, семьи. Чтобы дошкольникам было легче сделать свой решающий выбор в будущем, необходимо дать им как можно больше разнообразной информации профориентационной направленности. Чтобы заинтересовать детей и познакомить с профессиями – как современными, инновационными, так и традиционными, востребованными в будущем, привить желание стать настоящими профессионалами своего дела, нужно углубить и систематизировать работу в данном направлении.

   Каждый ребенок уникален, именно поэтому и подход к нему и построение отношений с семьями воспитанников тоже индивидуальны. Для того чтобы всем участникам образовательного процесса – детям, родителям, педагогам – было комфортно, безопасно, полезно и интересно в пространстве дошкольного учреждения, необходимо создавать партнерский альянс между учреждением и семьями воспитанников.

   ProSkills_NEV_Family – профессиональные навыки семей Невского района Санкт-Петербурга. Проект создан с целью популяризации направления ранних профессиональных (предпрофессиональных) проб детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста на основе актуальных современных профессий через семейные профессиональные связи. В рамках реализации районного проекта ProSkills_NEV_Family коллективом ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга разрабатывается долгосрочный проект совместной деятельности педагоги-семьи воспитанников-дошкольники «Профи я и вся семья»

Цели и задачи ранней профориентации в дошкольном возрасте

   Основной целью ранней профориентации в дошкольном возрасте является формирование и развитие эмоционального отношения ребенка к труду и многообразию профессий, возможность свободы выбора и проявления себя в разных видах деятельности. В случае успешной реализации поставленных целей и задач, у ребенка дошкольного возраста формируются соответствующие навыки и умения, чувство уважения к труду во всех сферах деятельности, расширяется кругозор, выявляются способности и склонности, раскрываются увлечения и интересы. Именно поэтому первостепенной задачей знакомства воспитанников дошкольного учреждения с миром профессий является подготовка ребенка-дошкольника к дальнейщему самостоятельному планированию, способности к анализу своих действий, реализации полученного опыта при построении и выборе своего трудового пути.

   Основные задачи реализации работы по ранней профориентации в дошкольном учреждении:

  • моделирование в развивающей предметно-пространственной среде дошкольного учреждения профессионально-ориентированных зон (центров активности), способствующих формированию у дошкольников базовых представлений о разнообразии профессий и воспитанию интереса к труду;
  • планирование системы начальной профессиональной ориентации для дошкольников всех возрастных групп дошкольного учреждения;
  •  организация сотрудничества с семьями воспитанников для эффективного формирования у дошкольников базовых представлений о различных видах деятельности, их значении для общества в целом и каждого человека в отдельности;
  • формирование у дошкольников основных понятий о различных отраслях экономики города, рабочих процессах на производстве, используемом современном оборудовании;
  • создание на базе дошкольного учреждения целостного информационного пространства, посвященного профессиональному самоопределению воспитанников;
  • разработка системы критериев и оценивания результативности работы по ранней профориентации дошкольников.

Возраст ребенка

Возрастная группа

Цели и задачи

От 3 до 4 лет

Младшая

- Формироване базовых начальных понятий о труде, знакомство с профессиями врача, медсестры, повара, водителя, воспитателя, помощника воспитателя;

- помощь и содействие в развитии различных игр (сюжетно-ролевых), отражающих простейшие элементы работы взрослых (врач ведет прием, осматривает больного);

- формирование навыков взаимодействия с другими детьми (партнерами) вл время игры;

- воспитание интереса к профессиям взрослых, наблюдению за работой взрослых ближнего окружения;

- воспитание бережного отношения к предметам и вещам, сделанными людьми.

От 4 до 5 лет

Средняя

- Дальнейшее знакомство дошкольников с миром профессий (кассир, почтальон, учитель);

- продолжать расширять представления детей о работе сотрудников детского сада;

- обогащение сюжетно-ролевых игр с использованием различных видов деятельности, побуждение детей к самостоятельному моделированию игровых ситуаций.

От 5 до 6 лет

Старшая

- Расширение представлений дошкольников о мире профессий; акцентировать внимание на результат труда, его значимость для других;

- воспитание уважительного отношения к труду, желания трудиться;

- развитие способностей старших дошкольников к творческой реализации различных событий в процессе создания новых игровых сюжетов, взимодействии с партнерами по игре;

- отражение в играх различных сцен из реальной жизни, инсценировок сказок, собственных выдумок и фантазий.

От 6 до 7 лет

Подготовительная

к школе

- Расширять представления дошкольников о технологическом процессе – об устройствах, приборах, технике, машинах, которые помогают в быту и на производстве (принтер, робот-пылесос, стиральная машина и т.д.);

- обогащение и расширение представлений и кругозора воспитанников информацией о разновидностях работы на производстве (строительство, электроника, изготовление пищевых продуктов, бытовой химии, лекарств и т.д.);

- продолжать расширять содержание игр профориентационной направленности;

- развивать умение самостоятельно определяться в выборе темы игры, строить сюжет на основе информации, полученной в процессе наблюдения за трудом взрослых, собственного опыта;

- формирование умений выстраивать новые игровые сюжеты, согласовывая собственные идеи с партнерами по игре;

-  продолжать воспитывать уважительное отношение к труду родителей, взрослых.

Принципы организации работы по ранней профориентации дошкольников

Актуальность работы по формированию у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых обоснована в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 года. Согласно ФГОС ДО одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников – формирование позитивных установок к различным видем труда и творчества, а также усвоение норм, принятых в обществе. На сегодняшний день основным путем формирования ценностного отношения к труду является ознакомление с профессиональной деятельностью взрослых. Это одна из задач формирования у детей первичных представлений о себе и других людях, входящая в содержание образовательной области «Познавательно развитие».

    Профориентация в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС ДО должна базироваться на следующих принципах:

  • взаимодействие с ориентацией на личность (фундамент воспитательно-образовательного процесса – глубокое уважение к ребенку как к сознательному, полноценному его участнику, учет индивидуальных нюансов его развития);
  • доступность и достоверность информации о профессиях;
  • открытость (у каждого ребенка есть право на участие в профориентационной деятельности, демонстрацию результатов своей работы или отказ от всего этого, право предоставлять личные достижения по своему усмотрению, а также самостоятельно решать, продолжать ли работу или закончить ее);
  • диалогичность (обсуждение с детьми хода выполнения поставленных задач, полученных результатов, перспективности продолжения работы, а также разбор ситуаций, которые помогли или помешали достичь успеха);
  • активизация практической деятельности (предпочтение таких форм, как игра, развлекательное мероприятие, беседа, трудовое поручение, наблюдение и экскурсия);
  • рефлексивность (каждый ребенок должен осознавать себя субъектом собственных действий и взаимоотношений со сверстниками);
  • Региональный компонент (при ведении профориентационной работы с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения следует учитывать особенности региона их проживания, востребованность профессий на его территории и социальный запрос).

   Для профориентационной работы с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы. Они предполагают активное взаимодействие педагога и дошкольника, а также детей между собой. Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Алгоритм ознакомления дошкольника с профессией (необходимо познакомить со следующими компонентами):

- название вида деятельности;

- места работы;

- орудия труда и материалы для него;

- рабочая одежда (форма);

- обязанности работника;

- черты характера и личностные качества;

-  плоды труда и его польза для людей.

   Следует не только акцентировать внимание детей на каждом из этих информационных блоков, но и побуждать их к обратной связи. Для этого нужно с помощью наводящих вопросов подталкивать их к самостоятельным рассуждениям и выводам.

Экскурсия

   Для экскурсии с профориентационной целью педагоги дошкольного учреждения обычно выбирают какое-либо предприятие или учреждение. К примеру, можно отвести детей в ближайший магазин или супермаркет и познакомить их с профессиями продавца-консультанта и кассира. Если такой возможности нет (в связи с карантином либо другими ограничениями), можно устроить экскурсию в рамках детского сада: организованно посетить с воспитанниками кухню, кабинет медсестры, рабочее место завхоза и директора.

   При отсутствии возможности организовать настоящую экскурсию можно провести виртуальную. Эта форма обучения предполагает наблюдение за деятельностью реально существующего предприятия или организации посредством интернет-трансляции или просмотра видеосюжета. К примеру, пожарная часть в городе не всегда доступна для посещения с группой дошкольников 5-6-летнего возраста. В случае отказа воспитатель может договориться о виртуальной экскурсии, чтобы дети могли посмотреть, чем занимаются огнеборцы, или показать воспитанникам заранее записанный сюжет о работе в части.

   В процессе экскурсий следует концентрировать внимание дошкольников на личности представителя конкретной профессии, на том, как он относится к своей работе и его взаимоотношениях с коллегами. После возвращения в детский сад нужно обязательно организовать обсуждение увиденного – пусть дети расскажут, что им больше всего понравилось и запомнилось.

Наблюдение

   Наблюдение – вспомогательная форма профориентационной работы. Она всегда используется в комплексе с основной – экскурсией, выставкой или игрой. Представляет собой организованный воспитателем процесс восприятия дошкольниками объектов и субъектов, которые их окружают. Для достижения желаемых результатов наблюдение должно быть достаточно продолжительным и регулярно повторяемым.

   Основная цель наблюдения в рамках профессиональной ориентации – получение практически значимой информации о профессии и орудиях труда, их предназначении и применении. К примеру, непосредственно в дошкольном образовательном учреждении дети могут наблюдать за работой медсестры прямо в ее кабинете во время выполнения обязанностей.

Беседа

   Беседа – одна из наиболее часто применяемых форм профориентационной работы в дошкольном образовательном учреждении. Обсуждение с детьми конкретной профессии проходит организованно и целенаправленно. Педагог выступает в роли модератора и заранее продумывает перечень вопросов, чтобы побудить воспитанников к самостоятельным размышлениям и умозаключениям. Дети могут беседовать не только со своим воспитателем, но и с представителями различных профессий. Для этого обычно проводится мероприятие «Встречи с интересными людьми». Личное знакомство и общение дошкольников с ними помогает ярче представить специфику того или иного вида деятельности и понять, нравится это или нет.

   Прежде всего педагог просит о содействии родителей (законных представителей) воспитанников, которые могут посетить дошкольное образовательное учреждение и доступно рассказать об особенностях своей профессии.

Выставка

   Тематическая выставка – отличное подспорье в профориентационной работе воспитателя, а также способ публичной демонстрации достижений детей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. Участие в таком мероприятии позволяет обрести опыт самостоятельной деятельности, обучиться презентации результатов своего труда. Самым маленьким можно предложить нарисовать, либо вылепить сельскохозяйственную продукцию (овощи, фрукты) или сделать из конструктора ферму для животных. Все работы обязательно должны быть представлены в экспозиции с кратким информационным сопровождением со стороны воспитателя и использоваться затем в процессе игры. Выставки на тему «Вернисаж профессий» либо «Кем я хочу стать» следует проводить регулярно (по меньшей мере раз в год), чтобы отслеживать склонности воспитанников и уровень их информированности о видах деятельности.

Игра

   Игра – основной вид деятельности дошкольника, которому он уделяет большую часть своего времени. Значит, она идеально подходит для формирования у детей понятия о разных профессиях. Среди множества видов игр стоит предпочесть сюжетно-ролевую, так как именно она позволяет полноценно воспроизвести реалии мира взрослых. Воспитанники дошкольного образовательного учреждения могут самостоятельно или с помощью воспитателя моделировать ситуации «на рабочем месте», перевоплощаясь в своих родителей, близких родственников или знакомых. Сюжетно-ролевые игры варьируются в зависимости от уровня сложности и возраста детей разных групп. Пространство для них должно быть организовано грамотно и содержать


Средства наглядности

   Любая форма профориентационной работы с малышами требует применения средств наглядности. К ним относят техническое оборудование (интерактивные доски, мультимедийные проекторы, персональные компьютеры или ноутбуки, телевизоры), видеопрезентации, тематические картинки, фотографии и иллюстрации, книги. Если наглядность грамотно подобрана и вовремя продемонстрирована детям, она позволяет расширить их кругозор, конкретизировать формирующиеся и систематизировать имеющиеся знания о профессиях. Кроме того, она стимулирует интерес к различным видам деятельности взрослых.

Техническое оборудование

   Среди технического оборудования для профессиональной ориентации в дошкольном образовательном учреждении чаще всего используются: интерактивная доска; мультимедийный проектор; телевизор. На интерактивной доске очень удобно демонстрировать видео и анимированные фрагменты, создавать иллюстрированные слайды. Это устройство вносит разнообразие в занятия, придает им яркости и привлекательности, помогает более доходчиво донести важный материал до каждого воспитанника. К такой доске может одновременно подойти вся группа. Таким образом, взаимодействие с новой информацией получается активным и всесторонним. К тому же на ней с легкостью меняются и перемещаются объекты, позволяя быстро формировать логические связи.

   Проектор обычно применяют, чтобы показывать дошкольникам мультимедийные презентации и заранее записанный или сохраненный видеосюжет. К примеру, в ходе экскурсии на ферму, где разводят кроликов, детей знакомят с фермером и на слайдах показывают им весь процесс выращивания этих животных: кормление, уход, лечение. Телевизор используется в основном, чтобы смотреть с воспитанниками фрагменты познавательных телепередач и профориентационные мультфильмы. После просмотра нужно обязательно обсуждать с детьми увиденное для закрепления полученных знаний.

 

Игровые комплексы

   Для качественной профориентационной работы с детьми рекомендуется задействовать игровые комплексы. Они представлены отдельными тематическими модулями («мастерская», «фабрика», «пожарная часть», «полицейский участок», «лаборатория», «больница», «ресторан», «магазин» и так далее). Если нет возможности приобрести, можно изготовить их из подручных средств. Применение такого средства наглядности помогает глубже познакомиться с профессией и перевоплотиться в ее представителя. В сюжетно-ролевых играх с использованием модульных игровых комплексов вначале участвует и воспитатель, а затем его подопечные переходят к самостоятельному моделированию ситуаций.

Познавательная литература и пособия

   К познавательной профориентационной литературе для дошкольников относятся детские художественные книги, энциклопедии и периодика (газеты, журналы). Касательно наглядных пособий, воспитатели обычно пользуются картинками, иллюстрациями, фотографиями, альбомами и демонстрационными плакатами. Все это применяется для совместной и индивидуальной деятельности детей, связанной с получением интересной информации о разных профессиях. Что именно оттуда можно почерпнуть? Стихи (в том числе для гимнастики – артикуляционной и пальчиковой); рассказы и сказки; загадки о занятиях человека и орудиях труда; пословицы и поговорки о работе и необходимых для нее личностных качествах; считалки и скороговорки. Все это можно с успехом применять, например, на физкульминутках, в ходе которых дети будут параллельно получать новые сведения о профессиях и закреплять уже имеющиеся знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников»

laquo;Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников»...

«Формирование представлений о труде взрослых как средство до профессионального самоопределения и ранней профориентации дошкольников»

Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка о труде и формирует положительное отношение к нему....

Статья «Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников»

laquo;Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников»...

Семинар-практикум для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников"

Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет вы- строить работу таким образом, чтобы знания о профессиях взрослых дети получали полноценно, доступно каждому возрасту....

Консультация для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников"

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому дошкольное трудовое воспитание направляется на восп...

Статья "Проектирование образовательной среды, ориентированной на поддержку детских инициатив, способствующих раскрытию индивидуального потенциала дошкольника в соответствии с ФОП ДО"

Статья посвящена проблеме организации образовательной среды в ДОО в соответствии с вступившей в силу ФОП ДО и созданию условий, необходимых для развития познавательно-интеллектуальной активности ...

Проект ранняя профориентация дошкольников в детском саду и семье

ull;Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг се...