Проект «Необычное в обычном. Компас»
проект (средняя группа)

Шманина Дарья Александровна

Познавательно-исследовательский проект «Компас»

Введение:

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Экологическое осознание начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Старший дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового.

Актуальность создания проекта:

Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования сегодня очень актуальны.

Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Именно поэтому актуально становится разработка Познавательно-исследовательского проекта:

«Метеоплощадка в детском саду» .

Тип проектапознавательно-исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель: создание благоприятных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через создание детской метеостанции.

Задачи:

1. Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы на основе длительных наблюдений за погодой.

2. Расширять представления детей о профессии метеоролога.

3. Познакомить детей с приборами –помощниками:

компасом, термометром, дождемером, снегомером, флюгером.

4. Дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;

5. Формировать представления о климатических особенностях родного края.

6. Воспитание навыков применения знаний на практике.

7. Формировать понимание взаимосвязи между состоянием погоды и жизнедеятельностью людей и живых организмов.

Участники проекта:

Дети подготовительной к школе группы.

Участие педагогов в осуществлении проекта:

1. Изготовление оборудования для метеоплощадки.

2. музыкальный руководитель – исполнение песен о временах года и о погоде.

Участие родителей в организации проекта:

Привлечение к изготовлению оборудования метеоплощадки.

Ожидаемые результаты:

• Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека.

• приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;

• иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;

• знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

• умение детьми снимать показания с приборов, составление детьми прогноза погоды.

Продукт проектной деятельности:

• создание метеостанции на территории детского сада.

• Календари наблюдений.

Работа над проектом строилась на следующих принципах:

- принцип индивидуализации– раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

- Принцип проблемности– активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

-принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного -возраста, уровня их подготовленности и развития;

-принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

-принцип интеграции образовательных областей - (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Аннотация:

Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Изучив большинство экологических программ для дошкольных учреждений, мы увидели, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды.

Для чего нужен прогноз погоды и как его использовать?

Как сделать процесс наблюдений за явлениями погоды более интересным, понятным?

Для решения этих вопросов возникла идея оборудовать на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку.

Метеорологическая площадка состоит из следующего оборудования:

Вертяные мельницы – прибор для измерения направления и силы ветра.

Ветряной рукав- прибор для измерения силы ветра.

Солнечные часы - прибор для определения времени, позволяет детям учиться определять время по солнцу.

Компас – прибор для определения сторон света.

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.

(высокое давление означает хорошую погоду, низкое - облачную и дождливую).

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит сосновая шишка.

Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

Флюгер позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

Дождемер – прибор для измерения количества осадков.

Предсказать погоду могут некоторые растения. Они заранее реагируют на изменение погоды.

• По-своему реагирует на погодные изменения клевер луговой. Его трехлопастные листики перед ненастьем складываются. А задолго перед улучшением погоды, когда небо еще пасмурное, они распрямляются.

• Фиалка душистая перед дождем прячет свои фиолетовые лепестки.

• Растения - "синоптики" редко ошибаются.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительно-проектировочный этап.

Срок реализации: сентябрь.

Цель:

1. Изучение научно-методической литературы по организации метеоплощадки в условиях дошкольного учреждения.

2.Совместный сбор информации: энциклопедии, интернет, познакомить с профессией синоптика;

3. Просмотр видеоролика «Метеостанция»;

4. Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием, побуждать детей к систематическим наблюдениям.

5. Установление оборудования, высадка цветов – барометров.

2.Практический этап:

Срок реализации: октябрь-март.

Земля и наши открытия.

а) зависимость климата в разных точках;

б) знакомство с компасом;

в) работа с флюгером и ветряными мельницами– определение наличия ветра, его направления и скорости.

Приборы-помощники.

а) работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха);

б) работа с барометром;

в) фиксирование результатов в «Дневнике погоды»

Цветы-синоптики на участке (клевер, фиалка, мать и мачеха, мальва, вьюнок, одуванчик).

а) посев цветов;

б) высадка на метеоплощадку.

Коллекция народных примет.

а) сказки о растениях;

б) схема «Растения – живые барометры».

Прогноз погоды.

а) предполагаемый;

б) фактический.

3. Обобщающе - результативный этап.

Срок реализации: апрель.

Цель:

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов.

Ежедневное наблюдение за погодой и составление прогноза.

Результаты наблюдений фиксируются детьми в календаре природы и погоды.

4. Презентация проекта.

Срок реализации: май.

Открытая образовательная деятельность «У природы нет плохой погоды».

Презентация метеостанции для детей других групп.

План мероприятий.

№ п/п Направление Тема мероприятия Педагогические задачи

Форма проведения

1. «Познавательное развитие» 1)Что такое метеоплощадка?

Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием.

Презентация

2. «Познавательное развитие» 2)Что такое погода?

Знакомить с погодными явлениями. Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление».

3. «Познавательное развитие» 3)Народные приметы. Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду.

Беседа с использованием «Календаря природы»«Православного календаря»«Лунного календаря».

4. «Познавательное развитие» 4)Что такое компас?

5)Откуда дует ветер?

Формировать представление о частях света, познакомить с компасом.

Обучать детей работе с компасом.

Экскурсия в сад

Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада.

5. «Речевое развитие» 6)Загадки планеты Земля. Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца. Беседа-путешествие в «Планетарной комнате».

Вывод:

Дошкольники получили элементарные представления о

погоде и значении ее в жизни человека.

Приобрели навыки использования приборов -помощников для наблюдений и определения погоды.

Имеют простейшие представления о температуре воздуха, о силе и направлении ветра, об осадках в разные времена года.

Знакомы с приметами, пословицами, поговорками о погоде.

Имеют простейшие представления о метеорологии, как науки и профессии метеоролога.

Литература:

1. Владимирская Л. А. От осени до лета. – Учитель, 2015

2. Масленникова О. Н., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. –Волгоград: Учитель, 2012г

3. Н. А. Рыжова «Экологическое воспитание в детском саду» 2014 г.

4. Н. Г. Комратова «Мир,в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром» 2013 г.

5. Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг» 2012 г.

6. Л. А. Владимирская «От осени до лета» 2015 г.

7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Т. ц. М., 2014

8. Е. А. Мартынова., И. М. Сучкова. Организация опытно экспериментальной деятельности детей 2-7 лет (тематическое планирование)«Учитель». Волгоград. 2011

9. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. 2012

10. Л. Д. Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Сфера. М. ,2013

11. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Арис-пресс. М. 2015.

12. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Сфера. М. ,2013.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_neobychnoe_v_obychnom._kompas_avtosohranennyy.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА г. СПб

Проект «Необычное в обычном. Компас»

Подготовила: воспитатель группы № 9

Шманина Дарья Александровна

2022


Познавательно-исследовательский проект «Компас»

Введение:

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Экологическое осознание начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Старший дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового.

Актуальность создания проекта:

Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования сегодня очень актуальны.

Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Именно поэтому актуально становится разработка Познавательно-исследовательского проекта:

«Метеоплощадка в детском саду» .

Тип проектапознавательно-исследовательский.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель: создание благоприятных условий для развития познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через создание детской метеостанции.

Задачи:

1. Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы на основе длительных наблюдений за погодой.

2. Расширять представления детей о профессии метеоролога.

3. Познакомить детей с приборами –помощниками:

компасом, термометром, дождемером, снегомером, флюгером.

4. Дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;

5. Формировать представления о климатических особенностях родного края.

6. Воспитание навыков применения знаний на практике.

7. Формировать понимание взаимосвязи между состоянием погоды и жизнедеятельностью людей и живых организмов.

Участники проекта:

Дети подготовительной к школе группы.

Участие педагогов в осуществлении проекта:

1. Изготовление оборудования для метеоплощадки.

2. музыкальный руководитель – исполнение песен о временах года и о погоде.

Участие родителей в организации проекта:

Привлечение к изготовлению оборудования метеоплощадки.

Ожидаемые результаты:

• Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека.

• приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;

• иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;

• знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

• умение детьми снимать показания с приборов, составление детьми прогноза погоды.

Продукт проектной деятельности:

• создание метеостанции на территории детского сада.

• Календари наблюдений.

Работа над проектом строилась на следующих принципах:

- принцип индивидуализации– раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

- Принцип проблемности– активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

-принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного -возраста, уровня их подготовленности и развития;

-принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

-принцип интеграции образовательных областей - (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Аннотация:

Как известно, основы любого образования закладываются в детстве. Изучив большинство экологических программ для дошкольных учреждений, мы увидели, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды.

Для чего нужен прогноз погоды и как его использовать?

Как сделать процесс наблюдений за явлениями погоды более интересным, понятным?

Для решения этих вопросов возникла идея оборудовать на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку.

Метеорологическая площадка состоит из следующего оборудования:

Вертяные мельницы – прибор для измерения направления и силы ветра.

Ветряной рукав- прибор для измерения силы ветра.

Солнечные часы - прибор для определения времени, позволяет детям учиться определять время по солнцу.

Компас – прибор для определения сторон света.

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.

(высокое давление означает хорошую погоду, низкое - облачную и дождливую).

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит сосновая шишка.

Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

Флюгер позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Осадкомер - прибор для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

Дождемер – прибор для измерения количества осадков.

Предсказать погоду могут некоторые растения. Они заранее реагируют на изменение погоды.

• По-своему реагирует на погодные изменения клевер луговой. Его трехлопастные листики перед ненастьем складываются. А задолго перед улучшением погоды, когда небо еще пасмурное, они распрямляются.

• Фиалка душистая перед дождем прячет свои фиолетовые лепестки.

• Растения - "синоптики" редко ошибаются.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительно-проектировочный этап.

Срок реализации: сентябрь.

Цель:

1. Изучение научно-методической литературы по организации метеоплощадки в условиях дошкольного учреждения.

2.Совместный сбор информации: энциклопедии, интернет, познакомить с профессией синоптика;

3. Просмотр видеоролика «Метеостанция»;

4. Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием, побуждать детей к систематическим наблюдениям.

5. Установление оборудования, высадка цветов – барометров.

2.Практический этап:

Срок реализации: октябрь-март.

Земля и наши открытия.

а) зависимость климата в разных точках;

б) знакомство с компасом;

в) работа с флюгером и ветряными мельницами– определение наличия ветра, его направления и скорости.

Приборы-помощники.

а) работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха);

б) работа с барометром;

в) фиксирование результатов в «Дневнике погоды»

Цветы-синоптики на участке (клевер, фиалка, мать и мачеха, мальва, вьюнок, одуванчик).

а) посев цветов;

б) высадка на метеоплощадку.

Коллекция народных примет.

а) сказки о растениях;

б) схема «Растения – живые барометры».

Прогноз погоды.

а) предполагаемый;

б) фактический.

3. Обобщающе - результативный этап.

Срок реализации: апрель.

Цель:

Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов.

Ежедневное наблюдение за погодой и составление прогноза.

Результаты наблюдений фиксируются детьми в календаре природы и погоды.

4. Презентация проекта.

Срок реализации: май.

Открытая образовательная деятельность «У природы нет плохой погоды».

Презентация метеостанции для детей других групп.

План мероприятий.

№ п/п Направление Тема мероприятия Педагогические задачи

Форма проведения

1. «Познавательное развитие» 1)Что такое метеоплощадка?

Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием.

Презентация

2. «Познавательное развитие» 2)Что такое погода?

Знакомить с погодными явлениями. Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление».

3. «Познавательное развитие» 3)Народные приметы. Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду.

Беседа с использованием «Календаря природы»«Православного календаря»«Лунного календаря».

4. «Познавательное развитие» 4)Что такое компас?

5)Откуда дует ветер?

Формировать представление о частях света, познакомить с компасом.

Обучать детей работе с компасом.

Экскурсия в сад

Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада.

5. «Речевое развитие» 6)Загадки планеты Земля. Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца. Беседа-путешествие в «Планетарной комнате».

Вывод:

Дошкольники получили элементарные представления о

погоде и значении ее в жизни человека.

Приобрели навыки использования приборов -помощников для наблюдений и определения погоды.

Имеют простейшие представления о температуре воздуха, о силе и направлении ветра, об осадках в разные времена года.

Знакомы с приметами, пословицами, поговорками о погоде.

Имеют простейшие представления о метеорологии, как науки и профессии метеоролога.

Литература:

1. Владимирская Л. А. От осени до лета. – Учитель, 2015

2. Масленникова О. Н., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. –Волгоград: Учитель, 2012г

3. Н. А. Рыжова «Экологическое воспитание в детском саду» 2014 г.

4. Н. Г. Комратова «Мир,в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром» 2013 г.

5. Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг» 2012 г.

6. Л. А. Владимирская «От осени до лета» 2015 г.

7. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Т. ц. М., 2014

8. Е. А. Мартынова., И. М. Сучкова. Организация опытно экспериментальной деятельности детей 2-7 лет (тематическое планирование)«Учитель». Волгоград. 2011

9. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. 2012

10. Л. Д. Морозова. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Сфера. М. ,2013

11. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Арис-пресс. М. 2015.

12. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Сфера. М. ,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-творческий проект: «Необычное в обычном»

Художественно-творческий проект: «Необычное в обычном»...

Проект "Необычное в обычном"

Сопроводительный материал к презентации проекта "Необычное в обычном"....

Проект «Необычное в обычном»

Проект «Необычное в обычном»Вид проекта: познавательно – творческий. Цель проекта: подведение детей к понимаю того, что бросовый материал (мусор) можно использовать для создания...

Сертификат участника Городского конкурса образовательных видеороликов "Большая игротека" в рамках Городского проекта "Необычное в обычном"

Сертификат участника Городского конкурса образовательных видеороликов "Большая игротека" в рамках Городского проекта "Необычное в обычном"...

Проект "Необычное в обычном"

Творческая деятельность индивидуальна,а её формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей.Творческие задатки у разных детей разные. Они з...

Познавательно-исследовательский проект «Необычное в обычном»

Познавательно-исследовательский проект для детей средней группы «Необычное в обычном»...

Проект "Необычное в обычном"

Представлен опыт работы в проекте по мультипликации "Необычное в обычном"...