Статья на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста»
статья (младшая группа)

Кукаева Ольга Эдуардовна

Статья на тему:«Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kukaeva_o.e._docx.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Кукаева О.Э.,

Воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 97.

г. Иркутск

kukaewa.olga@yandex.ru

Статья на тему:

«Художественно-эстетическое развитие детей раннего
   возраста»

Ранний возраст – стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Все эти способности требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.

Цель: развитие у ребёнка способности видеть красоту   окружающего мира, искусства и создавать её.

Задачи:

  • развитие эстетического отношения к окружающему миру;
  • приобщение к изобразительным видам деятельности;
  • музыкальное развитие;
  • приобщение к театрализованной деятельности.

К художественно-эстетической деятельности относится:

  • изобразительная деятельность;
  • музыкальное восприятие,
  • восприятие художественной литературы;
  • конструктивно-модельная деятельность;
  • приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом.

Рисование и лепка.

Эти виды деятельности приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Изобразительная деятельность важна не только для овладения умением рисовать, но и для общего психического и личностного развития ребёнка.

          В процессе взаимодействия ребёнка с педагогом и детьми выстраиваются отношения, формируется личность человека. Успешное развитие таких качеств личности как:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • коммуникативность;
  • способность подчинять своё поведение элементарным правилам

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей:

  • развивается мелкая моторика пальцев рук;
  • развивается воображение детей;
  • формируются и развиваются навыки ручного труда;
  • дети учатся координировать движения рук;
  • приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Конструктивно-модельная деятельность.

Детей раннего возраста знакомят с кубиками, кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

Музыкальная деятельность.

Музыка в раннем возрасте – это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она необходима, как для воспитания и музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так и для развития речи, памяти, внимания.

Приобщение к художественной литературе.

Основная цель приобщения детей раннего возраста к искусству и художественной литературе – это развитие их эстетического восприятия.

У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание чувства прекрасного, развивается воображение. Посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями. Учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.

Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта (рисование кистью, красками) в своей работе использую нетрадиционные техники, считаю, что они больше привлекают внимание малышей. Нетрадиционные техники рисования в каждой группе свои: Ранний возраст — это рисование пальчиками, ватными палочками, методом штампа, рисование ладошками. 

Таким образом, художественно-эстетическое развитие занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

Свою статью я хотела бы закончить словами великого русского педагога В.А. Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

Список литературы:

1.Дудко Е.А. Рисуй со мной. - Санкт-Петербург, 2018г.

2.Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изо деятельности для детей раннего возраста. – Москва, 2007г.

3.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014г.

4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – Москва, 2009г.

         5.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

         6.Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Чтение книг для детей раннего возраста»

Когда нужно начинать читать ребенку книги?Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, чем раньше у малыша начинается знакомство  с книгами, тем быстрее он их полюбит, научится слуша...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Статья на тему «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

Восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Чаще всего они выделяют одно свойство предмета, которое бросается в глаза, не замечая других свойств. В этом возрасте ребенок ...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Конспект занятия по формированию художественно-эстетического вкуса у детей раннего возраста

Цель занятия:познакомить детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками,воспитывать интерес к рисованию,развивать воображение, эстет...